Библиосоциология как научная дисциплина
Библиосоциология – отрасль социологии, подобная другим её отраслям, изучающим социальные институты – социологии образования, социологии здравоохранения, социологии управления, социологии политики и т.д.
Объект библиосоциологии – социальный институт библиотечного дела, частные проблемы которого изучаются библиотековедением, библиографией, книговедением, литературоведением, социологией культуры, социологией книги, социологией литературы, социологией чтения, библиопсихологией, библиотерапией и другими дисциплинами, в силу чего библиосоциология тесно взаимодействует с многими областями научного знания.
Предмет библиосоциологии – закономерности формирования, функционирования и развития библиотечного дела в качестве социального института. Поэтому библиосоциология имеет методологическую значимость для дисциплин, познающих частные вопросы библиотечного дела.
Библиосоциология исходит из социологической парадигмы институционализма, руководствуется, прежде всего, социологическими теориями социальных институтов. Библиосоциологическая значимость всех прочих теорий, в том числе социологических, культурологических, библиотековедческих, книговедческих и других, измеряется их способностью углубить осмысление библиотечного дела в качестве социального института. Библиосоциологическая ценность эмпирических социологических исследований определяется их вкладом в выявление устойчивых тенденций функционирования и развития института библиотечного дела, причин, факторов и векторов институциональных трансформаций.
Не секрет, что институт библиотечного дела в современной России переживает глубочайший кризис и дифференцируется на элитное и народное библиотечное дело, что имеет далеко идущие последствия для нашего общества.
Претендующие на преодоление кризиса библиотечного дела теории информатизации и маркетингизации библиотек, создания народных самофинансируемых библиотек не соответствуют общественной потребности сохранения и развития муниципальных библиотек, составляющих 94% всех общедоступных библиотек современной России. Особенно явно их противоречие интересам сельских муниципалитетов, библиотеки которых выполняют наряду с традиционными некоторые функции учреждений социальной работы, решают часть социальных проблем своих пользователей методами библиотечной деятельности.
Библиосоциальная работа – не дисфункция института библиотечного дела, а его свойство, свидетельство превращения латентной функции в явную, итог взаимодействия внутренних и внешних факторов развития этого института, закономерное следствие трансформирования библиотечного дела в новых социальных условиях при сохранении им своих институциональных качеств.
Библиосоциальная работа в муниципалитетах современной России реализуется в разнообразных формах, среди которых наиболее перспективными и социально эффективными следует признать те, которые имеют библиотерапевтический смысл.
Дальнейшее развитие библиосоциологии предполагает:
– углубление имеющихся и формирование альтернативных им теорий, объясняющих процессы, тенденции и трансформации института библиотечного дела как в целом, так и его основных структур;
– учет специфики методологии эмпирических библиосоциологических исследований, проявляющейся в повышенной значимости для них методов системного, структурного, функционального, диалектического, историко–генетического и сравнительно–регионального анализа, а также принципа последовательного соблюдения требований институционалистской парадигмы;
– адаптацию к потребности изучения институциональных характеристик библиотечного дела общесоциологических методов сбора информации;
– повышение внимания к качественным и количественно–качественным методам социологии;
– внедрение в исследовательскую практику новых для библиосоциологии методов – паспортизирования, картографирования и картограммирования (по технике «проблемное колесо») микросоциумов, обслуживаемых муниципальными библиотеками.
Библиотековеды не пришли к единому мнению о составе сущностных социальных функций библиотек. В советский период в качестве таковых в официальных документах, как правило, назывались идеологическая, культурно–просветительная и научно–информационная функции [5, 296]. И. М. Фрумин в 1977 году выделил воспитательную, образовательную и организационную функции [19]. Три года спустя Л. А. Шилов тоже выделил три сущностные функции в деятельности библиотек, вместо организационной назвал функцию информационного обеспечения науки и производства [22], а А. Н. Хропач, оставаясь на тех же позициях, назвал ее уже в 1989 году производственно–вспомогательной [21]. Ю. Н. Столяров в 1982 году в качестве сущностных назвал кумулятивную и утилитарную [13]. А. В. Соколов вслед за В. Р. Фирсовым, выделившим познавательную, ценностно–ориентационную и коммуникативную [18], называет в 1984 году ценностно–ориентационную, коммуникативно–познавательную и кумулятивно–поисковую функции [11]. Е. Т. Селиверстова, продолжая работу в данном направлении, в 1991 году выделяет кумулятивную, мемориальную и информационно–коммуникативную [8], И. К. Джерелиевская в составе сущностных социальных функций видит только две – мемориальную и коммуникативную [2], а Н. В. Жадько в 1996 году коммуникативную среди них заменяет информационной функцией [3].
В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция. Начало этому подходу положил Ю. Н. Столяров, выделив наряду с сущностными (кумулятивной и утилитарной) в качестве имманентной коммуникативную функцию. Свою позицию он обосновывает тем, что «...основное социальное предназначение библиотеки... состоит в обеспечении пространственно–временного акта коммуникации...» [13, с 22].
В то же время В. Р. Фирсов, рассматривая социальные функции библиотек и выделяя их из функций культуры, приходит к выводу, что основная функция библиотек «социализирующая, обусловленная преобразующим свойством фонда... Все остальные функции остаются ей подчинёнными и её конкретизирующими» [18, с. 28].
Несколько позже, во время дискуссии о социальных функциях библиотек, Ж. С. Яцкунас тоже предпринял попытку выделить одну, сущностную функцию библиотеки. Он не разделяет позицию тех авторов, которые считают, что библиотека выполняет целый ряд социальных функций, и ставит задачу определения единственной специфической функции библиотеки, «такой функции, которую реализует только библиотека и ничто кроме библиотеки» [23, с. 19]. Этой функцией, по мнению Ж. С. Яцкунаса, является организация общественного пользования определенным образом сформированных фондов документов. В осуществлении именно этой функции, считает автор, заключается «важнейшая, ничем не заменимая роль библиотеки, обеспечивающая её статус самостоятельного учреждения культуры».