Численность населения и трудовые ресурсы Кыргызской Республики

Во всех исследованиях всегда давало себя знать то положение, что одна из ключевых проблем развития и размещения производства – проблема человека, размещения населения, обеспечения трудовыми ресурсами всех районов страны, в том числе и вновь развивающихся. Социально-экономическая и социально-политическая актуальность проблемы размещения населения особенно возросла в настоящее время. Проблема размещения населения непосредственно связана с судьбами миллионов людей, от правильности её решения зависят условия жизни и труда народных масс, она затрагивает жизненные интересы основной производительной силы – человека.

Когда мы говорим о развитии производства в широком смысле слова, то, как правило, имеем в виду развитие производительных сил и производственных отношений. Решая проблемы развития производства, мы тоже соприкасаемся с размещением производительных сил и производственных отношений. Но обычно, когда говорят о размещении, имеем в виду, прежде всего размещение производительных сил. Да и на практике размещают в основном производительные силы, включающие в себя орудия и средства производства и главную производительную силу население, людей, без которых вообще немыслим никакой процесс производства, так как именно они приводят в движение эти орудия и средства.

Между тем рационально разместить производительные силы и производство в целом невозможно без учета производственных отношений и их воздействия на размещение.

Население, рабочая сила является на ряду со средствами производства, средствами труда, предметами труда производительной силой. Но роль этих двух составляющих производительных сил в процессе производства неодинакова. Средство (или орудие) труда человек помещает между собой и предметом труда для того, чтобы, оказывая воздействие на него, получать необходимый продукт. Человек активно заставляет действовать средствами труда и как орудие своего воздействия на природу. Именно человек помещает средства труда между собой и предметом труда, именно человек заставляет действовать средства труда. Без прикосновения человека все средства труда не могут функционировать, выполнять свою роль. Более того, сами средства труда – продукт предшествующей деятельности человека. Таким образом, население, производители и потребители материальных благ, являясь наряду со средствами труда и орудиями производства производительной силы, представляет собой главную, решающую производительную силу. Не случайно К. Маркс называет их первой производительной силой. Из этого следует, что при размещении производительных сил главное место принадлежит размещению населения.

Всё это обуславливает необходимость научного исследования проблем размещения населения. Только при правильном размещении производительных сил и населения можно обеспечить максимальный при данном уровне технического прогресса рост производительности общественного труда, максимально эффективное развитие производства в целом. Отставание одного какого-либо элемента размещение производства – размещения населения или размещения вещественных производительных сил – ведёт к нарушению пропорций, потере нужных взаимосвязей, замедлению темпов развития производства в целом, к большим потерям времени, средств и труда, к существенному социально-экономическому ущербу. Научная разработка этого вопроса заключается в обобщении опыта размещения производства и населения, выявлении определённых закономерностей, в выработке рекомендаций практики, постоянном изучении новых явлений и их влияние на размещение. Без такого научного анализа нельзя правильно решать практические вопросы размещения производства.

Вместе с тем нельзя сказать, что до сих пор при решении вопросов размещении населения можно опираться на достаточную научную базу. Наоборот, часто они решают с точки зрения интересов отдельных ведомств и отраслей, с конъюнктурных позиций. Несмотря на обилие литературы по проблемам труда, трудовым ресурсам, размещению населения, почти нет работ, которых наиболее важной проблемой размещения исследовались бы в их взаимосвязи между собой, взаимоувязки с общими проблемами размещения производства.

Существует несколько основных источников, из которых общество черпает необходимую рабочую силу для развивающегося производства в различных регионах республики. На формирование рабочей силы влияют демографические процессы, осуществляющиеся, прежде всего через рост населения и изменение его половозрастной структуры. При этом возрастная структура оказывает воздействие на экономическую нагрузку трудоспособного населения, мобильность населения, на уровень производительности труда и т. д. В целом изменение в составе населения и трудовых ресурсах взаимосвязаны и взаимообусловлены. Демографические процессы весьма противоречивы и находятся под влиянием многих факторов: социально-экономических, политических, национальных, природных и др.

Так, демографическая ситуация Кыргызской Республике в 2002г. характеризовалась некоторым увеличением рождаемости и усилением миграционной активности населения.

В 2002г. родилось 101,1тыс. детей, или 20,3 на 1000 человек населения. Увеличение рождаемости отмечалось во всех областях, кроме Баткенской и Иссык-Кульской. Умерло 34,9тыс.чел. или 7 на 1000 населения. Показатели выше средне республиканского уровня отмечались в Иссык-Кульской и Чуйской областях 10 на 1000 чел. где проживает более старое население, Нарынской области и горкенеше Бишкек 7,4 и 7,5 на 1000чел. Основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения и болезни органов дыхания. Первая причина продолжает занимать наибольший удельный вес в структуре причин смерти населения, почти 48% всех умерших, затем следует болезни органов дыхания 11%, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 10%.

Впервые отмечается снижение смертности от туберкулеза составившего 19,5 на 100тыс.чел. В 2002г. умерло 2,2тыс. детей в возрасте до 1 года, или 21,8 на 1000 родившихся. Основными причинами смерти новорожденных являются болезни перинатального (после родового) периода более 45% умерших и болезни органов дыхания около 27%. Естественный прирост увеличился и составил 66,2тыс.чел. или 13,3 на 1000 населения. Его увеличение произошло во всех областях, за исключением Баткенской и Иссык-Кульской областей. Самый высокий уровень естественного прироста отмечался в Нарынской, Джалал-Абадской и Таласской областях (18-19 промилле) несколько ниже в Баткенской и Ошской областях (16-17 промилле) еще ниже в Иссык-Кульской 11 промилле и в Чуйской и горкенеше Бишкек 5-7 промилле (рис. 2).

В настоящее время средняя продолжительность жизни населения в Кыргызской Республике возросла. Это видно из следующей таблицы 5.

Таблица 5 - Средняя продолжительность жизни в Кыргызской Республике

2000 2001 2002
всего муж. жен. всего муж. жен. всего муж. жен.
66,6 62,3 70,1 66,9 62,5 71,4 67,1 63,1 71,2

Рис. 2

Поэтому в Кыргызской Республики каждый год вступает в рабочий возраст гораздо больше людей, чем выбывает из него. В результате идет рост трудоспособного населения, который наблюдается по всем регионом республики (рис. 3).

Таблица 6 - Трудоспособное население Кыргызской Республики

1997 1998 1999 2000 2001 2002
Баткенская обл. 181,84 184,943 189,693 196,403 203,221 210,129
Джалал-Абадская обл. 415,199 421,036 431,375 446,73 462,383 478,248
Иссык-Кульская бол. 210,209 209,999 212,005 216,677 211,134 225,593
Нарынская обл. 120,042 119,674 121,19 124,917 128,501 132,173
Ошская обл. 563,567 574,885 590,589 611,733 633,76 656,311
Таласская обл. 98,317 98,602 100,201 103,318 106,334 109,09
Чуйская обл. 418,677 420,749 425,436 432,205 435,636 438,99
г. Бишкек 474,109 488,311 500,145 506,228 510,358 513,774
Кыргызская Республ. 2481,96 2518,19 2570,63 2638,25 2701,33 2764,31

Рис. 3

Из динамики видно, что с каждым годом численность трудоспособного населения растет (даже в прогнозируемый период). Это и экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, характеризовавшаяся спадом производства, ростом числа убыточных предприятий привело к превышению предложения над спросом на рабочую силу, т. е. это повлияло на рост уровня безработицы.

Таблица 7 - Плотность населения по территории на январь 2002 года
Территория км2 Численность наличного населения тыс.чел. Число жителей на 1км2
Кыргызская Республика 199,945 4974,2 25
Баткенская обл. 17,000 396,6 23
Джалал-Абадская 33,648 907,6 27
Иссык-Кульская 43,144 422,1 10
Нарынская 45,202 257,4 6
Ошская 29,189 1230,3 42
Таласская 11,446 206,3 18
Чуйская 18,6 759,6 40,8
Бишкек 1,7 794,5 467,35

Неравномерное размещение населения в тех или иных регионах, наличие различной плотности в них, неодинаковая территориальная дифференциация экономической и социальной структуры – следствие продолжительных, многолетних миграционных процессов.

С первых после октябрьских лет Советское правительство осуществляло меры, направленные на подъём экономики трудовых хозяйств Киргизии, содействовало переходу кочевого кыргызского аила на оседлость, а также трудоустройству кыргызских беженцев, возвратившихся из заграницы.

В результате этого в Кыргызстан из Союзных Республик, в основном из России, было направлено большое количество высоко квалифицированных кадров. В этот период закладывались основы промышленного производства в городах, осваивались природно-сырьевые ресурсы, развивалась культура, образование.

Восстановление и строительство новых промышленных предприятий создавали базу для количественного и качественного роста рабочего класса.

Большинство рабочих, техников, инженеров, прибывших в Кыргызстан из других Союзных Республик, оставались трудиться на своих рабочих местах, становились постоянными кадрами.

В результате к 1927 году рабочие мигранты составили 58 % городских рабочих (в строительстве – 88,8 %; в промышленности – 39,9 %; на железнодорожном транспорте – 93,6 %; в прочих отраслях – 42,6 %). Большая часть рабочих (61 %) приехала в республику в 1925 – 1926 гг., то есть с началом индустриализации в стране.

Всего за годы первой пятилетки из РСФСР, Украины и других республик в Кыргызстан было направлено 8 тыс. рабочих, это составило 47 % потребности республики в квалифицированных кадрах.

Следующий этап крупной миграции населения из центральных и западных районов Союза в Кыргызстан был связан с началом Отечественной войны и эвакуацией сюда большого числа промышленных предприятий, в основном машиностроительных и работающего на них персонала с семьями, а также расселением жителей оккупированных территорий. Усиленный приток людей в эти годы вызвал рост населения, особенно городского. Большинство из них было размещено в городе Бишкек и городах Чуйской долины, что положило начало развитию в республике крупного машиностроения.

В после военный период русские, украинцы, выходцы из западных районов СССР стали покидать республику, возвращаясь в места прежнего проживания. В 1950 г. в Кыргызстане впервые сложилось отрицательное сальдо внешней миграции: превышение выезда населения из республики над въездом составило почти 90 тысяч человек. Поскольку в составе выезжавших преобладали люди в трудоспособном возрасте и с высокопрофессиональной квалификацией, индустриализация с 1960 года стала испытывать острый кадровый дефицит. Особенно обострилась диспропорция между быстрорастущей потребностью промышленности в рабочей силе и неподготовленностью коренного населения занять в ней рабочие места. Отсутствие подготовленных квалифицированных кадров, материальной базы для их подготовки служили основанием для организации союзными министерствами потока миграции из центра, Урала, Сибири. Это привело к новому миграционному всплеску в 1961-1970 гг.

Что касается конца 1980-х – начало 1990-х годов, они стали переломным периодом миграции населения бывших союзных республик. Суверенизация республик и переход к рынку, в каких бы формах и темпах они не осуществлялись, неизбежно связаны с увеличением безработицы и снижением уровня жизни. Нестабильность существования в такой обстановке – важный фактор, провоцирующий миграцию как внешнюю, так и внутреннюю.

За короткое время миграция превратилась в острую социальную проблему, от успешного решения которой во многом зависит будущее нашего государства. Следует отметить, что в республике существуют проблемы как внутренней, так и внешней миграции населения. Рассмотрим подробнее проблемы внешней миграции.

Миграция.

Темпы внутри республиканской миграции растут. По официальным данным, только за 2002-2003 гг. миграцией внутри Кыргызстана охвачено 224, 91 тыс. человек. Это около 10 % трудоспособного населения. В 1997г миграцией было охвачено 42,82 тыс. человек.

В республике 1 млн. 357 человек, или 28 % в течение своей жизни осуществили, по крайне мере одно перемещение как внутри республике, так и из других государств. На эту пропорцию большое влияние оказал тот факт, что в общей численности населения значительный удельный вес детей в возрасте до 15 лет, из численности которых мигрировали только 11 %. Из числа молодых людей в возрасте 20-24 лет уже сменили место своего рождения 28 % мужчин и 37 % женщин. Из старшего поколения приблизительно 40 % мужчин и 50 % женщин имеют опыт мигрирования.

Миграция влияет на численность населения различных регионов страны неодинаково. На уровне областей характер миграции достаточно ясен. Так г. Бишкек и Чуйская область, имеет положительный баланс межобластной миграции, а все другие области систематически теряют население, при чем из-за внутренних потоков миграции. Среди областей, теряющие свое население из-за внутренней миграции, следует в первую очередь, отметить Нарынскую область. В результате миграции, эта область потеряла в течение года 6,9 % населения. За нею следует Таласская область – 4,6 %, Иссык-Кульская – 3,7 % всего населения. Отрицательный баланс наблюдается в трех южных областях – от 1 до 2 %. С другой стороны в Чуйскую область прибыло 1,6 %, в г. Бишкек – 8,2 %. Эти данные свидетельствуют на значительное выбытие из сельской местности в городские особенно из северных горных областей в Чуйскую и столицу республики г. Бишкек.

В современных условиях развитие рыночной экономике заставляет людей искать новые, более благоприятные места жительства, средства существования, работу, которая обеспечивает доход. Так, по результатам опроса эмигрантов основной целью выбытия остается смена жительства (84 %), поиск работы (13 %) и учеба (3 %). Город Бишкек, являясь столицей, крупным научно-культурным, промышленным центром республики, предоставляет большие возможности сельским мигрантам для повышения уровня образования и квалификации, выбора более творческих видов трудовой деятельности.

Самая высокая интенсивность выбытия из Нарынской области связана с неблагоприятными климатическими условиями региона, почти полным отсутствием промышленной инфраструктуры. Из 130 тысяч трудоспособного населения зарегистрировано 17 тысяч безработных. Из них 5,3 тысяч человек – молодёжь от 16 до 20 лет. Здесь нет, не одного престижного высшего учебного заведения, что тоже немало важно в социально и психологически планах. Совершенствование сельскохозяйственного труда на основе коренного повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов, ликвидации тяжелого ручного труда, а также переход к режиму труда, присущему индустриальным отраслям, проходит явно недостаточными темпами и намного отстаёт от несельскохозяйственных отраслей. Всё это, наряду с отставанием в уровне оплате труда на селе предопределяет низкий престиж сельскохозяйственных профессий и способствует переливу трудовых ресурсов села в несельскохозяйственное производство и отрасли сферы в городах.

Как видно из выше сказанного, чтобы сократить миграцию населения из сел в город, необходимо решение острых проблем в селах на государственном уровне.

Регулирование внутри республиканской миграции населения решается путем более эффективной реализации местных и региональных программ повышения занятости населения. За последнее время достигнуто значительное повышение уровня занятости населения почти во всех областях республики. В связи с развитием частных фермерских и крестьянских хозяйств, получением жителей села земельной доли наметилась тенденция снижения внутренней миграции, оттока молодежи обратно из городов в сельские районы.

Необходимо также отметить, что рабочие места без постоянной поддержки со стороны государства существовать не могут. Поэтому должен быть разработан действенный механизм государственной поддержки по сохранению и созданию рабочих мест. Одним из таких механизмов может стать комплексная программа создания и сохранения рабочих мест, ориентированная на существенную модернизацию в сфере занятости населения в условиях оживления и подъёма экономики, выпуска конкурентоспособной продукции, которая должна осуществляться в два этапа.

Первый этап должен быть сориентирован на создание организационно-правовых условий для проведения политики создания и сохранения рабочих мест. Второй этап – на конкретные мероприятия, связанные с разработкой отраслевых и региональных программ создания рабочих мест.

Комплексная программа создания и сохранения рабочих мест позволит:

 -  определить основные направления содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций комплексного развития республики;

 -  решить вопросы стабилизации рынка труда в регионах;

 -  создать новые рабочие места на базе широкого развития субъектов малого предпринимательства;

 -  сформировать инвестиционный и финансовый механизм стимулирования создания рабочих мест.

А также в региональных программах необходимо уделить особое внимание:

 -  выравниванию межрегиональных различий в доходах населения, уровня занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состояния окружающей среды;

 -  предоставлению региональным органам управления реальных возможностей по обеспечению минимальных государственных стандартов;

 -  выравниванию возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями;

 -  усилению поддержки социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

 -  выработки критериев для определения объёма республиканской помощи на социальные расходы.