Экономическая эффективность производства продукции животноводства в фермерском хозяйстве

Животноводство включает несколько отраслей, важнейшими из которых являются скотоводство, свиноводство, овцеводство и птицеводство. Они дают основную массу высокоценных продуктов питания, а также сырье дл ряда отраслей промышленности.

Организация производства в отраслях животноводства включает совокупность взаимосвязанных технологических, технических и организационно-экономических мероприятий, призванных обеспечить получение наибольшего количества продукции животноводства при наименьших затратах труда и средств на производство ее  единицы.

Технологические (зоотехнические и ветеринарные) мероприятия включают воспроизводство стада, племенную работу, содержание животных, кормление и уход за ними, профилактику заболеваний и лечение животных.

К техническим мероприятиям относится обеспечение животных необходимыми постройками, сооружениями и оборудованием, системой машин для механизации приготовления, транспортировки и раздачи кормов, водоснабжения, вентиляции, уборки навоза, доения и первичной обработки молока, стрижки овец, сбора яиц и других процессов.

Организационно-экономические мероприятия включают определение специализации, установление рациональных размеров ферм, планирование производства, определение экономической эффективности производства продукции животноводства, организацию труда.

Технологические и технические вопросы организации производства продуктов животноводства будут изложены ниже, поэтому остановимся на изучении организационно-экономических аспектов данного вопроса.

Организационно-экономические мероприятия требуют проведения работы по определению производственной программы в любой отрасли животноводства на календарный год. Она включает составление плана случек и поступления приплода, расчета движения (оборота) стада животных, определения валового объема производства продукции животноводства,  расчет финансовых результатов деятельности фермы (денежной выручки за реализованную продукцию, себестоимости центнера продукции, прибыли).

Организация производства продукции животноводства требует составления оборота стада и определения его структуры.

Оборот стада – это движение животных и птицы по половозрастным группам за определенный период (месяц, квартал, год), организованное в соответствии с планом развития хозяйства, его специализацией и естественно-биологическими особенностями воспроизводства животных.

Оборот стада является основным плановым документом для определения на планируемый год поголовья животных и птицы, валового производства продукции животноводства, потребности в животноводческих помещениях, комах, медикаментах, численность работников.

Правильность составления оборота стада проверяется балансовым методом по двум показателям: численности поголовья и его живой массе. Проверка производится следующим образом:

по поголовью – поголовье на начало года плюс поголовье во всей приходной части минус поголовье расходной части равно поголовью на конец года;

по живой массе – живая масса на начало года плюс живая масса поступивших животных минус живая масса выбывших животных плюс валовой прирост равно живой массе на конец года;

по валовому приросту – живая масса животных на конец года плюс живая масса выбывших животных минус живая масса поступивших и живая масса животных на начало года равно валовому приросту.

Структура стада – это процентное соотношение половых групп скота данного вида животных на определенную дату. Структура стада характеризует производственное направление развития отрасли. Например, молочному направлению скотоводства соответствует удельный вес коров в стаде более 50%, молочно-мясному – 45-50%, мясо-молочному – 40-45% и т.д.

При этом необходимо иметь в виду, что как абсолютная численность поголовья животных, так и соотношение различных половозрастных групп животных в стаде подвержены значительным изменениям на протяжении года. Это связано с сезонностью расплода, сроками реализации продукции.

Ясно одно, что оборот и структура стада должны обеспечить фермеру выполнение договорных обязательств по реализации продукции, иметь ее на внутрихозяйственные потребности и создать необходимые предпосылки для получения необходимого количества продукции в будущем году.

Организация производства продукции животноводства требует четкой постановки работы по воспроизводству стада, так как наличие (численность) поголовья животных на ферме является одним из главных факторов, влияющих на валовое производство продукции животноводства.

Организуя работу по воспроизводству стада животных, необходимо помнить некоторые общие справочные сведения, характеризующие естественные условия воспроизводства стада (таблица 5).

Таблица 5

Показатели естественных условий воспроизводства стада

показатели

КРС

Продолжительность жизни, лет 20-25
Продолжительность хозяйственного использования, лет 6-8
Возраст первой случки (осеменения) маток, мес. 16-20
Продолжительность стельности, дней 275-285
Продолжительность половых циклов, дней 21-28
Плодовитость, гол. 1

Соблюдение и учет этих естественных условий воспроизводства стада имеют большое значение для его правильной организации и планирования. При этом необходим также и учет требований, влияющих на объём производства продукции и ее себестоимость: своевременно случать (осеменять) маточное поголовье; не допускать его яловости, полностью сохранить приплод, своевременно выбраковывать маточное поголовье, правильно организовывать интенсивный откорм животных.

Важным условием воспроизводства стада для каждого вида животных и большим резервом повышения рентабельности животноводства является своевременная случка ремонтного молодняка и перевод его в основное стадо. Слишком ранняя случка отрицательно сказывается на развитии животного и его последующей продуктивности, а поздняя задерживает процесс воспроизводства стада и удорожает выращивание маточного поголовья.

Каждое сельскохозяйственное предприятие, включая и фермерское, располагает тремя видами основных ресурсов: капиталом, используемым для приобретения всех прочих ресурсов, землей и трудом. Имея названные ресурсы, каждый фермер ставит перед собой определенные цели. Четкая формулировка целей необходима при выборе направления развития производства. На выбор цели влияет множество факторов, однако на практике большинство фермеров выделяют главное: долгосрочную максимизацию прибыли.

Текущие и ожидаемые нужды  производства, стратегия развития, возраст и статус наследников, отношение к риску и неопределенности, личные предпочтения, знания, рассудительность и способности, традиции и статус собственности (владелец или арендатор), налогообложение – все эти и многие другие факторы могут соответствовать поставленной цели.

Задачей же фермера является достижение поставленной цели через управление производством.

Первая задача фермера – найти средства на жизнь после определения затрат, включающих материальные расходы, выплату налогов, кредитов и процентов на заемный капитал, вычитаемых из дохода (прибыли).

Вторая задача сводится  к избежанию неплатежеспособности, постоянной заботе о том, чтобы наличных средств хватило на финансирование текущих работ до тех пор, пока не возрастут и доходы от расширения производства.

Составление текущих и перспективных планов, а также проведение анализа хозяйственной деятельности фермерского производства завершаются определением ряда основных экономических показателей, характеризующих как количественные стороны, так и экономическую эффективность производства.

Валовая продукция – характеризует объем производства конкретно взятого вида продукции. На ее количественную величину оказывают влияние, как правило, два взаимосвязанных фактора: в растениеводческих отраслях – урожайность с 1 га и площадь посева, в животноводстве – продуктивность и среднегодовое поголовье животных. Выражается в натуральных единицах – центнерах, тоннах.

Стоимость валовой продукции –общий объем продукции, произведенной за определенный период времени, выраженной в денежной форме. Стоимость валовой продукции оценивается по неизменным, действующим в определенный период времени, сопоставим ценам или в текущих ценах.

Товарная продукция – часть валовой продукции, которая реализуется на сторону (государству, потребкооперации, на колхозном рынке и т.д.)

Денежная выручка –стоимость реализованной (товарной) продукции, выраженной в денежной форме. На величину денежной выручки от реализации продукции оказывают влияние три фактора: объем (количество) реализованной продукции, ее качество и реализационная цена. Чем выше качество продукции, тем выше цена реализации центнера продукции. Кроме  того, цена реализации зависит от спроса и предложения на рынке.

Себестоимость продукции – совокупность материальных и трудовых затрат, выраженных в денежной форме, на производство единицы продукции данного вида. При этом различают себестоимость продукции – и производственную и полную (коммерческую). Производственная себестоимость включает затраты, связанные с производством продукции. В полную себестоимость, кроме того, включают расходы, связанные с реализацией продукции.

Величина себестоимости центнера продукции зависит от многих факторов: специализации, размера и интенсификации производства, эффективности использования материально-денежных ресурсов, природных условий и т.д.

Данные о себестоимости продукции используют для определения рентабельности ведения отраслей в хозяйстве, экономически обоснованного планирования производственных затрат.

Снижение себестоимости производства центнера продукции – главный путь повышения эффективности производства, увеличения массы и нормы прибыли, повышения рентабельности.

Чем ниже себестоимость центнера конкретного вида продукции, при прочих равных условиях, тем выше прибыль от реализации продукции.

Себестоимость центнера продукции определяется делением общей суммы затрат на производство, за минусом стоимости побочной продукции, на валовое производство продукции. Себестоимость сопряженной продукции (получение двух видов продукции в одной и той же отрасли, например, молока и приплода в молочном скотоводстве; приплода, шерсти и прироста живой массы в овцеводстве и т.д.) определяется после распределения общей суммы затрат по соответствующим коэффициентам.

Прибыль – отражает результаты по реализации продукции. Прибыль определяется как разница между денежной выручкой за проданную продукцию и ее себестоимостью. В случае превышения суммы полной (коммерческой) себестоимости над величиной денежной выручки итогом хозяйственно-финансовой деятельности будет убыток, что крайне нежелательно для любого вида деятельности, для любого фермера. Убыточность производства приводит к неплатежеспособности, а значит к несостоятельности и банкротству.

На массу прибыли оказывают влияние три основных фактора: количество реализованной продукции, средняя реализационная цена и себестоимость центнера продукции. Чем ниже себестоимость и выше реализационная цена центнера продукции, тем выше прибыль.

Показатель суммы прибыли используется для определения уровня и нормы рентабельности производства продукции.

Уровень рентабельности – отношение прибыли к себестоимости продукции. Этот показатель используется для определения уровня рентабельности конкретного вида производимой продукции.

Норма прибыли – отношение прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Норма прибыли характеризует эффективность использования всех средств производства и труда. Этот показатель используется для определения уровня рентабельности производства в целом по хозяйству.

Ознакомившись с основными экономическими показателями методикой их исчисления, определим экономическую эффективность производства фермерского хозяйства, исходя из ранее установленных размеров ферм.

Таблица 6

Экономическая эффективность производства на ферме крупного рогатого скота (КРС)

Показатели

Варианты

3-й вариант в % к 1-му
1-й 2-й 3-й
Поголовье КРС

 

 

 

 

Всего, гол. 30 46 78 В 2,6 раза
В т.ч.: коров, гол. 10 15 25 В 2,5 раза
Удой молока от 1 коровы в год, кг 5000 5000 5000 100,0
Среднесуточный прирост молодняка, г 700 700 700 100,0
Валовое производство продукции, ц

 

молоко 450,0 700,0 1200,0 В 2,6 раза

прирост живой массы

42,6

63,0

106,5

В 2,5 раза
Реализации продукции, ц

 

 

 

 

молоко 340,0 525,0 900,0 В 2,6 раза
Живая масса скота на мясо 40,3 61,0 106,4 В 2,6 раза
Выручка от реализации продукции

 

 

 

 

Всего, тыс. руб 646,0 976,4 1720,8 В 2,65 раза
В т.ч.: молоко 850,0 1312,0 2250,0 В 2,6 раза
Живая масса скота на мясо 306,0 410,4 568,8 В 2,6 раза
Полная себестоимость всей товарной продукции, тыс. руб. 594,12 754,4 1012,0 В 2,4 раза
В т.ч.: молока 400,4 611,75 810,0 В 2,4 раза
Живая масса скота на мясо 80,72 230,65 390,0 В 2,4 раза
Себестоимость 1 ц прироста живой массы, руб. 2021,0 2287,0 2643,0 90,7
Себестоимость 1 ц. молока, руб. 800,0 850,0 900,0 90,9
Прибыль от реализации продукции

 

 

 

 

Всего, тыс. руб. 213,6 398,0 592,8 В 3,1 раза
В т.ч.: молока 301,6 382,25 602,0 В 3,1 раза
Живая масса скота на мясо 54,28 72,75 197,8 В 3,1 раза
Уровень рентабельности отрасли, % 67,6 75,9 80,9

 

В т.ч.: молока 60,5 68,7 72,6

 

Живая масса скота на мясо 62,0 67,3 78,5

 

При этом обращает на себя внимание тот факт, что при высоком уровне рентабельности молока и живой массы КРС  на мясо, соответственно 51,5 и 52,0% в 1-м варианте, и 66,6 и 67,5% в 3-м варианте, удельный вес прибыли от реализации живой массы скота на мясо в общей массе прибыли не превышает 23,9%. Это объясняется прежде всего низким уровнем объёма реализации живой массы животных на мясо равным 40,3 ц в 1-м варианте и 106,4 ц. в 3-м.

Себестоимость центнера производимой продукции по мере увеличения объемов производства как молока, так и прироста живой массы скота на мясо понижается более чем на 9%.

Общая масса прибыли в 3-м варианте по сравнению с 1-м растет в 3,1 раза и составляет 472,8 тыс. руб.

Подводя итоги экономической эффективности производства, исходя из вариантных расчетов, можно сделать вывод, что наибольшее внимание фермера-предпринимателя в первую очередь привлекут отрасли свиноводства и скотоводства.

Разумеется, выбор сосредоточения на любом варианте развития отраслей животноводства предоставляется самому фермеру.