Целесообразность развития газовой промышленности
Газовая промышленность – базовый элемент экономики России
В ближайшее десятилетие ожидается рост спроса на газ, превосходящий рост спроса на другие источники энергии. Это не может не радовать Россию, которая намерена сделать газ своим главным энергетическим экспортным козырем, а так же мощным рычагом в международной политике.
На долю поставок газа приходится около 8% в структуре ВВП, 19% валютных поступлений и 45% в структуре экспорта РФ. В данный момент газ составляет 50% от баланса энергоносителей в стране. При этом запланировано постепенное снижение его доли до 45%.
Основная доля поставляемого на рынок газа реализуется по оптовым ценам, которые регулируются административным способом. Государственный контроль сохраняется и в отношении тарифной политики, регламентирующей пользование распределительными сетями и прочие бытовые услуги для конечных потребителей газа. Независимых предприятий на данном рынке практически нет, их доля незначительна. Можно сделать вывод, в соответствии с которым государство не заинтересовано в развитии рыночных отношений в части добычи и транспортировки природного газа. На это указывает ряд факторов, среди которых продолжительное отсутствие разработанных правовых документов, требований к участникам рынка. Последние, между тем, готовы вкладывать средства на этапе становления газовой отрасли в качестве конкурентной среды. Инвестирование не ведется из-за значительных рисков, выражающихся в полном отсутствии гарантий возврата вложенных средств. Преимущественно, такая ситуация возникает за счет непрерывного государственного вмешательства в процесс ценообразования на данном рынке. Цены при этом занижаются, автоматически исключая возможность работы каких-либо рыночных механизмов.
Диаграмма 3.1 Динамка цен на газ, долл.
Ценовая политика в отношении газа может быть охарактеризована как достаточно лояльная по отношению к частным потребителям, цены для которых по-прежнему остаются на низком уровне по сравнению с корпоративными заказчиками. Судьба спроса на газ на внутреннем рынке зависит от ценовой политики государства в данном отношении. Учитывая высокую газоемкость российской экономики, следует ожидать, что регулирование данного рынка окажет существенное влияние и на остальные отрасли производства. В особенной степени это актуально для ЖКХ, химической промышленности и сельского хозяйства. При учете значительного технологического отставания предприятий российской экономики в части применения технологий, оптимизирующих потребление газа, наиболее рациональным способом было бы постепенное повышение стоимости по поставкам данного вида топлива. Это позволит несколько снизить спрос, который в перспективе может превысить возможности добывающей промышленности. Помимо этого, возрастет роль энергосбережения, и возникнет дополнительная мотивация для переоснащения предприятий с применением новых технологий. В условиях неразвитой рыночной среды и монопольного положения ОАО «Газпром» реализация подобной схемы регулирования не будет осложнена существенными препятствиями.
Таблица 3.1 Поставки газа из РФ на внешний рынок
Всего |
В страны дальнего Зарубежья |
В страны СНГ | ||
Количество, млрд, куб.м. |
Стоимость млн. долл |
Количество, млрд, куб.м. |
Количество, млрд, куб.м. | |
2000 год | ||||
I квартал 2000 г | 65 | 4 705,90 | 36,9 | 28,1 |
II квартал 2000 г | 41,6 | 3 554,80 | 31,1 | 10,5 |
III квартал 2000 г | 36,4 | 3 481,70 | 30,3 | 6,1 |
IV квартал 2000 г | 50,9 | 4 901,70 | 35,7 | 15,2 |
2001 год | ||||
I квартал 2001 г | 54 | 5 457,40 | 35,6 | 18,4 |
II квартал 2001 г | 38,6 | 4 080,80 | 30,5 | 8,1 |
III квартал 2001 г | 39 | 3 732,20 | 29,4 | 9,7 |
IV квартал 2001 г | 49,3 | 4 499,60 | 36,5 | 12,8 |
2002 год | ||||
I квартал 2002 г | 52,7 | 4 332,40 | 36,7 | 16 |
II квартал 2002 г | 43,3 | 3 480,20 | 31,5 | 11,8 |
III квартал 2002 г | 40,3 | 3 510,70 | 29,8 | 10,5 |
IV квартал 2002 г | 49,2 | 4 574,00 | 36,3 | 12,9 |
2003 год | ||||
I квартал 2003 г | 53,9 | 5 410,60 | 40,3 | 13,6 |
II квартал 2003 г | 44,5 | 4 813,50 | 33,2 | 11,3 |
III квартал 2003 г | 40,2 | 4 304,60 | 30,2 | 10 |
IV квартал 2003 г | 50,7 | 5 452,30 | 38,3 | 12,4 |
2004 год | ||||
I квартал 2004 г | 54,6 | 5 680,40 | 39,6 | 14,9 |
II квартал 2004 г | 48,5 | 5 010,00 | 35 | 13,4 |
III квартал 2004 г | 48,1 | 5 129,70 | 33,7 | 14,4 |
IV квартал 2004 г | 49,2 | 6 033,10 | 37 | 12,3 |
2005 год | ||||
I квартал 2005 г | 57,4 | 7 631,50 | 42,6 | 14,8 |
II квартал 2005 г | 49,1 | 7 201,30 | 38,3 | 10,8 |
III квартал 2005 г | 52,1 | 7 758,20 | 39,7 | 12,4 |
IV квартал 2005 г | 50,7 | 9 079,50 | 41,2 | 9,5 |
2006 год | ||||
I квартал 2006 г | 59,9 | 12 240,20 | 46,3 | 13,6 |
II квартал 2006 г | 46,3 | 10 062,40 | 39,1 | 7,2 |
III квартал 2006 г | 45,1 | 10 172,30 | 34 | 11,1 |
IV квартал 2006 г | 51,5 | 11 331,30 | 42,4 | 9,1 |
2007 год | ||||
I квартал 2007 г | 48,8 | 10 542,40 | 35 | 13,8 |
II квартал 2007 г | 44,3 | 9 850,10 | 37,4 | 6,9 |
III квартал 2007 г | 42,5 | 9 873,80 | 35,7 | 6,9 |
IV квартал 2007 г | 56,2 | 14 571,10 | 46,3 | 9,9 |
2008 год | ||||
I квартал 2008 г | 59,8 | 17 931,70 | 47,9 | 11,9 |
II квартал 2008 г | 49,6 | 17 192,60 | 40,9 | 8,7 |
В России сосредоточено около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов газа. Несмотря на такие запасы, Россия все больше отстает от западных стран по уровню газификации. Из мирового опыта известно, что газификация обеспечивает значительное повышение эффективности экономики, позволяет успешно решать социальные проблемы.
В мире постоянно возрастает потребление газа. На обозримую перспективу специалисты прогнозируют существенное повышение спроса на газ в Европе и Азии. Учитывая эти факторы, специалисты считают необходимым ставить задачу доведения добычи газа в стране к 2020 г. как минимум до 900 млрд. куб.м в год. Только при таких объемах добычи можно будет повысить уровень газификации в стране, увеличить продажу газа за рубеж и использовать получаемые средства не только на развитие газовой промышленности, но также, в значительном объеме, на модернизацию других отраслей экономики.
Безусловно, необходимо ставить задачу создания в стране мощностей по переработке нефти и газа, чтобы продавать за рубеж не чистую нефть и газ, а нефтехимические продукты, товары, изделия. Страны, производящие нефтехимические продукты высокой степени товарной готовности, получают доход в 10 раз больше, чем страны, продающие просто нефть.
Нельзя дальше мириться с тем, что Россия, обладающая огромными ресурсами нефти и газа, производит на душу населения химических продуктов меньше в сравнении с США в 19 раз, в 15-17 раз – с Японией, Германией, Италией, в 4,5 раза – с Китаем, в 3-7 раз – с Болгарией, Польшей, Румынией, Венгрией. Также меньше в сравнении с этими странами мы производим (на душу населения) синтетических смол и пластмасс. Нефть и газ у нас, а высокотехнологичная продукция – у них.
Несомненно, сейчас газовые программы должны стать приоритетными для государства. Подобная экономическая политика позволит, наконец, получать средства внутри страны для проведения структурной перестройки экономики, обеспечить развитие высокотехнологичных отраслей и снова занять достойное место среди технологически развитых стран мира.
Перспективы развития газовой промышленности
Основной целью деятельности «Газпрома» в области газопереработки и газохимии является увеличение степени извлечения и эффективное использование ценных компонентов природного газа и попутного нефтяного газа (ПНГ) с целью их дальнейшей переработки в высоколиквидную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Стратегия предполагает минимизацию себестоимости продукции, в том числе за счет оптимизации логистических затрат и использования новейших технологий. Также одним из инструментов выведения газохимического бизнеса на новый уровень эффективности станет дальнейшее совершенствование системы финансового и управленческого контроля при реализации инвестпроектов.
В соответствии с разрабатываемой Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 года, «Газпром» прогнозирует прирост добычи природного газа с высоким содержанием этана, пропана, бутана и пр. с 90 до 160 млрд. куб. м к 2020 г. Эти объемы станут основой сырьевого обеспечения газохимических предприятий.
В настоящее время «Газпром» ведет работы по реализации инвестиционных проектов строительства газохимического комплекса в Новом Уренгое, реконструкции мощностей газопереработки ООО «Газпром добыча Астрахань» и ООО «Газпром добыча Оренбург». «СИБУР Холдинг» также приступил к реализации программы развития мощностей по переработке ПНГ.
В «Газпроме» рассматривается вопрос создания газоперерабатывающих и газохимических мощностей при освоении ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Стратегическая задача "Газпрома" – стать энергетической компанией мирового масштаба, ведущей свою деятельность по всей производственной цепочке – от добычи до сбыта – не только газа, но и жидких углеводородов, а также производящей широкий спектр конечных продуктов, одним из которых является электроэнергия.
В перспективе 2000 - 2010 it. исключительно важным направлением признано развитие отраслей высокоэффективных качественных видов жидкого и газообразного топлива для нефтехимии. К настоящему времени разведанность запасов в европейских регионах России и Западной Сибири достигает 65 — 70% но нефти и 40 — 45% но газу, в то же время Восточная Сибирь и Дальний Восток освоены только на 6 – 8%, а шельфы морей - лишь на 1 %. Именно на эти труднодоступные регионы (включая север Тюменской и Архангельской областей) приходится около 46% перспективных и более 50% прогнозных ресурсов нефти и около 80% природного газа. В связи с этим очень важно не допустить развала геологических организаций и увеличить, масштабы геологоразведочных работ на нефть и газ для создания прочной сырьевой базы в будущем. Необходимо довести геологоразведочные работы до объемов, обеспечивающих в ближайшие несколько лет подготовку 400 - 500 млн т запасов нефти и до 1 трлн куб. м газа с дальнейшим увеличением прироста запасов нефти до 600 млн т в год. По расчетам, оправданный перспективный уровень добычи нефти в России - 310- 350 млн т при различных уровнях цен на мировом рынке.
Основным поставщиком нефти «рассматриваемой перспективе до 2000 и 2010 гг. остается Западно-Сибирский район, несмотря на снижение здесь уровней добычи. Отсюда традиционно нефть будет вывозиться в двух направлениях: на восток и запад. Поставка нефти в восточном направлении (в Восточную Сибирь и на Дальний Восток) в перспективе начнет снижаться за счет ожидаемого роста добычи нефти в этих районах. Это позволит организовать транспорт нефти на НПЗ Дальнего Востока.
В западном направлении выделяются нефтедобывающие Уральский, Поволжский, Северо-Кавказский районы, потребности которых в нефти и нефтепродуктах увеличиваются. Хотя доля этих районов на российском рынке и в вывозе за рубеж продолжает уменьшаться, они по-прежнему будут играть активную роль. Наиболее перспективным районом по добыче нефти будет Север европейской части России.
В «Энергетической стратегии» в качестве главного приоритета по добыче топлива рассматривается природный газ, способный обеспечить более 50% всего производства первичных топливно-энергетических ресурсов. Газовая промышленность будет развиваться прежде всего за счет крупных месторождений Тюменской и Томской, а также Оренбургской и Астраханской областей. Кроме того, большие надежды возлагаются на создание новых крупных центров по добыче природного газа и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В дальнейшем возможны формирование и экспорт потоков газа из этих районов
При таких подходах к развитию добычи природного газа требуется выполнить конкретную реконструкцию всей системы газоснабжения с целью осуществления поставок газа на внутрироссийские нужды и на экспорт для дальнейшего улучшения энергетической и экономической эффективности, подготовить систему ПГХ для повышения надежности газоснабжения народного хозяйства, кратно увеличив при этом извлечение полезных компонентов из добываемого газа. Предусматривается ускорить газификацию сельской местности всех районов. Особую важность проблема газификации сел и городов приобретает и районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Намечено увеличить использование газа как моторного топлива, реконструировать существующие и строить новые электростанции в городах и селах страны. Помимо Западной Сибири важную роль и газоснабжении потребителей будут играть Уральский и Поволжский районы России.
В ближайшей перспективе намечаются работы по вовлечению в хозяйственный оборот новых месторождений нефти и газа полуострова Ямал, Западной Сибири и Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область) и освоению месторождений нефти и газа, расположенных на континентальном шельфе, 70% территории которого перспективны в нефтегазоносном отношении. Для освоения перспективных месторождений потребуется привлечение иностранного капитала. На базе Ардалинского месторождения Тимано-Печорской провинции работает российско-американское предприятие. Благоприятны перспективы совместного освоения месторождений шельфовой зоны острова Сахалин с привлечением японского и американского капиталов.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия развития газохимического и газоперерабатывающего комплексов учитывает интересы не только «Газпрома», но и России в целом, за счет снижения объемов сжигаемого ПНГ, а также создания и развития в России перерабатывающих производств и, следовательно, – поддержания экономического развития регионов страны. В отличие от многих других отраслей экономики газовая промышленность РФ представляет собой полноценную систему, способную решать максимально полный круг задач, связанный с добычей, обработкой и транспортировкой топлива. Рост спроса в мировой экономике на газ постоянно растет. И газовая промышленность является и должна оставаться для России одним из ведущих базовых элементов экономики.