Эффективное использование сельскохозяйственных земель в Республике Казахстан

Начало 90-х годов ознаменовалось в Республике Казахстан переходом аграрной сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, в основе которого лежали вопросы преобразования земельных отношений, в частности отношений собственности. В настоящее время в аграрном секторе национальной экономики республики сформированы основы многоукладной экономики, которые базируются на различных формах собственности и хозяйствования.

В условиях рыночной экономики особое значение имеют проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений. Экономические интересы государства, землевладельцев, землепользователей реализуются именно в процессе государственного регулирования земельных отношений, а не рыночного регулирования, поскольку последние не могут охватить всю систему земельных отношений, так как продовольственная безопасность страны требует именно государственного вмешательства, которое не связано с экономической целесообразностью.

Государственное регулирование земельных отношений является воздействием со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, который функционирует на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а в случае необходимости и административных методов управления (государственных заказов, квот, лицензий и др.). Учитывая, что государственное регулирование осуществляется посредством использования правового механизма и в соответствующих правовых формах, к элементам государственного регулирования относят также принятие законов и других нормативных актов, регулирующих земельные отношения, осуществление мер государственной поддержки сельского хозяйства, создание системы и определение компетенции органов управления в данной сфере [27, с. 64–65].

Важная роль в регулировании развития земельных отношений в республике отводится государству, что обосновано следующими факторами:

-   государство выполняет экономические функции по сохранению и улучшению окружающей среды, организации системы сельскохозяйственного образования, осуществление постоянного контроля за качеством производимой продукции и др.;

-   решение ключевых проблем, требующих комплексного и масштабного подхода, в частности развитие инфраструктуры, проведение научно-исследовательских работ в сельском хозяйстве и др.;

-   поддержание равновесия между эффективным спросом и предложением, занятости на рациональном уровне, обеспечение эффективной конкуренции между производителями сельхозпродукции и предупреждение возникновения монопольных структур и т.д.;

-   сельское хозяйство требует особой аграрной политики, которая будет учитывать специфику этого сектора экономики в отличие от других отраслей;

-   большая зависимость сельскохозяйственного производства от природно-климатических условий, которая приводит к нестабильности финансового состояния и более высокой степени риска сельского хозяйства [28].

К примеру, отказ государства в финансовой помощи для приобретения техники на фоне удорожания поставил сельское хозяйство на грань катастрофы. Если в 1991 г. для покупки 1 т. дизтоплива должны были продать 0,3 т. пшеницы, то в 1997 г. уже 5,0 т, для приобретения трактора (типа МТЗ – 80,82), соответственно, 10,5 и 203 т, зерноуборочного комбайна (типа Дон 1500) – 130 и 312 т.

Формирование земельных отношений является основой развития сельского хозяйства, выступающей частью национальной экономики, имеющей важное стратегическое значение для обеспечения политической и экономической стабильности и независимости республики. Поэтому государство должно проводить политику активного вмешательства в развитие данной отрасли экономики.

Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, которые направлены проведение земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи и снижения плодородия почв.

Основными задачами государственного регулирования земельных отношений на современном этапе являются:

-   повышение эффективности сельского хозяйства с целью достижения его устойчивого развития;

-   обеспечение продовольственной безопасности страны;

-   удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания, а промышленности в сельскохозяйственном сырье;

-   достижение экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; поддержка и защита отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства на внутреннем и внешнем рынках [27, с. 66].

Одним из актуальных направлений государственного регулирования является формирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия и обеспечение его стабильности. Также к основным направлениям государственного регулирования сельского хозяйства относятся:

-    реализация аграрной реформы;

-    регулирование ценообразования, кредитования, расчетов и страхования в сельском хозяйстве;

-    формирование экономико-правового механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства;

-    обеспечение развития социальной сферы села и аграрной науки [27, с. 66].

Совершенствование новых земельных отношений непосредственно связано с вопросами создания системы государственной поддержки сельского хозяйства республики, которая вызвана специфическими условиями сельскохозяйственного производства: низким органическим строением капитала; нестабильностью доходов в силу зависимости от природно-климатических факторов; сложностью построения баланса продовольствия во времени и в пространстве с учетом конъюнктуры рынка; низкой конкурентоспособностью сельхозтоваропроизводителей по сравнению с предприятиями перерабатывающих отраслей; неразвитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды по сбыту продукции обуславливает необходимость преобладания первого направления по оздоровлению экономики сельскохозяйственных предприятий. В целом механизм государственного регулирования сельского хозяйства с учетом его особенностей можно представить в виде замкнутой системы [27, с. 72].

Товаропроизводители в сельском хозяйстве в настоящее время работают в условиях льготного налогообложения, в частности юридические лица на основе патента, удешевленного на 80%, а крестьянские (фермерские) хозяйства, в свою очередь, на основе единого земельного налога.

Кроме этого за счет государства полностью осуществляются мероприятия по борьбе с особо опасными болезнями животных и растений, удешевляется стоимость племенной продукции, элитных семян, минеральных удобрений. Ежегодно государство закупает зерно по фиксированным ценам для регулирования внутренних цен на зерно. При этом со стороны государства созданы необходимые условия для обеспечения доступа хозяйствующих субъектов аграрной сферы к горюче-смазочным материалам (ГСМ) в период массовых сельскохозяйственных кампаний, с целью которого применяется рыночный механизм льготного бюджетного кредитования сельских товаропроизводителей.

Аграрная сфера республики нуждалась в государственной поддержке, что привело к разработке проекта «Республиканской программы стабилизации, постприватизационного развития и поддержки агропромышленного комплекса» в 1997 г., в 1998 г. был подготовлен проект «Программы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Казахстан» Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, но данные проекты Правительство не утвердило. Министерством энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан был разработан проект программы «Основные направления государственной политики в области развития сельскохозяйственного производства и смежных с ним отраслей» в 1999 г., которая была грамотно аргументирована. В данной программе сельское хозяйство республики являлось мультипликативным двигателем развития всех отраслей национальной экономики республики, но, к сожалению, это программа в Правительстве не была рассмотрена.

Несмотря на такое игнорирование инициатив Министерств, связанных с сельскохозяйственным производством, все же Правительство Республики Казахстан приняло Постановление от 21 декабря 1999 г. об утверждении «Программы развития сельскохозяйственного производства на 2000–2002 гг.» [29]. Данная Программа была нацелена на обеспечение экономического роста, в частности увеличение объемов продаж, в конкурентоспособных отраслях сельского хозяйства, стабилизации производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

На основе этой Программы, учитывая факт недостаточности финансовых средств у государства и сельхозпроизводителей, приоритетными направлениями были определены в развитии сельскохозяйственного производства:

1) продовольственной пшеницы в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях;

2) риса в Кызылординской области;

3) хлопчатника в Южно-Казахстанской области;

4) подсолнечника в Восточно-Казахстанской области;

5) развитие молочного производства в пригородных зонах.

Приоритеты развития аграрной сферы направлены на решение основной задачи отрасли – это обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и производства. Поэтому основными критериями выбора данных видов сельхозпродукции стали рентабельность производства, возможность снижения издержек производства. Также учитывался индекс конкурентоспособности, который рассчитывается как отношение цен на внешнем рынке к внутренним ценам плюс транспортные расходы до экспортных рынков (или отношение цены импортной продукции к цене отечественной продукции на внутреннем рынке). Кроме этого в расчет брался индекс спроса-предложения, рассчитываемый как отношение потребности к производству. По данной Программе в зерновое производство в республике выделяется как главный стратегический приоритет, что данная продукция может служить в качестве мультипликатора, которая способна обеспечить развитие межотраслевых связей и ускоренный экономический рост в отрасли.

Однако в Программе не был сделан акцент на необходимость снижения издержек производства, поскольку в республике низкий платежеспособный спрос населения. Соответственно, это позволит насытить внутренний потребительский рынок продовольствием.

Анализ «Программы развития сельскохозяйственного производства на 2000–2002 гг.» показал, что механизм выполнения поставленных задач по большинству позиций отсутствует, что и привело в настоящее время к неполной реализации данной Программы.

В данном документе не были четко оговорены, какие формы хозяйствования будут выполнять программу, в частности сельхозформирования, крестьянские хозяйства не упоминались. Личные подсобные хозяйства населения не включались как объект, на который направлены действия Правительства. Однако именно в ЛПХ производится 80–90 процентов мяса и молока, 75 процентов – шерсти и половина яиц, 85 процентов – картофеля, около 70 процентов – овощей и половина бахчевых, а также 80 процентов – плодов и ягод. Поэтому в настоящее время необходимо определиться со статусом личных подсобных хозяйств населения.

Программой было предусмотрено направление специальных мер государственной поддержки на развитие приоритетных производств сельхозпродукции. Но специальные меры поддержки производства зерна и хлопка-сырца требуют развития и поддержки зерновых и хлопковых компаний, что не было предусмотрено Программой. В настоящее время прибыль, которая создается на производстве зерна и хлопка-сырца, остается не у сельхозпроизводителей, а оседает в компаниях. Такие компании не заинтересованы в стабильном развитии производства, оптимальном сочетании с растениеводства и животноводства, поэтому прибыль, созданная при производстве приоритетных сельхозпродуктов остается в трейдинговых компаниях. Однако конкретных мер Правительство с целью изменения данной ситуации не предлагает.

Необходимо принять такие условия, чтобы трейдинговые компании обеспечивали определенный уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в тех сельхозпредприятиях, с которыми они заключают договора. Государство должно гарантировать поддержку таким компаниям.

Необходимо решение проблем на селе, которые тормозят развитие аграрной сферы экономики республики, в частности технический парк физически и морально устарел и темпы его обновления крайне низки. В настоящее время сельскохозяйственная отрасль продолжает оставаться одной из самых рискованных отраслей экономики страны.

На начало реформ в аграрной сфере в 1990 году на количество тракторов всех марок составляло 243,3 тыс. единиц, то к началу 2006 года их количество уменьшилось до 44,1 тыс. единиц, т.е. сокращение произошло в 5,5 раза. Самые большие потери зафиксированы в наличие кормоуборочных комбайнов, количество которых в начале 90-х годов было – 15,6 тыс. единиц, соответственно сокращение парка этих комбайнов в 2005 году произошло в 15,6 раза, достигнув количества 1,0 тыс. единиц. Такое резкое сокращение наблюдается практически по всем видам сельскохозяйственных машин, что наглядно видно из табл. 7.

Таблица 7 – Численность сельскохозяйственной техники на сельхозпредприятиях (на конец года, тыс. штук)

Наименование 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 к 1990, раза
Тракторы всех марок, включая смонтированные машины 243,3 52,1 50,8 50,2 46,7 45,8 44,1 -5,5 раза
Плуги тракторные 48,8 10,3 11,5 12,5 11,0 10,5 10,5 -4,6 раза
Культиваторы тракторные 56,5 9,3 8,6 8,5 8,0 7,8 7,4 -7,6 раза
Жатки валковые 42,0 7,3 6,9 7,8 6,7 6,6 7,1 -5,9 раза
Сеялки тракторные 177,0 41,6 42,0 44,6 42,5 42,7 41,9 -4,2 раза
Комбайны

в том числе

Зерноуборочные 89,0 20,7 21,4 22,1 20,2 19,9 19,4 -4,6 раза
Кукурузоуборочные 2,1 0,4 0,4 0,4 0,2 0,2 0,2 -10,5 раза
Кормоуборочные 15,6 2,1 1,6 1,4 1,2 1,1 1,0 -15,6 раза
Картофелеуборочные 0,7 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 -7 раза
Примечание – рассчитано и составлено автором на основе данных Областного управления статистики Южно-Казахстанской области

Особенно резкое снижение количества сельскохозяйственной техники наблюдается по следующим позициям за рассматриваемый период времени: сеялки – с 177,0 тыс. ед. до 41,9 тыс. ед. (в 4,2 раза), плуги – с 48,8 тыс. ед. до 10,5 тыс. ед. (в 4,6 раза), культиваторы – с 56,5 тыс. ед. до 7,4 тыс. ед. (в 7,6 раза).

Такое значительное уменьшение количества сельскохозяйственной техники не лучшим образом сказывается на развитие сельского хозяйства. Причем большая часть парка сельскохозяйственных машин в процессе приватизации осталась в сельхозпредприятиях, поскольку работники сельского хозяйства выходили из реорганизуемых предприятий, в основном забирая паи, которые существуют в виде, прежде всего, земельного надела. Поэтому материально-техническая база и ее основная производственная инфраструктура оставались в сельхозпредприятиях., с одной стороны. С другой стороны, отсутствие должной своевременной государственной поддержки сельского хозяйства в начале проводимых преобразований земельных отношений, привел к такому плачевному состоянию.

Государству просто необходимо активизировать работу по созданию широкой сети государственных машинно-технологических станций, специализирующихся на оказании услуг тем производителям в сельском хозяйстве, которые в силу объективных и субъективных причин не имеют доступа к лизинговой технике. В будущем, к примеру, по мере становления и укрепления хозяйства товаропроизводителей, эти станции могут быть приобретены ими.

Самым главным моментом в проведении технической политики в сельском хозяйстве должно стать возрождение отечественного сельскохозяйственного машиностроения, которое может осуществляться как на основе совместного производства или др. форм, притом, что обязательно необходимо создание сети соответствующих сервисных служб при импорте сельскохозяйственной техники.

Для решения этих проблем одним из направлений может стать развитие лизинга сельскохозяйственной техники, которое в будущем может осуществляться в более крупных масштабах. Лизинг, прежде всего, необходим для осуществления хозяйственной деятельности мелких форм хозяйствования, которых достаточно большое количество после проведенных коренных изменений земельных отношений в республике.

Однако активизация по внедрению лизинговых операций с сельхозтехникой не дало ожидаемого эффекта от использования лизинга сельхозпроизводителями. Причина, во-первых, у государства нет финансовых средств в таком объеме, чтобы сформировать лизинговый фонд. Во-вторых, использование в лизинге зарубежной дорогостоящей техники удорожает цену кредита. И последняя причина, коммерческие банки из-за долгосрочности лизинговых операций не заинтересованы в таких сделках

Лизинг решает проблемы улучшения материально-технического обеспечения отрасли сельского хозяйства республики, но одновременно ухудшает финансовое положение сельхозпользователей имущества из-за высокой цены лизинговых услуг.

Если рассмотреть, то суммарная стоимость лизинговых услуг включает в себя следующие платежи, а именно сумму: возмещающую полную (или близкую к ней) стоимость имущества; выплачиваемую лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества по договору лизинга; выплачиваемую за страхование лизингового имущества (если застраховано лизингодателем); также комиссионные лизингодателю и иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором о лизинге, а также санкции за несвоевременную уплату лизинговых платежей. Риск случайной гибели, порчи, а также утраты переходит к лизингополучателю с момента поставки оборудования.

Лизинг иностранной техники экономически не оправдан, поскольку сельхозтехника дорогая, во-первых. Во-вторых, иностранные инвесторы используют принцип ускоренной амортизации, в частности не более чем в течение 5 лет. В-третьих, по правилам развитых стран сельхозтехника, которая передается в лизинг, подлежит обязательному страхованию по месту нахождения инвесторов.

В «Программе развития сельскохозяйственного производства» принятой Правительством в 1999 году и рассчитанной на период 2000–2002 гг. предложения по лизингу сельхозтехники требовали дополнительной проработки. К примеру, при анализе лизинговых схем не рассматривалась защита финансового риска лизингополучателя. Хотя это важный вопрос, поскольку для лизингополучателя повышение себестоимости работ увеличивает убыточность продукции. Финансовый риск лизингодателя защищен. В сельском хозяйстве республики лизинговые компании могут быть экономически выгодными при условии, что лизингодателем будет являться изготовитель машин и оборудования казахстанский или же из стран СНГ, в частности российский [29].

Развитие аграрного сектора экономики республики должно быть направлено на повышение его конкурентоспособности и на этой основе увеличение объемов продаж его продукции, т. к. на базе такого подхода можно обеспечить продовольственную безопасность, рост доходов сельского населения. Также это может создать основу для формирования рациональной структуры агробизнеса и углубления специализации Казахстана на международном рынке продовольствия.

Развитие кредитования с помощью механизма сельских кредитных товариществ стало надежной базой для финансовой поддержки деятельности различных форм хозяйствования на селе. Успех пилотных проектов дает возможность создания предпосылки расширения сети сельских кредитных товариществ с участием государства, а также притока частного капитала в эту сферу финансовых услуг.

Необходимо не только сохранение, но и по мере роста бюджетных возможностей постепенное увеличение размеров существующих видов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий. Одной из основных проблем развития аграрной сферы является гидромелиорация, которая в настоящее время пришла в упадок из-за отсутствия целенаправленной государственной поддержки, следствием чего является то, что на сегодня 35% орошаемых земель страны не используется. Практика показала несостоятельность содержания такой системы только за счет водопользователей. Государство должно проводить политику разумной и прозрачной системы государственной поддержки, направленную на то, что размеры господдержки постепенно должны сокращаться, по мере укрепления финансового состояния пользователей водными ресурсами и формирования объединений для совместной эксплуатации гидромелиоративной системы.

Поддержка сельхозпредприятий в части развития экспорта продукции сельского хозяйства необходима, поскольку наряду с такими традиционными экспортными товарами как зерно, хлопок и рис у республики есть возможности экспортировать целый ряд животноводческой продукции. Однако анализ показывает, основными статьями на экспорт являются традиционно сырье, причина, которой кроется в технической и технологической отсталости перерабатывающих предприятий, а также в отсутствие четкой экспортной политики в сельском хозяйстве. Поэтому необходимо, прежде всего, модернизировать перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия и осуществить внедрение новых технологий переработки. Необходим переход на международные стандарты качества производства, что позволит обеспечить качественное изменение структуры экспорта, т.е. экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью, т.е. готовой товаров.

В части импорта сельскохозяйственной продукции необходимо проведение импортной политики в аграрной сфере, поскольку республика имеет открытую экономику. По некоторым видам продовольственных товаров, из-за природно-климатических особенностей республика не самообеспечена., поэтому целесообразно не допущение подавления отечественного производства продуктов питания импортными товарами. Для этого необходимо сформировать такую структуру внутреннего рынка потребления, соответствующую мировым стандартам сохранения продовольственной безопасности страны. Также целесообразно создание четкой системы контроля за соблюдением торговыми партнерами принципов добросовестной конкуренции, которая может позволить при необходимости оперативно применять защитные меры. Введение импортной политики должно стимулировать иностранных сельхозпредпринимателей инвестировать средства на развитие производства сельскохозяйственной продукции в отечественный аграрный сектор.

В повышении конкурентоспособности и эффективности сельскохозяйственного производства особое место отводится мерам государственной поддержки отрасли. С одной стороны, это формирование и совершенствование законодательной базы отрасли, а с другой стороны это финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Без государственной поддержки, как показывает мировой экономический опыт, не сможет выжить и рентабельно развиваться ни одна подотрасль сельского хозяйства. Поэтому одним из актуальных проблем развития сельскохозяйственных товаропроизводителей является доступность кредитных ресурсов для них. Прежде всего, необходимо решения вопроса повышения гарантированности и надежности аграрного бизнеса, также укрепления залоговой базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышения ее ликвидности, с этой целью необходимо совершенствование земельного законодательство для развития ипотеки земли.

На современном этапе формирования и совершенствования земельных отношений есть проблемы, которые существенно влияют на эффективное и рентабельное развитие сельскохозяйственного производства, которые существенно снижают эффективность хозяйственной работы предпринимателей в сельском хозяйстве. Если подробнее останавливаться на данных проблемах, то необходимо выделить следующие, в частности существующие ограничения на продажу и залог земли, отсутствие вторичного земельного рынка. Кроме этого можно выделить такой вопрос как несовершенство законодательства в аграрной сфере экономики, в частности то, что нормы действующего земельного права не позволяют полностью реализовывать интересы землепользователей по закону рынка.

Системные преобразования, которые проводились в аграрном секторе экономики республики не затронули структуру управления отраслью. Поскольку основной идей было введение и четкое разделение контрольно-надзорных функций от хозяйственно-исполнительских, а также разграничение полномочий центральных и местных органов исполнительской власти с делегированием части полномочий в управлении аграрным сектором местным администрациям. Такое разделение функций государственных органов необходимо при переходе от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Конечно, этот процесс не проходил гладко. Исследования показывают, что многие предприниматели в аграрной сфере сталкиваются с проблемой произвола местных чиновников. Поэтому необходимо реформирование структуры управления отраслью сельского хозяйства.

На данном этапе развития земельных отношений важным является вопрос переход к экономическим методам управления земельными ресурсами, формирование и обеспечение условий для функционирования рынка земли, создание механизма эффективной защиты прав на землю землепользователями, упрощение земельных сделок, расширение аренды земли как формы землепользования, введение механизма залога земель.

Если взять во внимание исторический опыт развития земельных отношений в мировой экономике, то становление права частной собственности на землю в республике и утверждение правовых норм в регулировании земельных отношений между участниками рынка земли могут занять длительный период.

Внедрение в республике правовой нормы разрешения купли-продажи земли без соответствующей подготовки не достигло своей цели, в частности развитие цивилизованного земельного рынка как первичного, так и вторичного. Поскольку население, проживающее в сельской местности не имеет достаточных средств для покупки земли. Если говорить о кредите, то большинство сельских жителей для получения кредита в банке не имеют достаточного залогового обеспечения, а также многие сельские районы Казахстана не обеспечены банковскими услугами в том объеме, который необходим для развития ипотеки и кредита в данной отрасли экономики. Отсюда следует, что долгосрочные кредиты при существующей банковской системе сельскохозяйственным производителям пока недоступны.

В республике рыночные реформы идут под лозунгом государства – отказаться от иждивенческих настроений, поэтому, к сожалению, не так гладко складывается реформирование земельных отношений в аграрной сфере, поскольку данный сектор национальной экономики менее мобильный чем, к примеру, сфера промышленности. Главная цель аграрных преобразований достигнута – сформировать многоукладность в сельском хозяйстве. Однако это не стало условием повышения эффективности сельского хозяйства, как это было предусмотрено при проведении реформ.

Стабилизации сельского хозяйственного производства в значительной степени способствовали конкретные меры, принятые государством с целью решения проблемных вопросов в сельском хозяйстве. Была работа по целенаправленному повышению уровня технической оснащенности сельского хозяйства с участием государства, с целью, которой была создана специализированная государственная лизинговая компания ЗАО «Агрофинанс». Работа данной компании и принципы ее деятельности полностью соответствуют нынешней финансово-кредитной и экономической политике государства.

Кроме этого решаются вопросы по обеспечению доступности кредитных ресурсов для сельских товаропроизводителей, которые базируются на использование механизма сельских кредитных товариществ. Для этого создана государственная компания ЗАО «Аграрно-кредитная корпорация» с достаточно мощным финансовой основой, которая начала работу по реализации пилотного проекта по созданию в 12-ти областях республики 27 сельских кредитных товариществ.

В целях поддержки создана информационно-маркетинговая система АПК пока в четырех областях республики, позволяющая обеспечить доступ сельских товаропроизводителей к рыночной информации. Необходимо доведение до логического завершения работы по развертыванию информационно-маркетинговой системы, охватывающую всю территорию республики, поскольку, начиная от Министерства сельского хозяйства и заканчивая фермером, все испытывают сильный информационный голод. Введение в практику такой системы очень актуально, так как существующие в настоящее время источники информации и система сбора данных достаточно не совершенны, что полагаться на их достоверность невозможно. С целью решения данного вопроса проводится работа по созданию жесткой системы сбора, обработки и передачи информации снизу вверх и обратно с установлением меры ответственности за их достоверность.

Но, несмотря на усилия государства все же происходит снижение уровня использования сельхозтехники, средств защиты растений и животных, удобрений, снабжения хозяйств ГСМ. Основной причиной такого положения дел является упадок производства в сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности по производству удобрений и химических средств защиты растений. Предпринимаемые меры по государственной поддержке развития сельхозтоваропроизводителей отстают от процессов, происходящих в сельском хозяйстве, т.е. фактическая роль государства в этом вопросе свелась лишь к фиксации свершившегося. К примеру, принятое Постановление правительства Республики Казахстан от 5 октября 1998 г. «О некоторых мерах по закупке зерна и поддержке сельхозпроизводителей» вышло слишком поздно. Многие структуры управления и контроля оказались неподготовленными к его реализации, хотя данное постановление могло сыграть значительную положительную роль и оказать поддержку сельскохозяйственным производителям. Другой пример, формирование лизингового фонда для сельхозпроизводителей не была осуществлена до конца своевременно, в частности из обещанных средств в размере 1 млрд. тенге в фонд фактически было выделено 200 млн. тенге. Конечно, есть причина в ограниченности лизинговых средств, поскольку коммерческие банки не заинтересованы в таких сделках в силу их долгосрочного характера.

Кроме того, в Казахстане не получила должного развития система страхования сельского хозяйства, которое необходимо для стимулирования развития различных форм хозяйствования на земле. Нехватка кредитных средств, наличие многочисленных посредников-перекупщиков сельхозпродукции создают препятствия, с которыми крестьянские (фермерские) хозяйства, мелкие землепользователи не в состоянии справиться, часто многие из них разоряются. При слабой реальной государственной поддержке единственным источником покрытия расходов остаётся снижение издержек производства, что вынуждает сокращать на важных статьях затрат для расширенного производства.

В последние годы около 70 процентов сельскохозяйственных предприятий республики являются низко рентабельными или нерентабельными. Кроме этого существует проблема долговременных кредитов в сельскохозяйственное производство. Основная причина такого положения в сельском хозяйстве заключается в недостаточно рациональной аграрной политики государства как системного процесса и отставание действий республиканских и региональных аграрных органов от происходящих изменений в развитии сельского хозяйства.

Предпринимаемые меры со стороны государства меняют тенденции развития сельского хозяйства в лучшую сторону. Агентство Республики Казахстан по статистике провело одно из последних обследований деловой активности сельскохозяйственных предприятий. Результаты данного обследования показывают, что экономическое положение данных сельскохозяйственных предприятий в 2002 г. изменилось в лучшую сторону по сравнению с 2001 г., поскольку подавляющая часть опрошенных руководителей оценили ситуацию как удовлетворительную, а доля сельхозпредприятий, которые находятся на грани банкротства, намного сократился.

Такому положению дел способствовали предпринятые меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, в результате чего эффективность деятельности последних возросла, в частности в числе опрошенных появились сельхозпредприятий, которые получили льготные кредиты. Также среди обследованных сельхозпредприятий увеличилось количество производителей, которые используют авансовые формы расчетов за сельхозпродукцию для государственных нужд, а также получивших материально-технические ресурсы на условиях лизинга.

Несмотря на это результаты обследования руководителей показывают недостаточность сельскохозяйственной техники на предприятиях, а также проблемы в обеспечении горюче-смазочными материалами. Действительно в настоящее время актуальным остается вопрос материально-технического снабжения сельскохозяйственных предприятий. Это связанно, прежде всего, с тем, что во время начала реформирования сельского хозяйства основная масса сельхозтехники не обновлялась, вложения в основные средства производства были мизерные. Техника для сельскохозяйственного производства очень дорогая и многие даже успешно функционирующие сельхозпредприятия не могут позволить купить себе необходимую технику.

Как показал опрос, прямые связи с перерабатывающими предприятиями поддерживало предпринимательскую деятельность большинства сельскохозяйственных предприятий, а остальную немногочисленную группу товаропроизводителей поддерживали прямые связи с предприятиями розничной торговли и предприятиями агросервиса. Около 50% сельхозпредприятий имеют гарантированный выход на местный оптовый продовольственный рынок и столько владеют собственными магазинами, ларьками и палатками. Часто отсутствие необходимых связей с торговыми организациями является причиной убытков сельхозпредприятий, поскольку сельхозпродукция имеет особенность – её необходимо в краткие сроки потребить.

Результаты обследования наглядно выявили, что основными факторами, которые ограничивают производственную и предпринимательскую деятельность являются низкие государственные закупочные цены на сельхозпродукцию, моральный и физический износ материально-технической базы сельского хозяйства. Можно выделить такие факторы, на которые указали сельхозпредприниматели – это недостаточность финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, недостаток оборотных средств у сельхозпредприятий, нестабильность налоговой и правовой политики, неплатежеспособность покупателя, высокие ставки по предоставляемым кредитам. Кроме этого отмечалось также как фактор – истощенность природных ресурсов хозяйств. В последние годы не обращалось внимания со стороны государства на проведение мероприятий восстанавливающих природно-земельные ресурсы, улучшающих их характеристики.

Если сравнить ответы респондентов то, последние годы фактор недостатка финансовых средств, низких закупочных цен, изношенность материально-технической базы продолжают оказывать негативное влияние на сельскохозяйственное производство республики.

Несмотря на многие положительные перемены в реформировании земельных отношений с целью их цивилизованного рыночного развития, создании нормативно-правовой базы сельскохозяйственного производства все же в республике не произошел коренной пересмотр точки зрения правительства на необходимость в сильной и активной политике по государственному регулированию аграрного сектора республики. В основном сельское хозяйство республики продолжает испытывать на себе жесткую монетарную политику государства, которая главным образом поддерживается международными финансовыми институтами.

Анализ проведенных в республике исследований по оценке влияния и роли государства в развитии сельского хозяйства как основной отрасли республики показывает, что существуют внутренние причины, из которых, мы выделили следующие:

– как показывает мировой опыт, становление рыночной экономики требует целенаправленной работы, которая должна быть обеспеченна соответствующими финансовыми, информационными ресурсами. В нашей республике была проведена отмена ограничений для функционирования сельского хозяйства, в частности либерализация цен, предоставление хозяйственной самостоятельности, легализация бизнеса, законодательные акты, но они автоматически не привели к формированию рыночной экономики. Государство не достаточной степени выполнило организаторскую роль в создании рыночных отношений в национальной экономике.

– разработка конкретных рекомендаций по направлениям работы, организации и проведения реформирования аграрного сектора экономики была поставлена слабо, поскольку основные усилия интеллектуальных работников были направлены на разработку общих программ, что привело к слабой информационной, консультационной и разъяснительной работы среди сельских жителей;

– экономическая ситуация в целом в республике привела к существенному снижению уровня жизни сельского населения, в результате реальные доходы большинства населения, условия предоставления социальных услуг ухудшились. Проблема бедности на селе остается все еще острой, что сужает социальную базу преобразований в сельском хозяйстве;

– в республике нет сильных объединений сельхозпроизводителей, которые смогли бы лоббировать и эффективно защищать их интересы;

– в аграрной сфере национальной экономики наблюдается явный дефицит менеджеров способных наладить агробизнес, поскольку нынешняя система подготовки кадров только налаживается.

Решение проблем, на которых мы остановились, в дальнейшем окажет положительное влияние на состояние дел в сельском хозяйстве.

Таким образом, роль государства бесспорна, важна для стабильного развития сельскохозяйственного производства республики, а именно в части создания рамочных условий для сельхозпредприятий в эффективном использовании сельскохозяйственных земель в Казахстане. Поскольку именно государство в состоянии оказывать необходимую как финансовую, организационную и др. помощь в хозяйственной деятельности сельхозпредприятий.