Экологическое обоснование применения удобрений

Анализ позитивного и негативного действия агрохимических средств в агроэкосистеме, взаимовлияния и взаимодействия факторов в агроэкосистеме, и прежде всего почвы, климата, удобрения и растения, позволяют сформулировать основные экологические функции агрохимии. Они формировались в течение длительного исторического развития мирового и отечественного земледелия.

1. Обеспечение оптимального круговорота биогенных элементов в агроценозе с активным их балансом.

Целью применения удобрений является умножение питательных веществ в почве или, по крайней мере, возвращение того их количества, которое было взято из почвы растениями для создания урожая.

Поддерживать активный баланс питательных элементов в агроценозе как критерий оценки состояния круговорота веществ в земледелии можно только при научно обоснованном применении удобрений. Поэтому Д. Н. Прянишников считал, что главной задачей агрохимии является изучение круговорота веществ в земледелии и выявление тех мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растениях, которые могут повышать урожай и качество продукции.

Это определение находится в полном соответствии с общей стратегической задачей земледелия - сохранением и приумножением плодородия почвенного покрова, его экологической чистоты как главного богатства любого государства, материальной основы существования человечества на нашей планете.

Поддержание положительного баланса и активного биологического круговорота элементов в земледелии - основа продуктивности агроэкосистем.

Воспроизводство плодородия, улучшение свойств и гумусного состояния почв. Эти задачи современного земледелия успешно решаются при комплексном использовании агрохимических средств, в частности системы органических и минеральных удобрений в сочетании с химической мелиорацией почв. Именно научно обоснованная система использования агрохимических средств позволяет оптимизировать параметры показателей плодородия и основных химических и физико-химических свойств почвы.

Хорошо известна роль гумуса в решении различных аспектов почвенной экологии практически во всех земледельческих районах. А между тем уровень этого важного показателя плодородия почв систематически снижается во всех почвенно-климатических зонах.

Оптимизация питания культурных растений биогенными макро- и микроэлементами. Обеспечение сельскохозяйственных культур в процессе вегетации питательными элементами в оптимальных дозах и соотношении усиливает деятельность физиологических барьеров, препятствующих поступлению токсических элементов и веществ в растения, особенно в генеративную их часть, которая является часто продуктом питания человека.

Многочисленными исследованиями, выполненными в разных странах, установлен характер распределения тяжелых металлов в биомассе растений: корни > надземная часть > зерно. Это свидетельствует о наличии, по крайней мере, трех защитных механизмов (барьеров): на границе почва-корень, корень-стебель, стебель-зерно. Зная механизм поступления биогенных и токсических элементов в корни, транслокацию их в надземную часть, в том числе и в генеративные органы, можно существенно снизить накопление токсикантов в растениях, а следовательно, и в продукции растениеводства. Эта экологическая функция агрохимии требует более глубокого и обстоятельного исследования. Оптимизация питания усиливает экологические функции растений, непосредственно улучшая рост и развитие культуры, обеспечивая реализацию ее потенциальной продуктивности, формирование более качественной продукции, а также опосредованно, путем придания стойкости культурным растениям против экстремальных условий роста и развития (засухи, пониженных температур, поражения болезнями и т.д.).

Снижение негативных последствий от глобального и локального техногенного загрязнения агроэкосистем тяжелыми металлами и другими токсическими элементами. Эта экологическая функция агрохимии во времени будет приобретать все большую актуальность, так как нарастает глобальное и локальное загрязнение окружающей среды различными токсическими веществами, которые представляет серьезную угрозу. Их динамическая аккумуляция в почвенном покрове, а затем и в культурных растениях может привести к накоплению тяжелых металлов в продуктах питания выше допустимой предельной концентрации, что небезопасно для здоровья человека.

Всестороннее исследование данной проблемы позволяет заключить, что агрохимия имеет большие потенциальные возможности по инактивации подвижных форм тяжелых металлов в почве и существенному снижению поступления их в растения. Например, снижение кислотности почв путем известкования, применение органических удобрений, оптимизация доз и соотношений вносимых макро- и микроэлементов и другие агрохимические приемы снижают поступления токсичных ТМ в растения в несколько раз. По существу, эти агрохимические приемы позволяют на загрязненных ТМ почвах получать экологически безопасную продукцию растениеводства.

Улучшение радиоэкологической ситуации в агроэкосистеме. Радионуклиды, попадая в трофические цепи, оказывают серьезное негативное воздействие на биосферу, и в частности на организм человека.

В почве радионуклиды подвергаются различным процессам: аккумуляции, мобилизации и иммобилизации, миграции по профилю почвы, антагонизму и синергизму с биогенными элементами при транслокации в растения.

В этом отношении такие агрохимические приемы, как внесение органических удобрений, известкование кислых почв, применения повышенных доз фосфорных и калийных удобрений, являются существенными факторами иммобилизации радиоактивных элементов в почве и снижения их поступления в растения.

Создание оптимальных культурных агроландшафтов для различных природных регионов в соответствии с их специализацией. Применяя удобрения, минеральную подкормку домашних животных, осушая болота, мобилизуя внутренние ресурсы ландшафта, человек обеспечивает растения и домашних животных необходимыми элементами, т.е. создает культурный ландшафт с оптимальным геохимическим режимом. Такой ландшафт является наилучшим в гигиеническом отношении и отвечает оптимальным условиям жизни человечества.

Геохимический ландшафт по Б. Б. Полынову — это взаимосвязь химического состава отдельных звеньев ландшафта: почвы, растительности, поверхностных и грунтовых вод и т.д., их миграционной способности, а также факторов, оказывающих существенное влияние на миграцию химических элементов. В. И. Вернадский считал, что источником подвижности химических элементов в биосфере являются живое вещество и природные воды, т.е. синтез и минерализация органических соединений - процессы, составляющие круговорот химических, особенно биогенных элементов в системе почва-растение.

Вновь созданный аграрный тип ландшафта является качественно отличным от естественных природных комплексов. Систематическое применение агрохимических средств по существу изменяет химический состав почвы, растений, грунтовых вод и т.д., а следовательно, и круговорот веществ в данном ландшафте. Это влияние может быть позитивным и негативным. Зная оптимальные параметры химического состава звеньев агроландшафта, научно обоснованным применением агрохимических средств можно существенно его улучшить. Если в развитие понятия о ландшафте Б. Б. Полынова учитывать это комплексное агрохимическое воздействие на звенья агроландшафта, то оно, по существу, приобретает новое агрогеохимическое содержание. В этом суть одной из важных экологических функций агрохимии.

Удобрения и химические мелиоранты - важное звено в системе противоэрозионных мероприятий. На эрозионно-опасном почвенном покрове применение удобрений существенно снижает негативные последствия от водной эрозии. Это подтверждают исследования, выполненные в различных почвенно-климатических условиях.

Научно обоснованная система применения удобрений является мощным агротехническим средством повышения противоэрозионной устойчивости почв. Это объясняется тем, что культурные растения, выросшие на удобренной почве, развивают более мощную корневую систему, улучшают физические свойства почвы, что в совокупности способствует лучшей защите ее от эрозии и снижает потери питательных веществ.

Повышение биологической активности и улучшение структуры микробоценоза почвы. Агрохимические средства оказывают существенное влияние на биологическую активность и улучшение структуры микробоценоза почвы. Воздействие удобрений на различные стороны биологических свойств агроэкосистемы может быть непосредственным и опосредованным, через изменение условий жизни растений и биоты почвы.

Непосредственно удобрения оказывают существенное влияние на регулирование процессов симбиотической и ассоциативной азотфиксации, регулирование фосфорного питания растений, а также общей биологической и ферментативной активности почвы.

Повышение устойчивости культурных растений к грибным и другим болезням. Оптимизация плодородия почвы и условий питания растений оказывает существенное влияние на повышение устойчивости растений к грибным патогенам, изменение инфекционного потенциала почвы (гельминтоспориоз зерновых, склеротиния подсолнечника и др.). Фитозащитный эффект зависит от видов и форм удобрений.

Кроме того, существуют культуры с активным ингибирующим воздействием корневых эксудатов на репродуктивную способность фитопатогенов. Отмечена положительная роль минеральных удобрений в снижении развития фитопатогенов, в частности сапротрофных грибов в плодосмене.

Таким образом, и в биологическом аспекте четко проявляется экологическая функция агрохимии.

Улучшение химического состава и питательной ценности растениеводческой продукции. Исследования и реализация научно обоснованных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур на основе диагностики минерального питания и оптимизации применения удобрений в нашей стране и за рубежом показали большие потенциальные возможности агрохимии не только в реализации генотипа конкретной культуры по продуктивности, но и в улучшении основных показателей качества продукции. И в этом трудно переоценить фундаментальное и прикладное экологическое значение агрохимии как науки, занимающей активные позиции в обеспечении постоянно растущего населения планеты высококачественными продуктами питания.

Удобрения выполняют многосторонние функции в земледелии (Минеев, 2004).