Характеристика рынка сельскохозяйственной продукции
Аграрный рынок – составная часть единого рынка страны, под которым понимают сферу обмена продуктами сельского хозяйства между производителями и потребителями.
Аграрный рынок включает специализированные рынки:
– Рынок сельскохозяйственной продукции.
– Рынок земли.
– Рынок средств производства.
– Рынок труда.
Сельскохозяйственные товары были первыми товарами, торговля которыми началась на организованных рынках.
Номенклатура биржевых сельскохозяйственных товаров весьма многообразна и включает следующие основные группы:
– масличные культуры, среди которых выделяются соя, бобы и продукты переработки сои;
– зерновые культуры;
– пищевкусовые товары (кофе, какао-бобы, сахар);
– текстильное сырье и пряжа;
– продукция животноводства и живой скот;
– концентрат апельсинового сока, картофель
– некоторые другие более мелкие ассортиментные единицы.
Ниже приводится ряд замечаний общего характера о влиянии различных факторов на биржевые цены. Товарные запасы некоторых сельскохозяйственных продуктов имеют ярко выраженную сезонность и зависят от погодных условий. Например, сильная засуха в Украине вызовет огромные последствия, когда биржевые трейдеры отреагируют на возможность снижения предложения на рынке зерна. Однако не все рынки сельскохозяйственных продуктов так сильно зависят от погодных условий. Например, сырьем для сахара являются сахарная свекла и тростник, произрастающие в самых разных регионах страны. Другим важным фактором, влияющим на цены, является деятельность различных торговых организаций таких, как Международная организация стран-производителей зерна. Подобные организации могут устанавливать своим членам квоты на поставки товаров с целью повышения цен. Хотя влияние этих организаций в последние годы ослабло, трейдеры все же реагируют на их официальные заявления. Важную роль, наконец, играют субсидии правительственных или над правительственных органов, эти органы часто диктуют искусственные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию.
По видам продукции рынки бывают:
– Рынок зерна.
– Рынок картофеля и овощей.
– Рынок мяса и мясопродуктов.
– Рынок молока и молокопродуктов
Особенности рынка сельскохозяйственной продукции:
– Предложение зависит от погодных условий.
– Ограниченные возможности за качеством и количеством продукции.
– Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию.
– Большой объем продукции и ее скоропортящийся характер вызывает необходимость строительства хранилищ и реализация в максимально сжатые сроки.
– Сосредоточение потребления продукции в городах.
Каналы реализации продукции:
– Продажа государству.
– Продажа через рынки.
– Реализация своим работникам.
– Продажа заготовительным организациям.
Сельскохозяйственный рынок – это место сбыта сельскохозяйственных товаров и услуг предприятия. Он объединяет реальных и потенциальных потребителей, предлагаемые предприятиями товары и услуги. Росту эффективности в сельском хозяйстве и в сфере сбыта аграрных продуктов могут содействовать государственные мероприятия по регулированию сельскохозяйственных рынков. Существует различный спрос на продукцию.
Платежеспособный спрос представляет совокупную потребность страны (региона) в продукции сельского хозяйства различного ассортимента на соответствующий период, определяемую платежеспособностью покупателей. Ими являются государство, заготовительные и посреднические организации, перерабатывающие предприятие, население.
Фактический совокупный спрос является количественным выражением фактического расхода.
Неудовлетворительный спрос выявляют путем сопоставления фактического расхода с совокупным спросом. Рынок состоит из многих потребителей с разными запросами, поэтому важна его сегментация по потребителям.
Существует три основных сегмента рынка зерна, выделенных по территориальному признаку, видовому составу, характеру использования или сфере применения. Каждый сегмент должен быть достаточно дифференцированным, учитывать запросы отдельных групп потребителей. Территориальная сегментация предполагает деление рынка на административные единицы. Сегмент рынка по видовому составу зерна выявляет потребности в отдельных его видах – пшенице, кукурузе, рисе и др. Сегментация по характеру использования делит рынок на потребителей зерна, используемого на продовольственные нужды, фураж, семена, техническую переработку.
Основная масса зерна почти в равных долях реализуется через собственные магазины, по бартеру, населению через систему общепита, включая выдачу в счет оплаты труда, и заготовительным организациям.
Формирование определенного уровня урожая и его качества – результат взаимодействия генотипа с условиями среды в течение всего периода онтогенеза. Знание закономерностей такого взаимодействия играет важную роль при выяснении целесообразности размещения сортов в различных почвенно-климатических зонах, а также при генетико-селекционной их оценке по параметрам экологической пластичности.
Для решения вопросов, связанных с повышением качества зерна пшеницы, необходимо учитывать степень влияния различных факторов на основные технологические показатели.
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности украинской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными задачами указанного направления является увеличение доли украинской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.