Характеристика хозяйства Северо-Западного района РФ
Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри - и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.
Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: он - многопрофильный, исторически развивается без наличия металлургической базы (тяжелое машиностроение). Пик развития данного комплекса пришелся на 30-е годы - 40% машиностроения давал Санкт-Петербургский промышленный узел, сейчас только 16%. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения ориентированы на высококвалифицированные трудовые кадры.
Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:
Производство корпусов машин
Производство узлов и деталей, запчастей
Чугунное и стальное литье
Сборка
Ведущие отрасли машиностроения:
Судостроение
Электротехническое машиностроение
Энергетическое машиностроение
Тракторное машиностроение
Сельскохозяйственное машиностроение
Приборостроение
Станкостроение
Электронная промышленность
Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод "Электросила" (производство мощных генераторов для тепловых и гидравлических электростанций, Кировский завод (производство мощных тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы), объединение "ЛОМО" (оптико-механическая продукция), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения, так же такие учреждения как ОАО “МК Сплав”, ОАО “Агрокабель”, ФГУП “123 АРЗ”, ЗАО “Новтрак”, ООО “Юпитер”, ЗАО “ДС Контролз”, ООО “Эльбор-Чиза”, ОАО “Мстатор”, ОАО “Спектр”, ООО “Бакаут”, ОАО “Трансвит”.
Значительная роль в специализации района принадлежит химическому комплексу:
Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов.
Основными видами выпускаемой продукции являются минеральные удобрения, синтетические моющие средства, серная кислота, бензол, пластмассовые изделия и другие. Объемы производства продукции в отрасли за последние три года возросли в 1,5 раза, что обусловлено значительными объемами инвестиций, направляемых в реконструкцию производств и организацию выпуска современной, конкурентоспособной продукции - преимущественно на таких предприятиях как ООО "ПГ "Фосфорит", ОАО "Хенкель-Эра", ЗАО "Метахим", ОАО “Акрон”, ОАО “Урса-Чудово”, ОАО “Новгородский завод стекловолокна" и других. На таких предприятиях как ООО "Роквул Север", ОАО "Ленстройкерамика", ОАО "Нефрит - керамика", ЗАО "Кварц", ОАО "Цесла", ЗАО "Веда-Пак", ОАО "Киришский стекольный завод" и другие, производят кирпич, цемент, материалы стеновые, плитку керамическую для внутренней облицовки стен и другие виды продукции. Учитывая потребность внутреннего рынка в строительных материалах, в связи с активизацией промышленного и гражданского строительства планируется строительство ряда новых предприятий по производству цемента и других видов продукции. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств. Доля этой отрасли в промышленном производстве составляет аж 23,9%.
Получил развитие в районе лесной комплекс. Доля этого комплекса в общем производстве составляет 17,7%. Потребности региона в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера.
Он представлен всеми стадиями:
заготовка
лесопиление
деревообработка
переработка древесины
и производит:
пиломатериалы
фанеру
древесно-волокнистые плиты
мебель
бумагу и т.д.
Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов. Этот комплекс представлен такими предприятиями как ООО "Свирь-Тимбер", ООО "Сведвуд-Тихвин", ООО "Усть-Лужский деревообрабатывающий комбинат", ООО "МММ "Ефимовский", ЗАО СП “Чудово RWS”, ОАО “Парфинский фанкомбинат”, ООО “Амкор Ренч Новгород”, ООО “Мадок”, ООО “Пестово-Ново”, ООО "Дула Ру" (Германия). Также введено в эксплуатацию новое предприятие ООО "Великолужская экологическая компания" по производству топливных гранул (пеллет) из древесины.
Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра - Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.
Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.
Развитию текстильной промышленности в районе способствовало приморское положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. До 90-х годов предприятия текстильной промышленности работали на сырье из Средней Азии и Египта. В районе развито ткачество, отделка, швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области. Основные товары, производимые предприятиями легкой промышленности: льняные ткани, скатерти и салфетки, льняные простыни, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, швейные изделия (мужские костюмы, брюки, пиджаки, женские костюмы, платья, брюки, юбки, спортивные костюмы, куртки и т.д.), кожгалантерейные изделия, обувь кожаная и резиновая.
В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.
Основная часть топливно-энергетического комплекса - теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе - Печорском и Донецком. Собственные энергетические мощности обеспечивают потребности области в электроэнергии на 25%. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.
Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах. Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки - ГТУ.
Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.
Топливно-энергетический комплекс.
Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично. Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место производство алюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализующих установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.
Сельское хозяйство занимает центральное место в агропромышленном комплексе района и играет подчиненную роль в промышленности. Главная роль сельского хозяйства - удовлетворение потребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах - картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область). Основная доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область. До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясной продукции, свеже - и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов - ржи, ячменя и овса. Сейчас, помимо перечисленного, в регионе занимаются также производством кондитерских и макаронный изделий, винно-водочных изделий и безалкогольных напитков, табака.
В АПК Северо-западного района рост производства связан с:
укреплением межрегиональных связей
развитием предпринимательства на селе
многообразием форм собственности
созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.
Итак, обрабатывающее производство занимает порядка 75% всего объема промышленного производства региона.
Доля пищевой промышленности в производстве составляет 17,7%.
Наиболее крупные предприятия отрасли: ОАО “Лактис”, ООО “Новгородский бекон”, ЗАО “Дирол-Кэдбери”, ОАО “Великоновгородский мясной двор”, ОАО “Дека”, ОАО “Алкон”, ООО “Лакто-Новгород”, ЗАО "Филип Моррис Ижора", ООО "Крафт Фудс", ООО "Невские пороги", ЗАО "Веда", ЗАО "Гатчинский комбикормовый завод", ОАО "Великолукский мясоперерабатывающий комбинат".
Основные экономические показатели
Ленинградская область:
Удельный ее вес за 2007 год составил 1,2%ВРП
За 2008г:
По объему продукции сельского хозяйства - 1,6%
По объему промышленного производства - 1,5%
По объему розничного товарооборота - 0,8%
По объему инвестиций в основной капитал - 1,9%
Новгородская область:
Удельный вес области в общероссийских экономических показателях составляет:
По ВРП - 0,3% (за 2007г)
По объему продукции сельского хозяйства - 0,3%
По объему промышленного производства - 0,4%
По объему розничного товарооборота - 0,3%
По объему инвестиций в основной капитал - 0,4%
Уровень безработицы по методологии МОТ за 2008г равен 4,9%
Псковская область:
По ВРП - 0,2% (за 2007г)
По объему продукции сельского хозяйства - 0,3%
По объему промышленного производства - 0,2%
По объему розничного товарооборота - 0,4%
По объему инвестиций в основной капитал - 0,2%
Уровень безработицы по методологии МОТ за 2008г равен 6,8%
Транспорт и экономические связи.
Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург - 1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта - железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия" через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).
Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.