Ценообразование на предприятиях АПК

Экономическая сущность цен

Каждый из нас является и покупателем и продавцом. Покупая или продавая, всегда возникает вопрос -"За сколько нам следует продать или купить соответствующий товар?" С таким же вопросом, в частности, постоянно сталкиваются и предприятия АПК, реализующие свои товары и покупающие продукцию для переработки.

Цена - экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются главным образом через рынок.

Цена - категория конъюнктурная.

Цена - денежное выражение стоимости.

Цена - себестоимость плюс прибыль.

Так же существует определение цены покупателя и цены продавца:

Цена покупателя - это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар.

Цена продавца - это количество денег, за которое продавец согласен продать тот же товар.

Цена занимает центральное место в системе таких экономических категорий, как финансы, заработная плата, кредит, себестоимость, прибыль и др. Цена выступает в различных формах, а именно:

стоимость товаров и услуг

процент по кредиту

плата за обучение

дивиденда на вложенный капитал

гонорар за созданное произведение или оказанную услугу

оплаты за проезд в транспорте

пошлины за пользование дорогами

квартирной платы

заработной платы за выполненную работу или оказанную услугу.

От уровня цен зависит эффективность производства, величина прибыли организации, конкурентоспособность организации и ее продукции, межотраслевые пропорции, создающие условия расширенного воспроизводства, финансовая устойчивость предприятия. Цена выражает причинно-следственные связи в развитии экономических отношений по поводу учета и соизмерения общественно необходимых издержек производства товара. Цена является, прежде всего, объективной экономической категорией товарного производства. Объективность данной категории, ее независимость от волеизъявления людей определяется характером товарно-денежных отношений и обмена товарами на рынке. Традиционно цену определяют как денежное выражение стоимости товара и такое определение не вызывает серьезных возражений, хотя ее так же рассматривают как сумму денег, образующуюся в результате взаимодействия спроса и предложения на свободном рынке, которую необходимо уплатить за единицу товара. В то же время стоимостная основа цен не исключает их отклонений под влиянием рыночного спроса и предложения. Однако сумма цен должна всегда равняться сумме стоимостей товара, иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена.

Функции цен

Цены выполняют функции, которые характеризуют их роль в экономике:

Измерительная функция определяет стоимость товара. Благодаря цене можно определить количество денег, которое покупатель дожжен уплатить, а продавец получить за товар.

Учетная.

Суть этой функции заключается в том, что цена является денежным выражении стоимости и показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет сколько затрачено сырья, труда, материалов на производство товара, а также уровень прибыли.

Социальная.

С ценами и их изменениями связаны расходы, уровень жизни, объем потребления благ и услуг, прожиточный минимум, потребительский бюджет.

Распределительная.

Государство через ценообразование осуществляет перераспределение социального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, предприятиями, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Например, высокие цены на товары. Не являющиеся первой необходимостью, позволяют устанавливать более низкие цены на социально значимые продукты.

Внешнеэкономическая.

Цены выступают в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей и взаимных расчетов между странами.

Стимулирующая.

Стимулирует повышение эффективности производства, увеличение выпуска продукции и спроса на нее, повышение ее качества, внедрение новых технологий, снижение издержек производства.

Регулирующая - уравновешивает спрос и предложение.

Если спрос превышает предложение, то возникает дефицит товара и цены повышаются, достигая точки равновесия. И наоборот, если предложение превышает спрос, то возникает перепроизводство и цены снижаются.

Информационная.

Проявляется в распространении важных оперативных сведений. Цена на товар служит информацией о конъюнктуре рынка, а также характеризует затраты на производство и реализацию продукции. Данная функция отражает внутреннее содержание цены, для которого характерно переплетение рыночного и государственного начала в цене. С одной стороны, цена формируется в зависимости от рыночной конъюнктуры, а с другой не одна цена не может быть свободна от государственного влияния.

Соизмерительная функция сопоставляет ценности разных товаров.

Сравнивая цены, существует возможность различать более или мене дорогие товары. Если цена отражает качество, то благодаря ней удается различать лучшие и худшие товары, редкие и распространенные блага.

В рыночной экономике цены играют в основном роль рыночных регуляторов. Величина цены зависит от спроса, предложения и денежного обращения. Нарушение экономических законов, установление в административном порядке желаемых низких цен побуждает экономику реагировать на подобные действия дефицитом, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью.

Тем не менее, и в условиях рыночной экономики не удается избежать регулирующего воздействия государства на цены, приходится использовать ценовой механизм, включающий элементы государственного вмешательства в процессе ценообразования.

Система цен и их классификация

Цена - это количество денег, уплачиваемое за единицу товара.

В ценовом механизме следует выделять две взаимосвязанные части. Во-первых, это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Во-вторых, ценообразование как способ установления новых цен и изменения действующих.

Основные виды цен на продукцию предприятий делится по ряду признаков.

По степени и способу регулирования различают:

Регулируемые цены.

Их величина регулируется государственными органами. Однако регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется путем воздействия на спрос и предложения (налоги, ограничении рентабельности и т.д.). Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, кредитную, налоговую, бюджетную политику. Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

установление фиксированных цен и тарифов;

установление предельных цен и тарифов;

установление предельных коэффициентов изменения цен;

установление предельного уровня рентабельности.

Фиксированные, твердые цены.

Устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями в твердо выраженной денежной величине. Они назначаются по ограниченному кругу товаров. Например, среди товаров народного потребления сохранена фиксированная цена на водку белую.

Предельная цена

Это регулируемая цена, устанавливаемая по верхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен. Предельные цены определяются и контролируются различными исполнительными органами и министерствами.

Договорные цены.

Это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактов цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободная цена

Цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Освобождена от ценового вмешательства государства, формируется субъектом хозяйствования в соответствии с установленным порядком под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.

Внутренние цены

Используются для оборота средств внутри предприятий, являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений. Они делятся на: внутрихозяйственные, внутрифирменные, трансфертные.

Оптовая цена

Выступает верхним пределам внутренней цены, определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка. Отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями - изготовителями этой продукции. Оптовые цены устанавливаются на продукцию производственно-технического назначения. Отпускные - на товары народного потребления. Также, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, цены на материальную продукцию бывают: закупочные и розничные. Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, которая реализуется колхозам, совхозам, населением, фермерскими хозяйствами государственным и коммерческим организациям. Розничная цена - это фиксированная или свободная цена, используемая в расчетах с населением. По своей структуре она включает отпускную цену предприятия - изготовителя, оптовую надбавку, торговую надбавку. Устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно - технического назначения, реализуемые населению.

На внешнем и внутреннем рынках сложилось множество цен на продукцию и услуги отечественного агропромышленного комплекса. Высшим их уровнем должны служить цены мирового рынка, которые призваны возмещать затраты на производство, заготовку и транспортировку продукции зарубежным покупателям с прибавлением минимально необходимой прибыли на всех этапах продвижения экспортируемых товаров. Такие цены формируются под влиянием спроса и предложения и регулируются монополистическими объединениями стран-экспортеров и импортеров.

На отечественном рынке высшим уровнем должны служить розничные цены, возмещающие производителям продукции издержки производства и прибыль, заготовителям и торговым предприятиям - торгово-заготовительные издержки и прибыль. Однако на практике розничные цены на отдельные социально значимые продукты первой необходимости могут устанавливаться государством на ниже закупочных, и разница возмещается за счет средств республиканского и местных бюджетов, специальных централизованных фондов. Розничные цены устанавливаются на продукты, реализуемые в государственной розничной сети.

Наиболее распространенными в агропромышленном комплексе являются государственные закупочные цены, по которым заготовители, перерабатывающие предприятия закупают сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов, фермеров и населения в счет госзнака и помимо него.

Экономически обоснованная цена на продукцию агропромышленного комплекса должна возмещать прежде всего общественно-необходимые затраты на производство и реализацию продукции при нормальном уровне интенсивности эффективности производства.

Государственная закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию должна обеспечивать возможность каждому нормальному работающему товаропроизводителю не только возместить нормативную себестоимость сельскохозяйственной продукции, но и получить чистый доход, достаточный для уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, на отчисления в централизованные фонды социального обеспечения и страхования, а также на создание внутрихозяйственных фондов экономического и социального развития для обеспечения достаточно высоких темпов расширенного воспроизводства и социальной защиты трудового коллектива.

Выделяют также разновидности цен в зависимости от стадии товародвижения (отпускная цена изготовителя, отпускная цена оптового посредника, розничная цена), размеров включаемых транспортных расходов (франко), рынка, на который поставляется продукция (цена внутреннего рынка, цена на импортируемый товар, цена для внешнего рынка на экспортируемый товар).

Система цен на продукцию сельского хозяйства

Велика роль установления правильного, экономически обоснованного соотношения закупочных цен на разные виды сельскохозяйственной продукции, так как это способствует рациональному развитию производства в соответствии с потребностью народного хозяйства. Оно осуществляется на основе использования закона стоимости и исходит из того, чтобы закупочные цены находились в таких соотношениях, которые отражают общественно необходимые затраты на производство продукции, не допускают вытеснения одних культур другими, обеспечивают разумную специализацию. Нельзя, например, устанавливать одинаковую цену на тонну зерна и картофеля, так как затраты на производство этих видов продукции различны.

Важнейший принцип ценообразования - стимулирование улучшения качества продукции. Экономическая сущность его состоит в том, чтобы возместить закупочными ценами дополнительные расходы на производство продукции лучшего качества.

Заготовительные организации при определении закупочных цен исходят из качества сельскохозяйственной продукции, спроса потребителей, необходимости обеспечения безубыточной реализации. В зависимости от сезона, качества продукции варьируются закупочные цены на плоды, овощи, картофель, ранняя продукция закупается по более высоким закупочным ценам. Заготовительным организациям разрешено закупать мясо у населения, фермерских хозяйств по договорным ценам выше предельных отпускных цен. Закупочные цены на животноводческую продукцию различаются в зависимости от того, осуществляются ли закупки скота в живом или убойном весе, вида закупаемого скота, категории упитанности, источника закупок. Например, цены на КРС установлены в соответствии с упитанностью (высшая, средняя, нижесредняя, нестандартная) с применением надбавок за молодняк повышенной живой массы; на свиней - в зависимости от возраста (молодняк, хряки, матки) и кондиций (беконные, мясные, жирные, нестандартные).

Государственные закупки молока производятся по ценам, подразделенным на три сорта базисной жирности с применением доплат.

Закупочные цены на шерсть установлены за килограмм веса при 100% -ном выходе чистого волокна. Они дифференцированы по видам шерсти (тонкая, полутонкая, грубая), а внутри вида - по классам и подклассам.

На некоторые виды продукции (ранний картофель, овощи, фрукты, ягоды и т.п.) закупочные цены определены с учетом сроков реализации. Это связано с разным уровнем затрат на производство и хранение однородной продукции. Государство стимулирует через цены ее производство в ранневесеннее время. Наиболее высокие цены, например, на картофель установлены в начале лета, затем они постепенно снижаются.

Закупочные цены на кожевенное сырье и льноволокно зависят от его вида (крупное, мелкое, свиное), сорта, массы.

Закупочные цены на зерно установлены с учетом базисных кондиций. Если колхозы и совхозы продают государству зерно с отклонениями от них, то это влечет за собой не только скидку за излишние влагу и сорность, но и удержание сцены с тем, чтобы, возместить дополнительные расходы на очистку и сушку. За ценные сорта пшеницы, ячменя, овса, гречихи, риса, гороха, фасоли производятся надбавки к закупочной цене.

Важным фактором, ведущим к отклонению цены от стоимости, являются различия в потребительских свойствах продукции.

Вместе с тем полезность сельскохозяйственной продукции любого вида определяется совокупностью ее свойств: питательной ценностью, внешним видом, вкусовыми, сырьевыми достоинствами, выгодностью использования и т.д.

Экономической основой установления правильного соотношения цен на продукцию сельского хозяйства являются эквиваленты затрат общественного труда на ее производство.

Для системы цен на продукцию сельского хозяйства характерно сочетание стабильности с гибкостью. В течение определенного времени закупочные цены не меняются и гарантируют колхозам и совхозам возмещение издержек и получение прибыли. При этом создаются возможности для устойчивого планирования производства, разработки реальных нормативов, осуществление хозрасчетной деятельности.

Вместе с тем стабильность цен не означает их неизменность. В условиях научно-технического прогресса быстро растет производительность труда и в связи с этим сокращаются издержки производства и обращения, осуществляется модернизация материально-технической базы.

Поскольку научно-технический прогресс в разных отраслях проявляется не в одинаковой степени, меняется и соотношение затрат на получение тех или иных видов продукции сельского хозяйства.

Таким образом, по истечении определенного времени накапливаются существенные изменения в общественных издержках производства, Все это обуславливает гибкость цен. Закупочные и оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию должны четко реагировать на все изменения.

На общереспубликанском уровне утверждаются и корректируются по представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, сахарную свеклу и льнопродукцию, а на областном уровне - на продукцию локального производства и потребления: картофель, овощи, плоды и ягоды. Закупочные цены на отдельные социально значимые продукты массового потребления подвергаются централизованным ограничениям (ряд мясомолочных продуктов и хлебокондитерских изделий). Государственные закупочные цены призваны возмещать издержки производства и минимально необходимую прибыль каждому, нормально работающему субъекту хозяйствования.

Наряду с закупочными широко распространены свободные договорные цены на продукцию предприятий агропромышленного комплекса, реализуемую ими сверх госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственных объединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участниками головным предприятиям в порядке кооперированных поставок. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания и откорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятия в соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам. Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующих субъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции и тарифы на услуги работникам предприятий агропромышленного комплекса. По мере развития рыночных отношений предприятий агропромышленного комплекса все большее распространение получают свободные цены крестьянского рынок, где хозяйствующие субъекты (коллективные и частные) реализуют излишки сырья и продовольствия с учетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные цены государственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретать аналогичный товар у торговых предприятий.

Наконец, все большее распространение начинают получать внутрихозяйственные планово-учетные и расчетные цены в условиях арендных отношений и внутрихозяйственного расчета. В основу планово-учетных цен, по которым структурные подразделения приобретают у административных служб сырье и материалы (семена, корма, удобрения), принимается себестоимость этих материалов собственного производства и цены приобретения покупного сырья и полуфабрикатов.

Внутрихозяйственные расчетные цены устанавливаются главным образом на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок продукции, выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единой общехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативной трудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всех подразделений, если существенно не различаются объективные условия производства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная в государственных закупочных ценах. В противном случае внутрихозяйственные расчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группам их со сходными природно-экономическими условиями. Расчетные цены способствуют углублению специализации, росту производства необходимой продукции, материальному стимулированию и работе на расчетной основе. Такие цены на скот, птицу, корма и другие виды продукции позволяют регулировать экономические взаимоотношения между хозяйствами - участниками при перераспределении прибыли. Расчетные цены устанавливают на базе средневзвешенной за ряд лет себестоимости продукции каждого предприятия, объединения и увеличивают на сумму прибыли, которая обеспечивает хозяйствам расширенное воспроизводство.

Государственные оптовые цены регулируются на средства производства, реализуемые агропромышленным предприятием: сельскохозяйственную технику, транспортное средство, сырье, топлива и материалы. Это - разновидность закупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи с каждым существенным изменением объективных условий производства: цен на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.

Разновидностью оптовых (отпускных) цен на средства производства являются тарифы на услуги предприятий на сторону. Это - тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Все они также подвергаются централизованному регулированию со стороны ценообразующих органов, республиканских и местных.

Приведенные выше цены на сельскохозяйственную продукцию действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязано и взаимообусловлено. Изменения в уровнях одних, как правило, оказывают влияние на величину других.

Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию

Ценовой механизм включает ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование на основе различных методов, ценовую политику, государственное регулирование цен. Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли.

Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения.

В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования.

Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.

Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночное саморегулирование и формирование цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товаров.

Механизм ценообразования в экономике гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, инфляция.

Существуют следующие принципы ценообразования:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен;

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен;

установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. В республике создан Информационно-аналитический центр по изучению и отслеживанию рыночной конъюнктуры и цен в составе НИЭИ Минэкономики. Цель его создания заключается в обеспечении субъектов хозяйствования достоверной информацией о фактическом уровне цен на важнейшие виды импортируемого и производимого в республике сырья, материалов, комплектующих изделий и потребительских товаров, а также проведении аналитической работы в области ценообразования. Предприятия в пятидневный срок обязаны информировать Центр об изменении цен на свою продукцию.

Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:

фиксированных цен;

предельных максимальных уровней цен;

предельных минимальных цен;

предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;

фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях;

определенных правил или условий определения и применения цен;

декларирования цен;

Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий.

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики.

По поводу обоснования нормы чистого дохода в регулируемых закупочных ценах в экономической науке сложились четыре концепции. Первая из них - концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобные цены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказывается весьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядных подразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так как воспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондов экономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:

Ц=С+V+m/V∙V,

где Ц - цена закупочная, р. /ед.,

С - материальные затраты, р. /ед.,

V - прямая оплата труда, р. /ед., m - чистый доход, р. /ед.,

m/V - норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.

Вторая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов. Моделью такой цены служит:

Ц=С+V+m/Фосн. ∙Фосн.,

где Фосн. - удельная величина основных фондов на ед. продукции, р. /ед.,

m/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р. /р.

Подобные цены стимулируют производство более фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию требуется относительно больших фондовых вложений.

Третью концепцию называют обычно моделью усредненной себестоимости, когда норма чистого дохода в цене соответствует потребленным ресурсам, себестоимости различных продуктов.

Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V,

где C+V - себестоимость ед. продукции, р. /ед.,

m/C+V - норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р.

Наконец, четвертая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них представляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая - на рубль основных фондов.

Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн.,

где m1/V - норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.,

m2/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р/р.

Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений.

Наиболее влиятельными на средние величины реализационных цен являются государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи с удорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этим сложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмерения с себестоимостью единицы продукции. Причем средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции и сезонности их продажи.

Многоканальность реализации сельскохозяйственной продукции предприятиями общественного сектора АПК свидетельствует о расширяющей рыночной среде. В среднереализационной среде таких предприятий не учтены цены продажи продукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских и личных приусадебных хозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуется колхозам и совхозам по государственным закупочным ценам.

Средние реализационные цены рассмотрены в таблице 1.5.

Таблица 1.5

Вид продукции Объем реализации,

тонн

Выручено, тыс. руб. Средняя реализационная цена 1 тонны, руб.
2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006
1. Зерно 2079 1630 2370 293000 226000 578000 140933 138650 243881
2. Картофель 996 935 1476 125000 134000 153000 125502 143315 106658
3. Овощи от - крытого грунта 563 702 691 94000 103000 66000 166962 146723 95513
4. Рапс 77   220 16000   85000 207792   386364
5. Молоко 2426 3020 3706 579000 866000 1526000 238664 286754 411765
6. Мясо КРС 441 331 447 528000 537000 821000 1197279 1622356 1836689

Из таблицы видно, что наибольшая средняя реализационная цена 1 тонны в 2004 году была по мясу КРС. И в 2006 году она достигла 1836689 рублей. Затем следует средняя реализационная цены 1 тонны молока. В 2006 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2004 годом. Средняя реализационная цена 1 тонны зерна так же увеличилась на 100 000 рублей в 2006 году, по сравнению с 2004 годом. А вот средняя реализационная цена 1 тонны картофеля и 1 тонны овощей уменьшилась.