Адресная социальная помощь в Тюменской области

Правовое регулирование адресной социальной помощи в Тюменской области

Все региональные законы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой: в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы об адресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило, пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираются нуждающиеся. К определению понятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничилась декларацией о социальном государстве. Региональное законодательство об адресной социальной помощи основывается на положениях главы 3 федерального закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Первоначально был принят закон Тюменской области от 11.10.2001 г. №422 «О государственной адресной социальной помощи», данный нормативно-правовой акт отличался четкостью определений, объемностью перечисленных в нем списков получателей АСП и других немаловажных фактов касающихся этой услуги. Но с 1 января 2005 г. этот закон утратил силу в связи с принятием Закона Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области». В развитие его положений принято Постановление Администрации Тюменской области «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области», действует в редакции постановления Правительства Тюменской области от 19.04.2013г. №116-п.

Принцип адресности социальной помощи, закрепленный в законах, часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категории населения, а не по принципу нуждаемости.

Правовое регулирование адресной социальной помощи в Тюменской области, осуществляется: Конституцией Российской Федерации – основа любых законодательных актов. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. №178-ФЗ - устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Практически о любой норме данного Закона можно сказать, что она устанавливает правовые основы оказания адресной социальной помощи. Например, статьи 6.1 и 6.7 перечисляют категории граждан, которым гарантировано предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Что касается организационных основ оказания помощи, то к таким нормам относятся статья 8, в которой определены основы порядка назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; статья 6.3, регламентирующая предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ - согласно которому «…семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (которого), ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки». Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. №59-ФЗ - данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией граждан права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010г. №210-ФЗ - «…регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия…». Адресная социальная помощь является государственной услугой, следовательно, при помощи данного ФЗ организуется сам порядок предоставления АСП. Постановлением Правительства Российской Федерации «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20.08.2003г.№512 - утверждает прилагаемый перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» от 28 декабря 2004 г. № 331 – подобен ФЗ «О государственной социальной помощи» но более подробно рассматривает получателей АСП и именно на региональном уровне. Постановлением Администрации Тюменской области «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области» от 15 декабря 2004 г. № 184-пк – здесь перечислены все условия и основания выдачи АСП, размер, порядок предоставления и другие важные моменты. Стоит заметить, что данное постановление поясняет понятия не только адресной социальной помощи, но и материальной помощи, и следует проводить различия между ними. Адресная социальная помощь предоставляется только в виде денежных средств, а материальная помощь говорит сама за себя, т.е. это и денежные выплаты и натуральная помощь. Постановлением Правительства Тюменской области "Об установлении величины прожиточного минимума на второй квартал 2013 года» от 18 марта 2013г. №84-П – устанавливает величину прожиточного минимума на текущий квартал, с его помощью выявляются семьи и граждане, чей доход ниже величины прожиточного минимума, и вследствие, им требуется оказание какой либо социальной помощи.

Также при обращении граждан в социальные учреждения проверяется их доход и принимается решение: имеют ли они право на социальную помощь или нет – на основе прожиточного минимума.

Правовое регулирование адресной социальной помощи осуществляется также и другими менее важными, но имеющими значение нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня.

Адресная социальная поддержка населения занимает важное место в структуре социального управления в целом и местного самоуправления в частности.

Организация оптимальной адресной социальной поддержки населения предполагает не только изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ее критерии в рамках отношений государство - человек - закон - социальная защита, но и возможность на местах определять допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами и разрабатывать собственные варианты моделей адресной социальной поддержки.

Получатели адресной социальной помощи, условия предоставления

В соответствии с Постановлением правительства от 15.12.2004г №184-пк «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области» получателями АСП являются граждане, проживающие на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра или Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно:

а) оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума на душу населения по Тюменской области;

б) может оказываться малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях содействия в самостоятельном повышении ими своего среднедушевого дохода путем создания и (или) развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации трудового потенциала (далее - выход на самообеспечение) на условиях социального контракта на оплату необходимых медицинских услуг, предоставляемых сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также на оплату расходов, связанных с лечением (оплату проезда к месту лечения и обратно, проживания на период лечения, дополнительного питания);

в) неработающие пенсионеры по возрасту, по случаю потери кормильца;

г) инвалиды I и II групп и неработающие инвалиды III группы;

д) дети в многодетных семьях (семьях, имеющих трех и более детей);

е) дети в неполных семьях;

ж) дети социально-неблагополучных семей (неработающих родителей; родителей, страдающих хроническими заболеваниями);

з) дети - инвалиды и осуществляющие за ними уход неработающие родители;

и) дети - сироты, проживающие в семьях на условиях опеки и попечительства;

к) дети малообеспеченных семей, в которых родители не работают и не состоят на учете в центре занятости населения, - по предложению общественных комиссий, сформированных органами местного самоуправления;

л) сироты - студенты вузов; учащиеся средних специальных учебных заведений очного обучения;

м) студенты вузов, учащиеся средних специальных учебных заведений очного обучения, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины;

н) женщины, имеющие детей до 3-х лет;

о) лица, получающие социальные пенсии;

п) лица, пострадавшие от стихийных бедствий;

р) вынужденные переселенцы и беженцы;

с) другие лица, попавшие в экстремальные ситуации.

Вот лишь некоторые определения из вышеперечисленного списка получателей АСП:

Малоимущая семья - это объединение лиц, связанных отношениями родства и (или) свойства, зарегистрированных и (или) проживающих на одной жилой площади и ведущих совместное хозяйство, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства в целях личного потребления, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для соответствующих основных социально-демографических групп населения.

Малоимущий одиноко проживающий гражданин - гражданин, самостоятельно ведущий домашнее хозяйство, не имеющий других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства или месту пребывания, и имеющий по не зависящим от него причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ для соответствующей основной социально-демографической группы населения. К неработающим пенсионерам относятся получатели пенсии, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Дети инвалиды - лица из числа инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию. Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Адресная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума (6809 (шесть тысяч восемьсот девять) рублей) на душу населения по Тюменской области. Причины, дающие право на получение адресной социальной помощи, определяются в соответствии с Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области». Независящими причинами, дающими право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям, являются:

Во первых, многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, организациях начального, среднего или высшего профессионального образования по очной форме);

Во вторых, наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными, или обучаются в организациях среднего или высшего профессионального образования по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы);

В третьих, нетрудоспособность малоимущего одиноко проживающего гражданина.

С учетом конкретной ситуации органом, предоставляющим государственную услугу, могут быть признаны иные независящие причины, дающие право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия.

Материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, возникшей по независящим причинам, которую они не могут преодолеть самостоятельно, по следующим основаниям:

утрата или повреждение жилого помещения, предметов первой необходимости вследствие пожара, стихийного бедствия (с учетом нуждаемости заявителя этот вид материальной помощи может быть проведен повторно в течении года, при наличии информации о целевом использовании ранее предоставленной помощи);

техническое состояние жилого помещения, создающее угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан;

недостаточность средств на оплату необходимых медицинских услуг, предоставляемых сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также на оплату расходов, связанных с лечением (оплату проезда к месту лечения и обратно, проживание на период лечения, дополнительное питание), с учетом нуждаемости заявителя этот вид материальной помощи может быть проведен повторно в течении года, при наличии информации о целевом использовании ранее предоставленной помощи; недостаточность средств на завершение газификации жилого помещения (при условии использования целевой субсидии из средств областного бюджета);

недостаточность средств на приобретение топлива, продуктов питания, одежды, обуви, средств ухода, в том числе для детей (подтверждается путем проверки, проводимой Управлением в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления);

недостаточность средств на приобретение бытовых предметов, необходимых для жизнеобеспечения граждан, не способных к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидностью, преклонным возрастом (подтверждается путем проверки, проводимой Управлением в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления);

необходимость обеспечения полноценным питанием по медицинским показаниям для беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет;

недостаточность средств для благоустройства жилых помещений и одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны, вдов погибших участников Великой Отечественной войны и граждан, не способных к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидностью, преклонным возрастом;

необходимость проведения ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на праве собственности либо на праве долевой собственности в случае, если собственник признан недееспособным, безвестно отсутствующим, проходит военную службу по призыву, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (этот вид материальной помощи носит разовый характер);

с учетом конкретной ситуации комиссией по рассмотрению вопросов оказания адресной социальной помощи и предоставления материальной помощи могут быть признаны иные основания, дающие право на получение материальной помощи. Факт трудной жизненной ситуации подтверждается документами.

Размер адресной социальной помощи, источники финансирования

Так как данная социальная услуга является региональной, то источниками оказания адресной социальной помощи являются средства областного бюджета. Размер АСП фактически не установлен, т.е. нет какого либо определенного размера выплаты. При подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год Правительство Тюменской области учитывает предполагаемый размер расходов на оказание адресной социальной помощи и оплату услуг по ее выплате, доставке и пересылке. Органы местного самоуправления вправе предусматривать в местных бюджетах дополнительные средства для оказания адресной социальной помощи. Размер адресной социальной помощи в разрезе категорий получателей на текущий год устанавливается департаментом социального развития Тюменской области не позднее 1 февраля на основании прогнозной численности получателей адресной социальной помощи и в пределах объема средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели. А при рассмотрении случая заявителя АСП размер определяется исходя из целевого характера выплаты, сложившейся практики ее оказания, цен на товары и услуги.

Для сравнения, размер материальной помощи имеет правовую регламентацию, например, материальная помощь предоставляется с учетом нуждаемости заявителя в следующих размерах: до 10 тысяч рублей включительно, а также в случае предоставления материальной помощи на обеспечение беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет полноценным питанием - по решению руководителя территориального управления социальной защиты населения; до 25 тысяч рублей включительно - по решению Департамента; до 100 тысяч рублей включительно - по решению Департамента, согласованному с заместителем Губернатора Тюменской области, курирующим сферу социальной поддержки и социального обслуживания населения; свыше 100 тысяч рублей - на основании распоряжения Правительства Тюменской области. Гражданам, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре или Ямало-Ненецком автономном округе, материальная помощь в рамках реализации обращения депутата Тюменской областной Думы предоставляется независимо от размера на основании распоряжения Правительства Тюменской области.

Размер материальной помощи не может превышать: 100 тысяч рублей - по основаниям, предусмотренным подпунктами «в» и «и» в списке получателей АСП; 50 тысяч рублей - по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «з» и «к» в списке получателей АСП; 30 тысяч рублей - по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» в списке получателей АСП; 20 тысяч рублей - по основанию, предусмотренному подпунктом «г» в списке получателей АСП. При предоставлении материальной помощи на основании распоряжения Правительства Тюменской области, готовящегося по поручению Губернатора Тюменской области, требования, установленные настоящим пунктом в части максимального размера материальной помощи, не применяются. Размер, порядок и условия предоставления материальной помощи на обеспечение беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет полноценным питанием устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Тюменской области. Размер единовременной выплаты целевого характера зависит от условий и целей социального контракта, максимальный размер целевой выплаты устанавливается Правительством Тюменской области.

Направления использования адресной социальной помощи

Как уже говорилось ранее, адресная социальная помощь выделяется в виде денежных средств, но эти денежные средства в свою очередь должны использоваться целесообразно, т.е. на те цели, по которым запрашивается помощь. К видам деятельности, на осуществление которой может быть использована адресная социальная помощь, относятся: Поддержание жизни малоимущих семей и граждан. Самостоятельное повышение гражданами (семьями) своего среднедушевого дохода путем создания или развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации трудового потенциала на условиях социального контракта. При заключении «Социального контракта» о взаимных обязательствах Управление социальной защиты населения обязуется оказать адресную государственную социальную помощь в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане при заключении «Социального контракта» о взаимных обязательствах обязаны использовать финансовую помощь для снятия социальной напряженности в семье. К семье, нарушающей условия «Социального контракта» могут быть применены штрафные санкции: предупреждение; уменьшение установленного настоящим договором размера адресной государственной социальной помощи на 50%; расторжение договора и лишение семьи права на получение адресной государственной социальной помощи до конца текущего года.

Материальную же помощь можно использовать по всем основаниям, которым она назначается. Но встречаются и единичные, необычные случаи выплаты материальной помощи в Тюменской области: «О выделении материальной помощи попросил директор одной из тюменских школ. В учебном заведении требуется замена линолеума на первом этаже здания. Учебный год подходит к концу, и в июле-августе уже нужно проводить ремонтные работы, чтобы подготовиться к началу нового учебного года». Школе была оказана именно материальная помощь, хотя в принципе, учебное учреждение не подходит под категорию получателей материальной помощи. На сайте Департамента социального развития Тюменской области размещены статистические данные о выплате государственной социальной помощи и конкретно адресной социальной помощи в 2012 году, которые позволяют нам наглядно увидеть использование вышеперечисленных направляемых средств АСП: По состоянию на 1 января 2013 года на учете Департамента социального развития Тюменской области состоит 27 льготных категорий граждан, это 14263 человека. Из общего количества состоящих на учете 82,5 (11779 человек) воспользовались мерами социальной поддержки, что примерно составляет 35% от общей численности населения области. Общее количество «льготополучателей» по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 3,5% (420 человек) в основном за счет уменьшения получателей ежемесячных пособий на ребенка (на 225 человек), инвалидов общего заболевания (на 127 человек).

 По объективным причинам на 21 % сократилось количество ветеранов Великой Отечественной войны, вдов – на 12 %. За счет средств регионального бюджета получили денежные выплаты 7203 человека, в том числе ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные. Были выплачены так же пособия на детей до 16 лет и другие пособия на сумму 101, 5 миллиона рублей, это 20% больше, чем в 2011 году. Из средств федерального бюджета произведены выплаты 4576 инвалидам, донорам, чернобыльцам, участникам Великой Отечественной войны, членам семей умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и др. на сумму 34,3 миллиона рублей, что на 6 % больше по сравнению с 2011 годом. В общем на реализацию мер социальной поддержки в области направлено 159 миллионов рублей. На одного воспользовавшегося мерами приходится 13,5 тысяч рублей, что на 19 % больше значения 2011 года. Задолженности перед получателями на 1 января текущего года нет. Всего за 2012 год адресная социальная помощь из средств областного бюджета оказана на сумму 626,7 тыс. рублей - 377 семьям (906 чел). За 2012 год отказано в назначении адресной помощи 4 семьям: 2 семьи имели доход выше установленного в Тюменской области на душу населения, в 2-х семьях были неработающие члены семьи. Приято 960 граждан по вопросам предоставления адресной помощи.

Сформировано 377 учетных дела получателей адресной социальной помощи, которые после выполнения расчета среднедушевого дохода семей, предоставлены на заседание адресной комиссии для рассмотрения. Подготовлено 205 ответов на обращения граждан, ходатайств и писем в организации. Проведено 153 обследований материально-бытовых условий жизни семей и одиноко проживающих граждан. Результаты обследований оформлены актами. О предоставлении денежных средств в Тюменской области в целях выхода на самообеспечение существует следующая информация: по данным Департамента социального развития Тюменской области, в 2012 году больше всего участников областных межведомственных мероприятий по выходу малоимущих семей на самообеспечение в следующих районах: Тюменский (103 семьи), Тобольский (98 семей), Вагайский (86 семей), Нижнетавдинский (79 семей), Ялуторовский (84 семьи). Всего за 2012 год в Управления социальной защиты населения Тюменской области было подано около тысячи заявлений о предоставлении услуги по выходу на самообеспечение. Наиболее популярные виды деятельности: развитие личного подсобного хозяйства, развитие индивидуальной трудовой деятельности, организация рабочего места по предоставлению бытовых услуг населению, по ремонту и пошиву одежды, по ремонту и пошиву изделий из кожи, по вязанию одежды, парикмахерских услуг, услуг по уборке помещений, фото-услуг, предоставление юридических и бухгалтерских услуг.

Правовое регулирование адресной социальной помощи в субъектах РФ

В ходе своей работы я подробно изучила многие нормативно-правовые акты, касающиеся адресной социальной помощи в других субъектах РФ. Каждый субъект имеет свои характерные экономические, социальные и природные особенности – все они отражаются на законодательстве субъектов, и в том числе на адресной социальной помощи. Например, в Волгоградской области весь объем АСП направлен на поддержку детей из социально-неблагополучных семей и инвалидов, т.е. мы можем видеть, что круг получателей АСП очень мал, так же как и в Амурской области - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане; семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения. Заметно, что этот перечень получателей АСП отличается от Тюменской, Ростовской и Мурманской области. Также, в Волгоградской области адресная социальная помощь предоставляется только в виде социального пособия и нее более. В Ростовской же области, список получателей и получаемой ими помощи более развернутый, чем в Тюменской области.

В Ярославской области право на адресную социальную помощь имеют также реабилитированные лица и имеющие работу малоимущие граждане и иные граждане трудоспособного возраста, активно ищущие выход из трудной жизненной ситуации, в которой они оказались. В Московской области адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами. В Рязанской области существует такой вид АСП как газификация малоимущих пенсионеров.

Законодательство Ростовской области разделяет направление использования материальной помощи для жителей сельской и городской местности, в этих целях были созданы специальные «Социальные пакеты». «Социальный пакет» в натуральной и денежной форме включает в себя набор социальных услуг на установленную сумму 50000 руб. Порядок предусматривает два вида «социального пакета»: «Социальный пакет» № 1 – «набор социальных услуг для граждан, проживающих в сельской местности:

1) формирование подсобного хозяйства, например приобретение коровы, приобретение свиньи, приобретение домашней птицы, приобретение посевного материала (картофель, семена), приобретение сельскохозяйственного инвентаря, приобретение сенокосилки);

2) приобретение бытовой техники: холодильник, швейная машинка переносная, вязальная машина, электропылесос, телевизор, машина стиральная автоматическая;

3) приобретение необходимой мебели при условии ее отсутствия или высокой степени износа (стол, стулья, кровать, шкаф);

4) приобретение оргтехники;

5) плата за обучение детей в средних специальных и высших учебных образовательных учреждениях всех типов и видов по очно - заочной форме обучения (за исключением получения второго аналогичного образования), но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет;

6) ремонт жилья, в том числе капитальный;

7) оплата лечения (зубопротезирование, кодирование от алкогольной зависимости);

8) разовая материальная помощь (до трех тысяч рублей»). Только первый, шестой и возможно четвертый пункты социального пакета № 1 можно отнести к мерам поддержки, направленным на самообеспечение, остальные действуют в направлении повышения уровня жизни малообеспеченных семей в виде материальной помощи.

«Социальный пакет» № 2 - «набор социальных услуг для граждан, проживающих в городе:

1) приобретение бытовой техники (холодильник, швейная машинка переносная, вязальная машина, электропылесос, телевизор, машина стиральная автоматическая);

2) приобретение необходимой мебели при условии ее отсутствия или высокой степени износа (стол, стулья, кровать, шкаф);

3) приобретение оргтехники;

4) плата за обучение детей в средних специальных и высших учебных образовательных учреждениях всех типов и видов по очно-заочной форме обучения (за исключением получения второго аналогичного образования), но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

5) плата за обучение членов семьи трудоспособного возраста (переобучение) по рабочей профессии, востребованной на рынке труда Ростовской области;

6) ремонт жилья, в том числе капитальный;

7) оплата лечения (зубопротезирование, кодирование от алкогольной зависимости);

8) разовая материальная помощь (до трех тысяч рублей)». Семья или одиноко проживающий гражданин, претендующий на получение «социального пакета», имеет право выбрать любой набор из названных услуг, но его совокупная стоимость не может превышать 50 тыс. рублей.

Все региональные нормативно-правовые акты Российской Федерации об адресной социальной помощи основываются на Федеральном законе Российской Федерации от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», поэтому их основа, направление использования, получатели и многое другое, в основном везде одинаковы, существуют лишь малейшие различия, которые зависят от природных условий, масштаба регионов, категорий населения и личных привилегий регионов.