Анализ технического и профессионального образования Казахстана

Анализ готовности регионального технического и профессионального образования к реализации современной казахстанской модели образования (Республиканской программы развития технического профессионального образования) показал следующие результаты:

Показатели Индикаторы Величина, %
колледжи проф. лицеи
1.1. Показатель соответствия содержания технического и профессионального образования уровню развития технологиям производства уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин; 40 10
уровень соотношения традиционных и современных технологий в содержании спецдисциплин; 40 40
уровень соответствия оборудования учебных мастерских для изучения современных производственных технологий; 50 20
уровень своевременного прохождения инженерно – педагогических работников стажировки на предприятиях 10 10
1. 2. Показатель соответствия уровня профессиональной подготовки заказам работодателей уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации профессионального обучения и прохождения профессиональной практики учащимися 80 100
уровень маркетинговых исследований запросов работодателей к специалистам соответствующей профессии 40 20
степень участия работодателей в оценке уровня развития специальных компетентностей учащихся 100 90
уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросу трудоустройства выпускников 20 70
1.3. Показатель соответствия модульных программ по специальностям запросам современного производства степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства 20 10
степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев 20 20
уровень соответствия перечня специальностей запросам рынка труда 50 70
степень системности процесса обновления модульных программ 10 10
уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда 10 20
уровень соответствия современного оборудования учебных мастерских полноценному образовательному процессу 50 30

Результаты, приведённые в таблице высвечивают множество западающих зон, влияющих на развитие содержания деятельности организаций технического и профессионального образования. Основные из них: уровень своевременного прохождения стажировки на предприятиях инженерно – педагогическими работниками – 10% (недопустимый уровень готовности к реализации Республиканской программы развития технического профессионального образования); степень системности процесса обновления модульных программ – 10% (недопустимый уровень); уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда – 15% (недопустимый уровень); степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства – 15% (недопустимый уровень); степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев – 20% (критический уровень); уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин 25% (критический уровень).

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания регионального технического и профессионального образования необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:

1.  Реализация интегрированных модульных программ по специальностям в соответствии с запросами современного производства.

2.  Систематическое повышение квалификации инженерно-педагогических работников и своевременное прохождение преподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения, стажировки на базе производственных предприятий для изучения новых технологий.

3.  Введение в профессиональное образование (помимо знаний, умений и навыков) новых образовательных конструктов - компетенций (базовых, специальных, профессиональных) и квалификаций.

4.  Создание системы изучения рынка труда.

5.  Обеспечить преемственность профессионально-образовательных программ различных уровней: общего и профессионального образования.

6.  Организация управления учреждениями профессионального образования на основе системы менеджмента качества ИСО 9001-2000.

5.  Методическая служба (школьный, районный/городской, областной уровни)

Анализ готовности региональной методической службы (школьный, районный/городской, областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) по результатам самоанализа показал, что деятельность методических служб области направлена на отработку основных стратегических направлений развития содержания образования РК:

Стратегические направления развития содержания образования РК: Уровень готовности
1. Компетентностно-ориентированного образования 79% высокий уровень
2. Профилизации и профессионализации образования. 83% высокий уровень
3. Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей). 66,6% оптимальный уровень
4. Инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями. 22,3% критический уровень
5. Инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговая системы, сетевой организации) 87,3% высокий уровень
6. Механизмов социального партнёрства в образовании. 66,6% оптимальный уровень
7. Инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности. 0 % недопустимый уровень
8. Инновационной модели повышения квалификации, методической службы, ориентированной на результат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы). 66,6% оптимальный уровень
9. Управления качеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством. 75% высокий уровень
10. Мониторинга результатов деятельности системы образования 100% высокий уровень
Обеспечение перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (методических объединений школ в кафедры, методических кабинетов районного/городского в режим работы центров развития образования, ИПК в центр развития регионального образования) 40%

допустимый уровень

Проектирование и реализация программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб 53,3%

допустимый уровень

Обобщение передового педагогического опыта 66,6% оптимальный уровень
Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации 50%

допустимый уровень

Обеспечение соответствия методической работы:

6.1.требованиям современной казахстанской модели образования;

6.2.направленности на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;

6.3.новым результатам образования:социализации обучающихся; ключевым компетентностям, ЗУНам;

6.4.принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);

6.5.принципу поиска возможностей внедрения опыта (т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее)

70,6%

оптимальный уровень готовности

Самоанализ своей деятельности методическими службами области показал допустимый, оптимальный и высокий уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования). Исключение составляет работа по отработке инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности (недопустимый уровень готовности) и инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями (критический уровень).

Однако изучение вопросов, обсуждаемых на методических советах в методических кабинетах районных/городских отделов образования показал, что основные направления развития содержания образования в Республике на них не обсуждаются (за исключением профилизации и профессионализации образования; инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов).

Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе по обеспечению перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (особенно в сельской школе). Не проводится работа по выявлению разрывов в профессиональной деятельности, зон затруднений и потребностей в обучении, планированию методической работы с учетом потребностей в развитии профессиональных компетенций работников образования.

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания работы региональной методической службы необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:

1.  Обеспечение перехода методических кабинетов в режим методической работы, ориентированной на результат.

2.  Создание условий для проектирования и реализации программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб.

3.  Разработка инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности.

4.  Выявление, обобщение, оформление, предъявление и сопровождение освоения передового педагогического опыта.

5.  Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации.

6.  Обеспечение деятельности методических служб критериям эффективности методической работы:

-  Соответствие требованиям методической работы, ориентированной на результат;

-  Соответствие требованиям современной казахстанской модели образования;

-  Направленность на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;

-  Направленность на обеспечение достижения новых результатов образования: социализации обучающихся; ключевых компетентностей, ЗУНов;

-  Соответствие принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);

- Соответствие принципу поиска возможностей внедрения опыта, т.е. внедрение должно основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее, стратегии, технологии.