Численность и размещение населения России

Россия, имея 146 млн. человек, занимает 7-е место в мире, пропустив вперёд США (272 млн. человек),  Индонезию (212 млн. человек), Бразилию (168 млн. человек) и Пакистан (147 млн. человек). Численность населения России, как и других высокоразвитых стран, почти не меняется в отличии от менее развитых, где население быстро растёт. А к 2025 г., по прогнозам ООН, Россия будет уже на 10-м месте в мире по численности населения, пропустив вперёд также и Индонезию (население которой может достигнуть к этому времени 203 млн. человек), Бангладеш и Мексику.

Крупнейшие страны мира к тому времени будут иметь гораздо большую, чем сейчас, численность населения.

По первой всероссийской переписи 1897 г., численности населения в пределах современных границ Российской Федерации составляла 67, 5 млн. человека (таб.1) из 124,6 млн. всего населения империи. Перед первой мировой войной (1913 г.) население России составило уже около 90 млн. человек. На протяжении последующих десятилетий социальные потрясения несколько раз приводили к снижению численности населения России, что часто называют демографическим кризисом. 

Первый из них (1914-1922 гг.) начался во время первой мировой войны и резко обострился в ходе революции, эпидемии и голод 1921-1922 гг. Большой масштаб приобрела эмиграция населения из России. В 1920 году число жителей России было немного меньше, несмотря на то, что естественный прирост за прошедшие 7 лет составил не менее 5 млн. человек, но его общая численность при этом уменьшилась почти на 2 млн., то это означает, что «неестественная убыль» только за 1914-1920 гг. составила не менее 7 млн. человек. А общие демографические потери в России оцениваются от 12 до 18 млн. человек.

После окончания гражданской войны начинается довольно быстрый рост населения. По переписки 1926 г., оно составляет уже 92,7 млн. человек. Апогеем второго демографического кризиса стал голод 1933-1934. Общие потери населения России за этот период оценивают от 5 до 6,5 млн. человек.

Третий демографический кризис приходится на годы Великой Отечественной войны. Численность населения в 1946г. составили лишь 98 млн. человек, а в 1940г. было 110 млн. Естественный прирост населения за 6 лет, включая погибших на фронте, составило около 18млн. человек.

Послевоенный рост населения России был в целом довольно медленный. Во многом это было связанно с переселением в союзные республики. В 1950-1960 гг. шёл отток населения из России практически во все союзные республики, а с 70-х гг. в Закавказье и Средней Азии он сменился возвратным потоком. Демографический взрыв в Средней Азии и Азербайджане привёл к «вытеснению» русских из этих республик. Приток российского населения на Украину, в Молдавию и Прибалтику продолжался вплоть до второй половины 80-х гг.

Размещение населения России по её территории в течение многих веков (начиная от образования Московского княжества) изменялась в сторону его всё большей территориальной рассредоточенности, «растекания» по огромной территории.

Историческое ядро государства – Волжско-Окское междуречье – явилось тем центром, из которого потоки людей шли сначала на север, затем на восток, на юг и на запад. Этот процесс продолжался и в советский период, что можно проследить, проанализировав эквидемические карты, т.е. такие, где размеры районов соответствуют не площади территории, а численности населения. Сравнение обычной с эквидемической карт показывает, насколько Россия, «азиатская» по территории, «европейская» по населению. В 1926 г. доля азиатских территорий в населении России составили лишь 13%, а в 1992 г. – 22%.

В пределах европейской части России в советский период продолжалось заселение северных территорий. Таким образом, продолжалось «размывание» средней полосы России, заселение выходцами из неё северных, южных и восточных окраин государства.

Концентрация населения в крупных городах привела и к изменению в его размещении по регионам: резкому росту в одних и сокращению в других.

Таким образом, происходило нарастание территориальных контрастов в размещении населения: районы скоплений крупных городов сосредотачивали всю большую долю населения, а окружающие их территории теряли население.

Особенностью размещения населения России является наличие двух типов заселения территории. На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 её территории, проживает лишь 1/15 населения – около 10 млн. человек. Это зона очагового заселения: отдельные населённые пункты и их группы разбросаны островками на необъятных просторах тундры и тайги. Например, в Эвенкийском автономном округе среднее расстояние между населёнными пунктами составляет 180 км. А большую часть Европейской России, юг Сибири и Дальнего Востока занимает зона сплошного заселения. Эта зона получила название главной полосой расселения. Занимая 1/3 территории, она сосредотачивает более 93% населения России. Здесь находится все крупнейшие города России, почти вся обрабатываемая промышленность и сельское хозяйство.

Воспроизводство населения.

Воспроизводство – это непрерывный повторяющийся процесс производства.

Воспроизводство населения – это процесс «производства людей людьми», процесс непрерывной смены поколений. В данном случае мы будем рассматривать воспроизводство населения в узком смысле – лишь как процесс естественного движения населения.

Под естественным движением понимаются четыре процесса: рождаемость, смертность, брачность и разводимость. Мы рассматриваем лишь два первых.

Для изучения воспроизводства населения используются прежде всего такие показатели, как число родившихся и число умерших. Разница между ними называется естественным приростом. Обычно используются относительные показатели, рассчитывающиеся на 1000 жителей.

Концентрация населения на территории – (лат. сoncentratio – скопление, сосредоточение) – сосредоточение населения в отдельных центрах, зонах, районах. Процессы концентрации усиливают неравномерность размещения населения.

Показатели естественного движения сочетаются друг с другом не случайным образом, а образуют определённые типы сочетаний. В настоящее время демографами выделяются три исторических типа воспроизводства: архетип, традиционный и современный.

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

Архетип воспроизводства характерен для самых ранних этапов существования человеческого общества, когда оно, благодаря коллективному труду и использованию орудий, выделяется из окружающей природы. Экономической базой такого общества являлось присваивающее хозяйство – охота, рыболовство, собирательство. Человек при этом лишь использовал природные ресурсы природного ландшафта, отнюдь не способствовал их увеличению. Поэтому

численность населения на определённой территории была строго ограничена этими ресурсами и население могло существовать длительное время лишь при условии, что смертность примерно равна рождаемости. Рост населения мог происходить лишь за счёт освоения новых территорий.

Первая демографическая революция произошла при переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Археологи назвали это неолитической революцией, первым экономическим переворотом в истории человечества. Происходит переход к осёдлости, образование постоянных поселений: в результате улучшаются условия жизни, питание. Население становится более стабильным, смертность несколько снижается, и население начинает расти, хотя и очень небольшими темпами.

Традиционный тип воспроизводства неразрывно связан с аграрной экономикой и присущими ей общественными отношениями. Эти отношения традиционные, т.е. поведение людей ориентировано на повторение неизменных образцов. Для традиционного типа воспроизводства характерна высокая рождаемость, высокая смертность, небольшой естественный прирост  и низкая продолжительность жизни (25-35лет).

Вторая демографическая революция началась в странах Западной Европы и постепенно распространилась почти на весь мир. Её глубинные причины – в изменении характера самого общества в результате индустриализации и роста городов, повышения роли человеческой личности.

Основной признак перехода к современному типу воспроизводства – регулирование числа детей в семье. Семья осознанно принимает решение, сколько детей она будет иметь.

Хронологические изменения в воспроизводстве начинаются чаще всего со снижения смертности, вызванного следующими причинами:

1) успехи здравоохранения;

2) общее улучшение условий жизни, в том числе улучшение питания и жилищно-коммунальных условий;

3) изменение психологии населения по отношению к болезням и условиям своей жизни.

Быстрое снижение смертности приводит к резкому увеличению естественного прироста на начальной стадии демографического перехода. Этот период резкого возрастания темпов роста населения получил название «демографический взрыв». В последствии чего, рождаемость начинается снижаться, и во многих западно-европейских странах она уже сравнялась со смертностью или даже стала меньше её, т.е. естественный прирост сменился естественной убылью. С начала 90-х гг. в период естественной убыли населения вступила и Россия. (Таб.2)

Причины снижения рождаемости, обычно перечисляется комплексом взаимосвязанных причин:

снижение детской смертности;

организация социального обеспечения;

распад старой патриархальной семьи и появление малых семей, где воспитание большого числа детей затруднено;

эмансипация женщин и появление новой системы ценностей, основные из которых для них теперь - вне дома;

рост уровня образования и расширения круга интересов людей;

рост затрат на воспитание и образование детей;

урбанизация- своего рода интегральный показатель изменения условий и образа жизни: в урбанизированных районах все вышеперечисленные факторы действуют сильнее.

Чтобы лучше понять специфику воспроизводства населения России, рассмотрим этот вопрос на более широком фоне.

На территории бывшего СССР почти завершён был демографический переход в Эстонии и Латвии. Несколько выше продолжался оставаться рождаемость в Литве, которая позже была индустриализована и урбанизирована. Другой плюс – государства Средней Азии, особенно Таджикистан, где демографический взрыв почти в самом разгаре.

Рассмотрим теперь ход демографической революции в России. В конце XIX в. в России господствовал традиционный тип воспроизводста населения. На 1000 жителей ежегодно рождалось около

50 человек, а умирало около 35, следовательно, естественный прирост составлял 15 человек на 1000 жителей.

У одной женщины в течение жизни рождалось в среднем 7-8 детей, из которых 1/3 умирала, не дожив до года. До возраста 15 лет доживало лишь половина всех родившихся, а до возраста 60 лет – примерно ¼.

Период демографического взрыва для России в целом практически не проявился. Теоретически он должен был бы произойти в начале XX в., но социальные потрясения того времени помешали этому.

Начиная с 60-х гг. в России в целом и в большинстве её регионов завершился переход к современному типу воспроизводства. Одна женщина в среднем рожала примерно двух детей, из которых 95% доживало до 15 лет, а до 60 лет – 9/10 женщин и 1/3 мужчин.

Мальчиков рождается немного больше, чем девочек (на 2-3%), но смертность мужчин выше. К 30-35 годам соотношение выравнивается, а в старших возрастах женщин гораздо больше.

В настоящее время к чисто демографическим факторам снижения рождаемости добавляются и социально-экономические, прежде всего – снижение уровня жизни и неуверенность в завтрашнем дне, из-за чего большинство молодых семей не желает обзаводиться более чем одним ребёнком. К тому же и самих молодых семей теперь не много – как результат того, что число родившихся в 1960-1970-х гг. было гораздо меньше, чем ранее.

Кризисная ситуация в России вызвала с начала 90-х гг. и рост смертности. В совокупности это привело к четвёртому демографическому кризису в России, когда снова происходит естественная убыль населения. Главные причины повышения смертности – рост числа несчастных случаев, отравлений и травм, а также сердечно-сосудистых заболеваний, особенно среди мужчин.

Средняя продолжительность жизни мужчин, которая в 1960-1992 гг. колебалась от 61 до 65 лет, резко снизилась до 58 лет в 1994 г. Однако к 1998 г. смертность снова снизилась почти до «дореформенного уровня» и ожидаемая продолжительность жизни мужчин поднялась до 61 года.

Миграция населения.

Миграция означает переселение, перемещение. В русском языке это слово употребляют в основном применительно к собственно переселениям – перемещениям людей из одного населённого пункта в другой со сменой постоянного места жительства. Но говорят также о сезонных и маятниковых миграциях, когда люди, не меняя постоянного места жительства, переезжают в другое место на какой-либо сезон года либо, живя в одном населённом пункте, ездят ежедневно на работу в другой.

В развитии человеческого общества до недавних пор наибольшее значение имели переселения. Благодаря им человек заселял земной шар, осваивал новые территории. Но в последние десятилетия большую роль стала играть территориальная подвижность населения, не связанная с изменением постоянного места жительства.

Для России с ярко выраженной сезонностью климата и хозяйственной деятельности традиционны летние переселения горожан «на природу» – на дачи, садовые участки. В условиях экономического кризиса и безработицы это уже переезды не столько на отдых, сколько для работы на земле.

Видимо, степень подвижности населения отражает и общий уровень развития страны. В традиционных аграрных обществах подавляющая часть населения не только не меняют своего места жительства, но и никогда не уезжают далеко от своей родной деревни – разве что в ближайший город на рынок или за покупками.

Воздействие переселений на жизнь общества происходит по многим направлениям. Мигранты – это в основном молодые люди, поэтому в районах притока населения доля молодёжи выше средней, а следовательно, выше и доля населения в брачных возрастах. Поэтому при прочих равных условиях в районах притока населения выше и число родившихся на 1000 жителей. А поскольку доля населения в старших возрастах здесь ниже средней, то число умерших на 1000 жителей ниже. Следовательно, естественный прирост высокий. Поэтому в районах притока населения его численность быстро растёт не только за счёт миграций, но и за счёт естественного пророста.

Противоположная ситуация – в районах оттока. Постарение населения приводит к уменьшению доли молодёжи. Поэтому число родившихся на 1000 жителей уменьшается. Увеличение доли пожилых ведёт к возрастанию числа умерших на 1000 жителей, поэтому естественный прирост вначале резко снижается, а затем сменяется естественной убылью – депопуляцией. 

Но встречаются районы, куда в основном приезжает население в пенсионном и предпенсионном возрасте. В России это Северный Кавказ – наиболее благоприятный в природном отношении район. Сюда с удовольствием переселялись, например, люди, отработавшие долгое время на Крайнем Севере, получившие право на льготную пенсию и скопившие средства для покупки дома. Поэтому в этом районе доля старших возрастов.

Экономическое значение миграций состоит в том, что они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий. Особенно это важно для России.

Основные потоки переселенцев до начала XX в. нами были рассмотрены ранее, в связи с формированием территории России.

Миграционные потоки советского периода между регионами России в целом продолжали долгосрочные тенденции: шло заселение Урала, Дальнего Востока, Европейского Севера; продолжалось заселение русскими «национальных окраин» – других союзных республик СССР.

Но советский период отмечен и огромным ростом насильственных переселений. Они были и до 1917г. – например, заселение ссыльными острова Сахалин. Но после революции их масштабы возросли в несколько порядков. Первым крупным потоком такого рода является высылка раскулаченных крестьян в 1930-1932 гг. Сотни тысяч их были высланы за пределы своих регионов, большей частью – в районы с суровыми климатическими условиями.

Из числа добровольных миграций следует отметить большой поток переселенцев на целинные земли Северного Кавказа и юга Западной Сибири в 50-е гг. Переселившиеся в Казахстан русские и украинцы сделали его многонациональным и менее «казахским»: численность казахов в 1959 г. составило менее 1/3 всего населения республики.

Помимо переселений между районами, огромный поток мигрантов двигался из сельской местности в города. Первыми в него включились сельские жители Центральной России, давно связанные с городами. 

Позже – жители других русских районов и ещё позже – население национальных республик: вначале Севера европейской части России, Урала и Поволжья, затем Северного Кавказа и Сибири.

С начала 90-х гг. картина внутренних миграций в России сменилась на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности бывшие регионов притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали его высокой оплатой труда. Большая часть мигрантов ехала туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах. Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание.

А бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это прежде всего Центральная Россия и Урало-Поволжье. Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы.

Изменились и миграции между городами и сёлами. Миграционный отток из села в город сократился. Более того, в начале 90-х гг. отмечались даже переселения горожан в сельскую местность (правда, очень незначительные по объёму). Зато массовыми стали сезонные миграции горожан в деревню: к родственникам, на содово-огородные участки, в доставшиеся по наследству деревенские дома и т. д. Особенно велики её масштабы вокруг городов, наиболее поражённых безработицей: многие предприятия даже закрываются на лето, отправляя своих работников в административные отпуска, чтобы дать им возможность запастись продуктами на зиму.