Библиотерапия и терапия художественными фильмами

Библиотерапия возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. Библиотерапия имела и другие названия: «либротерапия», «либропсихотерапия» (В. М. Бехтерев.) Само же слово как официальное научное понятие было предложено в 1916 году Ассоциацией больничных библиотек США. Съезд обсудил технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику – библиотерапией, которая позволяла клиентам идентифицировать себя с героем и понять, что они – не единственные люди с подобной проблемой.

Существует множество толкований данного термина. В 1989 году Пардек предложил следующее определение понятию «библиотерапия» – это техника для структурного взаимодействия между стимулирующим и воспринимающим, базирующаяся на использовании литературы. В 1989 году Риордан и Вильсон предложили следующую трактовку данному определение «библиотерапии» – преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека.

Древние египтяне определяли назначение библиотеки как «аптека для души».

Целями библиотерапии являются следующие:

1. Проявить индивидуальное самосознание.

2. Улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций.

3. Способствовать формированию адекватной самооценке.

4. Показать человеку, что есть более чем одно решение проблемы.

5. Помочь выйти на путь самопознания и самореализации.

Основными участниками библиотерапии могут выступать следующие:

1. Врач. Данный вариант давно не рассматривается, поскольку медик не всегда может быть компетентен в вопросах литературы.

2. Библиотекарь. Такой подход характерен для США, где библиотекарь, пройдя специальное обучение, осуществляет характерный для этой страны индивидуальный подход к клиенту.

3. Психолог. В последнее время библиотерапевты, поняв, что библиотерапия родилась на стыке не только медицины и библиотечного дела, но и психологии, сделали резкий поворот в сторону психотерапии.

4. Педагог. Педагогический подход, по мнению авторов, выдвигает наиболее серьезные терапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей, формирование оптимистического видения мира и потребности в самостоятельном решении проблем.

5. Автор книги. Говоря о роли писателя, следует подчеркнуть, что эта роль может быть осознанной и неосознанной, книга пишется специально для терапевтических целей или она не задумывалась с данной целью.

Независимо от того какова профессиональная направленность библиотерапевта (психолог, педагог или врач) он должен соблюдать принцип компетентности и этики консультанта. Терапевтический эффект книги может основываться на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении. Чем более положение героя и описанная ситуация похожа на реальную проблему, тем более и сильнее выражен эффект.

Основными этапами библиотерапии выступают следующие:

– мотивационный этап (целеполагание);

– познавательный этап (обеспечение времени для занятий, руководство к дискуссии, анализ и синтез информации);

– этап рефлексии (оценка эффективности, пути помощи, анализ состояния личности, самооценка).

Одной из особенностей библиотерапии является процесс самоактуализации. Для библиотерапии может подойти книга в прозе или стихах, записи в дневниках и биографические заметки, но стихотворения обладают некоторыми грамматическими и лексическими свойствами, благодаря которым достигается максимальный эффект. В стихотворениях чувствами мысли предельно сконцентрированы и спрессованы. Эта совокупность эмоциональной экспрессии. Словесная эссенция помогает весомо утвердить свою мысль, справиться с чувством безысходности. Библиотерапия поэзии работает в направлении индивидуального консультирования, после чего человек становится, открыт для нового опыта и самопознания.

Под видеотерапией или терапией художественными фильмами понимается вспомогательная психотерапевтическая техника, основанная на просмотре и обсуждении фильмов, в которых сюжет и эмоциональное воздействие соотнесены с психической проблематикой пациента. Видеотерапия, как и библиотерапия, влияет на образную сферу человека, но оказывает гораздо более интенсивный эффект вследствие емкого, кратковременного и эмоционального насыщенного воспроизведения событий. Групповое обсуждение наиболее показано при терапии художественными фильмами. Возможны письменные интерпретации увиденного. Терапия художественными фильмами в настоящее время находится на стадии становления, однако ожидается развитие теоретического обоснования этой методики и широкое практическое ее использование для профилактики и лечения различных проблем психического здоровья.

Фильмы и книги, рекомендованные для чтения и просмотра, можно разделить на три группы. К первой группе относятся произведения, которые показывают образец мужества человека, его силу и душевные качества, помогая преодолевать сложные моменты жизни. Во второй группе оказываются книги и фильмы, демонстрирующие, что ресурсы человека не ограничены, а опасный враг живет в самом человеке, поэтому необходимо познать себя и свои возможности. Третья группа объединяет достаточно «легкие» произведения, которые учат смотреть на любую ситуацию с юмором, видеть ее в общем, контексте жизни, уходя от сверхважных идей. Одно из главных правил при подборе психотерапевтических художественных произведений для людей с психическими расстройствами – опора на диагностические результаты и учет психиатрических показаний.

Использование библиотерапии и видеотерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения имеет исключительное значение. Опыт применения этих техник показывает, что в кризисных пациентов художественные произведения выступают медиатором выражения их собственных чувств, страхов и опасений. Работа с книгами и фильмами чрезвычайно интересна и увлекательна при групповых обсуждениях. Однако прежде чем приступать к поиску посредников – психотерапевтических произведений, важно отдавать себе отчет в том, что книг и фильмов, оказывающих противоположный, антитерапевтический и суицидальный эффект, существует сегодня огромное количество.