Хирургия ветеринарной медицины

Понятие о хирургии ветеринарной медицины

Хирургия – наука, изучающая заболевания, для лечения которых кроме общеврачебных (различных химических, физических и биологических мер) требуется применение механических приемов т.е. хирургических операций.

В настоящее время ветеринарная хирургия слагается из пяти самостоятельных дисциплин: оперативная хирургия с топографической анатомией, общая хирургия, частная хирургия, ортопедия и офтальмология.

Самостоятельным разделом хирургии является военно-полевая хирургия, изучающая боевые поражения животных и организацию лечебно-хирургической работы в условиях военных действий. В современных условиях военно-полевая хирургия изучает и разрабатывает лечебно-профилактические мероприятия при ожогах и травмах, сочетающихся с радиационными поражениями.

Оперативная хирургия изучает топографическую анатомию, правила и способы оперативных вмешательств, применяемых с целью восстановления продуктивности или работоспособности больных животных или же повышение продуктивности здорового.

Курс оперативной хирургии разделяется на общую и специальную части. В первой излагаются общие данные о дисциплине животных, хирургической операции, элементарные оперативные приемы, из которых слагается хирургическая операция, методы обезболивания, профилактики хирургической инфекции, техника наложения повязок, введение лекарственных веществ и т.д. В специальной части изучаются топографические данные и различные хирургические операции, производимые в каждой области тела животного.

Общая хирургия – наука, изучающая хирургическую патологию и методы ее устранения (лечения), которые являются общими для всего организма группы органов или системы тканей. Общая хирургия изучает общие закономерности развития хирургической патологии, дает общие сведения по хирургической патологии заболеваний, которые приходится наблюдать в клинике, на ферме, в целом на практике патология болезненных форм излагается в общей хирургии по анатомическим системам.

Частная хирургия занимается изучением хирургических заболеваний отдельных областей и органов тела животного при рассмотрении того или иного заболевания уделяется особое внимание изучению условий его развития, частных клинических признаков, специальных методов исследований, дифференциальной диагностики, особенностей лечения и профилактики. В частной хирургии изучается андрология.

Ортопедия ветеринарной медицины изучает анатомо-топографическое строение пальцев и копыт однокопытных животных, биомеханику копыт (копытец), ортопедическое исправление дистальной части конечности, подковывание, методы исследования, причины возникновения болезней, патогенез клинические признаки, диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и меры профилактики.

Предупреждение и ликвидация ортопедической патологии является одной из важных проблем в клинической ветеринарной медицине об этом свидетельствует создание международного совета по заболеваниям пальцев у животных, периодическое проведение международных конгрессов и симпозиумов посвященных вопросу недопущения и ликвидации болезней пальцев у животных.

Офтальмология ветеринарной медицины изучает анатомо-топографическое строение органа зрения, методы исследования, функциональные изменения, причины возникновения болезней, патогенез, клинические признаки, диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и меры профилактики.

При изучении дисциплин хирургического цикла студенту необходимы твердые знания по анатомии, гистологии, физиологии, химии, биохимии, микробиологии, фармакологии, клинической диагностике. Весьма конкретная связь хирургии с физикой, биофизикой. Хорошие знания по физике облегчают диагностику многих заболеваний (повреждение костей, суставов, применение лучистой энергии, физиотерапии). Знание оптики необходимы в офтальмологии.

Все это поможет рациональному применению средств при лечении и методов профилактики. Необходимо лечить не болезнь, а больное животное.

Если фельдшер ветеринарной медицины знает методы лабораторной и клинической диагностики, он не совершит диагностической ошибки и не применит по шаблону лечебные средства. Н. И. Пирогов (1810-1881) писал: «Шаблон – это врач врачебного мышления и губитель врачебного искусства».

Роль и задачи хирургии ветеринарной медицины

Ветеринарная хирургия является теоретической и прикладной наукой со специфическими методами профилактики и лечения хирургических болезней у животных и находит применение во всех сферах практической деятельности фельдшера ветеринарной медицины в эпизоотологии, паразитологии, внутренних незаразных болезней, акушерстве, гинекологии. При этом имеет свою специфическую область применения.

Современная хирургия является сложным предметом, в котором не только используются хирургический метод, но изучаются физиологические функции больного организма при обнаружении нарушений применяются самые различные механические, физические, химические и биологические меры к их восстановлению.

Хирургия изучает группу воспалительных болезней, которые составляют примерно 94-96%, все виды травматизма, внешние и внутренние причины способствующие его возникновению, группу заболеваний вызванных нарушение обмена веществ, опухоли. Особое внимание они уделяют хирургической инфекции, нередко приносящий огромный экономический ущерб животноводству, разрабатывает и внедряет в практику массовые экономические хирургические операции (кастрации хирургические методы воздействия на некоторые виды желез внутренней секреции) эффективные патогенетические воздействия на животный организм с лечебной и стимулирующей целью.

Неизмеримо велика роль хирургии, ортопедии и офтальмологии среди других клинических дисциплин в связи со значительным распространением хирургических болезней органов движения и глаз у продуктивных животных во всех хозяйствах коллективного и индивидуального пользования, особенно промышленного типа при интенсивном получении животноводческой продукции.

Таким образом хирургия, ортопедия, офтальмология в формировании фельдшера ветеринарной медицины является одной из основных клинических дисциплин. Это древнейшая наука, которая является важным клиническим предметом без которого немыслима подготовка высококвалифицированного специалиста ветеринарной медицины.

Хирургическую патологию нужно изучать с научно-экономических позиций. С этой целью необходимо решать следующие задачи:

1. Восстановление и повышение продуктивности животных или их эксплуатацию.

2. Содействие быстрому воспроизводству стада.

3. Качественное и количественное улучшение мясной, шерстной и молочной продуктивности животных.

4. Проводить организационно-профилактические мероприятия (периодический клинический осмотр в сочетании с комплексной диспансеризацией) направленную на предупреждение травматизма, хирургической патологии, хирургической инфекции и стрессовых состояний животных.

5. Изучить новые формы лекарственных средств их воздействие на организм животных.

6. Усовершенствовать имеющиеся и изыскивать новые простые и доступные способы обезболивания и временного обездвиживания животных для обследования профилактической и лечебной обработки, транспортировки и т.д.

7. Изучить и внедрить в практику новые средства подавляющие хирургическую инфекцию.

8. Внедрить новые методы клинического воздействия на организм животных – магнитотерапию, рефлексотерапию, лазеротерапию, ультрафиолетовое облучение крови, ультразвуковой генератор и др. Источники энергии с целью повышения иммунологической устойчивости, продуктивности, плодовитости и т.д.

9. Всесторонне изучить воздействие радиации на организм животных.

Выполнение в какой-то мере перечня задач позволит сохранить здоровье животных, профилактировать клиническую патологию и таким образом увеличить воспроизводство стада и его продуктивность.

Краткая история хирургии ветеринарной медицины

Слово "хирургия" соответствует буквальному переводу с греческого языка: cheir - рука, ergon - действие, т. е. означает "рукодействие", ремесло, мастерство. Понимание хирургии в таком смысле не отвечает современному содержанию ее, резко сужает объем этой важной клинической дисциплины, умаляет роль хирурга как врача и ученого.

Указанное расхождение между названием дисциплины и содержанием ее имеет исторические корни. Элементарная хирургическая помощь, несомненно, оказывалась и в самые отдаленные исторические времена, много тысячелетий назад. Тогда хирургия стояла на очень низком уровне: это могли быть лишь элементарные виды хирургической помощи, как, например, остановка кровотечения, удаление вонзившейся стрелы и др. Хирургия сводилась, с одной стороны, к оказанию экстренной помощи, а с другой — к устранению лишь видимых признаков заболевания (рана, кровотечение, вывих и т. д.). Другими словами, лечебные функции ограничивались несложными приемами механического характера без применения других методов лечения, какими в настоящее время пользуются все врачи (лекарство, физиотерапия, диета и другие виды общего и специального лечения). Особенности характера работы хирурга того времени и обусловили название его специальности как "рукодействие", мастерство. Этим же объясняется неправильное, с современной точки зрения, противопоставление внутренних болезней хирургическим. Это соответствовало той эпохе, когда врачи лечили больных, а хирурги ограничивались лишь механическими приемами лечения по их указанию.

Исторический путь развития хирургии охватывает тысячелетия, его условно можно разделить на три периода:

1. Период стихийных и эмпирических знаний. Стихийно зарождались элементы хирургии в доисторическую эпоху человечества (знахарство, суеверие, фантазии, заговоры). При огнестрельных ранениях лечили оружие.

2. Анатомический период XVI в. Появилась замечательная книга А. Везалия (1514—1564) "О строении человеческого тела" (1543) - результат огромной работы по вскрытию трупов людей и животных. Пути развития хирургии быстро расширились после открытия В. Гарвеем (1578—1657) законов кровообращения. А. Левенгук (1632—1723) сконструировал увеличительный прибор типа микроскопа, давший увеличение до 270 раз, с помощью которого проведен ряд исследований. Однако основателем гистологии считается М. Биша (1771-1802), описавший 21 ткань.

3. Клиника. Экспериментальный период, который делится на:

а) доантисептический период.

В то время, когда бактериологической науки еще не было, не существовало и хирургии. Однако нагноение случайных и операционных ран, хирургическое вмешательство давали огромный процент смертельных осложнений. Смертность больных была колоссальной даже после ничтожных операций. Известный французский хирург А. Вельпо говорил: "Уколом булавки мы создаем дорогу смерти". Когда сам Вельпо заболел эмпиемой плевры и возникла необходимость произвести операцию резекции ребра, он отказался от нее, так как ясно сознавал, что смерть после операции неизбежна.

В 1854 г. Н. И. Пирогов писал по поводу острогнойного отека, которым нередко осложнялось оперативное вмешательство: "Я столько терпел и терплю от этой козни, что мог написать целую книгу, но не делаю этого потому, что ничего положительного не знаю об этой страшной болезни. Если я оглянусь на кладбище, где похоронены зараженные в госпиталях, то не знаю, чему больше удивляться, стоицизму ли хирургов, занимающихся изобретением новых операций, или доверию, которым продолжают еще пользоваться госпитали у правительства и общества".

Обычным перевязочным материалом, которым пользовались хирурги при перевязке ран и остановке кровотечения, была корпия. Она представляла собой расщепленную на отдельные нити полотняную ветошь. Обмывание ран производили настоем из пыльных ароматические трав. Настой хранили в деревянных лоханях, в них же держали и губки.

Хирург надевал перед операцией небольшой фартук, чтобы не запачкать свой костюм. Руки перед операцией не обрабатывал. Чистые, в житейском смысле слова, хирургические инструменты никакой предварительной обработке не подвергались. Инструменты подавал хирургу фельдшер, стоя на коленях. Для перевязки сосудов и как шовный материал использовали красный шелк, который специально не готовили.

В течение всего доантисептического периода хирурги были убеждены, что нагноение, омертвение тканей и другие раневые осложнения происходят под влиянием атмосферного воздуха и успешная борьба с ними не может быть достигнута никакими способами и средствами;

б) антисептический период.

Исследованиями Л. Пастера (1822—1895) было установлено, что учение о гнилостных свойствах атмосферного воздуха ошибочно. Кислород воздуха, который считали главным возбудителем процессов нагноения, сам по себе не может оказать какого-либо влияния на возникновения этих процессов. Брожение и разложение органических веществ вызывается не видимыми для невооруженного глаза мельчайшими живыми существами, находящимися повсюду и попадающими из воздуха в органическую среду, где и происходят указанные процессы. Если организованные элементы будут обезврежены в воздухе, то брожение и разложение органических веществ не наступает.

Хирург Д. Листер (1827-1912) увидел в исследованиях Л. Пастера путь, по которому следует идти при выяснении причины нагноений и других раневых осложнений: "Только теперь кажется мне возможным оградить поврежденные части от разложения при помощи повязки, составные части которой могли бы уничтожить жизнь этих микроскопических организмов".

Убедившись еще в 1865 г., что усиленное проветривание больничных палат, многократное обмывание рук водой во время операций и частая смена повязок не достигает цели, Д. Листер стал широко применять карболовую кислоту. Он брал кусок полотна, пропитывал его карболовой кислотой, вводил его во все углубления полости раны. Затем накладывал на рану еще два слоя такого же полотна, закрывал сверху куском цинка, имевшим форму блюда, с таким расчетом, чтобы углубление цинковой покрышки располагалось над раной. Края этой покрышки, прилегавшие к окружности раны, закрепляли бинтами. Операционное поле покрывали намоченной в карболовой кислоте завесой, которую приподнимали, когда нужно было разрезать ткани. Из-за боязни заражения ран организованными существами из воздуха раствор карболовой кислоты применяли во время операций и перевязок посредством распыления. Раствор карболовой кислоты использовали также для обмывания рук и обработки лигатурного материала.

Д. Листер впервые перевязал погружной лигатурой сонную артерию у лошади, а затем стал систематически пользоваться этим способом у своих больных, тогда как до него псе лигатурные концы оставались длинными и отторгались имеете с омертвевшей частью перевязанного сосуда.

В дальнейшем концентрированные растворы карболовой кислоты были заменены 5 %-ным раствором той же кислоты и видоизменена повязка.

В 70-е гг. XIX в. в ветеринарной хирургии в качестве перевязочного материала использовали паклю, корпию и вату. О марле в то время не упоминалось. Антисептическим средствам уделялось мало внимания.

Листеровский способ лечения в том виде, в котором его применяли в клинической медицине, не использовали в ветеринарной практике по экономическим соображениям.

Однако в 90-х гг. XIX в. уже обращали большое внимание на дезинфекцию рук и операционного поля при операциях. Руки обмывали в течение 3—5 мин теплой водой с мылом, затем погружали на 2 мин в 5 %-ный раствор карболовой кислоты. Хирургические инструменты подвергали предварительной механической очистке, а затем опускали на 3—4 мин в 3 %-ный раствор той же кислоты.

После того как метод Д. Листера получил широкую известность, стали все больше и больше выясняться его отрицательные стороны.

Еще Д. Листер делал попытку заменить карболовую кислоту другими, менее раздражающими антисептическими средствами — салициловой кислотой, сулемой, борной кислотой и т. д.

Асептический период пришел на смену антисептическому в 1888 г.

Двадцатилетний опыт применения карболовой кислоты при лечении ран показал, что бактерицидная сила этого средства не так велика, как предполагали раньше. Замена карболовой кислоты другими антисептическими средствами не устраняла опасности повреждения живых тканей и развития тяжелой раневой инфекции. Сам Листер пришел к убеждению, что организм способен сам защищать себя от микробов и поэтому необходимо всемерно охранять его защитные силы.

В 1878 г. стали впервые кипятить шелк в 5 %-ном растворе карболовой кислоты и подвергать кипячению хирургические инструменты.

В ветеринарной хирургии асептический метод долгое время считался дорогим, трудно осуществимым и не всегда необходимым. Еще недавно многие ветврачи, а некоторые и сейчас, бравировали высокой сопротивляемостью животных к инфекции и явно пренебрегали асептикой. Опыт и наблюдения показывают, что проведение асептики у животных необходимо.

В XVIII в. Россия вступила на путь быстрого экономического и культурного развития. Государственные реформы Петра I значительно содействовали развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и науки. Петр I большое внимание уделял развитию ветеринарного дела и подготовке ветеринарных кадров. Ветеринарию он называл "доброй наукою".

В первой половине XVIII в. им был издан ряд указов по ветеринарии и подготовке ветеринарных кадров: "О наборе в полки коновалов" (1707), "Об устройстве ветеринарных и скотоводческих училищ" (1708) и др.

В 1733 г. при Главной конюшенной канцелярии под Москвой была организована первая в России Хорошевская конюшенная школа. В ней обучали латинскому языку 50 мальчиков 12—15-летнего возраста, чтобы потом передать их коновалам для специального обучения.

В 1803 г. были открыты специальные "скотоврачебные" училища, которые имели задачей снабдить кавалерию искусными коновалами и кузнецами. В 1808 г. было открыто ветеринарное отделение при медико-хирургической академии в Москве и Санкт-Петербурге. Студенты ветеринарного отделения обучались четыре года. Они имели право изучить медицинские науки, а студенты медицинского отделения — ветеринарные. Одни и те же преподаватели вели занятия и читали лекции на обоих отделениях.

В 1839 г. профессором Санкт-Петербургской медико-хирургической академии В. И. Всеволодовым была впервые издана "Зоохирургия, или рукодеятельная ветеринарная наука в пользу российских ветеринарных врачей и для руководства при преподавании учащихся в Академии".

В 1835 г. была основана Высшая практическая ветеринарная школа в Харькове; в 1848 г. — ветеринарный институт в Дерите. В 1851 г. Высшая практическая ветеринарная школа в Харькове была переименована в Харьковский ветеринарный институт.

Хирургию вели видные ученые, которые оставили в этой области неизгладимый след для настоящего и будущего поколений: М. А. Мальцев, В. А. Герман, И. И. Магда, И. И. Воронин, автор учебников по оперативной хирургии с топографической анатомией.

С 70-х гг. XIX в. высшее ветеринарное образование стало обособляться от медицинского. Из ветеринарных школ создавались первые ветеринарные институты. Заново открыт Казанский ветеринарный институт, в 1883 г. была реорганизована в институт Варшавская ветеринарная школа,

В Юрьевском (Дерптском) ветеринарном институте кафедру хирургии возглавил С. С. Евсеенко (1850—1915). Он по праву считается основоположником русской ветеринар ной военно-полевой хирургии.