Адаптация пожилых людей посредством досуговой деятельности
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.
Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния.
Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе. Соответственно одним из основных направлений государственной социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.
Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
Во второй половине 90-х годов на федеральном уровне применен метод решения проблем пожилых людей на программно-целевой основе. Во исполнение соответствующего Указа Президента Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997г. № 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы" была разработана и принята к реализации федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-1999 годы. Срок действия Программы был продлен на 2000 и 2001 годы.
В период до 2010 года предстоит последовательное решение ряда принципиальных задач:
- стабилизировать материальное и социальное положение граждан старшего поколения путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах защиты прав и интересов; пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости и предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности и достойному образу жизни в пожилом возрасте;
- продолжить реструктуризацию имеющихся и формирование новых институциональных структур, предназначенных для жизнеобеспечения, поддержания жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей;
- утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества, повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.
Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей ведется путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни. Осуществляется разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося окружения и взаимодействие с ним. Создаются условия для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей.
На сегодняшний день разработано немало целевых государственных и региональных программ для пожилых. Так в Улан-Уде действует муниципальная целевая программа «Старшему поколению – почет и уважение» (2007). Цель проекта: поддержка общественного движения ветеранов города Улан-Удэ. Основными задачами программы являются: организация досуга, социокультурных, спортивно-оздоровительных мероприятий; охрана здоровья; сохранение и развитие преемственности поколений и др. Направления реализуемые данной программой:
- удовлетворение духовных потребностей пожилых граждан, потребностей в социализации;
- гражданско-правовое, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на идеалах героики Великой Отечественной войны, истории жизни старших поколений;
- формирование уважительного, внимательного отношения к старшему поколению через воздействие на массовое сознание, распространение методического материала по проблемам пожилых людей.
- оздоровление пожилых людей, профилактика заболеваний;
- развитие сферы услуг для лиц пожилого возраста.
В Иркутской области разработана «Муниципальная целевая программа «Старшее поколение» на 2009 год.
Цели программы:
- формирование взаимосвязанных организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом социально-демографической и социально-экономической ситуации;
- обеспечение единого культурного и информационного пространства, которое поможет решить проблемы разобщенности, одиночества и отсутствия общественной востребованности у людей преклонного возраста;
- привлечение общественных организаций к решению проблем людей преклонного возраста.
Задачи программы:
- решение проблемы организации общественного досуга людей преклонного возраста;
- обеспечение информированности населения о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;
- развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг.
Программой предполагается способствование созданию единого пространства для граждан пожилого возраста, дополнительных условий для обеспечения уклада, качества и уровня жизни пожилых людей как многочисленного социально-демографического слоя населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан старшего поколения, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке;
- обеспечить системный подход к решению проблем пожилых людей и способствовать достижению позитивных результатов по организации досуга граждан старшего поколения;
- привлечь внимание всего общества к проблеме старения населения и способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов.
В России созданы институциональные структуры, которые осуществляют или могут, более активно осуществлять функции, способствующие реализации целей государственной социальной политики в отношении пожилых людей.
Развивая и совершенствуя службы социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты регионов проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома - интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
Особое место в организации социокультурной деятельности с людьми пожилого возраста отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России функционирует около 1500 центров социального обслуживания населения.
Так среди пенсионеров был проведен опрос. В данном опросе были выявлены очень важные показатели: вклад социальной службы в оказание различных видов помощи пожилым и доля тех, кому никто не помогает. В опросе участвовали люди из городской и сельской местности. Результаты приводи в таблице № 1.
Таблица 1. Вклад социальной службы в оказание различных видов помощи пожилым и доля тех, кому никто не помогает, в %
Населенный
пункт |
Кто оказывает различные виды помощи | |||||||||
материальная помощь |
моральная помощь |
помощь во время болезни |
помощь при покупках |
помощь по дому |
||||||
никто |
социальная служба |
никто |
социальная служба |
никто |
социальная служба |
Никто |
социальная служба |
никто |
социальная служба |
|
город |
15 |
36 |
14 |
21 |
35 |
21 |
27 |
44 |
43 |
32 |
село |
25 |
11 |
33 |
14 |
32 |
11 |
34 |
12 |
35 |
12 |
Вклад социальных служб в оказание помощи пожилым составил не более 44% в городе (помощь при покупках) и не более 14% на селе. Это, к сожалению, говорит о лучшей организации работы социальных служб в мегаполисе и, вероятнее всего, нехватке трудовых ресурсов на селе [].
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной тогда, когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т. д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, утраты кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких либо других факторов. В то же время в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
Результаты проведенного опроса об образе жизни в пожилом возрасте являются очень показательными и достаточно полно характеризуют досуговые предпочтения пенсионеров .
Вопросы следующие: «Часто ли Вы:
1) читаете;
2) смотрите телевизор;
3) слушаете радио;
4) говорите по телефону;
5) ходите в гости и принимаете гостей;
6) совершаете прогулки;
7) посещаете кино, театр, выставки;
8) занимаетесь любимым делом;
9) ходите в церковь?».
Выявлены предпочтения пожилых, ЧТО в структуре занятости в свободное время преобладает в порядке убывания значимости в выбранных для данного исследования населенных пунктах. В табл. 2 перечислены возможные варианты структуры свободного времени пожилого человека и место предпочтения в зависимости от места проживания.
Таблица 2. Свободное время пожилого, структура предпочтений, в %
Виды отдыха | Город | Село |
Просмотр телепередач |
68 |
64 |
Чтение |
39 |
34 |
Радио |
42 |
45 |
Прогулки |
38 |
26 |
Любимое дело |
25 |
24 |
Гости |
15 |
20 |
Разговор по телефону |
35 |
9 |
Посещение церкви |
13 |
15 |
Посещение театров, выставок, кино |
13 |
- |
При первом же взгляде на таблицу очевидно: в наукограде больше читают, чем на селе и в Самаре, но везде одинаково активно смотрят телевизор и слушают радио. Четвертая часть пожилых занята любимым делом, больше трети из них предпочитают прогулки (кроме села, где сама жизнь наполовину проходит на природе и связана с работами на огороде и уходом за скотом). Опять же, кроме села, многие пожилые коротают время в телефонных разговорах — таких более трети. Довольно активно пожилые посещают церковь и театры, кино (последнее, естественно, кроме села). Очень ярко характеризуют зависимость активности пожилого от самочувствия ответы на вопрос « Как Вы оцениваете свой отдых?»
Пожилые на селе оценивают свой отдых как пассивный, скорее всего, из-за того, что сама сельская жизнь с тяжелым физическим трудом, с невысокими возможностями провести время разнообразно и из-за малого набора таких возможностей представляется пожилому на селе как малоподвижная, пассивная жизнь.
Проведенный авторами (О. В. Белоконь, Ю. А. Потанина) опрос показал, что территориальные различия жизни пожилых определяются, в основном, различиями в условиях жизни города и села: разница — в доступности медицинской помощи, бытовых условиях проживания (наличие различных коммуникаций и т.п.), возможностях проведения досуга, наконец, в уровне образования и предпочтений в системе ценностей.
Для того чтобы оценить возможности пожилых людей в удовлетворении рекреационных потребностей, необходимо определить какие организации и учреждения занимаются этой проблемой и организуют ли они досуг всем пожилым людям, нуждающимся в нем.
Во-первых, организация досуга осуществляется для пожилых людей, находящихся на обслуживании в стационарных и полустационарных учреждениях социальной защиты населения (дома - интернаты, мини -пансионаты, геронтологические центры, специальные дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, отделения дневного пребывания и т.п.)
Организация досуга в этих учреждениях не является первоочередной задачей и, следовательно, на реализацию досуговых мероприятий не выделяется достаточно финансовых средств. Но необходимость досуга в пожилом возрасте и особенно ее организация для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, очевидна. Многие учреждения, понимая эту необходимость, пытаются удовлетворить хотя бы минимальные досуговые потребности пожилых людей.
Центры социального обслуживания, осуществляющие социальное обслуживание на дому и срочное социальное обслуживание, также принимают участие в организации досуга для своих клиентов. Организация досуга на дому - индивидуальная работа, где используются специальные формы организации (праздничные поздравления, получение периодической печати, беседы с психологом, налаживание дружеских контактов по телефону и т. п.).
Многие учреждения культуры разрабатывают и осуществляют комплексные меры по содействию людям старших возрастов в культурном развитии и проведении досуга.
В 450 государственных театрах страны введены дни льготного показа спектаклей для пожилых людей. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных, посещаются лицами пенсионного возраста по льготным ценам.
Особое внимание уделяется культурному обслуживанию инвалидов пожилого возраста в региональных центрах и малых городах России работает сеть специальных библиотек, тифлологических центров.
Работа с пожилыми людьми - важная составляющая деятельности домов народного творчества, образующих разветвленную сеть.
Учреждения культуры стали шире применять современные 50 тыс. государственных библиотек внедряется электронная система "Либнет", что позволяет облегчить доступ к библиотечным фондам по всей стране.
Внедряется новый тип учреждений культуры - многопрофильные культурно-информационные центры для - пожилых людей на базе локального телевидения.
Инструментом преодоления дефицита общения становится повсеместное, создание специальных центров-клубов пожилых людей на базе действующих учреждений культуры: филармоний, музеев, библиотек, культурно-информационных центров.
Образовательные задачи применительно к; пожилым людям решаются посредством развития университетов третьего возраста.
Сеть социальных столовых, специализированных магазинов, предприятий службы быта и других жизненно важных объектов, обслуживающих наименее социально защищенные группы пожилых людей, способствует улучшению их жизнеобеспечения [].
Целевая направленность проектов, адресованных пожилым, определяется, как уже отмечалось, особенностью данной аудитории. Она заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь человеку сформировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия творческих сил и способностей, адаптироваться к новым социальным ролям, стилю и образу жизни; создать условия для проявления и максимального использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта пожилых людей. Для многих пожилых людей участие в социально-культурном проекте должно стать своеобразным способом социальной реабилитации их прошлого, которое представляет для них особую ценность, независимо от исторической оценки этого прошлого с позиции сегодняшнего знания.
Примерный перечень задач реализуемых социально-культурных программ для пожилых:
— Поддержка социального статуса пожилого человека за счет сохранения объема и качества социальных ролей и активности путем дополнения или компенсации трудовой активности различными видами социально-культурной деятельности;
— Восстановление социальных ролей и стимулирование трудовой активности;
— Формирование новых интересов и помощь в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру;
— Восстановление ценностного единства с молодым поколением;
— Содействие в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости;
— Укрепление социальных и межличностных связей и контактов, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города;
— Создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, социальном признании, общении, уважении окружающих, психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укреплении физического и психического здоровья.
Содействовать решению обозначенных выше задач способствуют следующие проекты:
— "Серебряный возраст" — организация многопрофильных клубов пожилых людей с широким спектром интересов и видов деятельности: занятия физкультурой, художественной самодеятельностью; обмен опытом по воспитанию внуков, кулинарии, рукоделию; организация дискуссий и обсуждение вопросов политики, морали, быта; освоение нетрадиционных методов лечения; настольные игры, просмотр газет, журналов; участие в благоустройстве территории; культурно-просветительная, воспитательная, консультативно-методическая работа в школах, по месту жительства.
— “Вторая профессия” — организация учебных курсов для подготовки пожилых людей по профессиям, которые дают возможность продлить трудовую деятельность после ухода человека на пенсию, открывают новые перспективы для трудовой активности (техническое творчество, садоводство, моделирование одежды, бухгалтерское дело и др.).
— “Здоровье”. Программа включает: лекции и встречи со специалистами по проблемам рационального питания, профилактики заболеваний, эмоциональных расстройств, консультации по юридическим и медицинским аспектам здоровья и т.д.; физкультурно-оздоровительные акции и лечебно-оздоровительные мероприятия (с приглашением народных целителей, известных медиков — специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической поддержки и т.д.);
Самостоятельным направлением такой программы является организация физкультурно-оздоровительных групп “Движение и здоровье” (ритмические движения с использованием элементов танца, гимнастики). Опыт организации такого рода групп показывает, что в результате существенно улучшается ощущение своего тела, уменьшается психологическая тревожность, появляется раскованность, улучшается контакт и устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы .
— “Искусство и здоровье” — вовлечение лиц пенсионного возраста в работу коллективов художественной самодеятельности, групп гимнастики, танца, объединений народных ремесел; организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры. Например, участники объединения любит изобразительного искусства доступными способами выражают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания — каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов. Подобное обращение к искусству дает возможность заполнить досуг даже тем лицам, которые не владеют навыками исполнительства.
— ”День за городом” — программа предполагает выезд на природу и активное участие пожилых в различных конкурсных и спортивных мероприятиях, художественном творчестве, она предоставляет возможность общения с природой и друг с другом, создает условия для плодотворного отдыха и приобретения новых друзей. Примерный перечень занятий: рыбная ловля, катания на лодках, велосипедах, плавание, рисование, лепка, кормление и наблюдение за птицами, разведение костра, игра в карты, шарады, приготовление пищи, различные ремесла (резьба по дереву, вязание, плетение корзины и др.), танцы, хоровое пение, интеллектуальные игры (шарады, викторины, конкурсы, дискуссии), игры, фотография, охота, прогулки по историческим местам, спортивные игры, рассказывания истории и др.).
— ”Активный досуг” — организация системы мероприятий и конкурсов (“А ну-ка, бабушки”) с рассказыванием народных сказок, пословиц, исполнением частушек, колыбельных песен, демонстрацией мод, самостоятельно созданных детских игрушек и др.).
— ”Живая история” — организация выставок старинных фотографий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, проведение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициях предыдущих поколений, культурно-исторических эпох.
Кроме того, на базе культурно-досуговых центров и библиотек проводятся тематические вечера (например, "Рождественские встречи", "Мелодии фронтовых лет", "Ностальгические посиделки"), создаются объединения по интересам — клубы любителей путешествий, садоводов, домохозяек, любителей природы, птицеводов, любителей игры в бридж и др. Создаются консультационные службы, Выпускаются бюллетени “Новостей”, содержащие информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах, информацию о деятельности местных общественных организаций, кинотеатров, парков и т.д.
Обозначенные выше идеи проектов и программ успешно реализуются при условии создания по месту жительства специализированных и многофункциональных социально-культурных центров для пожилых, которые включают площадки для общения, пассивного и активного отдыха, комнаты для различных курсов и кружков, залы для проведения собраний, врачебные и процедурные кабинеты и др. Финансирование таких центров осуществляется не только из местного бюджета, но и за счет средств, выделяемых различными фондами, общественными организациями, коммерческими структурами, церковью и т.д. Например, подобный центр в ФРГ предлагает своим посетителям оздоровительные мероприятия, бальные танцы, игру в бридж, разнообразные программы обучения: основам рисования и живописи, изготовления керамических изделий, резьбы по дереву и др.