Энергетическая стратегия России

Цели и приоритеты энергетической стратегии России

Целями энергетической стратегии являются формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК, обеспечение надежности энергоснабжения, снижение техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду. Главной задачей Энергетической стратегии России является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации[4].

При разработке Энергетической стратегии были рассмотрены и оценены следующие факторы социально-экономического развития:

· внешние (темпы роста мировой экономики, динамика мировых цен на нефть, мировой спрос и объемы экспорта российских углеводородов, процессы интеграции и вступления России в ВТО, масштабы выплат по внешнему долгу);

· внутренние (интенсивность реформирования экономики, темпы либерализации и повышения цен естественных монополий, динамика инфляции, темпы реального укрепления рубля, динамика ВВП, масштабы вывоза капитала, государственные расходы).

В основу Энергетической стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

Все сценарии развития предусматривают выполнение следующих условий:

· будет иметь место влияние долговременных циклических закономерностей развития мировой экономики и мировых энергетических рынков;

· динамика выплат по внешнему долгу не предполагает его реструктуризации;

· будут продолжены экономические реформы с вариацией интенсивности их проведения;

· снижение инфляции будет иметь целевой характер, а меры по ее ограничению будут способствовать повышению уровня жизни населения;

· трансформация структуры ВВП будет осуществляться в направлении повышения доли услуг, а структуры промышленного производства – в направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей и неэнергоемких производств.

Сценарные условия учитывают направления дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного процесса. Основные направления налоговой реформы в среднесрочный период будут включать:

· реформирование отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов и сборов;

· отмену налога с продаж;

· пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов;

· введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции, а также особых экономических зон;

· совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего, налога на добавленную стоимость и единого социального налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе, в части налогового учета) при кардинальном улучшении его результативности;

· снижение (с 2005 г.) эффективных налоговых ставок системообразующих налогов;

· отмену с 1 января 2004 г. акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки НДПИ и таможенных пошлин на природный газ.

При формировании сценариев учитывалось, что отрасли ТЭК оказывают положительное влияние на экономический рост в стране в целом не только путем непосредственного вклада в агрегированные показатели роста. Не менее важным является обеспечение устойчивости энергоснабжения, рациональных и предсказуемых уровней цен, воздействие ценовых факторов на характер технологических процессов в экономике. От процессов энергосбережения, тарифной политики в отраслях естественных монополий будет зависеть технологическая структура инвестиций в российской экономике и их отраслевое распределение. Тем самым развитие ТЭК будет влиять не только на количественные показатели экономического роста, но и на качественные его характеристики.

В основу Энергетической стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

Наряду с этими вариантами Энергетическая стратегия учитывает также возможность развития экономики России по благоприятному (промежуточному между двумя базовыми) и критическому вариантам.

Критический вариант - самый тяжелый для России - характеризуется неблагоприятным сочетанием внешних и внутренних условий и, прежде всего, низкими мировыми ценами на нефть, снижением спроса на российские сырьевые товары и другими осложнениями.

Приоритетными задачами Энергетической стратегии являются:

- надежное и полное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным ценам, стимулирующим энергосбережение и в перспективе обеспечивающим полное самофинансирование всех отраслей ТЭК;

- обеспечение энергетической безопасности государства, как важнейшей составляющей его экономической безопасности, снижение влияния внешних факторов риска, недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;

- поддержание экспортного потенциала государства за счет повышения конкурентоспособности продукции ТЭК на внешних рынках и увеличения объемов поставок продукции перерабатывающих отраслей;

- расширение номенклатуры и диверсификация географической структуры экспорта продукции ТЭК;

- повышение эффективности производства и использования энергоресурсов, минимизация издержек и снижение совокупных затрат на продукцию ТЭК за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования, оптимизации структуры топливно-энергетического баланса, возможно полного использования минерально-сырьевой базы, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;

- создание необходимых стимулов и условий для перехода экономики на энергосберегающий путь развития;

- поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение на этой основе устойчивого развития отраслей ТЭК;

- обеспечение экологической безопасности и минимизация техногенного воздействия на окружающую среду за счет внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки и реализации продукции;

- развитие рыночных отношений и институциональной структуры, поэтапное дерегулирование и либерализация потенциально конкурентных секторов ТЭК при усилении мер антимонопольного регулирования;

- формирование всеобъемлющей и стабильной правовой базы функционирования энергетического сектора экономики;

- совершенствование качества управления ТЭК для повышения эффективности его функционирования.

Главным средством достижения целей и решения задач Энергетической стратегии является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться на основе применения следующих инструментов:

- взаимоувязанной ценовой, налоговой, инвестиционной политики государства, политики в области регулирования внешнеторговой деятельности, защиты и развития внутреннего рынка;

- проведения эффективной антимонопольной политики и институциональных преобразований в ТЭК в направлении развития рыночных отношений и конкуренции;

- стимулирования инновационной, инвестиционной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.

Реализация этих инструментов государственного воздействия будет основана на совершенствовании законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора.

Топливно-энергетический баланс

Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) является частью Энергетической стратегии, основой для разработки соответствующих инструментов и механизмов экономического регулирования в ТЭК. Прогноз потребности страны в топливе и энергии разработан в соответствии со сценарными условиями экономического развития, которые определяют общую динамику энергопотребления.

На основании прогнозируемых макроэкономических параметров социально-экономического развития страны вариантно определены экономически целесообразные объемы и структура энергопотребления, уровни экспорта, необходимые для обеспечения прогнозируемого экономического роста на период до 2020 года.

Однако необходимо отметить, что приведенные в тексте и в приложении 1 показатели прогнозных балансов ТЭР носят ориентированный характер и подлежат корректировке в соответствии с изменениями макроэкономических условий и проводимой экономической политики (ценовой, налоговой, таможенной, инвестиционной и др.).

Относительный анализ экономических параметров альтернативных энергоносителей показывает, что с учетом состояния и перспектив сырьевой базы, затраты на добычу, транспорт и потребление энергоносителей будет трансформироваться в направлении экономической предпочтительности угля по сравнению с газом и другими энергоносителями. В электроэнергетике в районах, не имеющих достаточных собственных природных энергоресурсов и прежде всего в европейской зоне, аналогичным экономическим приоритетом обладают атомные электростанции. Эти ключевые экономические предпосылки в сочетании с соображениями обеспечения энергетической безопасности как России в целом, так и ее регионов, являются основой оптимизации структуры топливно-энергетического баланса страны.

В соответствии с принятыми вариантами социально-экономического развития и изложенными предпосылками были выполнены расчеты по оптимизации топливно-энергетического баланса страны на период до 2020 года по опорным годам пятилеток. Разработанные на период до 2020 года балансы топливно-энергетических ресурсов предусматривают:

·  рост производства электроэнергии, являющийся необходимым условием повышения эффективности производства и комфортности жизни населения;

·  существенное повышение эффективности потребления топлива и энергии в экономике страны и в жилищно-коммунальном секторе;

·  совершенствование структуры производства электроэнергии, в том числе за счет опережающего развития атомных электростанций;

·  продолжение структурной перестройки отраслей ТЭК;

·  приоритетное развитие добычи и потребления угля;

·  увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов при одновременном повышении глубины и эффективности переработки нефти;

·  приоритетное использование экономически эффективных возобновляемых энергоресурсов.

Балансами топливно-энергетических ресурсов предусматривается рационализация структуры потребления топлива и энергии в направлении его экономической оптимизации и большей диверсификации энергоресурсов. Так, за предстоящее двадцатилетие при общем росте энергопотребления на 25,4-38,4%, потребление природного газа возрастет на 18,4-23,7%, нефтепродуктов – на 35,8-50,1%, тогда как угля – на 35,7-70,3%, а электроэнергии, выработанной на АЭС – в 2,2-2,5 раза. В результате доля газа в структуре потребления первичных энергоресурсов снизится с 50,3% в 2002 году до 46,9-44,8% в 2020 году, в том числе в производстве электроэнергии - с 65,5% до 57,3-50,4%.

Суммарное производство электроэнергии при прогнозируемых темпах развития экономики возрастет по сравнению с уровнем 2000 года в 1,1-1,2 раза к 2010 году (до 995-1065 млрд. кВт. ч) и в 1,3-1,6 раза к 2020 году (до 1175-1375 млрд. кВт. ч).

Суммарная потребность для электростанций России в органическом топливе возрастет с 280 млн. т у. т. в 2000 г. до 300-320 млн. т у. т. в 2010 году и до 330 - 370 млн. т у. т. в 2020 году.

Перспективные уровни добычи нефти в России, заложенные в балансах, будут определяться в основном следующими факторами: уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.

Уровень добычи нефти в России будут варьироваться в 2020 году от 320 до 445 млн.тонн.

Потребность в нефтяном моторном топливе, хотя и вырастет за рассматриваемый период на 49,7-74,6%, но в связи с более эффективным его использованием так и не достигнет докризисного уровня 1990 года, несмотря на широкую автомобилизацию страны, особенно населения. В качестве моторного топлива в предстоящий период будут также широко использоваться сжиженный и сжатый природный газ. В долгосрочной перспективе будет осуществляться постепенный перевод транспортных средств на водородное топливо[5].

Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ. Уровни добычи газа могут составить в 2020 году от 660 до 700 млрд. м3 соответственно.

Экономически эффективным в рассматриваемый период может быть импорт природного газа из центрально-азиатских государств (в первую очередь - Туркмении) для газоснабжения южных регионов России, который к 2020 году может составить 45 млрд. куб.м.

Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Прогнозируется предпочтительность экономических параметров добычи и транспорта этого энергоносителя в перспективе, как важной структуры в балансе котельно-печного топлива. С учетом этого возможности добычи угля адекватные прогнозируемому спросу оцениваются к 2020 г. на уровне от 365 до 450 млн. т.

Реализация прогнозируемого оптимального ТЭБ страны потребует осуществления государством мер по совершенствованию ценовой, инвестиционной политики и стимулированию энергосбережения, изложенных выше.

В заключение следует сказать о месте и роли России на мировых энергетических рынках. Место и роль России на мировых энергетических рынках являются ключевым фактором, как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения страны в мировом сообществе.

Исходя из сформулированных выше целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:

·  экспорт топливно-энергетических ресурсов;

·  разработка и освоение энергетических ресурсов на территориях других государств;

·  закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;

·  привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России;

·  организация параллельной работы с сопредельными электроэнергетическими объединениями;

·  транзит энергоресурсов;

·  международное научно-техническое и правовое сотрудничество.

По имеющимся оценкам, на уровне 2010 г. в европейской части страны будет потребляться, как и в настоящее время, 2/3 всего топлива и электроэнергии [4]. В том числе весьма благоприятными остаются перспективы экспорта энергоносителей. К традиционной ориентации на западные рынки возможно прибавление экспортных потоков нефти, природного газа и электроэнергии из Восточной Сибири и Дальнего Востока в Китай.