Экономическая характеристика Северо-Западного региона

Традиционная специализация Северо-Западного экономического района – сложное и точное машиностроение. Санкт-Петербург является вторым после Москвы машиностроительным центром страны. В 1991 г. он давал 5,3% машиностроительной продукции России, а Северо-Запад в целом – 7,4%.

В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производства ракетно-космической техники («Арсенал»), авиационных двигателей (Завод им. В. Я. Климова), энергетического и электротехнического машиностроения (Металлический завод, «Электросила»), тяжелого машиностроения (Невский завод, «Ижорский завод» в пригородном Колпино), судостроения («Адмиралтейские верфи», Балтийский завод), локомотиво- и вагоностроения, тракторостроения («Кировский завод»), станко- и приборостроения («ЛОМО», «Океанприбор»), электронной промышленности («Светлана»), других отраслей точного машиностроения (Петродворцовый часовой завод). Предприятия Санкт-Петербурга производили большое количество товаров народного потребления – две трети отечественных фото- и киноаппаратов, четверть пылесосов, здесь в 1967 г. были выпущены первые в стране телевизоры цветного изображения. Сейчас стоит задача добиться выпуска конкурентоспособной с импортной продукции.

Центром судостроения является Выборг, речного судостроения и судоремонта – Новая Ладога, Подпорожье, Петрокрепость. Ряд предприятий, кооперирующихся с заводами Санкт-Петербурга, расположены в Новгороде и Пскове, Великих Луках, Старой Руссе, Тихвине. Но находящиеся здесь предприятия оборонной, электронной, электротехнической, приборо- и станкостроительной промышленности испытывают большие трудности или из-за проблем конверсии, или из-за конкуренции импортных товаров. Так, почти полностью прекращено производство телевизоров («Волна», Новгород), магнитофонов и радиоприемников («Радиоприбор», Псков).

Собственная металлургическая база представлена прокатными цехами машиностроительных предприятий, передельным заводом в Колпино, Волховским алюминиевым заводом. Потребность в черных металлах частично удовлетворяет Череповецкий металлургический комбинат, построенный в Вологодской области в период, когда Госпланом выделялся «Большой Северо-Запад», включавший также нынешний Север Европейской части страны. Предполагалось, что он станет базой производства черных металлов для всего экономического района. Отчасти так и произошло, однако машиностроительным предприятиям требуется очень широкий ассортимент стали и проката, и металлы приходится завозить из различных мест, с заводов Центра и Урала.

Важное значение имеют крупные химические предприятия, производящие синтетические смолы, резинотехнические изделия и шины («Красный треугольник» в Санкт-Петербурге), удобрения, кислоты и реактивы, лакокрасочные изделия, химико-фармацевтические препараты. В городе Кириши на Волхове построен крупный нефтеперерабатывающий комбинат («Киришинефтеоргсинтез»). На поступающем по газопроводу природном газе комбинат «Акрон» в Новгороде производит азотные удобрения и химикаты. Фосфорные удобрения (более 2 млн. т в год) производятся в Кингисеппе, Волхове и Санкт-Петербурге.

К числу отраслей специализации района относится деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Местная лесосырьевая база удовлетворяет потребности отрасли лишь частично; большая часть сырья поступает из Северного экономического района. Целлюлозно-бумажные предприятия расположены в основном в Ленинградской области – на Карельском перешейке – в Приозерске, Светогорске, Советском, Каменногорске, а также в Коммунаре (пригород к югу от Санкт-Петербурга) и Сясьстрое вблизи южного берега Ладожского озера; а также в Окуловке Новгородской области. Значительное количество бумаги и картона производится в Санкт-Петербурге. Светогорский и Сясьский комбинаты и Приозерский целлюлозный завод являются крупнейшими в стране. В 1980-е годы Северо-Запад обеспечивал 7% республиканского производства целлюлозы (более полумиллиона тонн) и 10% бумаги (также свыше 0,5 млн. т в год). Производство клееной фанеры (1/10 часть всего производства в РФ) и мебели развито в пригородах Санкт-Петербурга, в Новгороде и Великих Луках. Во многих местах, в том числе в небольших поселках, организовано производство пиломатериалов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, изделий широкого потребления. В Чудово Новгородской области размещается спичечная фабрика.

К числу развитых в регионе относится легкая промышленность. Петербург является центром текстильной, швейной, трикотажной, а также обувной («Скороход») промышленности. Центрами трикотажной промышленности являются Боровичи и Великие Луки, льняной – Псков и Великие Луки, пенько-джутовой – Ивангород. В Крестцах Новгородской области расположена фабрика «Крестецкая строчка», специализирующаяся на ручной и машинной вышивке. В Новгородской и, особенно, Псковской областях размещается несколько десятков небольших льнозаводов по первичной обработке льна.

Имеется несколько стекольных заводов – на юге Ленинградской области (Дружная Горка, Торковичи), в Новгородской – вдоль железной дороги Москва – Санкт-Петербург (Чудово, Малая и Большая Вишера), в Псковской области (Красный Луч). Развита фарфорофаянсовая промышленность. Известны Ломоносовский фарфоровый завод под Санкт-Петербургом, завод «Пролетарий» в одноименном поселке под Новгородом.

Ленинградская область является крупным производителем цемента. Он производится попутно при переработке сланцев (Сланцы) и бокситов (Пикалево). Производство различных стройматериалов сконцентрировано прежде всего в окрестностях Санкт-Петербурга. Крупнейший в стране и в Европе известковый комбинат находится в Угловке на железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Пищевая промышленность представлена разнообразными отраслями, удовлетворяющими потребности 8-миллионного населения региона. Крупнейшим центром является Санкт-Петербург. В условиях кризиса падение производства в пищевой промышленности города оказалось меньшим, чем в других отраслях. Ее доля в отраслевой структуре промышленности сейчас вдвое выше, чем в среднем по стране. По ряду видов производимой продукции доля Санкт-Петербурга значительно выше, чем в доле населения страны. Среди них кондитерская промышленность, табачная, ликероводочная.

Пищевая промышленность Северо-Запада лишь частично базируется на сельскохозяйственном сырье региона. Это касается мясной, молочной, рыбной промышленности, которые в основном используют продукцию сельского хозяйства региона (например, в промышленном производстве мяса в конце 1980-х годов она составляла использовавшегося сырья).

Падение объемов сельскохозяйственного производства, характерное для нынешнего кризисного состояния российской экономики, в Ленинградской и Новгородской областях примерно соответствует среднероссийскому уровню, а в Псковской области уровень спада несколько ниже.

Хотя доля каждой из трех областей региона в общероссийском объеме сельскохозяйственного производства выше, чем их удельный вес в численности населения, Северо-Запад в целом имеет в 1,7 раза более низкую долю в аграрном производстве России, чем в численности населения страны. Это объясняется большим удельным весом Санкт-Петербурга в населении и экономике региона, где аграрный сектор, естественно, отсутствует. Прилегающие области, тоже достаточно урбанизированные, не могут полностью удовлетворить потребности Санкт-Петербурга в продовольствии. Его зависимость от импорта продовольственных товаров сейчас намного выше, чем в среднем по стране.

Сельское хозяйство региона специализируется на молочно-мясном животноводстве. В пригородных зонах областных центров, в особенности Санкт-Петербурга, имеющих пригородную специализацию, усиливается молочная ориентация скотоводства; к отраслям специализации добавляются свиноводство, птицеводство, овоще- и картофелеводство. В южной части региона развито льноводство.

Спад производства в аграрном секторе региона обусловлен теми же факторами, что в целом по России. Резкое изменение условий хозяйствования, падение платежеспособного спроса населения, конкуренция импортного продовольствия – вот основные факторы, к которым добавляется местная специфика: недостаточно благоприятные природные условия, старение сельского населения, затяжной характер начавшегося достаточно давно кризиса в агропродовольственном комплексе Нечерноземья. В результате сельское хозяйство натурализуется, теряет достигнутый ранее уровень технической оснащенности. Все большая доля производства продукции падает на долю хозяйств населения.

В Ленинградской области, сельское хозяйство которой и прежде было более интенсивным, механизированным, более развитым, товарность и сейчас осталась более высокой. Доля хозяйств населения в производстве продукции значительно ниже, чем в Новгородской и, особенно, в более аграрной Псковской области, где товарность животноводства стала особенно низкой. Фермерские хозяйства развиваются медленно, имеют небольшие участки земель, недостаточно техники, не имеют средств и возможностей получения кредитов на приобретение топлива, удобрений, семян, кормов, не говоря уже о средствах механизации. Товарность большинства из них также невысока, и в своем современном виде они не могут претендовать на решение продовольственной проблемы. Некоторые специалисты даже считают, что многие хозяйства населения имеют больше перспектив к превращению в товарных производителей по сравнению с большинством фермерских. Во всяком случае, сейчас более целесообразно основной упор сделать на развитие крупных коллективных хозяйств с товарным производством, при которых фермеры и хозяйства населения могут играть вспомогательную роль, кооперируясь с ними в выполнении отдельных видов работ, технологических стадий (откорм скота, выращивание молодняка и др.). Одновременно требуется развивать фермерскую кооперацию и вертикальную интеграцию с переработкой продукции.

Транспортную инфраструктуру Северо-Запада можно оценить двояко. С одной стороны, с точки зрения обеспечения внешних связей с другими регионами страны, а отчасти и внешнеэкономических связей, а также сообщения между крупными индустриальными центрами Северо-Запада, транспортные магистрали достаточно развиты, хотя и уступают по качеству западным образцам. От Санкт-Петербурга по 11 направлениям расходятся лучи железных дорог, электрифицированных на расстоянии до 100–150 км, а наиболее современная из них магистраль на Москву – на всем протяжении. Также радиальный вид имеет система автодорог. Для приведения к западноевропейским стандартам требуется их реконструкция, сооружение автобанов, скоростных железнодорожных магистралей. Конкретный проект строительства новой скоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург долгое время обсуждался в печати, но пока не принят к реализации и по экологическим, и по финансовым соображениям.

Сложнее проблема внутриобластного сообщения. Сеть автодорог с твердым покрытием недостаточно густа. Это делает большинство небольших городских поселений и сел слабо доступными в транспортном отношении, что затрудняет их экономическое развитие.

Еще один аспект развития транспорта связан с необходимостью расширения мощностей портов на Балтийском море. Принято решение о сооружении новых портов в Усть-Луге и Приморске. Одновременно требуется создание необходимых подъездных путей к будущим новым портам. Строительство требует многомиллиардных ассигнований и требует достаточно длительных сроков. Поэтому пока остается весьма актуальным вопрос о наиболее выгодных условиях транспортировки российских грузов через порты стран Прибалтики и Финляндии, а также о возможностях более эффективного использования свободных на 2/3 мощностей калининградских портов.

Инвестиции – ключевой вопрос экономического развития всего народного хозяйства страны, всех ее регионов. Северо-Запад в силу структуры его хозяйства в 1990-е годы был менее привлекательным районом для инвестиций, как отечественных, так и иностранных, по сравнению с Москвой или сырьевыми регионами страны. Размеры инвестиций в расчете на душу населения везде на Северо-Западе ниже среднероссийского уровня. Относительно велика доля Санкт-Петербурга только в объеме иностранных инвестиций (которые составляют лишь незначительную часть общих капиталовложений в народное хозяйство). Тем не менее, они означают возможности технического и технологического переоснащения предприятий Санкт-Петербурга, сумевших привлечь западных инвесторов. Это создает предпосылки реструктуризации экономики, необходимой в связи с происшедшими в 1990-е годы изменениями.

Санкт-Петербург с его мощным социально-экономическим потенциалом и возможностями развития внешнеэкономической деятельности должен быть одним из полюсов роста российской экономики. Государственная поддержка его развития позволила бы быстрее привести в действие скрытый пока потенциал развития. В это развитие постепенно могут быть вовлечены и другие части Северо-Запада, а некоторые из них сами изыскивают возможности опережающего роста. Такую политику осуществляет Новгород, создающий благоприятные условия деятельности иностранных инвесторов.

Важную роль в развитии внешнеэкономических связей уже играет и может еще больше играть приграничное сотрудничество. Традиционные связи имеют Санкт-Петербург и Ленинградская область (в особенности такие города, как Выборг, Приозерск) с прилегающими районами Финляндии.

В советский период практически единое целое составляли российский Ивангород и эстонская Нарва, раньше разделенные только рекой, а теперь еще и государственной границей. Утерянные к настоящему времени связи могут быть восстановлены и усилены благодаря теоретически возможной кооперации эстонских предприятий с предприятиями Ленинградской области и Санкт-Петербурга, проведению совместных научных исследований, реализации образовательных программ. Возможности расширения связей имеются также в районе российско-эстонской и российско-латвийской границы вблизи Пскова. Совместные рыбохозяйственные, транспортные и экологические проекты актуальны между Россией и Эстонией на Чудском и Псковском озерах, в прибрежных акваториях Финского залива (совместно также с Финляндией).