Анализ технического и профессионального образования Казахстана
Анализ готовности регионального технического и профессионального образования к реализации современной казахстанской модели образования (Республиканской программы развития технического профессионального образования) показал следующие результаты:
Показатели | Индикаторы | Величина, % | |
колледжи | проф. лицеи | ||
1.1. Показатель соответствия содержания технического и профессионального образования уровню развития технологиям производства | уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин; | 40 | 10 |
уровень соотношения традиционных и современных технологий в содержании спецдисциплин; | 40 | 40 | |
уровень соответствия оборудования учебных мастерских для изучения современных производственных технологий; | 50 | 20 | |
уровень своевременного прохождения инженерно – педагогических работников стажировки на предприятиях | 10 | 10 | |
1. 2. Показатель соответствия уровня профессиональной подготовки заказам работодателей | уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации профессионального обучения и прохождения профессиональной практики учащимися | 80 | 100 |
уровень маркетинговых исследований запросов работодателей к специалистам соответствующей профессии | 40 | 20 | |
степень участия работодателей в оценке уровня развития специальных компетентностей учащихся | 100 | 90 | |
уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросу трудоустройства выпускников | 20 | 70 | |
1.3. Показатель соответствия модульных программ по специальностям запросам современного производства | степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства | 20 | 10 |
степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев | 20 | 20 | |
уровень соответствия перечня специальностей запросам рынка труда | 50 | 70 | |
степень системности процесса обновления модульных программ | 10 | 10 | |
уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда | 10 | 20 | |
уровень соответствия современного оборудования учебных мастерских полноценному образовательному процессу | 50 | 30 |
Результаты, приведённые в таблице высвечивают множество западающих зон, влияющих на развитие содержания деятельности организаций технического и профессионального образования. Основные из них: уровень своевременного прохождения стажировки на предприятиях инженерно – педагогическими работниками – 10% (недопустимый уровень готовности к реализации Республиканской программы развития технического профессионального образования); степень системности процесса обновления модульных программ – 10% (недопустимый уровень); уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда – 15% (недопустимый уровень); степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства – 15% (недопустимый уровень); степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев – 20% (критический уровень); уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин 25% (критический уровень).
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания регионального технического и профессионального образования необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:
1. Реализация интегрированных модульных программ по специальностям в соответствии с запросами современного производства.
2. Систематическое повышение квалификации инженерно-педагогических работников и своевременное прохождение преподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения, стажировки на базе производственных предприятий для изучения новых технологий.
3. Введение в профессиональное образование (помимо знаний, умений и навыков) новых образовательных конструктов - компетенций (базовых, специальных, профессиональных) и квалификаций.
4. Создание системы изучения рынка труда.
5. Обеспечить преемственность профессионально-образовательных программ различных уровней: общего и профессионального образования.
6. Организация управления учреждениями профессионального образования на основе системы менеджмента качества ИСО 9001-2000.
5. Методическая служба (школьный, районный/городской, областной уровни)
Анализ готовности региональной методической службы (школьный, районный/городской, областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) по результатам самоанализа показал, что деятельность методических служб области направлена на отработку основных стратегических направлений развития содержания образования РК:
Стратегические направления развития содержания образования РК: | Уровень готовности |
1. Компетентностно-ориентированного образования | 79% высокий уровень |
2. Профилизации и профессионализации образования. | 83% высокий уровень |
3. Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей). | 66,6% оптимальный уровень |
4. Инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями. | 22,3% критический уровень |
5. Инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговая системы, сетевой организации) | 87,3% высокий уровень |
6. Механизмов социального партнёрства в образовании. | 66,6% оптимальный уровень |
7. Инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности. | 0 % недопустимый уровень |
8. Инновационной модели повышения квалификации, методической службы, ориентированной на результат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы). | 66,6% оптимальный уровень |
9. Управления качеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством. | 75% высокий уровень |
10. Мониторинга результатов деятельности системы образования | 100% высокий уровень |
Обеспечение перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (методических объединений школ в кафедры, методических кабинетов районного/городского в режим работы центров развития образования, ИПК в центр развития регионального образования) |
40% допустимый уровень |
Проектирование и реализация программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб |
53,3% допустимый уровень |
Обобщение передового педагогического опыта | 66,6% оптимальный уровень |
Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации |
50% допустимый уровень |
Обеспечение соответствия
методической работы: 6.1.требованиям современной казахстанской модели образования; 6.2.направленности на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК; 6.3.новым результатам образования:социализации обучающихся; ключевым компетентностям, ЗУНам; 6.4.принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств); 6.5.принципу поиска возможностей внедрения опыта (т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее) |
70,6% оптимальный уровень готовности |
Самоанализ своей деятельности методическими службами области показал допустимый, оптимальный и высокий уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования). Исключение составляет работа по отработке инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности (недопустимый уровень готовности) и инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями (критический уровень).
Однако изучение вопросов, обсуждаемых на методических советах в методических кабинетах районных/городских отделов образования показал, что основные направления развития содержания образования в Республике на них не обсуждаются (за исключением профилизации и профессионализации образования; инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов).
Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе по обеспечению перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (особенно в сельской школе). Не проводится работа по выявлению разрывов в профессиональной деятельности, зон затруднений и потребностей в обучении, планированию методической работы с учетом потребностей в развитии профессиональных компетенций работников образования.
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания работы региональной методической службы необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:
1. Обеспечение перехода методических кабинетов в режим методической работы, ориентированной на результат.
2. Создание условий для проектирования и реализации программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб.
3. Разработка инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности.
4. Выявление, обобщение, оформление, предъявление и сопровождение освоения передового педагогического опыта.
5. Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации.
6. Обеспечение деятельности методических служб критериям эффективности методической работы:
- Соответствие требованиям методической работы, ориентированной на результат;
- Соответствие требованиям современной казахстанской модели образования;
- Направленность на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;
- Направленность на обеспечение достижения новых результатов образования: социализации обучающихся; ключевых компетентностей, ЗУНов;
- Соответствие принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);
- Соответствие принципу поиска возможностей внедрения опыта, т.е. внедрение должно основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее, стратегии, технологии.