Экономика Италии

Италия - высокоразвитая страна, входящая в ряд мировых сообществ, имеет сильное влияние на общемировой рынок. На севере в большей степени преобладают промышленные предприятия, на юге традиционно развито сельское хозяйство.

ВНП - 1 135 937 миллионов долларов (сфера услуг - 65,8 %, промышленность 31,6 %, сельское хозяйство 2,6 %)

ВНП на душу населения - 19710 $

Рост национального продукта - 1,3 % в год

Инфляция - 1,7 % в год

Работоспособного населения 23 193 000 человек (61 % занят в сфере услуг, 32 % в промышленности, 7 % в сельском хозяйстве)

Уровень безработицы около 11,5 %

Государственные доходные статьи - 530 000 миллионов долларов

Государственные расходные статьи - 522 000 миллионов долларов

Основные отрасли промышленности: туризм, машиностроение, металлургическая и химическая промышленность, легкая и пищевая промышленность.

В агрокомплексе преобладают: виноград, картофель, сахарная свекла, соя, зерно, маслины; говядина, молочные продукты, рыба

Рост производства 1,9 % в год

Производство электроэнергии 243 027 млн. кВт (ископаемое топливо - 80,22 %, гидроэлектростанции - 17,3 %, 2,48 % другие. При этом на территории Италии нет ядерных электростанций)

Потребление электроэнергии - 266 705 млн. кВт

Экспорт электроэнергии - 900 млн. кВт

Импорт электроэнергии - 41 590 млн. кВт

Экспорт - 242 600 млн. долларов (продукция машиностроения и инженеростроения, текстиль и одежда, автомобили, химикаты, продукты питания, напитки, табак, полезные ископаемые, цветные металлы)

Основные партнеры: 56 % ЕС (Германия 16,50 %, Франция 12,70 %, Великобритания 7,20 %, Испания 5,80 %, % 2,90 Нидерландов), США 8,50 %

Импорт - 206 900 млн. долларов (технические изделия, химикаты, транспортное оборудование, электроэнергия, полезные ископаемые и цветные металлы, текстиль и одежду; продовольствие, напитки и табак)

Основные партнеры: 61 % ЕС (Германия 18,80 %, Франция 13,12 %, Великобритания 6,47 %, Нидерланды 6,20 %, Бельгия-Люксембург 4,70 %), США 5,10 %

Торговый баланс - 35 700 млн. долларов

Внешний долг 45 000 млн. долларов

Лишь в немногих капиталистических странах можно встретить такие резкие различия в уровнях экономического развития, какие существуют между Севером и Югом Италии.

В пределах Севера треугольник, который образуют города Милан, Турин и Генуя, представляет собой район наиболее высокоразвитой промышленности. Милан - второй по населению город Италии. По развитию же промышленности, торговой и финансовой функциям этот город занимает первое место, поэтому его нередко называют деловой столицей страны.

Милан окружен городами-спутниками, многие из которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен также своим оперным театром Ла Скала. Лицо Турина определяют автомобильные заводы концерна "Фиат".

С ними связаны предприятия других фирм, специализирующиеся на производстве автопокрышек, шарикоподшипников и электрокабеля. Большую индустрию Севера обслуживает Генуя (900 тыс. жителей) - крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, расположено много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение.

Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Севера, где выделяется своей индустрией Венеция. Этот город славится своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промышленных предприятий и коммунального хозяйства, загрязняющие Венецианскую лагуну, частые наводнения и постепенное опускание города создают проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от разрушения.

Особое место в Италии, как и во всех странах мира, занимает столица. Рим расположен в центральной части Апеннинского полуострова, в стороне от моря. Это главный административный, политический и культурный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, химическая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное значение невелико. Город получил всемирную известность благодаря многочисленным историческим и архитектурным памятникам и не случайно является одним из крупнейших центров туризма в мире.

Отсталость Южной Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат в Таранто, несколько нефтехимических комбинатов, атомные электростанции, но это лишь весьма незначительно повысило индустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии - Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его окрестностях расположены известные курорты.

Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует или служит для выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый клочок земли, а в горных районах проводят сложные работы по устройству террас, опорных стен, предохраняющих их участки от эрозии.

Юг дает основную часть эмигрантов.

В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1980 года, здесь были разрушены многие населенные пункты. Этим еще более было ослаблено экономическое положение Южной Италии.

Макроэкономика Италии. Помощь экспорту.

Италия продолжает сохранять позиции одной из ведущих экономически развитых стран мира. По объему произведенного ВВП она занимает пятое место (после США, Японии, ФРГ и Франции). В 1997 г. ВВП вырос на 5%. Инфляция, достигавшая в 1996 году 4,2%, благодаря целенаправленной политике правительства, к 1998 году снизилась до 1,7%. По одному из основных маастрихстских параметров – соотношение дефицита госбюджета к ВВП – кабинету Р. Проди почти удалось выйти к 1998 г. на показатель 2,7%. Намечается тенденция к сокращению уровня безработицы, который составил в 1997 г. 12,2%, а в 1998 г. по предварительным оценкам снизился до 11%. Стабилизировался курс лиры к доллару и марке. В сентябре 1992 г. Италия временно вышла из Европейской валютной системы. Решение о возвращении лиры в ЕВС было принято 24 ноября 1996 г. Серьезной остается проблема государственного долга (121,6% от ВВП при норме ЕС-60%).

Структура итальянской экономики следующая: доля промышленности в ВНП – 35,6%, сельского хозяйства – 3,9%, услуг – 60,5%. Порядка 70% самостоятельного населения занято в разрастающейся сфере услуг, 22% – в промышленности, 8% – в сельском хозяйстве.

Доля ВВП, приходящаяся на душу населения, составляет в Италии примерно 22 тыс. долл.

Приватизация. Разработкой предложений в области промышленной политики и вопросами ее реализации занимается Министерство промышленности, торговли и ремесел, действующее в контакте с другими экономическими ведомствами Италии. В состав Министерства входят Главные управления, занимающиеся вопросами промышленности в целом, добывающими отраслями и энергетикой, разведкой месторождений, новыми технологиями, экологией, поддержкой малых и средних предприятий.

Конкретные задачи на текущий год и необходимые для их выполнения финансовые средства отражаются в ежегодном Финансовом законе (госбюджете), который, как правило, впоследствии подвергается корректировкам в зависимости от складывающейся ситуации по исполнению бюджета.

По наиболее важным вопросам экономической и промышленной политики Правительство готовит и вносит в Парламент соответствующие законопроекты. Кроме того, Правительство имеет возможность по вопросам непосредственно входящим в его компетенцию, принимать т.н “законодательный декрет”, не требующий утверждения законодательной власти, или “декрет-закон”, которым должен быть рассмотрен Парламентом в течение 60 дней.

Для обсуждения вопросов стратегического характера созываются совещания Межминистерского Комитета по экономическому программированию, возглавляемого премьер-министром.

Среди основных направлений промышленной политики итальянского правительства необходимо выделить поэтапную приватизацию предприятий госсектора.

В ходе приватизации решаются следующие задачи: увеличение доходной части бюджета (поступления от приватизации в 1996-98 гг. составили 60 млрд. долларов); освобождение государства от “нестратегических” отраслей и секторов с целью повышения их конкурентоспособности; рационализация структуры промышленности с учетом интенсификации интеграционных процессов в ЕС.

Наиболее крупными операциями по приватизации, осуществленными в течение 1997 г., явились продажи крупных пакетов акций государственных групп “Телеком Италия” (производство и эксплуатация средств связи), ЭНИ (энергетика, химия), а также ряда фирм группы ИРИ, что послужило одним из важных факторов для улучшения их финансовых показателей в 1997 г.; прибыль группы ЭНИ выросла на 15% по сравнению с 1996г. и составила 5100 млрд. лир, а прибыль объединения ИРИ – 5000 млрд. лир.

Намеченная первоначально на 1997г. приватизация группы ЭНЭЛ, в рамках которой сосредоточено более 80% национального производства электроэнергии, была перенесена на 1999г. из-за отсутствия необходимой законодательной базы и других условий, призванных обеспечить реальную демонополизацию этой отрасли и создание рынка электроэнергии. Что касается продолжения приватизации концерна ЭНИ, то ее четвертый этап, в ходе которого планируется снизить участие государства в этой компании до уровня примерно в 40%, должен был быть осуществлен летом 1998г.

Уже принято принципиальное решение и о приватизации в перспективе главного структурного компонента группы ИРИ – концерна “Финмекканика” (военно-промышленный комплекс, тяжелое машиностроение), после чего ИРИ будет ликвидирована.

Характерной чертой приватизационного процесса в Италии стало внесение в уставные документы приватизируемых компаний особых полномочий держателя акций государства (Министерства казначейства) с тем, чтобы не допустить возможности принятия другими акционерами решений по вопросам владения и управления обществом, противоречащих национальным интересам Италии (т.н. “золотая акция”).

Этот принцип стал особенно актуален с 1997г., поскольку процесс приватизации основных итальянских государственных групп подошел к этапу, когда доля государства в их акционерном капитале более не обеспечивает полного контроля за их деятельностью, то есть становится менее 51%. На закреплении за государством “золотой акции” особенно настаивает Партия коммунистического возрождения, выдвигая это требование в качестве одного из условий своей поддержки в Парламенте правящей левоцентристской коалиции.

По-видимому, поэтапная передача в частные руки ведущих государственных групп вызвана не только настоятельной необходимостью пополнения доходной части бюджета, но и тем, что, по мнению итальянского правительства, такие концерны как ИРИ, ЭНИ, ЭНЭЛ, в основном выполнили свою историческую миссию инструментов экономической политики государства и уже неспособны играть подобную роль в условиях резкого ускорения процессов “интернационализации” экономики. В настоящее время в Италии активно обсуждается вопрос о том, какие задачи могут и должны выполнять в будущем те производственно-финансовые образования, контроль над которыми останется в руках государства.

Стимулирование инвестиций. В связи с требованиями ВТО и ЕС, прямое субсидирование промышленных предприятий со стороны государства стало, особенно в последние годы, практически невозможным, поэтому задача стимулирования инвестиций выполняется, главным образом, методами налоговой политики.

В отличие от 1995-96гг., когда производственные инвестиции стимулировались, главным образом, т.н “законом Тремонти”, освобождавшим от налогообложения реинвестируемую прибыль промышленных предприятий, в 1997г. основным направлением государственной поддержки была помощь созданию высокотехнологичных производств. В соответствии с законом № 266 от 7. 08. 1997г. по линии министерства промышленности было выделено 135 млрд. лир на стимулирование “инновационных капиталовложений”.

Помощь экспорту.

Система оказания государственной поддержки экспортерам на протяжении последних лет подвергалась достаточно острой критике со стороны итальянских деловых кругов ввиду незначительных бюджетных ассигнований на эти цели и неэффективного механизма ее реализации. В этой связи в начале 1998г. по инициативе министра внешней торговли Италии А. Фантоцци был разработан законопроект по реформированию этой системы. Основные положения реформирования механизма оказания государственного содействия экспорту были утверждены в декрете президента Итальянской Республики, вступившем в силу 13 мая 1998 г.

В соответствии с Декретом, Агентство по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) трансформируется в Государственный институт по страхованию внешнеторговых операций с сохранением прежнего наименования. Институт наделяется полной имущественной и административной самостоятельностью. Его руководство должно состоять из президента, возглавляющего административный совет из 6 членов, в состав которого входят два представителя Министерства казначейства и по одному представителю от МИД, Министерства промышленности, МВТ и ИЧЕ, а также исполнительного и консультативного комитетов. Вводится должность генерального директора, отвечающего за вопросы обеспечения деятельности Института. В соответствии с Декретом, САЧЕ получает право привлекать заемные средства через кредитную систему как в Италии, так и за рубежом, включая эмиссию облигаций, с аккумуляцией получаемых средств на именных счетах Института в Казначействе. В дополнение к традиционным операциям по страхованию экспорта САЧЕ будет заниматься также предоставлением гарантий по прямым инвестициям и бартерным сделкам.

С 1 января 1999г. функции (и соответствующие фонды) по «бонификации процента» передаются из госбанка «Медиокредито Чентрале» в государственную организацию «Симест», ведавшую до того вопросами государственной поддержки в создании СП за рубежом (главным образом, в развивающихся странах, странах Восточной Европы и СНГ) малыми и средними предприятиями Италии. Одновременно с передачей компетенции из «Медиокредито чентрале» в «Симест» должны быть откомандированы сотрудники, занимающиеся вопросами финансового содействия экспорту. Декретом предусматривается расширить сферу деятельности «Симест», наделив ее правом участия также в СП, создаваемых в странах ЕС, если контрольный пакет акций этих предприятий будет принадлежать итальянским участникам, а также повысить предел участия «Симест» в СП с 15 до 25% от акционерного капитала.

Декрет предусматривает также возобновление деятельности в сфере внешнеэкономических связей Межминистерского комитета по экономическому программированию (ЧИПЕ), в задачу которого входит подготовка ориентировочной сметы расходов на финансирование госгарантий по экспортным кредитам на предстоящий год, исходя из потребностей итальянских экспортеров и с учетом степени риска внешних рынков; определение операций, подлежащих государственному субсидированию, расходов, идущих на «бонификацию процента», и перечня стран, на операции с которыми это распространяется. Кроме того, ЧИПЕ определяет условия получения государственного страхового покрытия по долям итальянского участия в создаваемых СП, а также устанавливает, в каких случаях «Симест» предоставляется право продления срока выкупа у него итальянским партнером по СП своей доли в капитале, либо изменения предельного срока выкупа.

При ЧИПЕ создается Комиссия по координации и подготовке мероприятий внешнеторговой политики с предоставлением ему права определять в директивном порядке приоритеты и критерии оперативной деятельности. Комиссию возглавляет премьер-министр или по его поручению – министр внешней торговли, в ее состав входят представители Министерства казначейства, МИД, Минпрома, Минсельхоза. Предложения для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Комиссии готовятся МВТ, на которое возложена также задача координации деятельности ИЧЕ, «Симест», «Финест» и других органов.

Кроме того, при МВТ учреждается «единый операционный центр» по обслуживанию предприятий для обеспечения более эффективного использования информационного обеспечения и инструментов осуществления экспортной политики.

По объему товарооборота Италия занимает шестое место в мире. Основное место во внешнеторговых сделках Италии занимают страны-члены ЕС (на долю ФРГ, Франции и Великобритании приходится свыше 40% ее товарооборота). Товарообмен Италии со странами Восточной и Центральной Европы сокращается. На их долю приходится 3,1% итальянского экспорта и 4,1% импорта.