Хозяйство на островах Канадского Арктического архипелага

Население Канадского Арктического архипелага размещено в нескольких городах расположенных в прибрежных районах и приуроченных в основном к метеорологическим станциям и военным базам. Города небольшие - каждый 1000 -2500 человек. В этническом составе выделяются две группы - это эскимосы (коренное население) и англо - канадцы.

Транспортная сеть развита очень слабо. На островах архипелага нет железных или безрельсовых дорог. Так же нет здесь и судоходных рек. Существует всего один морской путь, проложенный между двумя городами Арктик-Бей и Клайд на острове Баффинова Земля.

Разведка полезных ископаемых, а также административная и военная деятельность почти полностью изменили способы передвижения в Арктике. Авиация, от маленьких одномоторных до громадных грузовых и пассажирских реактивных самолетов, обеспечивает надежную связь даже с самыми отдаленными поселениями. Мощные атомные ледоколы позволили соответственно продлевать сроки навигации. Атомные подводные лодки регулярно курсируют под паковыми льдами Арктики. Значительно улучшились системы связи. Сегодня прием телесигнала со спутника возможен почти во всех поселениях. Разные правительственные программы и административные мероприятия направлены на расширение сети постоянных поселений и постепенную ликвидацию мелких населенных пунктов.

Местное население в основном занимается промыслом морских животных и охотой.

Хозяйственное значение почвенно-растительного покрова зоны тундр сравнительно невелико, главным образом из-за очень слабой освоенности Канадского Арктического.

Самую большую роль среди почвенно-растительных ресурсов всей зоны тундры играют лишайники. Они служат основным зимним кормом северному оленю, имеющему огромное значение в хозяйственной жизни всех северных стран. Лишайник обладает большой питательностью. В повседневной жизни он не употребляется человеком, но во время полевых работ в тундре многие участники экспедиций спасаясь от голодной смерти, питались лишайниками. Лишайники могут использоваться и как топливо.

Как топливо используются кустарники ив, ольхи, карликовая березка, многочисленные ягодные кустарнички, а также широко распространенная по всей Арктики Кассиопея, которая содержит так много смолистых веществ, что горит даже в очень влажном состоянии.

Однако наиболее важным топливным ресурсом в тундре следует считать торф, образующийся под ассоциациями мохово-кустарничковой и кочкарной тундры.

Его добыча и использование должно сокращаться, т.к. использование его местным населением приводит к нежелательным экологическим нарушениям:

- при добыче нарушается растительный и почвенный покров в тундре, который в связи с суровыми климатическими условиями восстанавливается очень медленно.

- торф- топливо низкокалорийное, но при этом высокозольное, т. е. требуются большие по добыче объёмы этого топлива, и при его сжигании образуется много отходов ( СО, СО2, NO) и зольный остаток.

К тому же накопление торфа в тундре идёт значительно медленнее, чем в других климатических зонах, и слой торфа не достигает большой мощности. Его полная выработка может привести к экологическому кризису. В настоящее время эта проблема потеряла остроту, т.к. торф добывается только эскимосами для местных нужд. Поселения же канадцев в пределах тундры (военные базы, метеостанции и т.п.) обеспечиваются привозным высококалорийным топливом.

Среди растений канадского Севера многие съедобны. Эскимосы в большом количестве употребляют в пищу тундровые ягоды - чернику, водянику, морошку, листья камнеломок и щавеля, а также клубни «эскимосского картофеля».

Одним из основных видов хозяйственной деятельности аборигенов является охота на северных оленей. Полярный карибу приурочен к крайним, северным островам. Численность его очень невелика.

Хозяйственное значение северного оленя огромно. Охотой на оленя заняты 25 тыс. эскимосов и индейцев, проживающих на севере. Она доставляет им почти все необходимое для жизни.

Уменьшение поголовья диких оленей в послевоенные годы в ряде районов Лабрадора и на Баффиновой Земле тяжело отразилось на жизни местного населения.

Все большее освоение северных районов Канады ставит под угрозу существование диких оленей. В связи с этим возникает необходимость сохранения и умножения численности оленьих стад. В рамках программ по сохранению фауны тундры канадскими исследователями проводились работы по изучению состояния оленьих стад в основном районе и распространения—в центре материковой тундры.

Каждое стадо оленей придерживается более или менее определенных участков, так сказать своих пастбищ. Летом оленьи стада пасутся в тундре, по долинам рек и по берегам озер, где они находят обильный корм. В составе летних кормов северного оленя преобладают зеленые листья ив и карликовой березы, а также многочисленные травы и осоки, особенно пышно разрастающиеся в увлажненных местах.

На зиму оленьи стада перекочевывают в таежную зону. Как правило, они не заходят далеко на юг, а обычно держатся близ края леса, в полосе разреженных лишайниковых лесов, столь типичных для канадской лесотундры и северной тайги. Как и летом, олени концентрируются близ озер и ручьев, где помимо лишайников, основного их корма в это время, они находят веточные корма (ива, осина) и сухие травы.

Весной и осенью происходят грандиозные перекочевки оленьих стад между их зимними и летними пастбищами. Миграции оленей происходят не только из-за изменений в условиях добычи пищи. Сильные ветры в тундре зимой заставляют оленей искать укрытия в лесу, обилие же в тайге кровососущих насекомых летом способствует передвижению оленей в пределы тундры.

Вслед за оленьими стадами кочуют охотники эскимосы и индейцы, промышляющие оленей в течение всего года. Особенно активно охота на оленей ведется во время осенней миграции, когда оленье мясо может заготовляться впрок и качество шкур очень высокое.

В канадской тундре ежегодно отстреливается около 100 тыс. оленей. Около 35 тыс. оленей истребляется волками, а еще 35 тыс. гибнет от болезней и других причин. В то же время ежегодный прирост оленей не превышает 150 тыс. голов. Следовательно, с каждым годом происходит прогрессивное уменьшение числа оленей. Однако существующего поголовья вполне достаточно для удовлетворения основных нужд местного населения. При этом надо отметить, что потребность в оленях должна уменьшаться, так как северные районы все лучше обеспечиваются привозной одеждой и продуктами питания.

Сохранению и развитию поголовья оленей способствовало бы и уменьшение нерациональных потерь забитых животных. Это может быть достигнуто прежде всего усовершенствованием охотничьей техники, установлением более рациональных сроков отстрела оленей и улучшением методов хранения запасов мяса. Наибольшие потери происходят в результате излишнего отстрела оленей поздним летом только ради шкур. Много оленей погибает из-за неопытности стрелков: раненые, животные уходят и гибнут. Плохо защищенные склады оленины нередко становятся добычей хищников.

Важным методом борьбы за сохранность поголовья диких оленей, кроме контроля за отстрелом, является борьба с волками, уничтожающими в тундре огромное количество этих животных. Кроме того, большое значение имеет охрана зимних оленьих пастбищ — ягельников от пожаров, так как они очень долго и с трудом восстанавливаются после огня.

Песец — главное промысловое животное канадской тундры. Здесь ежегодно добывается не менее 20—30 тыс. шкурок этого зверя. Основные районы песцового промысла находятся в центральных частях материковой тундры, на северном Лабрадоре и Баффиновой Земле. Численность песца очень сильно колеблется год от года. Это связано с обилием или недостатком пиши, определяющимся главным образом численностью леммингов, а также с массовыми эпидемиями, в результате которых гибнет огромное количество песцов. Все это отражается и на успешности песцового промысла. Наиболее ценным считается мех голубого песца, однако он довольно редок.

Водоплавающая дичь, столь многочисленная в тундре, служит предметом охоты и высокосортным продуктом питания для местных жителей и пришлого населения.

Сельское хозяйство имеет очаги развития только на крайнем юге острова Баффинова земля.

Экономические интересы, которые прежде концентрировались в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного в 2000 - 2001 году район канадского арктического архипелага признан одним из перспективных в будущем по добыче нефти и природного газа. В Канадской Арктике в 1980-ых были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня, при котором применение дорогостоящего оборудования оправдано с экономической точки зрения. Однако в настоящий момент рассматриваются проекты по возобновлению добычи полезных ископаемых.

Разработка месторождений нефти, газа и некоторых рудных ископаемых сдерживается в связи с высокой нагрузкой при этих работах на природу тундровой зоны. Как известно здесь очень медленно восстанавливаются и без того небольшие растительный и почвенный покровы.

В современном мире проблема изменения тундры и приполярных областей стоит довольно остро, т. к. при нарастающем освоении этого региона человеком происходит уничтожение животного и растительного мира, загрязнение атмосферы и вод промышленными отходами, загрязнение океанов при авариях на нефтяных танкерах и атомными подлодками. Все эти аспекты ставят перед человечеством, а конкретно перед правительством Канады вопросы о целесообразности этого освоения и мерах по сохранению экологического баланса на островах Канадского Арктического архипелага.

В связи с этим было принято ряд мер по охране природы на островах:

- на острове Баффинова Земля возле одного из ледниковых куполов был создан заповедник Баффин – Айленд

- проводится исследование поголовья северных оленей и песца, контроль за их отстрелом и меры по его регулированию.

- контролируется численность овцебыков, т. к. они имеют общую кормовую базу с оленями карибу.

Ещё одной проблемой этого региона является сокращение площади ледников. Это явление имеет глобальный масштаб и связано с глобальным потеплением.

Таким образом многочисленные экологические проблемы Арктики касаются не только региональных правительств, но человечества в целом.