Этапы урбанизации России

В самом общем виде возможно выделить несколько этапов урбанизации России.

Первый этап — с момента появления первых городов и вплоть до 1861 г. (отмена крепостного права). Первые города на территории, которую занимала Россия, появились более 1000 лет назад, первоначально на Черноморском побережье Кавказа (греческие города – колонии), и города-крепости на каспийском побережье Дагестана.

Более 1000 лет насчитывают и древнерусские города летописной эпохи (Старая Ладога, Псков, Новгород). Типичные славянские города на Руси той эпохи — усадьба князей, вокруг которых возникали торговые и ремесленные слободы. В период объединения России развитие городов стабилизируется. Определенное оживление в процесс урбанизации внесла эпоха социально-экономических преобразований Петра I. Развитие мануфактур ускорило формирование городов, однако вплоть до отмены крепостного права медленное развитие промышленности сдерживало урбанизацию страны. Наиболее крупными городами этого времени были Москва, Санкт-Петербург и ряд административных губернских центров.

Второй этап— 1861—1917 гг. — ознаменовался становлением в стране развитых товарно-денежных отношений, бурным развитием промышленности и транспорта, заметно активизировавшими урбанизацию. К 1917 г. 17% населения России проживало в городах. Помимо Санкт-Петербурга и Москвы — крупнейших городов России — относительно густая (по тому времени) сеть городских поселений сформировалась в междуречье Оки и Волги и в горнозаводских районах Урала. Цепочки городских поселений возникли на Волге и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На всей остальной территории России, помимо губернских центров, крупных городских поселений не было. Основными источниками роста численности городского населения в этот период являлись преобразования сел в города и переселение жителей села в город.

Третий этап — 1917—1941 гг. — годы индустриализации страны. География урбанизации практически повторяла географию индустриализации, охватившей большую часть обжитых территорий России. В этот период делаются первые крупные шаги по освоению природных ресурсов и развитию промышленности в восточных районах, что и предопределило опережающие темпы их урбанизации. Заметно усиливается концентрация населения в крупных городах.

Четвертый этап — 1941—1945 гг. — период Великой Отечественной войны. Он ознаменовался существенным территориальным сдвигом хозяйственного потенциала и городского населения на восток. В это время особенно быстро растет численность городского населения в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Одновременно сокращается численность населения разрушенных войной западных, временно оккупированных районов.

Пятый этап — послевоенный период с 1946 г. и до наших дней — помимо заметного ускорения роста численности городского населения и увеличения его доли в общей численности жителей страны (за 1946—1995 гг. доля городского населения страны возросла с 40 до 73%) характеризуется расширением географии урбанизации за счет освоения восточных и северных территорий и целым рядом качественных изменений в самом процессе урбанизации:

· усилившейся концентрацией населения в крупных и крупнейших городах;

· быстрым развитием городских агломераций;

· формированием систем расселения;

· повышением роли крупных, и особенно крупнейших, городов во всех сферах социально-экономической жизни общества;

· распространением городского образа жизни на сельскую местность.

Рассмотрим подробнее наиболее характерные качественные изменения процесса урбанизации на последнем, послевоенном этапе его развития.

Наиболее ярко выраженной чертой всего послевоенного этапа урбанизации России является концентрация населения в крупных и крупнейших городах.

Исключительно важным преимуществом крупнейших городов является концентрация в них прогрессивных отраслей хозяйства и видов деятельности, которые во многом определяют направления и темпы развития научно-технического и социального прогресса общества. В крупнейших городах и их ближайшем окружении существуют наиболее благоприятные условия для развития науки, научного обслуживания, наукоемких производств и всех высокоинформационных видов деятельности. А как показывают научные исследования и опыт, имеющийся в передовых в экономическом отношении странах мира, именно за этими сферами деятельности — будущее.

В крупнейших городах благодаря концентрации высших, средних и всевозможных специализированных учебных заведений, библиотек, театров, музеев и многих других учреждений культуры созданы наилучшие в стране условия для всестороннего развития личности.

Преимущества крупнейших городов неоспоримы. Однако с проблемами сложности регулирования развития крупнейших городов сталкиваются все страны. Рост и развитие их являются объективной закономерностью, вызванной всем ходом эволюции мировой экономики, и будут продолжаться и в перспективе. Отсюда вытекает необходимость не в механическом ограничении их роста, а в поисках оптимальных форм и направлений дальнейшего развития.

Темпы концентрации населения России в крупных и крупнейших городах, и прежде всего в городах-миллионерах, резко возросли в послевоенный период. Если, по переписи населения 1959 г., в стране имелось всего два города-миллионера, то к середине 90-х гг. их стало 12, и каждый четвертый горожанин России сегодня проживает в городе-миллионере.

Социально-экономический кризис 90-х гг. существенно затормозил процесс роста крупнейших городов, однако большинство урбанистов сходится во мнении о том, что это временное явление, и по мере стабилизации и возрождения отечественного хозяйства крупнейшие города страны получат новый мощный стимул дальнейшего развития.

По доле городского населения (73%) Россия середины 90-х гг. XX столетия лишь немного отстает от развитых в экономическом отношении стран, заметно опережая все государства нового зарубежья и большинство развивающихся стран.

Но по степени концентрации городского населения в крупных и крупнейших городах Россия отстает не только от развитых стран, но и от многих развивающихся государств. Так, если в городах людностью более 100 тыс, человек в середине 90-х гг. в России проживало около 62% ее горожан, что близко к среднемировым показателям, то в городах-миллионерах — лишь 1/4 городского населения, тогда как в среднем для всей нашей планеты этот показатель уже превысил 50%.

По доле населения, проживающего в городских агломерациях, отставание России незначительно. Причем при сравнении различных стран по этому показателю следует учитывать, что его величина зависит не только от уровня экономического развития, но и от плотности населения. Высокая плотность населения серьезно повышает и густоту городских поселений, нередко способствуя территориальному слиянию расположенных близко друг от друга городов. Последнее обстоятельство является одной из главных причин отсутствия в России с ее исключительно низкой плотностью населения мегалополисов — обширных урбанизированных пространств, представляющих собой слившиеся друг с другом городские агломерации.

Немаловажное значение для определения уровня урбанизации имеет и распространение городского образа жизни на сельскую местность, в первую очередь зависящее от доступности для жителей села ближайших городских поселений. Потенциальная возможность для них посещать городские поселения и реальная частота поездок в них зависят от:

1) расстояния от села до городского поселения:

2) состояния и развитости транспортных коммуникаций и транспортных средств, связывающих эти населенные пункты;

3) времени, затрачиваемого на поездки в город;

4) стоимости проезда;

5) степени обеспеченности личными видами транспорта. При всех прочих равных условиях, чем реже сеть городских поселений, чем хуже транспортные коммуникации и обеспеченность населения личными видами транспорта, тем меньше степень распространения городского образа жизни на сельскую местность.

Понятно, что Россия с исключительно редкой сетью городов, плохим состоянием дорог и низкой их густотой не в силах иметь высокий уровень рассматриваемого показателя и конкурировать в этом отношении с США, странами Западной Европы или Японией. Относительно широкие масштабы распространения городского образа жизни на сельскую местность в нашей стране имеют место лишь в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в немногочисленных районах с относительно густой сетью городских поселений (междуречье Оки и Волги, юг Волго-Вятского района, север Поволжья, Средний Урал).

Почему одни города обладают емкой и динамичной в своем развитии экономической базой и, соответственно, большой численностью населения, а другие формируются медленно, и их хозяйственный потенциал не имеет благоприятных перспектив для дальнейшего развертывания? Ответ на эти вопросы следует искать в условиях и факторах развития каждого конкретного города. Квинтэссенцией условий и факторов возникновения, формирования и развития городов является их экономико-географическое положение. Однако следует учитывать, что даже самое благоприятное экономико-географическое положение само по себе не определяет величину и темпы развития города, но лишь создает благоприятные или неблагоприятные предпосылки его развития, а как они будут использованы — зависит от многих причин, т.е. благоприятное географическое положение еще надо реализовать.

Во-первых, все крупнейшие города мира и России обязаны своим возникновением и дальнейшим формированием исключительно выгодному экономико-географическому положению, как правило, на «перекрестке» важнейших транспортных коммуникаций общегосударственного, а нередко и международного значения. Все они имеют обширные территории, тяготеющие к ним в экономическом отношении.

Так, столица и крупнейший город России — Москва — в конечном итоге оказалась в центре наиболее обжитой и в экономическом отношении развитой европейской части страны. Находясь в центре пересечения железнодорожных магистралей страны и благодаря каналам, Москва имеет выход на единую речную систему европейской части России и является портом пяти морей. Помимо железных дорог и водных путей, к столице стягиваются крупнейшие в стране шоссейные магистрали и трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и коммуникации средств связи. Москва — самый крупный в России и один из крупнейших в мире центров авиационного сообщения.

Уникально и экономико-географическое положение других крупнейших городов России. Санкт-Петербург, находясь в устье Невы, на выходе единой речной системы европейской части страны в Балтийский морской бассейн, был и остается в настоящее время «морскими воротами страны» («окном в Европу»). Он также находится в узле крупнейших наземных коммуникаций, хотя и занимает приграничное положение.

Самара — крупнейший город Поволжья располагается на пересечении самой грузонапряженной в стране Транссибирской железнодорожной магистрали с Волгой — крупнейшей в транспортном отношении речной артерией России.

Исключительно наглядным примером влияния выгодного экономико-географического положения на развитие городов является история возникновения и роста крупнейшего города Сибири — Новосибирска, бывшего Новониколаевска.

В 1893 г. на берега Оби вышла изыскательская партия МПС с целью определения места строительства железнодорожного моста для Транссибирской магистрали. Партию возглавлял писатель Н. Г. Гарин-Михайловский. История выбора места строительства моста известна из его дневника. Было крайне желательно пересечение Оби железнодорожной магистралью близ крупнейшего в то время города Сибири Томска, но широкая пойма в его окрестностях препятствовала этому. Изыскателям пришлось идти от Томска вверх по Оби до первого удобного места для строительства железнодорожного моста. Такое место было найдено в 230 км вверх по течению Оби от Томска в районе выхода на дневную поверхность гранитных пород. На берегу Оби в этом месте возникает поселок строителей — Гусевка, впоследствии город Новониколаевск, переименованный уже в годы советской власти в Новосибирск. Новосибирцы справедливо считают Н. Г. Гарина-Михайловского основателем своего города (на привокзальной площади, носящей имя Гарина-Михайловского, ему установлен памятник).

В 1903 г. поселок Гусевка получает статус города. Появляется промышленность: чугунолитейное производство и предприятия пищевой промышленности. Усиленная распашка земель юга Западной Сибири в 1903—1917 гг. и заселение этих районов переселенцами из европейской части страны увеличило темпы роста Новониколаевска, и к 1917 г. численность его населения возросла до 69 тыс. человек.

В годы советской власти продолжилась реализация выгодного экономико-географического положения города, да и само это положение заметно улучшается с подключением к Транссибу в районе Новосибирска Кузбасса — главной базы индустриализации восточных районов СССР. Завершение строительства Турксиба дало городу роль посредника в экономических связях Сибири со Средней Азией. Мощным импульсом экономического развития Новосибирска послужило освоение нефтяных и газовых ресурсов Западносибирского Севера.

Всего 70 лет с момента возникновения города потребовалось Новосибирску, чтобы стать «миллионером». Недаром Луначарский назвал Новосибирск «Сиб-Чикаго». Сегодня это признанная «столица» Сибири и самый крупный научный центр восточных районов России. Здесь создан Академгородок — один из крупнейших центров образования и науки в стране, имеющий мировую известность.