Экономика Австрии
Австрия — одна из наиболее экономически развитых стран Европы. Св. 20% промышленной продукции создается в госсекторе (металлургические, горнодобывающие отрасли, энергетика). Велика роль капитала Германии. Доля в ВВП (2001, %): промышленность, включая строительство, 35, сельское хозяйство 2. Добыча железной руды, магнезита, бурого угля, нефти, графита, свинцово-цинковой и вольфрамовой руд. Производство электроэнергии 56,6 млрд. кВт·ч (2001), в т. ч. св. 60 % на ГЭС. Наиболее развиты: машиностроение (транспортная, сельскохозяйственная, электротехническая промышленность), черная металлургия (сталь, прокат), производство алюминия, химическая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, текстильная, кожевенно-обувная, швейная промышленность.
Сельское хозяйство интенсивно и высокотоварно; преобладает крупное землевладение.
Ведущая отрасль — молочное животноводство. Поголовье (1997, млн.) крупного рогатого скота 2,2, свиней 3,7.
Птицеводство.
Выращивают пшеницу, ячмень, сахарную свеклу, кормовые культуры.
Плодоводство и виноградарство.
Длина (1997, тыс. км) железных дорог 6,7, автодорог 130.
Главные речные порты: Линц, Вена.
Экспорт: машины и оборудование, текстильные и швейные товары, бумага, лесоматериалы, обувь, продовольствие, электроэнергия. Основные внешнеторговые партнеры: Германия и др. страны ЕЭС.
Иностранный туризм (ок. 15 млн. ч. в год).
Денежная единица — австрийский шиллинг.
Государственное устройство
Австрия — федеративная республика. Провозглашена 12 ноября 1918 г. Временным национальным собранием. В марте 1938 г. Австрия была присоединена к нацистской Германии. 15 мая 1955 г. после подписания в Вене представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии, вступившего в силу 27 июля 1955 г., восстановлена как суверенное независимое государство в границах 1938 г. Действует конституция (Федеральный конституционный закон), принятая 1 октября 1920 г., вступившая в силу 10 ноября 1920 г. в редакции от 7 декабря 1929 г. Впоследствии был принят ряд изменений.
Австрия состоит из 9 федеральных земель: Бургенланд (Burgenland), город Вена (Город Вена приравнен в административном отношении к земле, Stadt Wien), Верхняя Австрия (Oberosterreich), Зальцбург (Salzburg), Каринтия (Karinten), Нижняя Австрия (Niederоsterreich), Тироль (Tyrol), Форарльберг (Vorarlberg), Штирия (Steiermark).
Глава государства — Федеральный президент (Bundesprasident), избираемый на основе всеобщего равного прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 6 лет. Избранным считается лицо, получившее более половины всех признанных действительными голосов. Если такое большинство не собрано, то проводится второй тур выборов. Теперь считаются действительными только те голоса, которые поданы за одного из двух кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов. Повторное избрание на очередной период допускается только один раз. Федеральным президентом может быть избрано только лицо, имеющее право участвовать в выборах в Национальный совет и достигшее к 1 января года выборов 35 лет. Права быть избранными лишены члены императорских домов или семей, которые когда-либо принадлежали к таковым. Если президент не в состоянии выполнять свои функции, они переходят к Федеральному канцлеру. Однако, если период недееспособности президента превышает 20 дней, то его функции переходят к коллегии, состоящей из первого, второго и третьего председателей Национального совета. Функции президента определены, в основном, дипломатическим протоколом и носят церемониальный характер. Но в его полномочия входит так же назначение Федерального канцлера и по его представлению других членов правительства. Осуществляет верховное командование федеральной армией. В течение всего срока полномочий Федеральный президент не имеет права заниматься какой-либо профессиональной деятельностью или входить в состав какого-либо общего представительного органа.
Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: Национального и Федерального советов. Национальный совет состоит из 183 депутатов, избираемых по пропорциональной системе на 4 года на основе равного прямого избирательного права путем тайного голосования. Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов 19 лет, а правом быть избранными обладают граждане, достигшие 21 года. Федеральный совет избирается ландтагами (парламентами) земель на срок своих полномочий по пропорциональной системе в соответствии с численностью населения отдельных земель. Члены Федерального совета не должны входить в состав ландтага, который их делегирует; однако они должны обладать правом быть избранными в этот ландтаг. Место председательствующего в Федеральном совете занимают по очереди представители разных земель, сменяющие друг друга через каждые полгода в алфавитном порядке наименования земель. Председательствует от каждой земли тот ее представитель, который был выдвинут в совет первым. Совместные заседания Национального и Федерального советов образуют Федеральное собрание (Bundesversammlung), за которым сохраняется исключительное право решения таких вопросов, как объявление войны, принятие присяги Федерального президента. Председательствуют поочередно председатели Национального и Федерального советов, начиная с председателя Федерального совета. Консультативным органом Национального совета является Председательский совет, в состав которого входят три председателя Национального совета и председатели парламентских фракций.
Исполнительная власть осуществляется Федеральным президентом и Федеральным правительством. Федеральный президент назначает Федерального канцлера (Bundeskanzler) и по его представлению — министров. Члены Федерального правительства имеют право участвовать во всех заседаниях Национального и Федерального советов и Федерального собрания.
Местными органами власти являются ландтаги земель (законодательная власть) и земельные правительства (исполнительная власть). Члены ландтагов избираются по пропорциональной системе на основе равного прямого избирательного права путем тайного голосования. Конституция земли, которая должна приниматься в форме конституционного закона земли, если при этом не затрагивается Федеральная Конституция, может быть принята лишь в при отсутствии половины членов ландтага и большинством в две трети голосов. Каждый ландтаг может быть распущен Федеральным президентом по представлению Федерального правительства и с согласия Федерального совета. В случае роспуска ландтага в течение трех недель должны быть назначены новые земельные выборы. Правительство земли состоит из губернатора, необходимого числа заместителей и других членов, не входящих в ландтаг.
В Вене функции ландтага выполняет общинный совет, функции правительства — городской сенат, функции губернатора — бургомистр.
Община является территориальной единицей с правом самоуправления и одновременно административной единицей. В общинах органами самоуправления являются общинные советы, общинное правление (городской совет), бургомистр.
Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским и уголовным делам. Административный суд обеспечивает законность всего государственного управления. Конституционный суд рассматривает все имущественно-правовые требования, предъявляемые к Федерации, землям, районам, общинам и союзам общин, которые не подлежат ни разрешению в обычном судебном порядке, ни исполнению путем принятия решения органом управления.
Макроэкономика
По оценке Австрийского института экономических исследований (ВИФО), валовой внутренний продукт страны (ВВП) в 1997 году был равен в неизменных ценах (на базе 1983 года) 1670 млрд. австр. шилл. Его годовой прирост составил 1,6%, что примерно на 0,9% ниже аналогичного среднего показателя по промышленно развитым странам в целом и на 0,7% ниже, чем в среднем в странах ЕС. В текущих ценах ВВП Австрии увеличился в 1997 году на 2,7% до 2464 млрд. австр. шилл.
По уровню ВВП на душу населения (в 1997 году вследствие снижения курса шиллинга к доллару - около 25 тыс. долл., в 1996 году - свыше 28 тыс. долл.) Австрия относится к наиболее благополучным странам Европы.
В 1997 году в промышленности Австрии после двух лет стагнации отмечались признаки оживления, связанные с повышением спроса со стороны внешнего рынка. В наибольшей степени это касается предприятий-субпоставщиков, осуществляющих поставки частей и узлов материнским и партнерским фирмам за границу, в частности, в ФРГ. Объем промышленного производства в неизменных ценах превысил уровень предыдущего года на 3,3%.
По-прежнему в целом неблагоприятным оставалось положение в строительстве, где наблюдались характерные черты стагнации, не в последнюю очередь связанные с экономией средств как федерального, так и земельных, общинных и муниципальных бюджетов. Темп прироста объема строительства в неизменных ценах в 1997 году не превысил 0,5%. Валовые капиталовложения в неизменных ценах расширились в том году по сравнению с 1996 годом на 2,8%, при этом объем инвестиций в оборудование увеличился на 5%, а в строительство на 1%.
В 1997 году достаточно напряженным продолжало оставаться положение на рынке труда Австрии.
Как и в предыдущем году уровень безработицы составил 7%, а число зарегистрированных безработных 230,5 тыс. человек.
Наметившаяся в 1996 году тенденция к сокращению платежеспособного спроса населения в полной мере проявилась в отчетном году. При этом сказались повышенные заблаговременные закупки населением товаров длительного пользования в 1996 году в ожидании снижения покупательной способности в 1997 году. Темп прироста личного потребления в неизменных ценах составил в 1997 году 0,5% против 1,5% в 1996 году и 2,1% в 1995 году. Прирост был достигнут за счет потребительских товаров краткосрочного пользования и услуг (увеличение на 1,2% по сравнению с 1996 годом) при снижении закупок товаров длительного пользования на 4%. Средние реальные доходы населения сократились на 0,8% против уровня предыдущего года (в 1996 году имело место увеличение на 0,7%). Доля отчислений на сбережения в доходах продолжала сокращаться и составила в 1997 году 8,6% против 9,7% в 1996 году и 10,5% в 1995 году,
В 1997 году отмечался умеренный рост цен на потребительские товары и услуги с явной тенденцией к снижению его темпов: уровень инфляции в 1997 году составил 1,4% против 1,9% в 1996 году, 2,2% в 1995 году, 3% в 1994 году и 8,6% в 1993 году. На снижение уровня инфляции в 1995-1997 гг. существенное влияние оказало вступление Австрии в ЕС. Приток на австрийский рынок более дешевых товаров из других стран-членов Евросоюза оказывает сдерживающее воздействие на рост цен, а в ряде случаев, в частности, относительно сельскохозяйственных и продовольственных товаров, приводит к их снижению.
Дефицит торгового баланса (по поставкам товаров) был равен 80,1 млрд. австр. шилл. (в 1996 году - 100,6 млрд.).
Чистая валютная выручка от иностранного туризма в 1997 году составила 17 млрд. австр. шилл. против 23,1 млрд. в 1996 году. Сокращение положительного сальдо баланса по туризму связано с заметным увеличением в последнее время числа туристических поездок австрийцев за границу при одновременном уменьшении количества иностранных туристов, посетивших Австрию. Особенно характерным в этом плане был летний сезон. В летние месяцы 1997 года затраты австрийцев на туристические поездки за границу превысили валовые поступления от иностранного туризма в Австрию на 4 млрд. австр. шилл.
Отрицательное сальдо платежного баланса страны по текущим операциям в 1997 году равнялось, как и в 1996 году, 1,8% ВВП (45 млрд. австр. шилл. против 42,4 млрд. в 1996 году).
Дефицит федерального государственного бюджета Австрии в 1997 году (без учета погашения финансовой задолженности) составил 68 млрд. австр. шилл., или 2,8% ВВП (89,4 млрд., или 3,7% ВВП в 1996 году и 117,9 млрд. австр. шилл., или 5% ВВП в 1995 году). Общая государственная задолженность к концу 1997 года достигла 1478 млрд. австр. шилл. (60% ВВП), из которых свыше 20% приходилось на внешние долги.
Средний курс австрийского шиллинга по отношению к доллару США в 1997 году составил 12,25 австр. шилл. против 10,59 австр. шилл. в 1996 году. Учетная ставка Австрийского национального банка в 1997 году не изменялась и после снижения в апреле 1996 года на 0,5% в настоящее время составляет 2,5%.
Банки
В Австрии сложилась развитая кредитно-финансовая система, состоящая из банков, сберегательных касс, специализированных кредитных институтов и прочих кредитно-финансовых учреждений. В преддверии вступления в Валютный союз ЕС в Австрии в последние годы происходит процесс слияния и укрупнения банковских структур.
Во главе кредитно-финансовой системы Австрии находится Австрийский национальный банк, разрабатывающий и осуществляющий основные направления кредитно-денежной политики страны, а также регулирующий и контролирующий деятельность остальных кредитных институтов. В сферу деятельности банка входят денежная эмиссия и эмиссия ценных бумаг, регулирование валютных отношений с иностранными государствами, кредитование государства, земель и общин. При этом кредитование экономики страны осуществляется через посредство других банков.
Крупнейшим банком страны является "Банк Аустриа", образованный в 1991 году в результате слияния двух крупных австрийских банков - "Лендербанка" и "Центральшпаркассе". В результате приобретения в 1997 году "Банком Аустриа" еще одного ведущего австрийского банка - "Кредитанштальт" - этот новый банковский концерн по совокупной балансовой сумме (1430 млрд. австр. шилл.) занимает 33-е место среди европейских банков и контролирует около 20% австрийского рынка капиталов. "Банк Аустриа" является универсальным банком. Основными направлениями его деятельности являются финансирование промышленности (включая средние и мелкие фирмы) и внешней торговли, международные кредитные и расчетные операции, операции с ценными бумагами. "Банк Аустриа" первым из иностранных банков получил лицензию на ведение своим московским дочерним банком операций с юридическими и физическими лицами в России,
Вследствие слияния в 1997 году банков "Жироцентрале" и "Эрсте Эстеррайхише Шпаркассе" в Австрии возникла вторая по величине банковская группа под названием "Эрсте Банк" (сумма совокупного баланса около 400 млрд. австр. шилл.). Осуществляя все виды операций как внутри страны, так и за рубежом, новый банк одновременно является ведущим сберегательным банком Австрии.
Один из крупнейших банков Австрии - "Райфайзен Централь банк" (балансовая сумма - около 250 млрд. австр. шилл.). Созданный первоначально в качестве финансового института в рамках системы сельскохозяйственной кооперации, "Райфайзен Центральбанк" в настоящее время является универсальным банком, имеющим разветвленную сеть филиалов и отделений в Австрии и в других странах. В 1997 году состоялось официальное открытие московского филиала банка.
"Банк фюр Арбайт унд Виртшафт" (БАВАГ), балансовая сумма - около 200 млрд. шилл., принадлежит австрийским профсоюзам. Первоначально банк уделял основное внимание кредитованию сектора ремесленного производства и других мелких производителей. В настоящее время является универсальным банком. Значительное внимание уделяет расширению иностранных операций. Важное значение в кредитной политике банка имеют небольшие по размерам кредиты.
В 1998 году в Австрии насчитывалось 38 банков с иностранным участием и 37 представительств зарубежных кредитных институтов. В число иностранных банков, активно работающих в Австрии, входит российский "Донау-Банк", учредителями которого являются Центральный Банк и Внешэкономбанк России. Свои представительства в Вене, в той или иной форме, имеют семь российских банков: "Инкомбанк", "Индипендент бэнк оф Рашэ", "Банк Столичный", "Кузбасспромбанк", "Мытищинский коммерческий банк", "Российский национальный коммерческий банк", "Технобанк".
Согласно данным ВИФО, в 1998 году темпы экономического развития в Австрии несколько возрасли, хотя в целом и сохранились на умеренном уровне. Ожидается, что прирост ВВП страны в неизменных ценах в 1998 году составит 2,5%, а в текущих - 3,7%. Объем промышленного производства в неизменных ценах увеличится, по оценке, в 1998 году на 4,8%. Валовые капиталовложения в 1998 году расширятся на 3,3%, в том числе в оборудование возрастут на 7%, а в строительство практически не увеличатся.
После снижения в 1997 году, в 1998 году ожидается некоторое увеличение темпа прироста личного потребления в неизменных ценах (до 1,5%), в том числе по товарам длительного пользования - до 3,5%. Инфляция в 1998 году оценивается на уровне 1,6%.
Положение на рынке труда в Австрии будет оставаться довольно напряженным. Уровень безработицы составит 6,9%. В 1998 году платежный баланс страны по текущим операциям будет сведен с отрицательным сальдо в размере 50-51 млрд. шилл. Дефицит федерального государственного бюджета (без учета погашения финансовой задолженности) в 1998 году оценивается в 67 млрд. шилл, или 2,6% ВВП. Государственный долг составит 1520 млрд. шилл., или около 59% ВВП.
С реализацией стратегической программы деятельности правительства Австрии связано намеченное в перспективе проведение ряда реформ в отдельных областях, в частности, в системах пенсионного обеспечения и налогообложения, образования и здравоохранения, на транспорте, в судопроизводстве.
С учетом возникающих проблем с финансированием в обозримом будущем традиционной распределительной системы государственного пенсионного обеспечения, связанных с ростом числа пенсионеров и увеличением продолжительности их жизни, а также с ограниченностью бюджетных средств на эти цели, в ноябре 1997 года правительством и парламентом Австрии был принят ряд решений в рамках пенсионной реформы, вступающих в силу поэтапно в 2000-2003 гг. и предусматривающих отмену отдельных льгот для определенных категорий пенсионеров (в частности, государственных служащих), увеличение срока расчетной основы для начисления пенсии, стимулирование более позднего выхода на пенсию и некоторые другие меры, которые еще должны быть детализированы и уточнены. Одновременно государство намерено совершенствовать существующую в Австрии накопительную систему добровольного негосударственного пенсионного страхования, имеющую характер дополнительного к государственному обеспечению старости.
Контуры других реформ пока еще недостаточно определены, работа над ними ведется в соответствующих правительственных и парламентских комиссиях и экспертных группах. В частности, вопросами налоговой реформы партии правительственной коалиции намерены конкретно заняться после 1999 года.
Последовательно реализуется курс на приватизацию государственной собственности. В частности, в 1997 году доля государства в капитале банка "Кредитанштальт" (около 70%) была продана "Банку Аустриа". Осуществлена частичная приватизация полностью принадлежавших государству табачного концерна "Аустриа Табак" и предприятий по добыче и производству поваренной соли "Залинен". Намечены шаги по частичной приватизации государственной типографии "Штаатсдрукерай", по преобразованию государственного Управления почт и телеграфа и сберегательного банка "Постшпаркассе" в акционерные общества с последующей частичной реализацией их акций частным владельцам, а также по подготовке к продаже в 1998 году доли государства в авиакомпании "Остриэн Эйрлайнз", в венском аэропорту Швехат и художественном аукционе "Доротеум".
Членство в ЕС
В качестве центрального вопроса своей внутри- и внешнеэкономической политики правительство Австрии рассматривает полнообъемное участие страны в углублении интеграционных процессов в рамках ЕС и намерено активно продолжать работу в этом направлении, особенно с учетом того, что с 1 июля по 31 декабря 1998 года Австрия председательствовала в Евросоюзе, а с 1 января 1998 года по 30 июня 1999 года входит в "тройку" ЕС.
Большое значение правительство придает вступлению Австрии в Валютный союз ЕС в числе первых стран-участников. При этом проводимая Австрией в течение многих лет политика "твердого шиллинга" и жесткая привязка его к немецкой марке ФРГ способствовали тому, что многие предпосылки Валютного союза по экономическим показателям Австрией давно выполнены, прежде всего, в отношении уровня инфляции, отсутствия девальваций и значительных колебаний курса валюты к валютам других стран ЕС, уровня процента по долгосрочным государственным ценным бумагам, независимости центрального национального эмиссионного банка. Предпринятые в стране в последние годы решительные меры по санированию и консолидации федерального государственного бюджета позволили добиться соответствия критериям Маастрихтского договора также и остальных показателей (особенно с учетом того, что в последней официальной интерпретации ЕС достаточным является факт наличия тенденции приближения уровня общей государственной задолженности к 60% ВВП).
С декабря 1997 года Австрия начала участвовать в Шенгенских соглашениях, а с 1 апреля 1998 года режим этих соглашений распространился на нее в полном объеме. В связи с этим в 1997 году в Австрии принимались меры по укреплению внешней границы ЕС и обеспечению ее "непрозрачности" на Северо-Востоке, Востоке и Юго-Востоке страны, а также по реконструкции венского международного аэропорта Швехат в целях разграничения пассажиро- и грузопотоков, следующих соответственно в воздушном сообщении с ЕС и третьими странами.
Членство в ЕС оказывает существенное влияние на экономические отношения Австрии с третьими странами. Особенно чувствительным в этом плане для Австрии является вопрос взаимоотношений с соседними государствами Восточной и Юго-Восточной Европы, рынки которых традиционно входят в сферу экономических интересов австрийского бизнеса. С одной стороны, Австрия заинтересована в скорейшем начале конкретного переговорного процесса по вступлению этих стран в Евросоюз и проявляет готовность интенсивно сотрудничать с ними в решении экономических и финансовых проблем в ходе подготовки их к вступлению в ЕС, в частности, в таких областях, как транспорт, экология, энергетика, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство. С другой стороны, определенную озабоченность вызывает возможность активного притока на австрийский рынок более дешевой рабочей силы из этих стран, что серьезно обострило бы положение с занятостью в Австрии.
С учетом изменений геополитической ситуации в Европе в последнее время заметно возросло внимание правительства Австрии к вопросам западноевропейской и национальной безопасности. Считая необходимым повышение боеспособности австрийских вооруженных сил, правительство рассматривает возможность обновления парка истребителей-перехватчиков и наземной бронетехники за счет импорта.
В качестве члена Евросоюза Австрия намерена шире участвовать в системе безопасности и в соответствующих структурах ЕС. В принципе, не исключается в дальнейшем возможность полного членства Австрии в Западноевропейском Союзе. Согласно коалиционному соглашению правительственных партий, Австрия будет динамично развивать также отношения с другими организациями, через которые страны-члены ЕС реализуют свою политику безопасности и оборонную политику, в частности, продолжать принимать активное участие в программе НАТО "Партнерство ради мира". В средствах массовой информации и в обществе в целом в последнее время дискутируется вопрос о возможности вступления страны в НАТО. Окончательное решение по этому вопросу, с учетом всех его аспектов, правительством и парламентом (а возможно и референдумом) должно быть принято в 1999 году.
От участия в Валютном союзе ЕС (ЕВС) Австрия ожидает получить такие преимущества, как: экономию на издержках по денежным переводам в другие страны ЕВС, связанных с обменом и пересчетом валют; исключение рисков от изменения валютных курсов и экономия на издержках страхования валютных рисков; возможность использования евро как мировой валюты в качестве валюты расчетов и платежа в сделках с третьими странами вместо доллара США; исключение возможности девальвации валют стран ЕВС, которая сегодня может приводить к нарушению условий конкуренции на внутреннем рынке ЕС; облегчение доступа стран ЕВС на рынки друг друга и улучшение сравнимости цен; стимулирование дальнейшей гармонизации и унификации рамочных условий предпринимательской деятельности на внутреннем рынке ЕС.
Кроме того, некоторые дополнительные выгоды от членства в ЕВС Австрия видит и с учетом своих национальных особенностей. В частности, для экспортоориентированного сектора австрийской экономики введение евро и устранение фактора колебаний валютных курсов имеет особо важное значение, поскольку Австрия относится к странам ЕС с наиболее высоким уровнем производительности труда (большинство австрийских поставщиков товаров и услуг в такие страны с традиционной тенденцией к снижению курса валюты, как Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Португалия, Греция несут дополнительные издержки из-за колебаний курсов).
Австрия рассчитывает также, что создание ЕВС будет способствовать увеличению поступлений от иностранного туризма и повысит привлекательность Австрии для зарубежных туристов по сравнению с такими конкурентами, как Франция, Греция, Италия, Португалия.
Дополнительное преимущество для себя Австрия усматривает и в создании единой Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, в рамках которой решения будут приниматься по принципу "одна страна - один голос", что ставит Австрию в равное положение с такими ведущими финансовыми и экономическими державами, как Франция, Германия и Англия, в то время как в ЕС в целом эти страны имеют при принятии решений значительно больший вес, чем Австрия.
Стремление Австрии с самого начала участвовать в ЕВС обусловлено также и тем, что в противном случае австрийский шиллинг будет испытывать сильное девальвационное давление, что не будет способствовать стабильности экономики, окажет весьма негативное воздействие на состояние государственного бюджета, а в конечном итоге приведет к снижению конкурентоспособности австрийских товаров и провалу одной из основных стратегических целей экономической политики правительства - превращения Австрии и ее столицы Вены в один из ведущих мировых центров финансовой, инвестиционной и предпринимательской активности.
Предполагается, что преимущества ЕВС будут носить долгосрочный характер и проявятся, в основном, с течением времени. Издержки же, связанные с переходом на евро, наоборот, имеют краткосрочный, разовый характер и будут сконцентрированы на ограниченном промежутке времени. В частности, в первое время после создания ЕВС в странах с наиболее твердыми валютами, в том числе и в Австрии, возможно некоторое увеличение банковского процента вследствие вступления в зону евро также и стран с менее твердыми валютами. Уровень этого увеличения будет зависеть от конкретного количества участвующих в ЕВС стран с относительно слабыми валютами.
Госсубсидии
Государственная промышленная политика в Австрии формируется и реализуется в рамках общей экономической политики правительства, исходя из рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС.
В ходе эволюции концепции промышленной политики в послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы.
Был также сделан вывод о нецелесообразности государственной поддержки нерентабельных, бесперспективных предприятий и предпочтительности замещения их продукции более эффективным импортом.
Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности) осуществляется поэтапно. Государство активно участвует в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и т.п.).
Сегодня государственная промышленная политика в Австрии концентрируется на создании законодательным путем, и обеспечении механизмами исполнительной власти, рамочных условий деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.
При этом важную роль в опосредованном государственном финансировании и стимулировании продуктивных производственных капиталовложений играет система специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм банковского кредитования.
Средства фондов образуются и пополняются за счет поступлений из бюджета, а также путем использования других источников (продажа акций государственных предприятий, привлечение свободных средств Австрийского национального банка и т.п.).
Право на обращение в тот или иной фонд за финансированием имеется практически у любого предприятия, если предполагаемое вложение капитала отвечает установленным в рамках каждого фонда критериям. Решение о предоставлении финансирования принимается фондом после всесторонней проверки инвестиционного проекта. Информация о предоставленных средствах аккумулируется в едином банке данных и используется при проверках в целях предотвращения злоупотреблений льготным финансированием.
В качестве инструментов стимулирования инвестиционной деятельности через фонды используются предоставление ссуд, займов и кредитов под льготные проценты, а также гарантий по банковским кредитам. Однако наиболее распространенным является субсидирование процентов по выдаваемым банками кредитам. Механизм такого субсидирования заключается в предоставлении банком предприятию-инвестору кредита по льготной ставке, предусматриваемой фондом, и выплате банку компенсации из средств фонда в размере разницы между льготной и рыночной процентной ставкой. Для банка эта операция является обычным кредитованием, предусматривающим общепринятые в банковской практике гарантии и санкции и связанным с обычными банковскими рисками. Как правило, по поручению клиента и за соответствующую комиссию, банки выступают и в качестве посредников по выполнению всех формальностей, связанных с получением субсидий через фонды. При этом банк помогает клиенту выбрать наиболее оптимальный вариант субсидирования, исходя из конкретного инвестиционного проекта.
Операциями по кредитованию инвестиций с использованием средств фондов могут заниматься практически все универсальные коммерческие банки. Вместе с тем, в Австрии есть специализированные банки, для которых эти операции являются основным видом деятельности. Наиболее крупный из них - "Инвесткредит", осуществляющий, в соответствии со своим уставом, операции по "финансированию и стимулированию инвестиционных проектов предприятий в Австрии и привлечению средств рефинансирования этой деятельности". "Инвесткредит" предоставляет долгосрочное кредитование на 10-15 лет, как правило, крупных проектов, по твердой процентной ставке на весь срок действия кредита.
Деятельность отдельных фондов по стимулированию инвестиций характеризуется следующим образом.
Фонд развития экономики ЕРП исторически был создан на базе средств, полученных Австрией в рамках плана Маршалла. Основными направлениями деятельности фонда ЕРП является развитие перспективных отраслей австрийской экономики, содействие расширению мощностей экспортоориентированных предприятий, внедрение новых технологий (включая использование вторичных ресурсов), содействие развитию регионов и созданию австрийскими фирмами предприятий за границей. Фондом ЕРП предоставляются крупные кредиты сроком до 10 лет по льготной твердой ставке.
Фонд улучшения структуры экономики "Бюргес" ориентирован на стимулирование деятельности средних и малых предприятий, особенно при разработке ими новых технологий, проведении мероприятий по рационализации производства, создании новых производственных мощностей в перспективных отраслях. Приоритетными сферами использования средств этого фонда являются энергосбережение, развитие микроэлектроники, индустрия туризма и сектор услуг. Из средств фонда "Бюргес" осуществляются субсидирование ставок банковских кредитов на срок от 5 до 16 лет, предоставление безвозвратных ссуд (при финансировании из собственных средств инвестора), субсидирование стоимости гарантий.
Фонд стимулирования научных исследований и конструкторских разработок ФФФ предоставляет средства для перспективных научных исследований и конструкторских разработок в промышленности. Из средств этого фонда осуществляется субсидирование процентов по банковским кредитам на срок до 10 лет, предоставление безвозвратных ссуд и займов по льготной ставке, субсидирование стоимости гарантий.
Фонд стимулирования развития новой техники и технологий ИТФ предназначен для содействия развитию микроэлектроники, современных информационных систем, биотехнологии, генетики, производства новых материалов, поддержки мероприятий по охране окружающей среды. За счет средств ИТФ осуществляется субсидирование процентов по банковским кредитам сроком до 10 лет, предоставление займов по льготным процентным ставкам и безвозвратных ссуд.
Фонд стимулирования инвестиций в области охраны окружающей среды и водного хозяйства предназначен для финансирования мероприятий по охране окружающей среды (предотвращение загрязнения воздуха, снижение уровня шума, утилизация отходов), а также для поддержки вложения средств в водоснабжение и канализацию, очистку и отвод сточных вод на производственных предприятиях. Средства этого фонда направляются на субсидирование процентов по банковским кредитам сроком до 10 лет, предоставление займов по льготным процентным ставкам и безвозвратных ссуд.
Фонд гарантирования кредитов имеет целью стимулировать долгосрочные инвестиционные проекты, приобретение долевого участия в производственных предприятиях, проведение мероприятий по охране окружающей среды. За счет средств фонда предоставляются гарантии сроком до 20 лет по инвестиционному кредитованию.
Основные направления и инструментарий стимулирования, предоставляемого через фонды, конкретизируются и детально регламентируются в разрабатываемых фондами соответствующих инструкциях.
Осуществляя капиталовложения, предприятие-инвестор с помощью своего банка выбирает оптимальную форму использования стимулирования инвестиционной деятельности. При этом, как правило, не менее 25%-30% объема инвестиций должны составлять собственные средства инвестора.
Важным элементом стимулирования капиталовложений в промышленность является облегчение доступа средних и мелких фирм к банковским кредитам и гарантиям. При этом государство идет на предоставление льготных государственных гарантий на частные капиталовложения в собственные производственные предприятия и временное освобождение этих инвестиций от налогообложения.
Упрощение и оптимизация режима налогообложения предприятий составляет важное звено государственной промышленной политики. В частности, в последнее время в Австрии упразднены налог на имущество предприятий и промысловый налог.
Хотя налоговая система в Австрии в целом довольно сложна и насчитывает около 100 различных налогов и сборов, основными налогами и сборами, используемыми государством в качестве инструментов экономической и промышленной политики и оказывающими непосредственное влияние на хозяйственную деятельность промышленных предприятий, являются корпорационный налог (34% от налогооблагаемой прибыли), коммунальный налог (3% от фонда заработной платы), сбор в фонд семейных пособий (4,5% от фонда заработной платы) и налог на добавленную стоимость (в зависимости от вида товара, обычная ставка - 20%, уменьшенная - 10%).
Расчеты с государством по налогам отражаются в налоговом балансе промышленного предприятия, который, как правило, составляется при содействии специальных налоговых советников, привлекаемых предприятием на договорных началах. Проверка и подтверждение налогового баланса производится налоговыми органами, входящими в систему федерального министерства финансов. Нарушения налогового законодательства влекут за собой как административную, так и уголовную ответственность.
Ключевым элементом промышленной политики в Австрии является содействие повышению конкурентоспособности товаров австрийского производства, что достигается, прежде всего, улучшением качества продукции при одновременном снижении их удельной себестоимости за счет применения прогрессивных энерго-, ресурсо- и времясберегающих технологий. При этом большое внимание уделяется снижению в цене промышленных изделий доли издержек на рабочую силу, прежде всего, путем минимизации дополнительных сопутствующих затрат, связанных с оплатой труда: максимальное сокращение высокооплачиваемых в Австрии сверхурочных работ, предоставление работникам вместо дополнительной оплаты сверхурочных часов не оплачиваемых дополнительно отгулов и отпусков, а также расширение практики скользящего рабочего времени и неполного рабочего дня, особенно на мелкопроизводственных ремесленных предприятиях.
Удержанию оплаты труда в промышленности на оптимальном уровне, недопущению вызывающего инфляцию превалирования темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда способствует сложившийся в Австрии специфический механизм взаимодействия между правительством (и другими государственными органами управления), предпринимателями и работающими по найму, получивший название "социального партнерства".
Серьезное значение для повышения конкурентоспособности промышленных изделий имеет, по мнению австрийских продуцентов, повышение качества рабочей силы, то есть уровня образования, профессиональной подготовки и квалификации работников. В этих целях стратегия государства в Австрии предусматривает совершенствование и диверсификацию системы производственного обучения, переквалификации и повышения квалификации кадров, в том числе, без отрыва от производства, усиление практической производственно-рыночной ориентации учебных программ инженерно-технических вузов и средних технических специальных училищ, улучшение взаимодействия учебных и научно-исследовательских центров с промышленными предприятиями.
Определенное значение в государственной промышленной политике, как и в решении вопросов сохранения и создания рабочих мест, имеет обеспечение предпосылок роста частного предпринимательства, либерализация административно-правовых требований, упрощение и ускорение учрежденческо-организационных процедур в процессе создания и передачи производственных предприятий и фирм, улучшение информационного и консультационного обслуживания начинающих предпринимателей.
В качестве важного фактора обеспечения нормальной работы промышленности правительство рассматривает развитие промышленного экспорта. Комплекс мер на этом направлении предусматривает поддержку отечественных экспортеров в обработке ими наиболее перспективных внешних рынков; совершенствование системы кредитования и гарантирования экспортных поставок, облегчение доступа к ней ориентированных на экспорт средних и мелких производителей-субпоставщиков и др.
Дополнительные возможности сбыта продукции австрийских промышленных предприятий открываются в связи с участием Австрии в углублении интеграционных процессов в рамках Евросоюза и соответствующими преимуществами единого внутреннего рынка, внутрифирменных и кооперационных связей.
В Австрии нет единого центрального государственного органа, занимающегося вопросами промышленной политики. Определенные контрольные, надзорные и координационные функции в сфере промышленной политики (в частности, в отношении деятельности инвестиционных фондов) возложены на федеральные министерства экономики, финансов, науки и транспорта в рамках их законодательно установленной компетенции. В разработке законодательства в области промышленной политики самое активное участие принимают также органы "социального партнерства": со стороны лиц наемного труда - Палата рабочих и служащих, профсоюзы, а со стороны предпринимателей - Палата экономики Австрии и отраслевые промышленные союзы.
Промышленность.
Австрия - сравнительно небольшая страна, расположенная в Центральной Европе на пересечении транспортных и торговых путей, имеющая развитую промышленность и интенсивное сельское хозяйство, разветвленную сферу транспорта, торговли, услуг и туризма, обладающая незначительными запасами топливно-сырьевых ресурсов и активно участвующая в европейской экономической интеграции.
Анализ развития и состояния отраслей экономики Австрии в 1997 году затруднен отсутствием статистических данных в связи с осуществляемым в настоящее время переходом Австрии на систему статистического учета ЕС Евростат.
Промышленность является важнейшей отраслью экономики Австрии. Ее доля в создании ВВП страны составляет (в неизменных ценах нетто без учета взаимных поставок и субпоставок, а также НДС, импортных налогов и сборов) 24,5%. По состоянию на конец 1997 г. в Австрии насчитывалось около 8 тыс. промышленных предприятий. Число занятых в промышленности превышало 480 тыс. человек. Лишь около 2% предприятий имеют число занятых 500 и более.
Ведущими отраслями австрийской промышленности являются машиностроение, металлургическая, химическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевкусовая.
Характерным для послевоенного развития Австрии являлся значительный удельный вес в промышленности предприятий государственного сектора. В 1986 г. доля государственных предприятий, объединенных в концерн Акционерное общество государственных предприятий австрийской промышленности - "Эстебрайхише Индустрихолдинг" (ЭИАГ) в объеме промышленного производства в Австрии составляла около 30%, а их удельный вес в общем количестве занятых в промышленности - 20%.
Деятельность многих государственных предприятий длительное время была убыточной, а прямое участие государства в их хозяйственной деятельности зачастую приводило к волевым решениям, идущим вразрез с закономерностями рынка, и осуществлению неэффективных капиталовложений за счет федерального бюджета. В 1987 г. австрийским правительством была принята программа "санирования" ЭИАГ, направленная на последовательную приватизацию перспективных и рентабельных предприятий и ликвидацию неэффективных производств. На ЭИАГ была возложена задача продажи большинства принадлежавших государству акций предприятий частным владельцам, организационно-административного обеспечения ликвидации части предприятий и оперативного управления оставшимся в руках государства частичным долевым участием.
В результате осуществленных в рамках этой программы в 1987-96 гг. мероприятий, к концу 1996 г. в полной собственности государства остались лишь табачный концерн "Аустриа Табак", предприятия по добыче и производству поваренной соли "Залинен" и горнодобывающие предприятия "ЭИАГ-Бергбаухолдинг". Кроме того, государство сохранило за собой часть капитала ряда предприятий, в том числе наибольшее долевое участие в концернах "Фест-Альпине Шталь" - 38,8% (черная металлургия), "Эстеррайхише Минеральольфервальтунг" - 35% (нефтяная и газовая промышленность), "Белер-Удденхайм" - 25% (черная металлургия) и "Фест-Альпине Технолоджи" - 24% (машиностроение). При этом "Фест-Альпине Шталь" и "Фест-Альпине Технолоджи" имеют взаимные доли участия в капитале друг друга в размере около 20%.
В 1997 г. правительством Австрии в рамках общей программы приватизации были предприняты дальнейшие шаги по продаже в частные руки государственных промышленных предприятий. Была осуществлена частичная приватизация предприятий "Аустриа табак" и "Залинен".
Объем промышленного производства в Австрии в 1997 г. в текущих ценах брутто, включая взаимные поставки и субпоставки предприятий, возрос на 6,4% и превысил 850 млрд. австр. шилл. По состоянию на конец 1997 г. портфель заказов в промышленности оценивается порядка 200 млрд. австр. шилл., причем свыше 55% приходилось на заказы со стороны внешнего рынка.
Отдельные основные отрасли австрийской промышленности характеризуются следующим образом (объемы производства в текущих ценах брутто с учетом взаимных поставок и субпоставок).
Число занятых в машиностроении Австрии в 1997 г. превышало 190 тыс. человек. В отрасли насчитывалось свыше 1500 предприятий. Объем производства машиностроения составил 225 млрд, австр. шилл. Доля экспорта в производстве достигала 60%. Основной продукцией машиностроения Австрии в 1997 г. были подъемно-транспортное и энергосиловое оборудование, металлообрабатывающие станки, приборы, арматура и подшипники, текстильные, сельскохозяйственные, деревообрабатывающие и бумагоделательные машины, строительное оборудование, металлургическое оборудование, подвижной железнодорожный состав. Доля продукции общего машиностроения в общем объеме машиностроительного производства составила 43%, энергетического машиностроения (включая электротехнические изделия) - 35%, транспортного машиностроения - 22%.
Выпуск продукции химической промышленности составил около 90 млрд. австр. шил. На более 700 предприятиях отрасли было занято свыше 55 тыс. человек. Основными изделиями химической промышленности являлись фармацевтические товары, продукты органической и неорганической химии, удобрения, лаки и краски, изделия из каучука.
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность использует значительные лесные ресурсы. В Австрии насчитывается более 600 деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий, на которых занято около 48 тыс. человек. Доля экспорта в производстве отрасли составляет порядка 40%. В 1997 г. деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью Австрии было выпущено продукции на сумму свыше 80 млрд. австр. шилл. К основным видам продукции отрасли относятся бумага и целлюлоза, древесная масса, картон, ножевая и клееная фанера, мебель.
Важную роль в экономике Австрии играет металлургическая промышленность. Объем производства достигает 55 млрд. австр. шилл., число занятых на около 160 металлургических предприятий составило более 37 тыс. человек.
На весьма высоком техническом уровне находится черная металлургия. Это одна из экспортных отраслей австрийской промышленности, специализирующаяся на выпуске высококачественных и специальных марок стали. Производство осуществляется на экономичных агрегатах большой мощности. На предприятиях внедрена энергосберегающая технология.
Наряду с предприятиями полного металлургического цикла имеется ряд заводов по изготовлению отдельных видов проката, стали, труб, фитингов, отливок, поковок, проволоки и изделий из нее. В последние годы в рамках модернизации производства проведены мероприятия по обеспечению необходимого уровня защиты окружающей среды.
Основными видами продукции цветной металлургии являются алюминий, свинец и медь.
Объем производства горнодобывающей промышленности Австрии в 1997 г. оценивается в 6 млрд. австр. шилл. Имеется свыше 90 горнодобывающих предприятий с числом занятых около 4,5 тыс. человек. Запасы полезных ископаемых сравнительно невелики. Есть месторождения бурого угля, железной, вольфрамовой и свинцово-цинковых руд, значительные запасы магнезита и соли. Годовое производство бурого угля составляет около 1,5 млн. т., железной руды - свыше 2 млн. т., свинцово-цинковых руд - около 250 тыс. т., магнезита - более 1 млн. тонн.
В текстильной промышленности насчитывается около 350 предприятий с общим числом занятых около 25 тыс. человек. Подавляющее большинство предприятий - мелкие. Расположены они, главным образом, к югу от Вены и в Форарльберге. Около 50% всех текстильных изделий производится из химических волокон. В 1997 г. выпуск продукции составил 30 млрд. австр. шилл. Основными видами продукции являются хлопчатобумажная и синтетическая пряжа, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, ковровые изделия.
В 1997 г. выпуск продукции швейной промышленности составил более 10 млрд. австр. шилл. На 286 предприятиях было занято около 12 тыс. человек. Основную массу предприятий составляют мелкие фабрики. Почти 40% всех предприятий расположено в Вене.
Производство продукции кожевенно-обувной промышленности в 1997 г. составило около 7 млрд. австр. шилл. На порядка 60 кожевенных и обувных предприятиях было занято свыше 6 тыс. человек. Было произведено более 10 млн. пар обуви (включая домашнюю и специальную).
Энергетика
Австрия является нефте- и газодобывающей страной. На 35 предприятиях отрасли в 1997 г. было занято более 6 тыс. человек. Объем производства составил около 20 млрд. австр. шилл. Доминирующее положение в отрасли занимает концерн "Эстеррайхише Минеральольфервальтунг" ("Австрийское нефтяное управление") которому принадлежит свыше 75% добычи нефти и газа в стране. В 1996 г. в Австрии было произведено около 1,3 млн. т. нефти, 1,5 млрд. кбм. природного газа, 2,5 млн. т. бензина, 400 тыс. т. керосина, 3,5 млн. т. газойля, 1,5 млн. т. мазута.
Австрия в значительной степени зависит от импорта энергоносителей. За счет импорта более чем на 80% обеспечиваются потребности страны в природном газе, на 70% - в твердом топливе, на 85% - в нефти. Потребности в каменном угле целиком покрываются за счет импорта. В целом в 1997 г. около 75% потребностей страны в энергоносителях покрывалось за счет их импорта.
Разведанные запасы бурого угля, пригодные к разработке, оцениваются в 60 млн. т. Запасы сырой нефти и природного газа составляют, соответственно, около 15 млн. т. и 16 млрд. кбм.
Австрия располагает значительными гидроресурсами для производства электроэнергии, которые оцениваются в 55 млрд. квт/ч в год. По состоянию на конец 1997 г. было освоено примерно 65% всего гидроэнергетического потенциала.
В Австрии насчитывается около 1900 электростанций, в том числе около 300 ТЭС. Общая установленная мощность электростанций составляет около 17 тыс. мвт. При этом почти 1/3 гидроэлектростанций имеют мощность менее 1 мвт. Две трети производимой электроэнергии дают ГЭС. Более 36% электроэнергии, получаемой на ГЭС, или около четверти всей производимой в стране электроэнергии в 1997 г. было выработано электростанциями Дунайского каскада. В целом в 1997 г. производство электроэнергии в Австрии составило 55,2 млрд. квт/ч.
Транспорт. Туризм
Австрия располагает развитой сетью железных и шоссейных дорог, осуществляет перевозки речным и воздушным транспортом, а также транспортировки по трубопроводам.
Протяженность австрийских федеральных железных дорог составляет свыше 6 тыс. км. из которых более 3 тыс. км. электрифицированы. Имеются также железные дороги местного значения, но их роль относительно невелика. Протяженность частных дорог составляет примерно 600 км. Общее количество тягового состава Австрийских федеральных железных дорог насчитывает более 1,6 тыс. единиц, в том числе более 700 электровозов и около 500 тепловозов. Из 30 тыс. единиц подвижного состава государственных железных дорог около 25 тыс. единиц составляют грузовые вагоны.
В 1997 г. перевозки грузов по австрийским железным дорогам составили, по предварительной оценке, около 70 млн. т. При этом на перевозки во внутреннем сообщении приходилось более 30%, на транспортное обслуживание внешнеторгового грузооборота - около 50%, а на транзитные перевозки - около 20%. Пассажирские перевозки по железным дорогам в 1997 г. составили порядка 195 млн. человек. Железнодорожный транспорт нерентабелен, прежде всего, в связи с убыточной эксплуатацией железнодорожных путей местного значения.
Протяженность федеральных автомобильных дорог составляет около 16 тыс. км, а дорог местного значения с асфальтовым покрытием - более 30 тыс. км. По состоянию на конец 1997 г., парк всех наземных нерельсовых транспортных средств в Австрии насчитывал более 5 млн. единиц, в том числе около 3,7 млн. легковых автомобилей, 290 тыс. грузовых автомашин и 10 тыс. автобусов.
Определенной проблемой в последние годы являются растущие перевозки транзитных грузов автомобильным транспортом через территорию страны. Большой поток транзитных грузовых автомобилей создает препятствия для движения по дорогам, особенно в летние месяцы, приводит к повреждениям их покрытий. Предпринимаются меры по переводу части транзитных грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт.
Грузооборот речного транспорта в 1997 г. составил около 9 млн. т. Перевозят в основном руды, металл, нефть и нефтепродукты, твердое топливо. Речным транспортом перевезли около 500 тыс. человек. Возрастает роль контейнерных перевозок по Дунаю. Венский речной порт располагает современным контейнерным терминалом. Контейнерные терминалы имеются в Линце, Вельсе, Корнойбурге и некоторых других городах. Важное значение для экономики Австрии имеют морские порты на севере и юге Европы. Это, в первую очередь, Триест, а также Гамбург, Бремен, Роттердам, порты Польши.
Ежегодно в аэропортах Австрии обслуживается свыше 10 млн. человек, включая транзитных пассажиров, и обрабатывается около 120 тыс. т. грузов (без учета почтовых грузов), в том числе свыше 10 тыс. т. транзитных. Загрузка существующих авиалиний, и в частности, авиакомпании "Остриэн Эйрлайнз" в целом остается довольно низкой: в пассажироперевозках - около 60%, в грузоперевозках - около 50%.
Транспортировка грузов по трубопроводам в 1997 г. составила около 10 млрд. тонно-километров. Свыше 60% транспортируемых по трубопроводам грузов приходится на нефть и нефтепродукты и около 40% - на природный газ.
В этой отрасли на более 70 тыс. различного рода средних и мелких туристических предприятиях (гостиницы, рестораны, курортно-лечебные учреждения, бассейны и пляжи, спортивные сооружения и т.п.) занято около 350 тыс. человек. По удельному весу валовых поступлений от туризма в ВВП (более 6%) Австрия занимает одно из ведущих мест в мире.
В 1997 г. в Австрии насчитывалось свыше 30 тыс. горных и равнинных лыжных трасс, более 3,5 тыс. горнолыжных лифтов и подъемников, свыше 500 пунктов проката велосипедов, 100 манежей для верховой езды и 375 пунктов для прогулок на лошадях (верхом и на санях), более 5 тыс. открытых теннисных кортов и теннисных залов, 200 школ подводного плавания, виндсерфинга, катания на водных лыжах и парусного спорта, свыше 2 тыс. открытых и крытых бассейнов, около 20 центров обучения планерному спорту и дельтапланеризму, 60 альпийских альпинистских школ, более 50 тыс. км. маркированных туристических пешеходных маршрутов и около 10 тыс. км. велосипедных дорожек.
В стране существует 20 центров подготовки специалистов в области туризма, два института подготовки менеджеров в сфере туризма, более 50 профессионально-технических училищ, а также разветвленная сеть курсов и семинаров для работников различных профилей туристской деятельности.
Основными регионами иностранного туризма в Австрии являются федеральные земли Тироль, Зальцбург и Каринтия. Основное количество иностранных туристов (более 50%) приезжает в Австрию в летний сезон (июнь-сентябрь). На долю зимнего туризма (декабрь-февраль) приходится около 30% туристских потоков. При этом летний и зимний туризм самым тесным образом связан с активным отдыхом. На городской туризм приходится лишь немногим более 10% общего числа иностранных туристов.
В 1997 г. количество ночевок туристов в Австрии сократилось по сравнению с 1996 г. на 2,5% до 110 млн., в том числе количество ночевок иностранных туристов составило 84 млн., а местных туристов - 28 млн.
Основная масса иностранных туристов прибывает из стран ЕС. На туристов из стран Центральной и Восточной Европы приходится около 2% ночевок. Наибольшее число иностранных туристов приходится на ФРГ (более 50% всех ночевок иностранных туристов), Голландию (6,3%), Швейцарию (2,7%), Бельгию и Люксембург (2,4%), Англию (2,1%), Италию (2,1%) и Францию (1,8%).
Валовые поступления от иностранного туризма в Австрии в 1997 г. несколько увеличились (на 0,2% до 150,4 млрд. австр. шилл.). Увеличение поступлений от обслуживания туристов при сокращении числа их ночевок объясняется, прежде всего, возрастанием объема потребляемых туристами услуг.