Экономика Кореи

КНДР

Данные о национальном продукте КНДР и балансе платежей отсутствуют, а сведения о производстве разрозненны и даются в натуральных показателях или в процентном выражении по отношению к неопределенной исходной базе. Однако имеется информация, касающаяся экономической политики государства и ее целей.

Экономическая политика. Промышленность в Северной Корее находится в государственной собственности. В стране действует система централизованного государственного планирования.

В сельском хозяйстве на протяжении 15 лет проводилась коллективизация. Земли, принадлежавшие японцам и богатым корейским помещикам, были распределены среди крестьян в 1946, а по окончании Корейской войны 1950–1953 в деревне создавались кооперативы и другие коллективные сельскохозяйственные предприятия, в конце 1950-х годов преобразованные в коммуны (наподобие китайских).

Первый экономический план был рассчитан на три года (1954–1956). Его сменил пятилетний план, в ходе выполнения которого возникло движение чхонлима («лошадь, мчащаяся со скоростью 1000 ли»), аналогичное китайскому «большому скачку». Согласно официальным заявлениям, задания этого плана были выполнены за три года. В 1961 настала очередь семилетнего плана. В первые три года намечалось сосредоточить усилия на подъеме сельского хозяйства и легкой промышленности, чтобы расширить выпуск потребительских товаров, а в оставшееся время развивать преимущественно отрасли тяжелой индустрии. Однако в 1962 правительство стало проводить политику сокращения потребления, направив ресурсы на производство вооружений. В 1965–1966 выпуск промышленной продукции сократился, и текущий плановый период был продлен. В 1971 состоялся переход к следующему, шестилетнему плану развития. В нем большее внимание было уделено использованию передовых технологий, достижению самообеспечения по сырью, дальнейшему подъему энергетики и улучшению качества продукции. После года корректировки второй семилетний план вступил в действие в 1978. Главные задачи были определены следующим образом: достижение максимума самообеспечения, модернизация производства, совершенствование системы управления хозяйством. Упор делался на отрасли энергетики и горнодобывающей промышленности, а также на осуществление технологической революции в сельскохозяйственном производстве. В апреле 1987 было объявлено о третьем семилетнем плане.

Промышленность и транспорт. В Северной Корее развивается преимущественно тяжелая индустрия. В нее направляется и бóльшая часть инвестиций. В конце 1960-х – начале 1970-х годов предпринимались попытки децентрализации производства.

В конце 1990-х годов Северная Корея располагала железнодорожной сетью протяженностью ок. 5050 км (из них электрифицировано 3500 км). Сеть автомобильных дорог превышала 31 200 км (из них лишь ок. 1700 км с твердым покрытием). Главные автомагистрали соединяют Пхеньян с близлежащим портом Нампхо и портом Вонсан на восточном побережье. Развиты водный и воздушный транспорт.

Сельское хозяйство.

Северная Корея традиционно получала продовольствие в основном с Юга или из Китая, поэтому после раздела ей пришлось самостоятельно решать продовольственную проблему: за 1949–1969 сборы зерна были практически удвоены, повысились урожаи других культур.

Рост урожайности зерновых культур был обусловлен широким применением орошения на рисовых полях и использованием минеральных удобрений. Положительно сказались также механизация полевых работ, электрификация сельской местности и совершенствование организации производства.

Внешняя торговля и кредитно-финансовая система. Информация о внешнеэкономических связях, банках и финансовом положении Северной Кореи крайне скудна. Вся внешняя торговля осуществляется специальными государственными компаниями. Экспорт включает прежде всего черные металлы, продукцию химических производств, машиностроения и легкой промышленности (главным образом текстиля); в импорте преобладают промышленное оборудование и машины, нефтепродукты и пшеница. До 1990 торговля велась в основном с государствами социалистического лагеря, главным образом с СССР и Китаем, но с ростом в конце 1970-х годов северокорейского экспорта уже в 1980 на них приходилось менее 50% внешнеторгового оборота. Главными партнерами в середине 1990-х годов оставались КНР, Япония, Россия и Иран.

Финансовая система создавалась по советскому и китайскому образцам. Банки обслуживают в основном государственные предприятия, за счет доходов которых страна получает бóльшую часть налогов. Денежная единица – вона КНДР.

Республика Корея

Экономическая политика.

Южнокорейская экономика базируется на принципах частного предпринимательства. В собственности государства находятся железные дороги и связь и в значительной мере энергетика, угледобыча, черная металлургия. Совместные предприятия, созданные при участии государства и иностранного капитала, заняты производством минеральных удобрений и нефтепродуктов. Государству принадлежало также большинство банков, пока не произошла их массовая приватизация в 1980-х годах.

В 1960–1970-х годах бизнесменам предоставлялись субсидии и различные льготы в соответствии с целями пятилетних планов, которые предусматривали стимулирование экспортных отраслей. Власти тесно сотрудничали с крупными экспортерами в вопросах принятия решений о новых капиталовложениях, источниках финансирования, квотах на вывоз продукции за рубеж и ценах. Огромную роль в экономике Южной Кореи играют национальные финансово-промышленные группы (чэболь). Многие из них сегодня входят в число крупнейших компаний мира – «Самсунг», «Хёндэ», «Дэу», «LG».

Национальный продукт. В 1997 валовой внутренний продукт (ВВП) Южной Кореи составил более 10 тыс. долл. на душу населения. В течение ряда лет экономика страны развивалась исключительно быстрыми темпами (рост ВВП часто составлял более 10% в год).

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство постепенно теряют прежнее значение: их удельный вес в ВВП уменьшился с 45% в 1963 до 8% в 1991. Напротив, аналогичный показатель для горнодобывающей и обрабатывающей промышленности поднялся за это время с 12 до 28%.

Доля инвестиций по отношению к совокупной продукции повысилась примерно с 15% в начале 1960-х годов почти до 40% в начале 1990-х годов, что было следствием роста накоплений в самой стране и заметного притока финансовых средств из-за границы. В 1950–1960-х годах иностранная помощь, поступавшая преимущественно от США, служила главным фактором капиталообразования в Южной Корее, но в условиях быстрого расширения экспорта стали преобладать внутренние источники накопления. К концу 1990-х годов увеличилась внешняя задолженность, которая угрожала превысить размеры экспорта и стала одним из факторов экономического кризиса в декабре 1997. Оздоровить ситуацию смогли финансовые вливания со стороны Международного валютного фонда.

Занятость.

В 1991 в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве было сосредоточено 16% экономически активного населения, численность которого в стране составляла 19 млн. человек, а в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности – 26%. Безработица и неполная занятость оставались серьезной проблемой до середины 1960-х годов, но индустриализация и развитие сферы услуг привели к уменьшению безработицы примерно с 4,5% в 1970-х до 3,5% в 1980-х и 2,5% в середине 1990-х годов.

Горнодобывающая промышленность.

Наиболее велики и экономически значимы запасы угля. Шахты находятся преимущественно на северо-востоке (пров. Канвондо), а также на западном побережье. Добыча антрацита постепенно расширяется, хотя энергетика страны все более ориентируется на импортную нефть. Почти вся продукция расходуется внутри страны, месторождения бурого угля не эксплуатируются.

В РК разрабатываются месторождения железной руды, находящиеся преимущественно в северо-восточных и юго-восточных районах. Страна является крупным производителем вольфрама. Добывается также медь, золото и серебро. Из полиметаллических руд производят концентраты цинка и свинца. Из прочих видов полезных ископаемых важны известняки, графит, тальк и каолиновые глины, используемые в производстве фарфоровых изделий.

Энергетика.

До 1945 энергетические потребности на юге Корейского п-ова удовлетворялись за счет гидростанций, расположенных на севере. После раздела Кореи в южных районах возникли трудности в электроснабжении, которые были преодолены благодаря сооружению тепловых станций, работающих на антрацитовых углях, а с начала 1970-х годов также на нефти. Мощности отрасли увеличились с 770 тыс. кВт в 1966 до 31,6 млн. кВт в 1995. Первая АЭС вошла в строй в 1977, а спустя десятилетие атомная энергетика заняла лидирующие позиции в энергообеспечении страны. В 1990-х годах производство электроэнергии было почти на 50% сосредоточено на девяти АЭС и примерно на 45% – на тепловых станциях; 5% приходилось на ГЭС.

Обрабатывающая промышленность.

До раздела Кореи обрабатывающая промышленность на Юге была ограничена отраслями легкой индустрии, которые пришли в упадок после разрыва связей с Северной Кореей и Японией. Некоторое улучшение ситуации наступило к 1949, но затем боевые действия в ходе Корейской войны привели к повсеместному разрушению промышленных мощностей. В дальнейшем старые предприятия были восстановлены, новые построены, но доминировали по-прежнему пищевая, хлопчатобумажная, каучуковая и кожевенная промышленность, выпускавшие потребительские товары.

К 1960 рост индустриального производства практически прекратился из-за сокращения иностранной помощи, которая в значительной степени шла на импорт сырья, и из-за насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами. Поэтому правительство решило заняться поиском дополнительных рынков сбыта изделий южнокорейской промышленности, энергично поощряя аналогичную активность отечественных предпринимателей. С начала 1960-х годов страна приступила к реализации стратегии роста, ориентированной на экспортные отрасли. Первоначально главными статьями экспорта были ткани, одежда, обувь, парики, фанера, затем на первый план выдвинулись электрооборудование, микроэлектроника, продукция черной металлургии, автомобили, суда.

В 1960-х – начале 1970-х годов выпуск промышленных товаров быстро расширялся. В стране возникли новые отрасли, ориентированные на экспорт полуфабрикатов: стальных изделий, синтетических волокон, пластмасс. В начале 1970-х годов правительство пришло к выводу, что необходимость расширения продукции экспортных товаров требует строительства крупных нефтеперерабатывающих и металлургических заводов.

Это решение, совпавшее со скачком мировых цен на жидкое топливо, привело к замедлению экономического развития Южной Кореи во второй половине 1970-х годов. Чтобы занять мощности металлургических предприятий, государству пришлось поощрять создание таких металлоемких отраслей, как судостроение и автомобилестроение. Повышенная цена на «промежуточную» продукцию неблагоприятно отражалась на международных позициях южнокорейских промышленных товаров, снижая доходы от их продажи за границей. Рецессия в мировой экономике в конце десятилетия усугубила трудности и привела к спаду в национальной промышленности впервые за последние 20 лет. Рост возобновился лишь в 1980-х годах, когда вновь произошло увеличение закупок промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Сельское хозяйство.

Отраслевая структура. Рис – главная культура Южной Кореи. Основные районы рисосеяния тяготеют к приморским низменностям. При среднегодовом сборе ок. 7 млн. т почти полностью удается удовлетворить внутренние потребности страны в этой важнейшей продовольственной культуре.

Второе место среди зерновых принадлежит ячменю (однако обнаруживается тенденция к падению его производства), выращиваемому наряду с пшеницей и соей на неорошаемых землях в возвышенных районах. Скромное место занимают пшеница и кукуруза. С середины 1970-х годов наблюдается быстрое развитие птицеводства, садоводства и овощеводства. Увеличились посевы технических культур: конопли, рами (из луба которого выделывают грубую ткань), табака и масличных, среди которых наиболее значимы кунжут и перилла. Из плодовых выделяются яблоки и мандарины, а также груши, персики, японская хурма, апельсины, мандарины, виноград и дыни. Крупная белая редька му и китайская капуста (или кочанный салат) – основные компоненты круглогодично потребляемого блюда кимчхи («корейский маринад»). Наряду с бататом и картофелем они составляют основную часть овощной продукции. Кроме того, выращиваются красный перец, чеснок и репчатый лук.

Поголовье молочного рогатого скота за 1960–1980 увеличилось почти на 2000%. За этот же период в стране стали содержать вчетверо больше кур. В стране разводят свиней, коз, кроликов и уток.

Аграрные отношения.

 Для сельского хозяйства Южной Кореи характерна интенсивная обработка малых по размерам землевладений. Среднее крестьянское хозяйство имеет примерно 1 га пашни, которую обрабатывают четверо взрослых членов семьи.

Массовое распространение земельной аренды побудило правительство РК к проведению аграрных реформ в 1948 и 1949. В итоге приблизительно 1,5 млн. крестьянских хозяйств было позволено приобрести обрабатываемую ими землю, которая ранее принадлежала государству и помещикам-абсентеистам.

Лесное хозяйство.

Бесконтрольные рубки леса на протяжении многих лет и почвенная эрозия привели к серьезному истощению лесных ресурсов. После окончания Корейской войны масштабы уничтожения лесов были ограничены, и началась кампания по их возобновлению на горных склонах (преобладают посадки сосны). В конце 1990-х годов Южная Корея располагала значительными площадями лесонасаждений, но до 80% потребностей Южной Кореи в деловой древесине приходится покрывать за счет импорта.

Рыболовство.

Вплоть до начала 1960-х годов рыбная ловля велась исключительно в узкой прибрежной зоне. В 1970-х годах более широко внедрялись аквакультура и расширялся рыбный промысел в океане. За 1952–1981 годовые уловы выросли в 5 раз и достигли 2,8 млн. т. Увеличились объемы операций в прежних районах добычи, рыболовецкие суда стали вести промысел в пределах глубоководных акваторий в Тихом океане близ о-вов Самоа. В 1995 продукция отрасли достигла 3,5 млн. т, но численность рыбацких семей, занятых традиционным промыслом, за 1980–1995 сократилась с 156 тыс. до 104,4 тыс., или на 33,5%.

В прибрежных водах водятся анчоусы, ставрида, ремень-рыба, барракуда, горбылевые, минтай, рыба-сабля и др. В рационе питания корейцев важное место занимают также красный морской лещ, креветки, осьминоги и другие виды моллюсков и съедобные водоросли. Значительная доля улова, в том числе практически вся добыча глубоководной фауны, идет на экспорт, главным образом в Японию. Ведущие статьи вывоза – живая и свежезамороженная рыба, ракообразные, моллюски и морские водоросли.

Транспорт.

Железные дороги, построенные при японцах, по окончании военных действий 1950–1953 были дополнены новыми линиями. В 1960-х годах была принята программа модернизации железных дорог. В середине 1990-х годов протяженность железных дорог в Южной Корее составляла 6520 км. В крупных городах построен современный метрополитен: в Сеуле действуют 8 линий, в Пусане – одна линия.

До начала 1960-х годов сеть асфальтированных и грунтовых дорог находилась в неудовлетворительном состоянии. В 1960–1970-х годах автомобильные дороги были реконструированы, в 1996 их протяженность достигла 83 тыс. км, из которых ок. 1900 км составляют скоростные автострады. Первой в 1970 была введена скоростная автотрасса Сеул – Пусан, такие же автострады впоследствии соединили столицу с восточным и южным побережьями страны. Первоначально автопарк состоял преимущественно из переоборудованных для гражданских нужд военных грузовиков и джипов. Парк легковых и грузовых машин и автобусов увеличился с 39,5 тыс. в 1965 до 10 млн. единиц в 1998.

Южнокорейский торговый флот значительно вырос благодаря сооружению гигантских верфей в Ульсане и Кодже и достиг в 1997 водоизмещения 11 985 тыс. брутто-регистровых т. Среди судов 474 имеют водоизмещение более 1000 т и 273 – меньшие размеры. Торговый флот включает 72 нефтяных супертанкера, 70 контейнеровозов, 28 танкеров для транспортировки химических продуктов, 22 рефрижератора, 131 крупный корабль для доставки других грузов и многие типы прочих судов разной вместимости.

В 1960–1990-е годы быстро увеличивался объем воздушных перевозок пассажиров и грузов. Авиационная компания «Кореан эйрлайнз» (КАЛ) осуществляет прямые полеты из Сеула в страны Юго-Восточной Азии, Японию, США, Европу и на Ближний Восток. Открыты авиалинии Сеул – Москва, Сеул – Хабаровск. С КАЛ на внутренних линиях конкурирует основанная в середине 1980-х годов компания «Асиана эйр», обслуживающая также зарубежные маршруты, прежде всего в пределах Азии.

Внешняя торговля.

Развитие «экспортных» отраслей, начавшееся в 1960-х годах, способствовало общему экономическому подъему Южной Кореи. Экспортная выручка достигла 129 млрд. долл. в 1996 (в 1966 – 250 млн. долл.), хотя одновременно возникла необходимость в дополнительном ввозе сырья и полуфабрикатов. Увеличился импорт продовольствия, сырой нефти и продукции тяжелого машиностроения. Расширение импорта диктовалось ростом капиталовложений и объемов промышленного производства. Закупки за рубежом продукции химической промышленности и готовых изделий стали более массовыми, но их относительное значение в южнокорейском ввозе снижалось, поскольку в самой стране быстрыми темпами налаживался выпуск минеральных удобрений и потребительских товаров. В 1993 импорт составил 83,8 млрд. долл., из них 18% приходилось на топливо, 34% – на технику и транспортное оборудование. Поставки за границу промышленных товаров, в первую очередь одежды, обуви, комплектующих для электронной техники, чугуна, автомашин и мотоциклов, принесли Южной Корее 63,3 млрд. долл., или 88% всей выручки, полученной от экспорта. В 1996 импорт возрос до 150 млрд. долл., что сочеталось с увеличением внешней финансовой задолженности страны примерно до 154 млрд. долл. в 1998 (в 1992 – 43 млрд. долл.).

Основные партнеры Южной Кореи – Япония и США. До середины 1960-х годов Соединенные Штаты занимали ведущее место в импорте, а Япония была главным рынком сбыта таких товаров, как минеральное сырье и продукция рыболовства. С расширением южнокорейского экспорта ок. 50% его направлялось в США, а импорт приблизительно на 40% формировался в Японии. В 1970-х годах доля США как в импорте, так и экспорте снизилась до 1/4, а на долю Японии приходилось 1/4 импорта и 1/6 экспорта. В число важных торговых партнеров Кореи в начале 1990-х годов вошли страны Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и Европы, а также Россия.

Кредитно-банковская система включает центральный банк, 8 национальных коммерческих банков и 10 специализированных банков. В начале 1990-х годов произошло расширение сети финансовых учреждений, но в результате кризиса 1997 ряд новых и несколько старых банков были закрыты.

Хронической проблемой в РК является инфляция. С 1960 по 1972 цены ежегодно поднимались на 10%. Правительство в этот период пыталось регулировать находившуюся в обращении денежную массу и установило высокий процент по банковским вкладам. Повышение мировых цен на нефть в 1973–1974 привел к новому витку инфляции: с 15 до 30% в период до 1982 и 7,8% в среднем с конца 1980-х по начало 1990-х годов.

До 1980 государство стремилось сдерживать инфляцию, однако затем ему пришлось несколько раз девальвировать вону, чтобы сохранить конкурентоспособность экспортных товаров. Особенно значительная девальвация воны произошла в 1964, 1971, 1974 и 1980. В результате финансового кризиса 1997 курс национальной денежной единицы значительно снизился, однако уже в 1999 произошла стабилизация воны.

Общество

Традиционно корейское общество делилось на четыре основных сословия. Янбаны (дворяне), формировавшие правящую прослойку, занимали все ключевые посты в государстве. Чунины – «средний класс», относились к второстепенной аристократии и имели наследственные права на высокие канцелярские и административные должности в центральном управленческом аппарате и права на ведущие должности на местах. Следующую группу образовывали санмины – «простолюдины», составлявшие основную массу населения: крестьяне, рыбаки, ремесленники, торговцы, чиновники низшего ранга и другие мелкие служащие. На последней ступени социальной лестницы находились чхонмины (сословие «подлого люда»): принадлежавшие государству и феодалам рабы, кисэны (профессиональные актрисы), мясники, плетенщики. Юридические основы такого деления были ликвидированы в 1894, но базировавшиеся на нем отношения сохранялись в течение долгого времени. В период японского колониального господства традиционная социальная структура корейского общества фактически перестала существовать.

В более поздние времена элита почти в каждой сфере жизни корейцев складывалась преимущественно из потомков янбанов (дворян). Браки, как правило, носят сословный характер. Супругов подбирают обычно из той же социальной группы. В настоящее время мужчины низкого происхождения, добившиеся высокого служебного положения или богатства, стремятся и могут породниться через своих детей с более знатными по происхождению семьями.

Каждый представитель элиты, независимо от того, где ему довелось родиться, связан с определенным кланом, который издавна ассоциирует себя с тем или иным географическим районом (т.н. система пон). Важным элементом социальной жизни являются встречи, контакты, взаимопомощь по школьной, клановой и родственным линиям.

Традиционно в Корее женщина занимала подчиненное положение. В молодости она беспрекословно подчинялась родителям, затем мужу, а после его смерти – сыновьям. В настоящее время в КНДР женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Они работают на предприятиях и в учреждениях и даже занимают руководящие посты. Их избирают в органы законодательной власти и они работают в органах исполнительной власти.

По конституции 1948, в Южной Корее женщинам были предоставлены равные с мужчинами права. Начиная с 1960-х годов увеличилась доля женщин в общественно полезном труде, в промышленности, возросло число женщин, получивших высшее образование. Все это способствовало росту их социального самосознания. В 1980-х годах в Южной Корее были созданы правительственные организации, решающие вопросы, связанные с положением женщин. Однако на бытовом уровне до сих пор сильны традиционные конфуцианские представления о положении женщин в семье и обществе.