Экспорт казахстанского продовольственного зерна

Глава государства поставил перед аграриями большую задачу – войти в пятерку крупнейших экспортеров зерна и довести объем внешних продаж до 10 миллионов в год. Для реализации этого поручения необходимо повысить конкурентоспособность цен казахстанского зерна на мировом рынке. Неконкурентоспособность цены казахстанского зерна на мировых рынках по причине географической удаленности от морских портов усугубляется высокими транспортными затратами при перевозке по территории Республики Казахстан, а также по территории транзитных стран.[26] Основные проблемы экспорта продовольственного зерна Казахстана представлены на рисунке 1.

Проблемы экспорта зерна в Казахстане

Рисунок 1 - Проблемы экспорта зерна

Из-за географического положения Казахстана, удаленности от морских портов затраты при экспорте казахстанского зерна составляют порядка 50% от его стоимости. Причиной являются высокие железнодорожные тарифы. С 1999 по 2003 гг. экспорт казахстанского зерна составлял в среднем около 4.5 миллионов тонн ежегодно. Начиная с 2006 года, когда АО "НК " Қазақстан темір жолы" объявило об изменении тарифной политики, повлекшей увеличение тарифов на услуги железнодорожных перевозок, что стало одной из причин снижения объемов экспорта казахстанской пшеницы. Торговля зерном в открытых морских портах позволяет существенно увеличить объемы экспорта зерна и расширить географию сбыта казахстанской пшеницы. Но в настоящее время основная часть казахстанского зерна реализуется в сопредельных государствах, что не способствует увеличению объемов экспорта и освоению новых рынков. Этот вопрос неоднократно ставился перед министерствами и ведомствами Казахстана и России, однако до настоящего времени никакого приемлемого решения не принято.

Ежегодно в октябре спрос на зерно в странах-импортерах резко возрастает. Но мы не можем его удовлетворить, поскольку железная дорога не обеспечивает экспортные компании достаточным количеством вагонов. Обеспечение казахстанских экспортеров зерна необходимым количеством зерновозов является актуальным вопросом на сегодняшний день. Неконкурентоспособные цены на казахстанскую пшеницу усугубляются ненадежностью поставок из Казахстана. То есть при поставках пшеницы из Казахстана времянахождение зерна в пути до потребителя 2-3 раза дольше, чем из России и Украины. За это время на мировом рынке могут произойти значительные изменения цен как в ту, так и в другую сторону, что связано с большим риском для покупателя. Практика показала, что при массовых отгрузках на экспорт, казахстанские экспортеры могут сорвать сроки, указанные в контрактах (нехватка вагонов, занятость элеватора другими отгрузками и т.п.). Все эти факторы негативно влияют на имидж Казахстана как экспортера зерна. По имеющейся информации, на сегодняшний день казахстанский парк вагонов-зерновозов насчитывает 5 266 единиц. Из них только около 4 тысяч технически исправны и готовы к перевозке зерна за пределы республики.[26]

С учетом экспортных излишков в нынешнем году нам необходимо экспортировать до 1 млн. тонн зерна. Но существующий парк вагонов-зерновозов позволяет перевозить порядка 300 тысяч тонн в месяц. В результате лишь часть казахстанских экспортеров выполняет свои контракты полностью и своевременно. А несвоевременные поставки – это штрафы, высокие издержки, поскольку в портах арендованы терминалы, ждут погрузки суда. Кроме того, покупатели разочаровываются в казахстанских партнерах. Работники железной дороги, в свою очередь, критикуют экспортеров, которые не могут спланировать поставки хотя бы за полтора-три месяца. Число заявок на подачу вагонов к элеваторам часто превышает оптимальное количество, возникают сложности со своевременным оформлением документов, отчего простои при загрузке вместо допустимых 1 часа 40 минут составляют 23-25 часов. Вагоны долго ждут своей очереди на разгрузку в портах. Случается и захват порожних зерновозов другими железнодорожными администрациями под собственную погрузку. Кроме того, проблемой оборота вагонов вынуждены заниматься сами перевозчики.[27]

Национальный перевозчик предлагает поделить затраты с крупными трейдерами зерна. Варианты взаимодействия могут быть разными – от покупки зерновозов до создания совместных предприятий. Но это очень большие затраты. Трейдеры перенесут расходы на стоимость зерна, и без того высокую. А экспортеры-производители вынуждены будут выбирать между обновлением машинно-тракторного парка и покупкой зерновозов.

Следует обратить внимание на сроки и процедуры рассмотрения сертификатов и иных разрешительных документов. К примеру, подача заявки на оформление фитосанитарного сертификата осуществляется за 15 дней до начала отгрузки, плюс ожидание заказанных вагонов (6-7 дней) и, в пути в зависимости от расстояния. Также на темпы отгрузки влияет удаленность от станций отгрузки товарных касс, таможенных постов и организация выдачи ветеринарных сертификатов. Из-за длительности оформления разрешительных документов срываются сроки поставок. Однако все это регламентировано действующим законодательством.

Казахстан, Россия и Украина в основном ориентируются на экспортные цены пятерки мировых экспортеров зерна – США, Канаду, ЕС, Австралию и Аргентину, которые определяются на биржах. Как известно, цены на зерно образуются в зависимости от спроса и предложения. Каждый год складывается разная ситуация. Те или иные факторы приводят к росту или снижению мировых цен на зерно, которые возможно прогнозировать на ближайшее время.

Из-за роста тарифов на транспортировку грузов по железной дороге казахстанским производителям будет непросто увеличить объемы поставок без государственной субсидии экспорта. Даже в благоприятные годы цена казахстанской пшеницы является неконкурентоспособной в течении восьми месяцев с начала нового маркетингового года (июль-февраль), поскольку в это время российские и украинские зернотрейдеры экспортируют свою зерновую продукцию. По этой причине основной объем экспорта казахстанского зерна осуществляется с февраля по май. Как увеличить экспорт зерна при не слишком большом выборе направлений: Каспий, Черное море, Балтика?

Первый путь связан с активизацией торговли через существующий зерновой терминал порта Актау. Его мощности позволяют ежегодно переваливать до 500 тысяч тонн зерна. Дальнейший путь зерна имеет два направления – в порты Ирана и в порт Баку для поставок в Азербайджан, Грузию, Турцию.

Второй путь – использование зернового терминала Вентспилс. Он является совместным частным казахстанско-латвийским предприятием. Это прямой выход для 1,5 миллиона тонн в год казахстанского зерна на европейские рынки.

Третий путь – использование черноморских портов России и Украины. Однако эти страны сами являются крупными экспортерами зерна, то есть нашими конкурентами.

Четвертый путь связан с "южным коридором". Пшеницу и ячмень можно доставить в Персидский залив, используя транзит по железной дороге через Узбекистан, Туркменистан и Иран, с использованием портов Ирана. Перспективные потребители – Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак и страны северо-востока Африки.[27]

Зерновой сектор республики является стратегически важным сегментом экономики Казахстана. И поэтому своевременное решение имеющихся вопросов позволит наряду с увеличением экспорта обеспечить продовольственную безопасность страны, стабилизацию и устойчивое развитие агропромышленного комплекса. В соответствии с Посланием Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира" акционерным обществом "НК "Продовольственная контрактная корпорация" предпринимаются все необходимые меры по закреплению позиций республики на мировых зерновых рынках для вхождения в состав стран, являющихся крупнейшими мировыми экспортерами продовольственного зерна. Данные меры позволят не только значительно увеличить поступление финансовых средств в доходную часть республиканского бюджета, но и в значительной степени, способствовать развитию агропромышленного комплекса Казахстана.

В современных условиях недостаточно провести закуп зерна, отвечающего мировым стандартам, и полагаться на спрос. Необходимо изучать и осваивать все новые рынки, использовать весь арсенал маркетинговых приемов, которые применяют международные трейдеры. Только постоянное движение вперед позволит нам удержаться в мировых лидерах по экспорту зерна. Качество казахстанского зерна и правильно выстроенная стратегия экспорта позволяют надеяться, что Казахстан сможет основательно закрепиться на международном рынке и со временем занять достойное место среди крупнейших производителей и экспортеров зерна в мире.