Экономико-географическая характеристика Центрального района

Состав.

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, Москва (город федерального значения).

Экономико-географическое положение (ЭГП).

Положение района — центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее европейской части.

Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — г. Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Природные условия и ресурсы.

Район имеет равнинно-холмистый рельеф. Климат — умеренно-континентальный. Почвы — лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало известные реки – Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др.

Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса — на севере и северо-западе района.

Население.

Центральный район — самая густозаселенная часть РФ. Территория — 486 тыс. км2 (2,9% территории страны); население — 29,9 млн. человек (1996 г.), что составляет около 20% населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 чел. на км2 (наиболее плотно заселена Московская область).

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва — столица России — крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны. На территории Центрального района — более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладание городского населения — 83%.

Хозяйство.

Это высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации — многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством фосфатных удобрений — Воскресенск, Полпино; азотных удобрений — Новомосковск и Щекино. Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове, размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность — старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис. Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности(Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов).

Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топлива. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).

Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии (более 18%). Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья. Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.

Агропромышленный комплекс Центрального района — один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности.

Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере — значительны посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.

Транспорт.

Территориальная структура транспортной сети Центрального" экономического района — радиально-кольцевая. Ядро — Московская агломерация. Хороню развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта.

Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.