Барьеры восприятия системы массовой коммуникации

Понятие и функции барьера

Из чего складывается наша жизнь? Она состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров - физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д. - в целях удовлетворения наших потребностей. Их существует множество и понятие каждого из них соответственно разное. Первым глубоко осознал большой потенциал понятия "барьер" З. Фрейд- основатель самого мощного и влиятельного направления в мировой психологической науке. В России одним из первых созидательную роль барьеров вскрыли ученые в области научного творчества. Оказалось, что каждому открытию предшествует появление специфического познавательного барьера. Это явление обнаружил Б. М. Кедров и назвал "барьером". Открытие совершается как процесс его преодоления. Теперь наука не может обойтись без понятия "барьер".

Так что же такое барьер? Обычно барьеры трактуются в житейском понимании как нечто не желаемое, то, что создает помеху. В нашем же понимании барьер - это универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник.

Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения независимые от их природы. Трудно переоценить роль барьеров в социальной жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность народов и государств, облекаясь в форму различных запретов, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать.

Барьер выполняет следующие основные функции:

      ·    стабилизация: барьер останавливает движение;

      ·    коррекция: столкнувшись с препятствием, движение меняет направление

      ·    энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием барьера;

      ·    дозировка: барьеры дозируют движения;

      ·    торможение: барьер замедляет движение;

      ·    лишение: барьер ослабляет функциональные возможности.

Роль барьера в жизни природы столь велика, как и в жизни общества и отдельной личности.

Коммуникативные барьеры СМК

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Выделяют 4 класса барьеров:

1. Барьеры, обусловленные факторами среды

К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

      ·    акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и тд;

      ·    отвлекающая окружающая обстановка - все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.);

      ·    температурные условия - слишком холодно или жарко в помещении;

      ·    погодные условия - дождь, ветер, давление и т.д.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

2. Технические барьеры

Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся "шумы" и "помехи". Понятие "шум" ассоциируется с технологическими проблемами, и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. Источник шума обладает способностью разрушать информацию, тем самым он увеличивает степень неопределенности приемника. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

Па первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены. Но большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком.

3. Человеческие барьеры

Человеческие барьеры можно разделить на межъязыковой, социальный, психологический, психофизиологический, социо-культурный барьеры коммуникации. Рассмотрим каждый барьер подробно.

1) Межъязыковые барьеры

Участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти общего в общении.

2) Социальные барьеры.

Барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры:

      ·    Барьер разного уровня жизни;

      ·    Барьер национальных культур;

      ·    Барьер лжи и обмана.

3) Психологические барьеры

В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции:

      ·    Функция психологического препятствия;

      ·    Функция психологической защиты.

4) Психофизические барьеры

Такие барьеры могут возникать вследствие психофизических нарушений (заикание, картавость, потеря голоса, глухота).

5) Социокультурные барьеры

Люди являются представителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, социальной группы. Все это порождает социокультурные барьеры.

4. Барьеры сообщения

Барьеры сообщения также можно разделить на барьеры:

1) Семантический барьер

В сообщении используется многозначные слова.

2) Фонетический барьер

В сообщении используется быстрая, невыразительная или медленная речь; акценты (звуки-паразиты)

3) Стилистический барьер

Стиль сообщения не соответствует ситуации существования.

4) Логический барьер

Внутри сообщения сложная логика рассуждений.

5) Профессиональное неприятие

6) Нестандартные участники сообщения

Объект сообщения не соответствует открытию привлекательности.

7) Инерция включенности

При столкновении сообщения с другими проблемами, яркость и значимость в сообщении не является настолько сильной, чтобы отвлечь его.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для многих людей умение "донести" свое мнение, свои знания до партнера - часть профессии, поэтому они должны уделять первостепенное внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.