Анализ хода пенсионной реформы в России
Необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем.
Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3–4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число будет сокращаться и дальше.
Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.
Цель пенсионной реформы – дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.
Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.
К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.
Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей – базовой, накопительной.
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) подводит основные итоги развития негосударственных пенсионных фондов: предварительные данные за 2009 год свидетельствуют, что отрасль по большинству показателей преодолела последствия кризиса.
По сравнению с концом докризисного 2007 года (1 января 2008 года)
пенсионные резервы выросли на 13,7%
пенсионные накопления выросли в 2,8 раза, а с учетом средств, поступивших в феврале – апреле 2010 года – в 5,1 раза
число застрахованных лиц, формирующих накопительную часть пенсии в НПФ выросло в 4 раза и достигло 7,5 млн. человек
фонды не снижали выплату негосударственной пенсии:
число пенсионеров выросло с 942 тыс. чел до 1232 тыс. чел.
пенсионные выплаты – в 1,6 раза
Не удалось восстановить на докризисном уровне два показателя деятельности НПФ:
имущество для обеспечения уставной деятельности, которое у многих фондов было потрачено на компенсацию отрицательных результатов инвестирования в 2008 году;
взносы физических лиц, рост которых в 2008 – 2009 годах остановился на уровне 10,5 млрд. руб. в год [10].
В 2009 году приняты беспрецедентные меры по повышению надежности негосударственных пенсионных фондов. В результате, в течение 2009 года из-за несоответствия новым требованиям, вступившим в силу 1 июля, рынок покинули около 60 фондов, не ведущих активной деятельности.
Доля суммарных пенсионных средств этих фондов (пенсионные резервы плюс пенсионные накопления) не превысила 0,15% всех пенсионных средств, сосредоточенных в НПФ.
Защита средств будущих пенсионеров обеспечивается контролем со стороны регуляторов (Министерство финансов и Федеральная служба по финансовым рынкам), со стороны специализированного депозитария, а также Общественного совета по инвестированию накопительной части пенсионных средств, созданного в августе 2003 года при Правительстве Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 379 от 30 июня 2003 г. накопительная часть трудовой пенсии может быть инвестирована в:
2004 2005 2006 2007 Государственные облигации Без ограничений Облигации субъектов РФ До 40% Муниципальные облигации До 40% Корпоративные облигации До 50% До 60% До 70% До 80% Акции открытых акционерных обществ До 40% До 45% До 55% До 65%
Объем рынка. Объем средств, которые были переведены в частные управляющие компании и НПФ, пока оказался незначительным – из 37 млрд. руб. накопительной части пенсии 2002 года, по данным Пенсионного Фонда России, частным управляющим компаниям было доверено 1,6 млрд. рублей. С каждым годом и объем накопительной части в целом, и та доля, которую граждане будут переводить в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, будут возрастать. Ожидается, что к 2010 году объем пенсионных накоплений достигнет примерно 800–900 млрд. рублей (30 млрд. долларов).
Федеральная служба по финансовым рынкам является регулятором деятельности управляющих компаний и НПФ, размещающих средства накопительной части пенсии на рынке ценных бумаг. В настоящее время создана жесткая система контроля и надзора за участниками инвестирования пенсионных накоплений.
Одна из основных задач ФСФР России в ходе реализации пенсионной реформы – это регулирование деятельности спецдепозитариев и частных управляющих компаний, участвующих в управлении накопительной части пенсионных средств, а также негосударственных пенсионных фондов, являющихся страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. Федеральная служба по финансовым рынкам следит за соответствием участников рынка требованиям законодательства и вправе аннулировать либо приостанавливать лицензии компаниям, действия которых им не соответствуют.
В ФСФР России регулярно предоставляются отчеты всех управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, и служба может на самых ранних этапах отследить попытки нарушений.
Программа государственного софинансирования пенсии. Впервые каждый россиянин получил уникальную возможность пополнить свой пенсионный счет, увеличивая свою будущую трудовую пенсию при финансовой поддержке государства.
Вы вносите на накопительную часть своей будущей пенсии не менее 2 000 рублей в год, государство удваивает Вашу сумму, но не более 12 000 рублей в год.
Организации, участвующие в реализации пенсионной реформы
В настоящее время сформирована следующая структура управления средствами пенсионных накоплений:
Пенсионный фонд РФ – формирует накопительную часть трудовой пенсии, организует процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями и с государственной управляющей компанией;
Негосударственные пенсионные фонды – формируют накопительную часть трудовой пенсии, организуют процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями;
Государственная управляющая компания (ГУК) – осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, а также выбравших государственную управляющую компанию в качестве управляющей компании;
Управляющие компании (УК) – инвестируют средства пенсионных накоплений;
Специализированный депозитарий – осуществляет контроль за соответствием деятельности управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений требованиям законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; уведомляет соответствующие контролирующие органы о возможных проблемах и некорректных действиях; ведёт учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет контроль за стоимостью чистых активов, находящихся в управлении УК, за перечислением в ПФР средств на выплаты гражданам за счет средств пенсионных накоплений;
Брокеры – предоставляют брокерские услуги управляющим компаниям по приобретению разрешенных активов.
Осуществление Внешэкономбанком функций государственной управляющей компании средствами пенсионных накоплений
Внешэкономбанк осуществляет функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2003 г. № 34.
Деятельность Внешэкономбанка как государственной управляющей компании осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными документами Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам.
О фрагментированности и отсутствии единой, целенаправленной деятельности различных ведомств, думских комитетов и консультационных центров говорят давно и много и не только в отношении пенсионной реформы. Проблема, на мои взгляд, в отсутствии у государства критериев оценки деятельности собственных структур. Казалось бы, любой коммерсант способен оценить целесообразность затрат и их мультипликативный эффект. Когда же речь заходит о госструктурах, то эффективность оценивается каким угодно набором слов, но не сравнением количества вложенных средств с отдачей.