Экономико-политическое устройство ОАР КНР Сянган и Аомэнь
Экономико-политическое устройство Сянган
Конституцией КНР (ст. 31) закреплено создание государством ОАР ( особый административный район ), где политический режим с учетом конкретной обстановки устанавливается законами, принимаемыми Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП). На практике главным нормативным документом ОАР является Основной закон, который утверждает ВСНП. Основной закон выполняет функцию Конституции особого административного района. ОАР отведено и особое место в системе государственно-территориального устройства КНР. [12, c.110]
В соответствии с законом, принятым Всекитайским собранием народных представителей еще в 1990 г., Сянган был провозглашен Специальным административным районом в составе КНР. Ему было предоставлено самоуправление «высокой степени», в том числе для осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти. Сянган сохранил свой статус свободного порта, международного финансового центра с собственной финансово-валютной и таможенной системами. Он продолжает свое членство в большинстве международных организаций и имеет право вступать в другие организации. Вне компетенции местных властей остаются только вопросы внешней политики и обороны. Такой особый статус Сянгана сохранится на 50 лет. Официальные языки здесь – китайский и английский. [4, c.451]
Юридическая система в Гонконге основана на британском праве. Помимо судов низшей инстанции, действуют Высший и Апелляционный суды.
Дипломатическое представительство Гонконга за рубежом осуществляет КНР. Однако Гонконг участвует в таких международных организациях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Азиатский банк развития, Всемирная торговая организация, Всемирная организация по метеорологии, Всемирная организация здравоохранения. [12,c.112]
Согласно Основному закону, высшим должностным лицом ОАР Сянган является Глава исполнительной власти. При нем действует совещательный орган - Исполнительный совет. Глава исполнительной власти имеет право наложить вето на законы, принятые Законодательным советом, но совет может преодолеть его двумя третями голосов. В этом случае глава исполнительной власти обязан или подписать закон или назначить новые законодательные выборы. В случае если и новый состав Законодательного совета проголосует двумя третями голосов за данный законопроект, глава исполнительной власти должен согласиться с ним или подать в отставку. [3, c.25]
Местную администрацию (правительство) возглавляет главный министр, который является руководителем местной гражданской службы и несет ответственность перед главой исполнительной власти за формирование и претворение в жизнь политики правительства. Роль парламента в Гонконге исполняет состоящий из 60 депутатов Законодательный Совет. [3,c.26]
В настоящее время лишь половина из 60 членов Законодательного совета Гонконга избирается на всеобщих выборах. Остальные 30 депутатов выбираются составленными по профессиональному критерию «функциональными избирательными группами», которые включают представителей крупного бизнеса и других социопрофессиональных категорий. Здесь голосование проходит, как правило, по заранее составленному сценарию, предполагающему попадание в парламент влиятельных и консервативных политиков и бизнесменов. Глава исполнительной власти САР до сих пор выбирается специальным Избирательным комитетом, который состоит из 800 членов (представители промышленности, бизнеса, социопрофессиональных групп и политических представительных органов). Этот комитет лоялен китайским властям. Таким образом, Пекин полностью контролирует как исполнительную, так и законодательную власти САР. В этой связи проблема демократизации Гонконга традиционно является источником противоречий между правительством Китая и местными демократическими силами. [3,c.27]
Несмотря на обещания китайских властей, в 2007 году так и не состоялись всеобщие выборы главы исполнительной власти, а в 2008 году – всеобщие выборы всех депутатов Законодательного совета. Реформы были перенесены в очередной раз под предлогом того, что новый порядок избрания органов власти может дестабилизировать политическую ситуацию и ухудшить условия для экономического развития. Нынешний глава исполнительной власти Дональд Тсанг, в предвыборной программе обещавший провести выборы своего преемника в 2012 году на основе всеобщего голосования, после очередного решения Пекина был вынужден вновь перенести реформы. [14]
В политических вопросах, как и во многих других, САР с каждым годом испытывает все большее влияние материка. Однако несмотря на это, богатый и процветающий Гонконг благодаря динамизму и гибкости является во многих аспектах примером, который оказывает на свой новый центр мягкое воздействие, демонстрируя, какие факторы действительно лежат в основе современного развития и успеха. Эффективность государственного управления, очевидные результаты в экономике и социальном обеспечении населения, работающее законодательство, обширная сеть международных деловых связей служили моделью для реформ как в самом Китае, вдохновляя «политику открытых дверей» Дэна Сяопина, так и в других странах Юго-Восточной Азии. [17]
Современный Гонконг - это стабильно развивающаяся территория с совершенной инфраструктурой. Как уникальный «диспетчер» торгово-финансовой жизни АТР, общепризнанный посредник в экономических отношениях всего мира с Китаем, международный инвестиционный центр и свободный порт, Гонконг привлекает к себе повышенное внимание иностранных деловых кругов, имеющих свои интересы в регионе. Этому во многом способствует тщательно продуманная политика местного правительства по созданию благоприятного инвестиционного климата – минимальные налоги (16%) и льготные таможенные тарифы, эффективное валютное регулирование при фактическом отсутствии ограничений на ввоз и вывоз капитала, высокоразвитая система торговых и финансовых услуг. [15]
Установление более тесных связей с быстро растущей китайской экономикой сказалось на развитии Сянгана очень благоприятно. В 2007 г. объем его ВВП достиг 300 млрд. долл., что сравнимо с показателями Швейцарии, Филиппин или Нигерии и лишь немного уступает показателю Украины. А по душевому ВВП (42 тыс. долл.) Сянган входит в первую десятку стран мира, почти достигая уровня США. В первую десятку он входит и по многим показателям промышленного и финансового развития. А морской порт Сянгана по грузообороту занимает 7-е место в мире (230 млн. т). Неудивительно, что связи Сянгана с Китаем становятся все более тесными. В первую очередь это относится к соседним Гуанчжоу, Шэнчженю и Аомэню. [4, с.451]
По показателям душевого валового внутреннего продукта и валового городского продукта Сянган (Гонконг) является наиболее богатым городом в КНР. Рассчитанный по паритету покупательной способности ВВП на душу населения Сянгана (Гонконга) превышает показатели даже четырёх ведущих западноевропейский стран: (Великобритании, Франции, Германии и Италии), а также Японии. Продолжая политику британской администрации, правительство Сянган (Гонконг) отдаёт приоритет в управлении экономикой свободному рынку и частному сектору. Сянган (Гонконг) обладает малым количеством пригодной для возделывания земли и скудными природными ресурсами, поэтому вынужден импортировать бóльшую часть продуктов питания и сырья. Сянган (Гонконг) занимает одиннадцатую строчку в списке крупнейших торговых акторов в мире, общая стоимость его импорта и экспорта превышает валовой внутренний продукт территории. [6, с.264]
По состоянию на 2006 год, в Сянгане (Гонконге) функционировали консульства 114 стран — больше, чем в любом другом городе мира. Значительную часть экспорта Сянгана (Гонконга) составляет реэкспорт, то есть продукция, произведённая вне границ территории, в основном на материковом Китае, и распространяемая через Сянган (Гонконг). Ещё до передачи суверенитета Китайской Народной Республике Сянган (Гонконг) установил развитые торговые и инвестиционные связи с материковым Китаем. Автономный статус территории позволяет ей выполнять роль ворот для инвестиций и ресурсов, направляющихся на континент. Сянган (Гонконг) является третьим лучшим финансовым центром в мире и первым в Азии. Сфера услуг даёт более 90% валового внутреннего продукта Сянган (Гонконг). Благодаря бурному экономическому росту и быстрой индустриализации Гонконг вошёл в четвёрку “азиатских тигров”, или “драконов”, наряду с Сингапуром, Южной Кореей и Тайванем. [15]
Финансовые рынки Гонконга характеризуются высокой степенью ликвидности и действуют в условиях эффективного и прозрачного режима регулирования, отвечающего основным международным стандартам. По оценке МВФ, разумная банковская практика, сильные юридические институты, позволили банковской системе Гонконга успешно пережить азиатский кризис и добиться высоких финансовых показателей. [7, c.41]
Финансовый рынок Гонконга отличается высоким инвестиционным потенциалом, Гонконг является вторым крупнейшим иностранным инвестором в Индонезии и на Филиппинах и самым крупным инвестором в Китае и Вьетнаме. Общий размер его инвестиций в Китае превышает 170 млрд. долл США, или около 65% всех иностранных инвестиций в КНР. По оценкам экономистов, Гонконг сыграл существенную роль в развитии Китая, где наблюдается самый быстрый рост экономики в мире на протяжении последних 18 лет. [7, c.42]
Наряду с Нью-Йoрком, Лондоном и Токио Гонконг является одним из крупнейших финансовых центров мира, который широко используется не только для проведения различных банковско-финансовых операций, но и для междунородного финансового планирования. Гонконг занимает седьмое место в мире (после Великобритании, США, Японии, Сингапура, Германии и Швейцарии) по объему торговли иностранной валютой. Развитие рынка стимулируется отсутствием в Гонконге валютного контроля и удобной временной зоной. Надежная связь с ведущими финансовыми центрами других стран позволяет осуществлять валютные операции по всему миру. [7, c.43]
В настоящее время на долю КНР приходится более 40% торговли Гонконга с внешним миром. Значение сотрудничества в этой сфере повысится благодаря вступившему в силу с 1 января 2004 г. соглашению о переходе на беспошлинные поставки гонконгской продукции в Китай почти по 90% товарных позиций. [7, c.45]
Одним из главных оснований для оптимизма правительства ОАР является успешное экономическое развитие КНР, дальнейшим залогом чего стало вступление Китая в ВТО. Правительство ОАР убеждено, что Гонконг выиграл от присоединения Пекина к ВТО, реализовав свои возможности традиционного центра реэкспортной торговли, инвестиционной активности и крупнейшего транспортного узла. [3, c.56]
Экономико-политическое устройство Аомэнь
Высшее должностное лицо ОАР Аомэнь - Глава исполнительной власти, кандидатура которого определяется Избирательным комитетом из 300 членов, сроком на 5 лет и утверждается Пекином. Первым главой исполнительной власти ОАР является бывший банкир Хэ Хоухуа (Эдмунд Хо). После избрания он утверждается правительством КНР. При нем существует исполнительный совет из 10 членов, являющийся совещательным органом. В состав руководства администрации ОАР входят пять секретарей: по администрации и судебной системе, финансово-экономическим вопросам, безопасности, социальным вопросам и культуре, транспорту и общественным работам. Парламент ОАР - Законодательный совет - состоит из 23 депутатов, в число которых вошли 15 депутатов прежнего, действовавшего при португальцах. Совета, 8 депутатов были назначены лично Хэ, и еще один определен Избиркомом. Основными задачами новой Администрации ОАР Аомэнь в течение первых лет после передачи власти продолжали оставаться преодоление негативного экономического роста, борьба с организованной преступностью, а также завершение централизации местной гражданской службы. Планируется осуществить процесс демонополизации местного игорного сектора, являющегося основным источником доходов территории и находящегося под контролем корпорации СТДМ, принадлежащей влиятельному в регионе бизнесмену Стэнли Хо. [3, c.43]
Как и в Гонконге, политическое присутствие Пекина в Аомэне осуществляют Канцелярия по связям центрального народного правительства КНР (бывшее отделение агентства «Синьхуа» в Макао). Канцелярия полномочного комиссара МИДа КНР в Макао и гарнизон НОАК. Территория Макао делится на 2 округа – Северный и Островной. В каждом из них имеются муниципальные собрания и советы. [3, c.43]
Не решен до конца вопрос локализации местного законодательства: примерно десятая часть законов и положений Макао до сих пор не переведена на китайский язык. Объявлено было, что 15 существовавших в колонии законов прекратят свое действие, так как они противоречат Основному закону ОАР Аомэнь. Свою обеспокоенность по поводу Основного Закона ОАР Аомэнь неоднократно выражала и Комиссия ООН по правам человека, отметившая, что в «миниконституции» территории не отражен ряд моментов, имеющих непосредственное отношение к соблюдению основных гражданских и политических прав, в частности вопрос о проведении в Макао смертной казни [9]
Официально в Макао нет политических партий, однако действуют различные политические союзы и группы. Ассоциация содействия экономики Макао, Союз содействия прогрессу, Конвергенция за развитие, Союз за развитие, Всеобщий союз развития Макао – представляют интересы деловых кругов и политических сил, связанных с КНР. Ассоциация нового демократического Макао, Союз за демократическое развитие – объединяют демократические круги. Юридическая система основана на португальском праве. Помимо судей низшей инстанции, действует Апелляционный суд. Судьи назначаются главой исполнительной власти. Внешнеполитические вопросы (включая дипломатическое представительство) находятся под контролем правительства КНР. Дипломатическое представительство Макао за рубежом осуществляет КНР. Однако Макао имеет право самостоятельно поддерживать экономические и культурные связи с другими государствами, регионами и международными организациями, а также заключать с ними соглашения. Участвует в таких международных организациях, как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирный почтовый союз, Всемирная организация по метеорологии, Всемирная организация здравоохранения и др. За оборону отвечает КНР, собственных регулярных вооруженных сил в специальном районе нет. Имеются местные полицейские силы. [8, c.114]
Новая администрация Макао гораздо более зависит от Пекина, чем Гонконгская. Применительно к Макао китайская сторона, в отличии от «гонконгского варианта» двухлетней давности, при решении острых проблем проявляет гораздо большую жесткость и бескомпромиссность. Это не удивительно: Великобритания и Португалия находятся в разных «весовых категориях». [3, c.49]
Экономика Макао тесно связана с внутренними районами Китая, которые экспортируют текстильное сырье, полуфабрикаты, продукты сельского хозяйства и подсобных промыслов, горнорудную продукцию (объем китайского экспорта в Макао в 1999 г. составил 550 млн. долл.). Макао поставляет в КНР преимущественно текстиль, машинное оборудование и кожаные изделия. Аомэнь, наряду с Сянганом, выступает в качестве одного из серьезных инвесторов в инфраструктурные и производственные проекты на территории материкового Китая, заложив тем самым основу существующего разделения труда и сформировав основу экспортно-ориентированной промышленной базы, включающей текстильные, обувные производства и производство игрушек. Макао, в свою очередь, выступает в качестве объекта инвестиций из КНР, преимущественно, в инфраструктурные проекты, объекты недвижимости, туристическую отрасль (гостиницы и рестораны), а также в международную торговлю. [10, c.157]
В экономике Макао обозначились серьезные структурные изменения, вызванные как углубляющейся интеграцией в экономику дельты р. Чжуцзян, завершением крупнейших инфраструктурных проектов, так и последствиями азиатского кризиса. Строительство нового Международного аэропорта Макао, стоимостью в 1,2 млрд. долларов было завершено в 1995г. Среди других важных объектов выделяются возведение жилого массива на острове Тайпа, контейнерного терминала Ка-Хо, нового паромного терминала, второго моста между Макао и островом Тайпа, а также другие проекты в сфере телекоммуникаций, энергетики, транспорта и городского хозяйства. К дате передачи власти было в целом завершено строительство моста «Цветок Лотоса», соединяющего острова Тайпа и Колоан с территорией Чжухайской СЭЗ. Продолжаются работы по увеличению площади островов. Российское присутствие в Макао с 1997 г. обеспечивает Генеральное консульство России в ОАР Сянган КНР. В январе 1999 г. подписано соглашение о воздушном сообщении между РФ и Макао. [3, c.59]
Экономика Макао основана преимущественно на туризме, азартных играх, производстве текстильных изделий и фейерверков. В результате усилий по диверсификации хозяйства возникли небольшие предприятия по производству игрушек, искусственных цветов и электроники. Туристический сектор составляет до 25% ВВП, предприятия текстильной промышленности приносят до трех четвертей валютных поступлений, а сектор азартных игр оценивается приблизительно в 40% ВВП. Макао (Аомынь) зависит от поставок из КНР продовольствия, пресной воды, электроэнергии. Япония и Гонконг - главные внешнеторговые партнеры, поставляют промышленные товары и сырье. Насилие криминальных структур, одно из темных пятен жизни Макао (Аомэня), вероятно будет уменьшено с ростом туристического сектора. [4, c.453]
Экономика территории существенно пострадала от Азиатского финансового кризиса 1998 и глобального спада в 2001, но уже в 2002 она выросла на 9,5%, чему способствовал рост туризма в результате снятия ряда ограничений на поездки из КНР. Объем ВВП в 2003 оценивался в 9,1 млрд. долл. США, что соответствовало 19400 долл. США на душу населения. В 2003 ВВП вырос, по оценке, на 4%. около 87% ВВП приходится на сферу услуг, 12% – на промышленность, 1% – на сельское хозяйство. Инфляция в 2003 сократилась на 2,6%. Трудовые ресурсы в 2002 оценивались в 214 тыс. человек. Из них 20% были заняты в промышленности, 7% – в строительстве, 6% – в сфере транспорта и связи, 15% – в торговле, 12% – в гостинично-ресторанном деле, 7% – в сфере игрового бизнеса, 8% – в общественном секторе, 25% – в других отраслях. Уровень безработицы составляет 6,3%. [18]
На протяжении последних нескольких лет положительное сальдо платежного баланса территории достигает 30% от ВПП, учитывая главным образом рост доходов от туризма и экспорта текстильных товаров. Валютные резервы ОАР составляют 3 млрд.долларов, что эквивалентно 13 месяцам импорта товаров и услуг – весьма благоприятный показатель по международным стандартам. [14]
Вступление КНР в ВТО в обозримой перспективе не окажет неблагоприятного влияния на экономические показатели Аомэня, учитывая его сравнительно современную хозяйственную инфраструктуру, благоприятный налоговый режим и преимущественное развитие туристической индустрии. По мнению западных экспертов, инвестиционная привлекательность Аомэня в предстоящие годы будет выше, чем у материкового Китая. Это объясняется свободной конвертируемостью местной валюты (жестко прикрепленной к курсу гонконгского и американского доллара), действием режима свободного порта в Макао, отсутствием у Правительства ОАР внешнего долга, независимостью судебно-правовой системы, заметным усилением после перехода под юрисдикцию КНР борьбы с преступностью.