Анализ потребления туристских услуг малообеспеченными слоями населения

Рыночные реформы в России в последнее десятилетие существенным образом повлияли на социально-экономическую ситуацию в стране. Ослабление социальных функций государства привело к усилению дифференциации населения. Так, по данным Госкомстата РФ за период с 1997 г. по 2002 г. доля группы населения с наименьшими доходами в распределении общего объема денежных доходов по 20-процентным группам остается стабильно высокой 5,8–5,6%, как и соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, составившее 14 раз. Страноведческие сопоставления дают еще менее утешительный результат: Россия попадает вместе с Украиной, Туркменией, Мексикой, Бразилией в одну группу с долей доходов до 1,5% для 10% населения, имеющего минимальный доход, тогда как в высокоразвитых странах, таких как Бельгия, Германия, Норвегия, Финляндия, Чехия, Швеция и других, аналогичный показатель не превышает 3,7%.

Реальная начисленная заработная плата, как и пенсия, их покупательная способность остаются невысокими, вследствие чего численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума достигала в 2002 г. 35,8 млн. чел. или 25,0% от общей численности населения страны. Дефицит денежного дохода равнялся 3,8% от общего объема денежных доходов населения.

Более 45% домашних хозяйств по состоянию на 2002 г. являются малоимущими, в т.ч. 8,5% крайне бедными (табл. 1). Значительные материальные трудности испытывают домашние хозяйства, состоящие из 3 и более человек, а также домашние хозяйства с 2 и более детьми.

Таблица 1.

Распределение малоимущих домашних хозяйств по основным социально-демографическим категориям

Из общего числа домашних хозяйств Распределение
соответствующей категории общей
малоимущие крайне бедные численности
малоимущих
домашних
хозяйств*
2000 2001 2002 2000 2001 2002 2000 2001 2002
Все домашние 45,0 40,4 36,8 13,0 10,6 8,5 100 100 100
хозяйства
Домашние
хозяйства,
состоящие из:
1 человека 20,9 16,1 13,4 2,6 1,9 1,4 12,8 11,6 11,2
2 человек 37,1 31,4 27,8 7,0 5,4 4,0 22,3 21,4 20,9
3 человек 48,7 44,4 40,9 13,5 10,7 8,6 23,5 23,5 23,8
4 человек 58,0 54,6 50,6 20,1 16,5 13,3 24,7 25,8 26,3
5 и более 70,8 67,4 62,5 29,8 26,0 21,2 16,6 17,7 17,7
человек
Домашние 59,5 55,9 52,3 21,1 17,9 14,9 52,6 53,5 51,4
хозяйства с
детьми:
в том числе:
с 1 ребенком 55,0 50,5 47,6 16,9 14,3 11,6 32,2 32,9 32,2
с 2 детьми 66,1 65,3 61,3 26,6 23,1 20,5 16,2 16,3 15,6
с 3 и более 83,7 82,2 77,0 46,9 41,6 36,8 4,2 4,3 3,6
детьми

Сложившаяся социальная ситуация обусловлена рядом факторов. Социальный опыт населения, вынесенный из условий административно-командной экономики бывшего СССР ориентировал на систему социальной защиты и социальных услуг, базировавшуюся на принципах общественного распределения из централизованных фондов, что гарантировало минимизацию социальных рисков для большинства населения. В условиях рыночных отношений старая система социальной защиты не могла функционировать в силу ряда причин, в т.ч. финансового характера, переходу к рыночным отношениям.

Сложность адаптационных процессов населения к рыночным условиям породила множество негативных явлений в виде массовой нищеты, ухудшения качества жизни большинства населения, роста преступности, наркомании, алкоголизма, появления детской беспризорности. Минимальные социальные гарантии, реализуемые в настоящее время государством, не сопоставимы с величиной прожиточного минимума. Так, на конец 2002 г. размер базовой части трудовой пенсии по старости составлял лишь 36,5% от прожиточного минимума, пенсии по случаю потери кормильца: детям, потерявшим обоих родителей или детям умершей одинокой матери (т.е. круглым сиротам), на каждого ребенка – 36,5%, другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи – 18,2% и т.п.

Тем не менее, сохранение ряда традиционных социальных институтов и принципов, в т.ч. сохранение системы социальных услуг для наиболее нуждающихся в виде домов инвалидов и престарелых, домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, социальных центров дневного пребывания, приютов, социального обслуживания на дому, магазинов для ветеранов и малообеспеченных позволяют в некоторой мере смягчить процесс вхождения в рыночные условия наиболее уязвимым слоям населения.

Так, удельный вес домашних хозяйств, получивших дотации и льготы в 2002 г. составил 39,8% от общего числа домашних хозяйств, что на 8,7% больше, чем в 1997 г. (табл. 4). Следует отметить, что охват домашних хозяйств социальным обслуживанием за 1997–2002 г. увеличивается, в т.ч. домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет с 31,1% до 34,7%, домашних хозяйств. В структуре дотаций и льгот преобладает оплата жилья, коммунальных услуг и транспортных расходов (получают более 52% домашних хозяйств), оплата медицинского обслуживания и питания (3,5 -3,6%), т.е. социальная поддержка первичных жизненных потребностей. На оплату отдыха, как возможности приобщения к культурным, историческим, природным ценностям, снятия стрессов предоставляются дотации и льготы 0,8% от общего количества домохозяйств, несколько больше (около 1,5%) получают домохозяйства с детьми в возрасте до 16 лет, и лишь 0,4% – домохозяйства, проживающие в сельской местности.

В постсоветский период, вследствие перераспределения компетенции и ответственности между структурными уровнями государства, произошли существенные изменения в системе социального обеспечения. Если ранее, в советский период, предприятия и организации выступали основными субъектами удовлетворения социальных потребностей и несли значительную часть расходов на содержание социальной инфраструктуры, то переход в постсоветский период к муниципальному принципу организации социальной сферы привел к новым отношениям по вертикали (федерация – регион – муниципальное образование) и по горизонтали (местные органы власти – предприятие – население).

Существовавшая ранее жесткая привязка социальной политики к территории и финансовым возможностям, в новых условиях была заменена, при этом преобладающим стали бюджетные отношения по вертикали.

Основная часть ответственности по социальным обязательствам государства, в т.ч. по содержанию социальной инфраструктуры, была перенесена на местный уровень без необходимого институционального и финансового подкрепления, что вызвало отказ от многих социальных гарантий и соответствующему сокращению возможностей удовлетворения социальных потребностей граждан. Ситуация усугубилась приватизацией значительной части объектов социальной сферы, сократившей их общедоступную часть. Финансовые возможности муниципальных образований резко ухудшились после принятия первых частей Налогового Кодекса в 2000 г. и 2002 г.

Как результат перераспределения полномочий государства в социальной сфере – усиление различий в уровне и качестве жизни населения отдельных субъектов Федерации. Особенно наглядно это видно при сопоставлении показателей, характеризующих домашние хозяйства, получившие дотации и льготы, про регионам Российской Федерации. Как показывают материалы выборочных обследований Госкомстата Росси за 2002 г., значительная дифференциация наблюдалась по величине и доле дотаций и льгот, полученных домашними хозяйствами на оплату питания, транспорта, жилья и коммунальных услуг, медицинского и иного обслуживания.

Группировка регионов по удельному весу домашних хозяйств, получивших в 2002 г. дотации и льготы на оплату отдыха, показывает резкие различия в предоставлении данного вида социальной помощи: в восьми регионах этот вид льгот и дотаций вообще не представлялся, в 18 регионах получателями были 1,0 – 1,9% от общего числа обследованных домохозяйств, в 9 регионах – более 2,0% домохозяйств, в остальных регионах – 0,1 – 0,9% домохозяйств.

Объем необходимой социальной помощи зависим от многих факторов, среди которых наиболее существенные: число возможных получателей, уровень их доходов, состояние здоровья, возраст, семейное положение и др.

Наиболее многочисленную группу получателей социальной помощи, в т.ч. на оплату санаторно-курортного лечения и отдыха, составляют пенсионеры. Динамика свидетельствует об увеличении числа пенсионеров за 1997–2002 годы, в особенности получающих социальные пенсии, пенсии по старости и по случаю потери кормильца (табл. 6). Одновременно сокращается численность работающих пенсионеров, что при невысоком уровне покупательной способности среднего размера пенсий, ведет к росту контингента нуждающихся в социальной поддержке.

Престарелые люди, инвалиды (взрослые и дети) – как одна из групп нуждающихся в социальной защите и помощи, также из года в год возрастает числено. Наиболее вероятны, как потенциальные потребители санаторно-курортных и туристских услуг, инвалиды молодого возраста и дети-инвалиды.

Численность инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ на 1 января 2003 г. составила 11,0 млн. чел., в т.ч. 642 тыс. чел. – дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, получающие социальные пенсии (табл. 8). Как показывает динамика, этот контингент лиц нуждается в особом внимании государства, поскольку их социальная реабилитация возможна лишь при комплексном подходе пенсионного, медицинского и социального обслуживания, куда составной частью должны входить санаторно-курортные и туристские услуги.

Потенциальными потребителями санаторно-курортных услуг являются граждане пожилого возраста и инвалиды, зарегистрированные органами социального обеспечения для обслуживания на дому. Их численность за 1999–2003 годы возросла на 12,4% и составила около 1,3 млн. чел. Количество центров социального обслуживания временного проживания и дневного пребывания за этот период увеличилась на 16,4%, однако число граждан этой льготной категории, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для принятия на надомное обслуживание возросло почти в два раза.

Не сокращается контингент детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Только за 1997–2002 гг. их численность возросла более чем на 20% и достигла 127 тыс. чел., особенно детей в детских домах-школах, детских домах, домах ребенка, школах-интернатах для детей-сирот. Для данной категории нуждающихся приобщение к организованному отдыху – это не только возможность социальной реабилитации, но путь к культурному развитию, духовному обогащению и физическому оздоровлению.

Интернатные учреждения для детей

1997 1998 1999 2000 2001 2002 Динамика, %
Число домов ребенка 251 249 248 254 246 249 99,2
В них детей, тыс. человек 18,1 19,3 19,3 19,3 19,4 19,3 106,6
Число детских домов 1094 1122 1187 1244 1265 1288 117,7
В них детей, тыс. человек 67,3 67,0 68,9 72,3 73,7 75,5 112,2
Число детских домов-школ - 69 86 85 82 93 134,8
В них детей, тыс. человек - 7,7 9,7 10,3 10,1 11,1 144,2
Число домов-интернатов для детей 158 154 155 156 155 152 96,2
В них детей, тыс. человек 30 29,7 29,6 29,3 29,0 28,9 96,3
Число школ-интернатов общего типа 628 646 680 108,3
В них детей, тыс. человек 161,2 160,6 167,5 103,9
Из них школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 158 157 155 157 164 156 98,7
В них детей, тыс. человек 28,8 27,4 26,9 26,5 27,2 25,5 88,5
Число школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья 1450 1439 1442 1420 1421 1426 98,3
В них детей, тыс. человек 202,8 203,0 201,0 198,2 194,6 188,7 93,0
Из них школы-интернаты для детей-сирот 177 190 198 203 205 213 120,3
В них детей, тыс. человек 22,9 23,4 25,0 25,9 24,6 25,1 109,6

Следует отметить, что численность граждан, лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах за анализируемый период времени увеличилась – более чем на 33%, в т.ч. детей – более чем в 2 раза (табл. 10). Особенно это ощутимо относительно числа лечившихся и отдыхавших (к сожалению, отсутствует более подробная статистика о категориях этих граждан). Сокращение числа отдыхавших взрослых и детей наблюдалось лишь на туристских базах.

Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах (тысяч человек)

1997 2000 2001 2002 Динамика, %
Всего 6858 8873 8644 9137 133,2
из них детей 1112 2154 2082 2419 217,5
в том числе лечилось и отдыхало:
в санаториях и пансионатах с лечением (для взрослых и детей) 1890 3396 3551 4165 220,4
из них детей 647 968 1083 1347 208,2
в санаториях-профилакториях 1367 1461 1385 1259 92,1
в домах и пансионатах отдыха 903 1435 1252 1107 122,6
из них детей 209 318 238 229 109,6
на базах отдыха, в кемпингах и в других организациях отдыха 831 1934 1883 2125 255,7
из них детей 256 450 426 501 195,7
на туристских базах 1778 585 504 442 24,9
из них детей 137 89 97

Данные официальной статистики свидетельствуют, что количество детских оздоровительных учреждений, в т.ч. санаторного типа, дневного пребывания, профильных, оборонно-спортивных и других, а также контингент побывавших в них детей с 1992 по 2002 год увеличивается. Сокращается лишь численность детей, отдыхавших в учреждениях труда и отдыха, при этом одновременно уменьшилось и количество подобных учреждений.

Следует отметить, что страноведческие сопоставления говорят об отставании россиян, например, от весьма много путешествующих немцев, которые тратят на отпуск, туризм и спорт 4,6–5,5% от месячной величины располагаемых доходов семьи из 4-х человек.

Важнейшим фактором, влияющим на объем и структуру спроса населения на различные виды услуг культуры, экскурсионных и санаторно-оздоровительных услуг, является динамика потребительских цен, которая свидетельствует об опережающем росте цен в сравнении с динамикой доходов. Это также уменьшает реальные возможности населения воспользоваться услугами организованного отдыха и требует социальной поддержки со стороны государства.

Первостепенную значимость ценового фактора подтверждают и материалы выборочных обследований. Так, по данным за 2000–2002 годы потребительские ожидания населения связаны с ростом цен. На это указывают более половины опрошенных лиц, выдвигая в качестве основной причины отказа от приобретения услуг по организации отдыха недостаток финансовых средств. Не испытывают трудности с оплатой услуг по организации отдыха лишь 1,5–3,3% опрошенных лиц, что весьма мало.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что основная часть российского населения испытывает материальные трудности, которые сдерживают рост потребления услуг организованного отдыха.

В социальной поддержке нуждаются отдельные категории населения, такие как пенсионеры, инвалиды (взрослые и дети), дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей и др.