Экономико-географическая характеристика Азиатского региона

Границы Азии четко обозначены самой природой: на севере – Северный Ледовитый океан, на востоке – Тихий океан, а на юге – Индийский. Куда сложнее определить западную границу, где ясен только рубеж с Африкой – Суэцкий канал.

Вся Азия занимает 1/3 площади суши (43 млн. км2), а на зарубежную (без стран СНГ) приходится 27 млн. км2. Это и самая крупная по населению часть света – здесь живет около 3,5 млрд. чел. – больше половины населения Земли (а в 2025 г., по прогнозам, может приблизиться к 5 млрд. чел.). Китай (1248 млн. чел.) и Индия (более 1 млрд. чел.) – самые населенные страны мира, а в десятку крупнейших стран входят еще Индонезия, Пакистан, Япония и Бангладеш.

Годовой естественный прирост населения Азии сравнялся со среднемировым, а в КНР он вдвое ниже в итоге эффективной демографической политики. Азия – родина и основной очаг крупнейших религий (конфуцианской, индуизма, ислама, христианства, буддизма) и цивилизаций прошлого и современного мира.

Современная зарубежная Азия – это 39 независимых государств (без стран СНГ) и территория – британский архипелаг Чагос. Волна деколонизации конца 1940–1950-х гг. смела с карты Азии почти все «европейские цвета». Страны Азии контрастны как по площади, населению, так и по основным экономическим и социальным показателям. Здесь – весь диапазон вариантов государственного строя конца XX в.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) остается самым динамичным в мире, несмотря на «азиатский кризис» 1997–1998 гг. По прогнозам на 2020 г., семь из десяти ведущих стран мира будут к этому времени азиатскими. КНР может стать первой страной мира по объему ВВП, оттеснив США, Япония останется третьей, четвертое место займет Индия, пятое – Индонезия, седьмое – Южная Корея, восьмое – Таиланд и, наконец, десятое – Тайвань, если он не станет к этому времени реальной составной частью КНР (оценка Лозаннского Международного института развития менеджмента, 1997 г.).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе стыкуются крупнейшие экономические величины мира – США, Япония, Китай, здесь перекрещиваются противоречивые интересы этих «центров силы».

Динамика развития азиатских стран определила и рост значения Тихого океана, сделала его во второй половине 1990-х гг. важнейшим по грузообороту перекрестком мировых торговых путей. Все побережье КНР стало динамичной полосой «свободных экономических зон» и крупных мегалополисов.

При всех успехах многих ее стран Азия остается очень контрастной по уровню жизни. На Индийском субконтиненте живет самая бедная, самая голодающая, самая неграмотная часть населения Земли. Пятая часть человечества (более 1 млрд. чел.) производит лишь 1% мирового ВВП.

Азия – гигантское поле острых современных, а возможно, еще больше потенциальных геополитических конфликтов.

Природные условия и ресурсы.

Природные условия Азии мозаичны и контрастны: жаркие пески Аравии и холодное высокогорье Тибета, джунгли Вьетнама и редконаселенные сухие степи Монголии. Азия имеет самую большую на Земле среднюю высоту – 950 м (для сравнения, Европа – 340 м), наивысшую точку всей Земли знаменитую Джомолунгму (8848 м) и самую глубокую океаническую впадину – Марианскую (11 022 м). Горные цепи Гималаев и Каракорума не имеют себе равных в мире по высоте, массивности и толще ледников – самых больших в мире, не считая полярных зон. Азия – это самая глубокая впадина Мертвого моря (–395 м), самое глубоководное озеро мира – Байкал.

Тепловые пояса на территории зарубежной Азии изменяются от умеренного до экваториального, а особенности обшей циркуляции атмосферы определяют господство муссонного климата с четко выраженной сезонностью (зимой – сухо, летом – влажно) на обширной полосе «океанического фасада» Восточной и Южной Азии. При этом резко отличается внутриконтинентальная часть Азии, лежащая высоко над уровнем моря.

А в Юго-Западной Азии, куда влияние муссона или не доходит вообще, или крайне ослаблено, – очень сухо и очень жарко. Средние годовые температуры в Аравии и Месопотамии достигают +30°С, на несколько градусов выше, чем даже в Индостане и Индокитае. Здесь господствуют средиземноморский субтропический и сухой тропический типы климата – дожди в холодный сезон и сухое лето. Осадков крайне мало – в Аравии и Месопотамии 150 мм в год и менее, в Малой Азии до 300 мм и только на морских побережьях в несколько раз больше.

На преобладающей части Азии сумма температур позволяет заниматься разнообразным земледелием. Не случайно Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений. Однако для 9/10 площади Азии ее экономическая ценность определяется, количеством осадков. Климат сильнейшим образом влияет на возможности земледелия и на расселение. 70% населения Азии сосредоточено во влажных районах континента, а Южная Азия – самый населенный тропический регион Земли, который с площади 8 млн. км2 кормит 550 млн. жителей. Это было написано в 1950-х гг., а сейчас масса «кормящихся» на этой территории – около 1 млрд. чел.

По лесной площади на душу населения (0,2 га) Азия вдвое уступает среднемировым показателям. Леса промышленного значения сосредоточены преимущественно во влажных тропиках и горах Индии, Мьянмы, Индокитая, на северо-востоке КНР, Японских и Филиппинских островах.

Крупнейшими экспортерами древесины являются Индонезия, Малайзия и Филиппины, а импортерами – Япония и Южная Корея.

Колоссальную роль в истории Азии, в расселении и хозяйстве материка играют реки. Четыре древнейшие великие культуры – все зародились и развились на берегах больших рек: Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейна Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был «даром» или «созданием» Нила». Плотность населения в долине Янцзы, крупнейшей из азиатских рек, достигает 500–600 чел. на 1 км2, в долине Меконга и Иравади – 300–400 чел. на 1км2, в дельте Ганга – 400 чел. на 1 км2. И она продолжает расти.

Реки – это и транспортные артерии, и источник орошения, и гидроресурсы. На Азию приходится более 40% потенциальных гидроресурсов мира, на КНР –540 млн. кВт, Индию – 75 млн. кВт.

Колоссальны и разнообразны минерально-сырьевые ресурсы Азии, что отражает всю сложную гамму геологического строения континента.

 Китайская платформа – один из мировых центров угленакопления и крупнейшая металлогеническая провинция мира. Индийская платформа – второй по значению минерально-ресурсный район Азии с исключительным богатством рудных месторождений, а Аравийская платформа сосредоточивает более половины разведанных запасов нефти мира.

Современные оценки отводят Азии 65% мировых запасов нефти. На одну Саудовскую Аравию приходится 25%, а доля Ирана, Ирака, Кувейта и ОАЭ для каждой из стран составляет 9–10%. Если ресурсопотребление нефти (число лет, на которые хватит запасов при современном уровне добычи) для США всего 7 лет, то для Ближнего Востока – 93 года Регион дает и более 1/3 мирового экспорта нефти (1997 г.). По запасам природного газа второе–пятое (после России) места в мире занимают Иран, Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия. Нефть и газ имеются и в других регионах Азии, в частности в КНР, где общая площадь их залежей на суше – 4 млн. км2. Это позволило КНР в довольно короткие сроки выйти на высокий уровень добычи – 150–160 млн. т. Имеется нефть на шельфе Южно-Китайского моря, у берегов Вьетнама, Камбоджи и в других районах.

Разведанные запасы железных руд в Китае – 13 млрд. т, и это позволило стране выйти по ее добыче на 1-е место в мире, опередив Бразилию и Австралию.

Историко-географические особенности.

Цивилизации Востока, развиваясь параллельно Европой. С началом европейской колонизации Азии в конце XV в. первые колониальные владения (Гоа, Цейлон, Молуккские острова) были Португальскими. В дальнейшем ведущая роль в колонизации переходила от одной европейской державы к другой в зависимости от их меняющегося «веса» в Европе. К началу Первой мировой войны колониальный раздел Азии был завершен и формально независимыми оставались страны-полуколонии – Турция, Иран, Китай и Сиам (ныне Таиланд), разделенные на сферы экономического влияния стран-лидеров, а также «устоявший» перед завоевателями Неджд (на Аравийском полуострове).

Подъем национально-освободительного движения после первой и особенно второй мировых войн позволили уже к 1960-м гг. покончить с основными очагами колониализма в Азии.

«Холодная война» между капиталистической и социалистической системами привела к расколу прежде единых государств – Кореи (на КНДР и Республику Корея), Китая (на КНР и Тайвань – Китайскую Республику), Вьетнама (в 1946–1975 гг. на Северный и Южный). Официальной позицией руководства КНР в отношении Тайваня в настоящее время остается принцип «одно государство – две системы». Корейский полуостров остается очагом напряженности в Азии. После воссоединения с КНР британского Гонконга (1997 г.) и португальского Макао (1999 г.) единственным колониальным владением в Азии остается британский архипелаг Чагос с американской военной базой на о. Диего-Гарсиа. В результате сепаратизма возникли международно не признанные Турецкая республика Северного Кипра (1974 г.) и Исламский Эмират Афганистан (в 2000 г. контролировал более 90% территории страны).

Население.

Азия сложна и мозаична по национальному составу населения – девять языковых семей и более 600 различных языков. Этнические и конфессиональные рубежи проходят здесь как между странами, так и внутри них. Азия – это крупнейшие народы мира: китайцы (на китайском языке говорит 1/5 человечества), хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, японцы.

Азия – очень молодой континент: в Иране, например, 2/3 населения моложе 25 лет, в Индии 40% населения –дети до 15 лет. Но в Японии – самое «пожилое» общество даже среди развитых стран – ныне, один человек из каждых семи старше 65 лет, но через 20 лет в этом возрасте окажется уже один из четырех японцев.

Азия – очень плотнонаселенный континент: на Яве, площадью равной штату Нью-Йорк, живет более 100 млн. чел. – половина всего населения Индонезии. Самой плотнонаселенной страной мира является Бангладеш – более 900 чел. на 1 км2. Новая «индустриальная» Южная Корея тоже превосходит любые европейские рекорды – 465 чел. на км2.

Азию называют менее урбанизированным континентом в сравнении с другими, но благодаря «весу» крупнейших азиатских стран – Китая и Индии – здесь сосредоточено около половины всех горожан Земли. Понятно, что в «городе-государстве» Сингапур доля городского населения – 100%, но очень высока она и в таких развитых странах, как Израиль (91%), Южная Корея (82%), нефтедобывающих странах. Очень низки еще уровни урбанизированности в величайших странах – КНР (не более 50%) и Индии (27%).

В современной Азии представлены все оттенки уровней социально-экономического развития стран мира. К высокоразвитым странам относится Япония (вторая по ВВП в «большой шестерке» лидеров) и Израиль (переселенческая страна); к среднеразвитым – «новые экономически развитые» Турция, Кипр (южноевропейская группа) и Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Сянган (с 1997 г. часть КНР) (восточноазиатская группа, бывшие экономически развивающиеся, новые индустриальные страны «первой волны»). Большинство стран региона – экономически развивающиеся различного оттенка – благополучные НИС разных временных волн (как ключевые – Китай, Индия, Индонезия, так и менее крупные – Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины), нефтеэкспортеры (страны Персидского залива, Бруней) и «квартиросдатчики» (Бахрейн, Мальдивы), а также неблагополучные (проблемные) – «классические» развивающиеся (Шри-Ланка, Пакистан, Иордания, Монголия и др.) и наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Непал). Удивительно, что резко контрастные группы географически соседствуют, что свидетельствует о слабости региональных интеграционных процессов.

По темпам экономического роста ни один регион мира в 1980–1990-х гг. не может сравниться с Азией. За 1990–1997 гг. среднегодовой прирост ВВП в КНР составлял 11,0%, в Малайзии – 8,3, в Сингапуре, Таиланде и на Тайване – 7,2–7,5% (среднемировые темпы в эти годы составляли 4%, а у развитых стран – 1,9%). В итоге доля Азии в ВВП мира увеличилась с 16,7% в 1950 г. до 36,5% в 1996 г. (по другим оценкам – до 34–35%). При этом по объему ВВП Китай занял 2-е место в мире, оттеснив Японию, а Индия – 5-е. Вырос и «вес» Азии в индустриальном производстве мира, он достиг примерно 30%, в том числе Китай – 11,45%, Индия – 2,57, Индонезия– 1,49, Республика Корея- 1,44%.

В начале 1998 г. Япония располагала золотовалютными резервами в 217 млрд. долл. Кроме Японии и ФРГ в число обладателей крупнейших мировых валютных резервов входят Китай (140 млрд. долл.) и Тайвань (90 млрд. долл.). В 1999 г. среди 1200 крупнейших ТНК и банков мира около 180 были азиатскими, в том числе 135 японских.

Промышленность. По масштабам и уровню индустриального производства выделяются три страны с самым широким комплексом промышленности – Япония, КНР и Индия; а по современной индустриальной структуре – «азиатские тигры», среднеразвитые новые индустриальные страны первого поколения: Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Специфична структура нефтедобывающих стран Персидского залива, перестающая быть моноиндустриальной. Япония находится уже в фазе «постиндустриального развития»: в сфере услуг занято 62% самодеятельного населения (европейский показатель); по доле затрат на НИОКР в ВВП (в отдельные годы выше 3%)Япония впереди всех стран;19 технополисов созданы раньше, чем в других странах (кроме США); Япония держит первенство в ряде сфер науки и практики (биотехнологии, энергосбережение, экология);

Япония сохраняет 1-е место в мире по производству роботов около 70% мирового), персональных компьютеров (70%), уступая США по крупным компьютерам. Она успешно конкурирует с США на рынке полупроводников (40% мирового рынка против 45% у США), телевизионной и информационной техники;

В то же время Япония сохраняет ведущие позиции по некоторым «рядовым» отраслям: в автомобилестроении попеременно занимает первое-второе места в мире наряду с США, абсолютно доминирует по судостроению (более половины спущенных на воду судов в мире в 1990-х гг.), по выплавке стали уступает лишь КНР.

Гигантской индустриальной силой в 1980–90-х гг. стал Китай. Китайские ученые подсчитали, что 300 лет назад его доля в мировом ВВП составляла больше 20%. Но в 1949 г. – после победы китайской революции и образования КНР, она была лишь 5%. В 1980–1990-х гг., после безумств «большого скачка», Китай добился успеха в добывающей промышленности (1-е место по добыче угля, железной руды) и в базовых отраслях (лидер по выплавке стали, производству цемента, минеральных удобрений). Проявились и другие тенденции:

- было налажено массовое производство предметов широкого потребления – тканей, одежды, обуви, несложной техники. Это позволило поднять жизненный уровень (в 1995 г. 75% китайских граждан перешли в категорию «жизненного уровня среднего достатка») и начать массовый экспорт дешевой продукции, достигнуть огромных успехов в этом (182 млрд. долл. – стоимость экспорта, причем первые места среди партнеров КНР занимают Япония и США, а сальдо торговли с США – положительно);

-КНР стала мировым лидером в производстве хлопчатобумажных тканей, телевизоров, стиральных машин, резко усилила автомобилестроение. В 1980 г. на весь Пекин было 60 частных автомобилей, ныне в КНР выпускается более 1 млн. машин отечественных и западных моделей в год; машиностроение заняло 1 -е место в экспорте страны – его доля достигает 1/3;

-большое внимание уделялось развитию ВПК, занятость только в заводском ВПК составила 5 млн. чел., а закупки армией военной техники оцениваются в 80 млрд. юаней (при любых соотношениях «юань доллар» – это десятки миллиардов долл.);

- Китай стал ядерной и космической державой;

- доля КНР в мировом ВВП достигла 10%;

- ныне все делается для технологического броска в начале XXI в. – на гражданские НИОКР тратится больше 60 млрд. долл. в год (это -три бюджета России);

-важнейшим транслятором технических инноваций стали «свободные экономические зоны» на побережье КНР и особо «зоны технико-экономического освоения»;

-большую добавку финансового и научно-технического потенциала КНР получила с переходом в ее состав Гонконга.

Но проблемы остаются – в хозяйстве работает 520 млн. чел., а доля занятых в сфере услуг всего 26%.

Промышленный потенциал Индии уступает японскому или китайскому примерно в 10 раз. Доли индустрии и сельского хозяйства в ВВП одинаковы (по 30%), а по занятости сельское хозяйство и сейчас доминирует (70%). Темпы роста промышленности в 1950–1991 гг. были высокими – 5,6% в год, в целом сохранившись на этом уровне до конца1990-х гг.

Особенно это характерно для базовых отраслей, прежде всего энергетики. Однако она не стала эффективной. С помощью СССР и ФРГ были созданы гиганты черной металлургии и по выплавке стали страна вышла на 8-е место в мире (22 млн. т). Сейчас строятся преимущественно мини-заводы. Промышленное и жилищное строительство стимулировало развитие цементной промышленности.

Группа первых четырех новых индустриальных, а сегодня среднеразвитых восточноазиатских, стран выдвинулась благодаря высоким темпам экономического развития в 1960– 1980-х гг. – до 7–9% прироста ВВП в год. В итоге четыре «тигра» достигли огромных успехов в экономике, улучшили все социальные показатели. По структуре занятости они ближе к Европе или США, чем к Азии.

Древнюю историю имеет сельское хозяйство Азии.

Сельское хозяйство – не только прошлое Азии, но и сегодняшний день, основа занятости для большей части населения. И это определяется «гигантами» – в Индии в нем занят 61% самодеятельного населения, в Индонезии – 53, в КНР –50%.

В Азии есть и огромные регионы с реальной доминацией аграрного сектора.

Растениеводство преобладает почти везде, лишь в Западной Азии и Тибете на главное место выходит животноводство. Во всех странах муссонного климата (Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия) до последних лет преобладал рис на поливных площадях, где собирают по два, а то и по три урожая в год. Второй продовольственной культурой остается пшеница, повышение ее сборов было достигнуто внедрением низкорослых высокопродуктивных сортов. И здесь доминирует Китай, где собирают 120 млн. т пшеницы, вдвое больше, чем в США. Огромных успехов достигла Саудовская Аравия, где еще в 1970 г. сбор составлял всего 3 тыс. т, а в 1990 г. уже 3 млн. т (с ориентацией на экспорт).

По общим сборам зерна доля Азии в мире превышает 40%, некоторые страны из импортеров зерна стали, пусть и в ограниченных масштабах, его экспортерами (Индия, Таиланд, Вьетнам, Пакистан, Мьянма, Китай).

Выделяется Азия и по производству ряда технических культур – хлопчатника, джута, сахарного тростника, масличных. Южная и Юго-Восточная Азия имеют крупные плантации гевеи. Таиланд, Индонезия и Малайзия – первые в мире по производству натурального каучука. КНР и Индия дают больше табачного листа, чем все другие страны, но они не стали крупными экспортерами табака или сигарет.

Ассамская долина на северо-востоке Индии знаменита своими чайными плантациями, во всей Азии чай – популярнейший напиток.

Разнообразие хозяйственных типов, мозаичность экономических укладов наложили отпечаток и на формирование транспортной системы. Огромная по протяженности железнодорожная сеть (около 210 тыс., км) не однородна по колее: на узкую и метровую колеи приходится без малого около 1/3 сети, 15% – на так называемую «капскую» колею (1,065 м), 20% – на широкую колею. Примерно половина сети железных дорог Индии и Пакистана, вся сеть Мьянмы, Таиланда, Камбоджи, Малайзии, Индонезии и Филиппин имеют среднюю (метровую и «капскую») или узкую колею.

В странах с густой сетью технический уровень железных дорог остается низким (Индия). Электрифицировано примерно 10% сети.

В автодорожной сети относительно велика доля дорог с твердым покрытием, но они значительно уступают дорогам западных стран по качеству покрытия, ширине проезжей части, техническому уровню искусственных сооружений, многополосных усовершенствованных автомагистралей почти нет.

Особо выделяется транспортная система Японии, сохраняющая, однако, еще черты системы переходного типа (например, узкая железнодорожная колея). Среди промышленно развитых стран мира Япония выделяется торговым флотом и большим числом крупных морских портов. Из 35 мировых портов с. грузооборотом более 50 млн. т в Японии – 11, из них крупнейшие – Иокогама и Токио (в СIIIА – 7).

Геополитическое значение Азиатского региона колоссально. Западу предстоит столкнуться с резко возросшей экономической и военной силой новых центров (КНР, Индия), ростом роли и влияния Азии в современном мире. В последние годы КНР оказывала военную помощь Пакистану, и Ирану, и Ираку. Так или иначе, но подъем ислама, подъем Азии (тесно связанные между собой явления) привели к серьезному геополитическому перелому в мире.