Благотворительная деятельность фирм

На нынешнем этапе развития России, с немалыми трудностями решая проблемы, возникшие в период экономического кризиса 1990-х годов, государственная система социального обеспечения не может всецело удовлетворить нужды групп населения, которым она обязана помогать. Поэтому государство вынуждено обратиться с призывом к обществу развивать общественную и частную благотворительность.

Осуществлять благотворительность значит "творить благо". Понятие "творить благо" всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. В современной литературе нет довольно жесткого определения, но оно приведено в законе РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995 году. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Как следует из закона, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются.

Закон не только дает определение благотворительности, но и четко определяет цели благотворительной деятельности:

«Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействия защите материнства, детства и отцовства;

— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охраны окружающей природной среды и защиты животных;

— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий,

имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения» (ст.2).[4]

По сути, цели благотворительности, изложенные в законодательстве, представляют собой функции, которые она выполняет. Но, на мой взгляд, это ещё не полный перечень функций благотворительности.

Одновременно, благотворительность играет большую положительную роль в общественных взаимоотношениях. Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на его нравственно-психологический климат. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Но благотворительность приносит пользу не только обществу, но и фирмам её осуществляющим. Во-первых, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, создать благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для предприятий, работающих с массовым потребителем.

Во-вторых, благотворительная деятельность, сотрудничество с общественными организациями может быть дополнительной положительной характеристикой при взаимоотношениях с государственными, финансовыми структурами.

В-третьих, благотворительность может способствовать укреплению репутации в глазах партнеров. Партнеры, видя, что корпорация оказывает помощь, будут знать, что она достаточно твердо стоит на ногах, что здесь собрались люди, которые не сливки хотят снять, а думают о земле, на которой живут, о городе, об обществе. Если люди оказывают благотворительную помощь, значит, у них есть деньги, то есть они развиваются, рентабельно существуют, значит с ними стоит иметь дело.

В-четвертых, благотворительная деятельность может способствовать созданию притока квалифицированных клиентов (юридических лиц) через знакомство на почве общей благотворительной деятельности.

Но, как оказалось, не все предприниматели стремятся извлечь выгоду из благотворительной деятельности. В прошлые столетия благотворительность вообще не носила, какого либо выгодного характера. В наше время это исключение, но оно все-таки есть. Разбогатев в данном обществе, предприниматель может ощущать в определенной степени вину перед другими людьми, особенно если речь заходит о детях сиротах, не имеющих своих домов и не имеющих возможность попасть в переполненные приюты. Человек, который ведет честный бизнес, который не скрывается от государства и интересуется положением в стране, не может остаться равнодушным. Моральная сторона благотворительности объясняется ещё тем, что богатство, которое удалось получить владельцу организации, не появилось бы у него без поддержки общества, сотрудников, которые работают в этой фирме. А если на начальном этапе это был малый бизнес, то правительство поддерживало все его начинания, благодаря государственным программам. Поэтому, когда у фирмы возникает возможность помочь своей стране, своему обществу, она обязана это сделать. Я считаю, что благотворительность – это, прежде всего, моральный долг предпринимателя. Сейчас в стране постепенно формируется средний класс и количество благотворителей растет. Для многих становится естественным стремление поделиться с другими тем, что у них есть хорошего, причем речь идет не обязательно о чем-то материальном.[5] Можно уделять свое время, давать советы, выказывать симпатию одинокому человеку, пригласить его на обед. Духовная благотворительность крайне важна, она способна вернуть к жизни нуждающегося в поддержке человека.

Почти все исследователи четко отделяют благотворительные пожертвования, основанные на милосердии, от спонсорской помощи, основанной на выгоде. Большинство исследований фиксируют в качестве приоритетного направления благотворительной деятельности помощь бедным и решение других социальных проблем. Так 92% руководителей компаний считает, что в первоочередной помощи нуждаются незащищенные слои населения (им реально помогают 88% опрошенных). Экологические проблемы заботят 30% руководителей предприятий (поддерживают экологические проекты 10% из опрошенных). Директора компаний считают, что религиозные организации вообще не нуждаются в поддержке, однако 35% опрошенных их поддерживают. [6]

Благотворительные организации оказывают значительную помощь государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль. Кроме того благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как:

        ·  Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.

        ·  Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.

        ·  Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.

        ·  Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

        ·  Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.

        ·  Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.

        ·  Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.

Мотивы благотворительной деятельности фирм

Как уже было сказано, благотворительность является очень важной формой поддержки нашего общества. На каких же принципах, в каких ситуациях фирма решает вести благотворительную деятельность.

Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многие гуманитарные науки, и у каждой – свой вариант ответа. Например, философы и историки полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступают милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой «гуманитарной сделки». Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.

К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученые обычно относят:

1. Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то сталкивался с проблемой);

2. Религиозные мотивы;

3. Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле «надо делиться»);

4. Симпатия или жалость;

5. Чувство вины перед обществом за свою деятельность;

6. Мода (следование чужому примеру);

7. Национальные/профессиональные причины;

8. Личное удовлетворение от благотворительного поступка;

9. Настойчивость просителя.

К корпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:

1. Улучшение имиджа компании;

2. Продвижение продукта – товара или услуги;

3. Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;

4. Улучшение отношений с местной властью;

5. Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки);

6. Соображения престижа;

7. Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;

8. Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);

9. Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);

10. Лоббирование интересов компании.[7]