Этнографические ресурсы Китая
Традиционная кухня:
Китайская кухня по праву пользуется всемирной известностью. В любой точке Европы и Америки вы непременно найдете китайский ресторанчик, которым владеют предприимчивые эмигранты из «Поднебесной империи». И, тем не менее, по-настоящему оценить и полюбить китайскую кухню можно только в Китае. Разнообразие ее блюд не уступает разнообразию ландшафтов Китая и темпераментов его жителей. Любитель экзотики и острых ощущений (и в прямом, и в переносном смысле) получит их сполна. Тут и лягушачьи лапки, запеченные в тесте, и выдержанные пару недель яйца с характерным запахом, и мелкие птички, зажаренные целиком, разве что без перьев, и водка, настоянная на симпатичной змейке, — да все это надо еще ухитриться подцепить и донести до рта парой палочек. И все же главное в китайской кухне — это соусы, экзотические сочетания вкусов и ароматов. Их в Китае множество, и именно они делают блюда изысканными и неповторимыми.
Китайские застолья очень обильны. Поверхность стола обычно состоит из двух концентрических кругов, установленных в два яруса. Центральный круг вращается, так что сидящие за столом могут легко дотянуться до приглянувшегося блюда. Вместо общепринятого в русской кухне хлеба едят пресный вареный рис. Из напитков наиболее популярно пиво, которое лучше всего гармонирует с острыми соусами. Водку крепостью до 60° пьют из крохотных, чуть больше наперстка, фарфоровых рюмочек. Непременный атрибут китайской трапезы — чай. Его принято пить и перед началом еды, и после нее.
Китайская кухня по праву пользуется всемирной известностью, но с некоторыми оговорками. Практически везде в Китае продукты перед приготовлением режут на мелкие кусочки, варят или недолго тушат, часто — в кипящем масле. Главное объяснение этого — извечная нехватка топлива. Поэтому котлы и жаровни ставят прямо на огонь, измельчив продукты, чтобы те быстрее сварились или поджарились.
Рис — далеко не единственная пища китайцев. На севере страны по традиции выращивают пшеницу, готовя из муки всевозможные хлебцы, пельмени и лапшу. На юге же тысячи квадратных километров занимают посевы риса, главной, по мнению европейцев, пищи жителей Китая.
Фирменное блюдо в Пекине — разумеется, утка по-пекински. Уток сначала кормят на убой, а затем забивают. Через надрез на шее тушку наполняют особым маринадом и на сильном огне запекают или обжаривают в специальной печи. Готовая тушка должна быть темно-коричневой. В ресторане повар подает утку гостям и ожидает просьбы нарезать ее тонкими ломтиками. Кусочек утки кладут на тонкую лепешку, посыпают зеленым луком, сворачивают лепешку и обмакивают в соевый соус. Китайцы пользуются палочками, а европейцы могут, есть руками. На банкетах гарниром к этому блюду служат утиная печень, язык, яйца, а для гурманов — перепонки с лапок. К утке подается бульон, приготовленный из костей. Прежде чем отведать утки, полагается выпить крепкой настойки-аперитива.
Зимой многие китайцы любят согреться у монгольского котла. В горшок или кастрюлю с крепким острым бульоном, кипящим прямо на столе, опускают тонко нарезанное мясо, овощи, прозрачную лапшу, яйца и многое другое, и варят в течение нескольких минут, а затем едят палочками. Неопытные гости могут воспользоваться ложкой. В последнюю очередь ложками едят бульон, настоявшийся и ставший еще вкуснее.
Особенно острыми блюдами славится кухня юго-западной провинции Сычуань. Стручки чилийского и сычуаньского перца, что называется, пробирают до слез. Пряные приправы — главная особенность любых блюд этой кухни, придающая им особый вкус. Говядина, утятина, фасоль и капуста только выигрывают от этого, а курятина и соевые бобы (доуфу) с ними просто восхитительны. Если вы не привыкли к столь острой кухне, закажите отварной рис с каким-нибудь соком или чаем. Они успокаивающе подействуют на ваш желудок.
Праздники: Традиционные праздники определяются по лунному календарю и приходятся на разные числа. Однако в КНР это относится только к празднику Нового года по лунному календарю или празднику весны, отмечаемому в период с середины января до середины февраля. Все прочие традиционные праздники связаны с религиозными культами и потому не являются официальными. Во время местных праздников большинство мелких частных магазинов работает.
Официальными праздниками в Китае являются:
1 января (Новый год), январь-февраль (Праздник Весны, Новый год по китайскому лунному календарю, три выходных), 8 марта (Международный женский день), 12 марта (День лесопосадок), 1 мая (День международной солидарности трудящихся), 4 мая (День молодежи Китая), 1 июня (Международный день защиты детей), 1 августа (День Народно-освободительной армии Китая), 10 сентября (День учителя), 1 октября (Национальный праздник образования КНР, два выходных).
Китайский пантеон.
В основе китайской религии лежит представление о том, что потусторонний мир есть не просто подобие или «отражение» этого мира, но скорее непосредственное его продолжение. Китайцы верили, что все обитатели загробного мира, боги или демоны, были когда-то людьми и, подобно живым людям, нуждаются в еде и питье, одежде, даже деньгах и заботе ближних. Со своей стороны они могут оказывать живущим разнообразную помощь. Соответственно, центральное место в китайской религии занимает культ усопших предков – «родственных душ». В каждом китайском доме имелся семейный алтарь, на котором стояли таблички с именами умерших предков. Предкам регулярно (обычно 1-го и 15-го числа каждого месяца, но иногда и ежедневно) совершали подношения, в дни праздников их приглашали побыть вместе с живыми, им докладывали обо всех произошедших в семье переменах. В частности, главным свадебным обрядом в Китае до сих пор остается представление новой жены предкам ее мужа.
Китайский пантеон имел сложную структуру и внушительные размеры. В сочинении минского времени «Саньцзяо сошэнь дацюань» («Полный свод известий о богах трех религий») перечислены 129 божеств, получивших официальное признание. Исследователи китайского фольклора насчитывают до 500-600 божеств. Большинство из этих богов имели как бы несколько ликов. Их соотносили в одно и то же время с определенным явлением небесной сферы, историческим лицом и местностью. Так образы богов символизировали единство трех сфер мироздания – Неба, Земли и Человека. Вместе с тем китайский пантеон в его окончательном виде был результатом антропоморфизации богов. На смену пришедшим в упадок древним земледельческим культам и обожествлению сил природы в зооморфном облике с эпохи Тан и особенно Сунн утвердились культы божеств в человеческом обличье.