Экономический потенциал Арктического региона
До недавнего времени мировое сообщество не придавало большого значения вопросам развития Арктического региона, однако сегодня Арктика все больше вовлекается в процесс глобализации мировой экономики. Здесь развивается торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество между приарктическими государствами, в связи с чем данный регион подвергается новым вызовам и угрозам.
Сегодня приарктические государства в полной мере осознали, что богатства, которые таит в себе Северный Ледовитый океан, являются энергетической базой для их будущего экономического развития. Постепенное истощение разработанных месторождений энергоресурсов, а также влияние глобального потепления на экосистему Арктики усиливают мировую конкуренцию стран за арктический лед и все, что под ним скрыто.
На сегодняшний день нельзя с абсолютной точностью дать ответ на вопрос, сколько богатств содержит арктический шельф. Однако время, когда об Арктике имелось крайне ограниченное количество информации из-за труднодоступности её территорий, прошло.
В целом, мировое сообщество считает, что дно Северного Ледовитого океана содержит около 25% мировых запасов углеводородов, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца.
Наиболее полной оценкой ресурсов дна Арктического региона является исследование, проведенное Геологической службой США в конце 2008 г. (Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle).
Согласно данному исследованию, подо льдами Арктики содержится около 22% мировых неразведанных ресурсов. Из них:
90 млрд. баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов);
1699 трлн. кубических футов, что эквивалентно 48,13 трлн. кубических метров, природного газа (30% мировых неразведанных запасов);
44 млрд. баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов).
При этом 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% - на сухопутной территории арктических государств в пределах Северного полярного круга.
По данным Геологической службы США, на сегодняшний день известно о более 400 различных месторождениях нефти и газа в Арктическом регионе, однако наиболее крупными из них, где вероятность обнаружения ресурса превышает 10%, являются 25.
Более 70% неразведанных нефтяных ресурсов находятся в 5 арктических провинциях:
на Аляске и близлежащим к ней шельфовым территориям,
американско-азиатском бассейне,
на восточном шельфе Гренландии,
восточном шельфе Баренцева моря,
шельфе, расположенным между восточным побережьем Канады и западным побережьем Гренландии.
Более 70% неразведанных газовых ресурсов находятся в 3 арктических провинциях:
Западно-сибирском бассейне,
восточном шельфе Баренцева моря
на Аляске и близлежащим к ней шельфовым территориям.
Рассмотрим экономический потенциал арктических территорий и акваторий каждого из приарктических государств.
В США наибольшие запасы углеводородов находятся на северном склоне Аляски, а именно на шельфе залива Прудо–Бэй (Prudhoe Bay). Данное нефтегазовое месторождение было открыто в 1968г., его запасы оцениваются в 3,1 млрд. тонн нефти (22723 млн. баррелей) и 730 млрд. кубических метров газа.
Также другими крупными месторождениями нефти в США являются:
Endicott (582 млн. баррелей)
Point Macintyre (400 млн. баррелей)
Northstar (176 млн. баррелей)
Oooguruk (90 млн. баррелей)
Углеводородный потенциал арктической Канады в основном сосредоточен вблизи остова Ньюфаундленд, где расположено 6 основных нефтегазовых провинций:
Drake Point (17,5 трлн. кубических футов или 495 млрд. куб метров газа)
Melville Island (ежегодная добыча нефти оценивается в 100 тыс. баррелей нефти)
Terra Nova (экономический потенциал - 300-400 млн. баррелей нефти)
White Rose (250 млн. баррелей нефти)
Hebarnia – нефтяное месторождение, открытое в 1979г. Запасы нефти составляют 613 млн. баррелей.
Также Канада проводит исследования для определения углеводородного потенциала шельфа моря Бофорта.
Общие запасы нефти арктической Норвегии оцениваются в 10,2 млрд. баррелей. Норвежская сторона, совместно с российскими учеными, участвует в оценке газовых ресурсов Баренцева моря, т.к. претендует на описанные выше шельфовые участки Баренцева моря.
Потенциал российской Арктики несравним с углеводородными запасами арктических территорий других Приарктических государств.
Сегодня около 20% ВВП России и 22% общероссийского экспорта производится в Арктическом регионе. Север, составляющий около 2/3 территории России, обеспечивает около 60% валютных поступлений в страну. Россия добывает в районах Крайнего Севера до 95% газа и 75% нефти. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата.
Мировое сообщество сходится во мнении что, если России удастся доказать все свои претензии и заявки на арктический шельф, то в её распоряжении окажется порядка 2/3 всех углеводородных запасов Северного Ледовитого океана. Таким образом, сопоставив данный показатель с прогнозируемым экономическим потенциалом Арктики, можно прийти к выводу, что сегодня Россия претендует на 8,7% мировых запасов нефти, 20% мировых запасов газа и 13,3% мировых запасов газоконденсата.
Россия претендует на водную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн. км кв. По прогнозным данным, там сосредоточено вдвое больше запасов углеводородов, чем на сухопутной территории страны. Несмотря на то, что арктический шельф мало изучен и российское руководство только в 2007г. начало предпринимать попытки изучить и оценить дно Северного Ледовитого океана, уже сейчас ясно, что из всех арктических морей Баренцево и Карское моря составляют примерно 70% всех запасов нефти и газа Арктики. Если учитывать потенциал еще и Охотского моря, то общая цифра приблизится к 90%.
На шельфе Баренцева моря выявлены уникальные месторождения углеводородов, в том числе 5 – нефтяных, 1 – нефтегазоконденсатное, 3 – газовых, 3 – газоконденсатных. Такие месторождения Баренцева моря, как Штокмановское, Ледовое, Лудловское и Мурманское признаны главнейшими в Северном Ледовитом океане. Здесь сосредоточено порядка 70% разведанных запасов российского шельфа. Наиболее крупное газовое морское месторождение мира – Штокмановское – содержит запасы газа более 3,7 трлн. куб. м газа и 31 млн. т. газоконденсата. Потенциал крупнейшего нефтяного месторождения «Приразломное», которое относится к Печерскому и Баренцеву морям, оценивается в 46 млн. т. нефти.
На шельфе Карского моря ведется оценка трех крупных газовых месторождений, два из которых (Ленинградское и Русановское) признаны уникальными. Выявлены также два нефтяных месторождения – Салекаптское и Юрхаровское. На сегодняшний день не существует точной оценки экономического потенциала данных месторождений, однако следует заметить, что порядок извлекаемых запасов оценивается в десятки млн. т.
Углеводородный потенциал шельфа восточной Арктики практически не изучен. На шельфе моря Лаптевых выделены Лаптевоморская и Анабаро – Хатангская нефтегазоносные области. По последним оценкам прогнозные ресурсы данной области определяются около 8700 млн. т., из них более 70% приходится на нефть.
В Восточно-Сибирском и Чукотском морях выявлено пять нефтегазоносных бассейнов, из них наибольший интерес представляют Новосибирский, Северо-Чукотский и Южно-Чукотский. Прогнозные извлекаемые ресурсы данного региона составляют более 1 млрд. т.у.т. с преобладанием нефти.
В пределах шельфа Берингова моря выделяют три нефтегазоносных бассейна: Анадырский, Хатырский и Наваринский. Потенциальные извлекаемые ресурсы шельфа Берингова моря оцениваются на уровне 1 млрд. т.у.т., однако такая оценка является не точной.
В связи с тем, что на сегодняшний день Россия – это государство с выраженной сырьевой экспортной ориентацией, использование углеводородного потенциала Арктики становится залогом энергобезопасности страны на ближайшее будущее.
Также, оценивая экономический потенциал Арктического региона, необходимо упомянуть о борьбе стран за биологические ресурсы, добываемые в морях Северного Ледовитого Океана. Сегодня здесь производится около 15% общих объемов рыбной продукции России, а для Норвегии и Канады арктические моря – главный источник рыболовного промысла. Глобальное потепление и постоянное повышение цен на продовольствие в связи с ростом населения на Земле делают воды Арктики все более привлекательными для рыбной промышленности. В связи с этим между приарктическими странами начинается гонка не только за углеводородный потенциал арктического шельфа, но и за право освоения биологических ресурсов Арктики.
Итак, описанные выше факторы привлекательности Арктического региона условно можно поделить на 2 основные группы:
1) наличие огромного углеводородного потенциала
2) биологических ресурсов для рыбного промысла.
Однако немаловажным фактором, побуждающим страны вовлекаться в борьбу за Арктику, является транспортный путь, соединяющий Американский, Европейский и Азиатский континенты. В целом, международное название данного транспортного коридора – Северный морской путь. Иногда его делят на 3 пути:
Северный морской коридор – от российского полярного сектора на запад;
Непосредственно Северный морской путь – самый короткий путь из Европы в Америку;
Северо-Западный морской проход – из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады.
Северный морской путь – единая национальная транспортная коммуникация России в Арктике и кратчайший путь из Европы в Азию. Альтернативой Северному морскому пути являются транспортные артерии, проходящие через Панамский и Суэцкий каналы. Так, путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 миль, по Северному морскому пути – вдвое меньше (5767 миль). Также считается, что перевозка грузов из Северо-Восточной Азии в Европу с использованием Северного морского пути на 40% дешевле и вдвое быстрее, чем через Суэцкий и Панамский каналы.
По прогнозам специалистов, уже к 2040г. из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, а к 2050г. Северный морской путь будет открыт 100 дней в году вместо 20 дней сегодня.
Более того, Северный морской путь – это стратегически важная артерия для России, т.к. именно он обеспечивает доставку российского сырья, идущего на экспорт из арктических регионов страны в Европу.
Северо-западный проход принадлежит Канаде. По мнению некоторых специалистов, первоочередной задачей для США в Арктике является даже не углеводородный потенциал арктического шельфа, а контроль над Северо-Западным проходом. Это путь из Атлантического океана в Тихий через моря Бофорта и Баффина, открывающийся в связи с глобальным потоплением вдоль побережья Аляски, Канады и Гренландии.
Более того, в связи с новой гонкой вооружений в мире, США рассматривают маршрут через Северный полюс как идеальный путь для своих подводных лодок для приближения к берегам России.
Северный морской коридор – это достаточно новый проект. Его основная цель – объединение в единую транспортную систему водных территорий, простирающихся от Великобритании и Гренландии до Норвегии и России. По мнению аналитиков, новый транспортный путь будет востребован рыбной, горнодобывающей и лесной отраслями.
Итак, мы дали оценку экономическому потенциалу Арктики, выделив при этом наличие 3 основных факторов привлекательности Арктического региона:
огромных запасов углеводородного и других видов сырья;
биологических ресурсов и
кратчайших транспортных путей между Америкой, Европой и Азией.
Подводя итог, можно сделать вывод, что арктический шельф, как гигантский нефтегазовый бассейн, является, по оценкам специалистов, безальтернативным источником энергоресурсов в среднесрочном будущем. Также арктический регион облает существенным транспортным и биологическим потенциалом. Таким образом, освоение Арктики и проведение грамотной экономической политики в данном регионе становится национальным долгом и потенциальной возможностью каждого из приарктических государств к дальнейшему экономическому росту и развитию.