Экономико-географическая характеристика промышленного производства Северо-Кавказского района

Северный Кавказ – мощный индустриально-аграрный район России. Основу его экономического потенциала составляют межотраслевые комплексы, среди которых особенно выделяются агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный и курортно-рекреационный. Они определяют специализацию района в территориальном разделении труда. В условиях рынка приоритетное развитие этих комплексов наиболее целесообразно.

Экономико-географическая характеристик топливно-энергетического комплекса

Нефтяная промышленность старейшая отрасль специализации района. Сейчас добыча нефти сократилась из-за сложной обстановки в Чечне. Основными в добыче нефти остаются Кубано-Черноморский район, новые нефтеносные площади Ставрополья и Каспийское побережье Дагестана. Центры переработки нефти – Краснодар, Туапсе и Грозный. Около 85% балансовых запасов природного газа концентрируется в Ставропольском и Краснодарском краях, они же и основные районы его добычи. Главный район угольной промышленности – восточное крыло Донбасса в Ростовской области. Добыча угля в Донецком бассейне (ростовская область) к 2010 году может составить от 13 до 25 млн. тонн в зависимости от вариантов развития.

В производстве электроэнергии Северного Кавказа основная роль отводится тепловым электростанциям. На природном газе и нефтепродуктах работают Краснодарская, Ставропольская (2,4 млн. кВт) и Грозненская КЭС. Наиболее крупные: Невинномысская и Новочеркасская КЭС работают на природном газе. Имеются гидравлические электростанции: Цимлянская на Дону, Кубанские, Чиркейская – самая крупная в районе из гидравлических (1млн. кВт) – на Сулаке. На реке Терек создан каскад ГЭС (Орджоникидзенская, Гизельдонская, Эзминская, Бесланская, Беканская).

Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии

В Ростовской области действуют два предприятия черной металлургии – Таганрогский, Красносулинский металлургические заводы. Основные виды продукции – сталь, прокат, стальные трубы, главным образом для нефтеперерабатывающей промышленности. Цветная металлургия на Северном Кавказе представлена, прежде всего, предприятиями вольфрамо-молибденовый, свинцово-цинковой, медной и ртутной промышленности. Они размещаются у источников сырья и электроэнергии. В Кабардино-Балкарии работает Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат. В Северной Осетии - Владикавказский завод «Электроцинк», использующий руды Садонского и Эльбрусского месторождений, содержащие более 20 элементов, представляющих промышленную ценность. В настоящее время мощности металлургических предприятий используются не в полную силу. Нужна надежная сырьевая база, позволяющая загрузить их, что требует продолжения поиска и разведки новых месторождений, полиметаллических руд и освоения методов, повышающих коэффициент извлечения руды из породы.

Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса

Наличие собственной металлургической базы (производство черных и цветных металлов), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции, потребность самого района в различных машинах и оборудовании способствовали развитию машиностроения. Северный Кавказ - один из крупных в стране районов сельскохозяйственного машиностроения. Построенный еще в годы первых пятилеток «Ростсельмаш» выпускает зерноуборочные, кормоуборочные и рисоуборочные комбайны, а примерно половину тракторных культиваторов выпускаемых в стране производит Краснодарский завод сельскохозяйственного машиностроения.

Ведущие позиции в стране Северный Кавказ занимает по производству электровозов (Новочеркасск, Ростовской области). В городе Шахты действует завод электротранспортного машиностроения. Район специализируется также на развитии энергетического машиностроения: завод «Атоммаш» в Волгодонске производит оборудование для АЭС, в Таганроге производят паровые котлы. В районе продолжает развиваться авиастроение: Таганрогский научно-технический комплекс выпускает гидросамолеты, самолеты-амфибии. С 1995 года на Северном Кавказе появилось собственное автомобилестроение (Ростов-на-Дону и Таганрог). В Ростовской области сосредоточено производство кузнечно-прессового и горно-шахтного оборудования, а в Краснодарском крае развиты производство оборудования для лесной промышленности и приборостроение. Краны на автомобильном ходу и прицепы к грузовым автомобилям выпускаются в Ставропольском крае.

Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса

На основе использования нефтегазового сырья развилась химическая промышленность. В 60-х гг. ХХ в. были построены Невинномысский азотно-туковый (ПО «Азот») и Волгодонский химический комбинаты, Прикумский завод пластмасс, а в Белореченске – завод по производству сложных удобрений. На выпуске искусственных волокон специализируется Каменское ПО «Химволокно», в Ставрополе производят технический углерод, в Ростове-на-Дону – цинковые белила, в Армавире – резинотехнические изделия, в Буденовске – пластмассы.

Экономико-географическая характеристика строительного комплекса

Промышленность строительных материалов ориентируется на местном сырье. Она представлена цементными заводами Новороссийска и Карачаево-Черкессии, Ростовским заводом минераловатных плит, Шпаковским заводом крупнопанельного домостроения. В Северной Осетии и Дагестане развита стекольная промышленность. Остальные отрасли промышленности строительных материалов (шифера, кирпича и асбестоцементных изделий) имеют местное значение.

Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность района занимает 2,5 % от всей промышленности РФ. В последние годы в связи с развитием производства мебели велись интенсивные вырубки ценной древесины, запасы которой практически исчерпаны. В настоящее время необходимо резко сократить, а лучше совсем прекратить рубки леса в зоне произрастания широколиственных пород, форсировать лесовосстановительные работы.

Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс района имеет всероссийское значение. Только на пищевую промышленность приходится около 1/3 производства всей продукции района, еще около 2% - на легкую, базирующуюся в основном на местной сырьевой базе; район вносит существенный вклад в производство азотных удобрений.

Обладая благоприятными природно-климатическими условиями, район имеет высокий уровень сельского хозяйства. Район лидирует в России по площади посевов озимой пшеницы, кукурузы, риса, подсолнечника и сахарной свеклы. Себестоимость зерна пшеницы, кукурузы и семян подсолнечника здесь самая низкая в стране. Северный Кавказ основной производитель риса в России. Возделывают его в основном на поливных землях Краснодарского края (главный район рисосеяния – Кубань). На него приходится одно из первых мест в России по сбору зерна (примерно 20% его валового сбора в стране), 25% валового сбора сахарной свеклы, 55% - семян подсолнечника, около 14% валового сбора овощей, почти 30% - плодов и ягод, более 13% производимого мяса. Более 18% животного масла, около 9% цельномолочной продукции, более половины производимого в стране растительного масла.

Большое развитие на Северном Кавказе получили садоводство и виноградарство. На район приходится 1/3 всех плодово-ягодных насаждений России и почти 99% виноградников. Самый древний очаг виноградарства находится в Дагестане. По производству винодельческой продукции плодоовощных консервов район занимает в России первое место. В районе выращивают также уникальные для России культуры: цитрусовые, чай, маслины, инжир, хурму. Площади под ними не велики, так как по природно-климатическим условиям для них подходит только узкая полоска Черноморского побережья.

Наиболее развита пищевая промышленность в степной зоне Северного Кавказа, где расположены сотни мельниц, большое количество молочных и маслосыродельных заводов, мясокомбинатов, консервных заводов и свеклосахарных заводов. Пищевая промышленность в значительной мере определяет индустриальный облик средних и малых городов района. Предприятия тех отраслей пищевой промышленности, которые перерабатывают малотранспортабельное и скоропортящееся сельскохозяйственное сырье, тяготеют к районам его производства. Такое размещение создает выгодные экономико-географические предпосылки для роста производства и усиления специализации сельскохозяйственных зон. Важнейшие отрасли специализации пищевой промышленности: маслобойно-жировая, винодельческая, сахарная, мукомольно-крупяная, мясо-молочная и чайная.

Северный Кавказ район высокотоварного животноводства. Молочно-мясное скотоводство больше характерно для Краснодарского края и западной части Ростовской области, а мясо-молочное для Ставропольского края и северо-восточной части Ростовской области. Вся территория Ставропольского края и прилегающая к ней предгорная и горная территории – важнейший в России район тонкорунного и полутонкорунного овцеводства. Видное место Северный Кавказ занимает по производству продукции птицеводства. Здесь построено много крупных птицекомплексов.

Спектр предприятий легкой промышленности широк: кожевенные, обувные, текстильные, швейные. Наиболее крупные: Краснодарский камвольно-суконный комбинат, Невинномысская шерстомойная фабрика, Ростовская и Шахтинская обувные фабрики, Шахтинский хлопчатобумажный комбинат. Переработка животноводческого сырья налажена в Нальчике и Владикавказе, выпуск ковров – в Дагестане и Краснодаре. Легкая промышленность переживает спад производства из-за проблем недостаточности инвестиций и необходимости реконструкции действующих предприятий.

Экономико-географическая характеристика внешнеторговых и пассажирских перевозок

Приморско-приграничное положение Северного Кавказа определило наличие широких транспортно-экономических связей России с государствами ближнего и дальнего зарубежья через морские торговые порты и пункты пропуска грузов через государственную границу (Успенская, Гуково и Саламур). Новороссийский и Туапсинский морские порты переваливают около 70% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Импортные грузы в порты и через передаточные пункты Северо-Кавказского экономического района прибывают более чем из 30 стран.

Экспортные грузы, проходя по железной дороге, перегружаются в портах и следуют через сухопутные переходы с европейской части России, включая Москву, с Урала и Сибири, а также транзитом через территорию России из Казахстана и стран Центральной Азии, и направляются в более чем 50 стран мира и всех континентов.