Благотворительность (филантропия) в истории общества

Теоретической основой исследования и историко-культурологического обоснования понятий "благотворительность", "милосердие", "меценатство", "спонсорство" стали идеи Платона, Аристотеля, К. Каутского, равно как труды Р. Г. Апресяна, А. Ю. Горчевой, В. О. Ключевского, Н. О. Лосского, А. Смита, и др.

Специфичность возникновения феномена благотворительности потребовала обращения к рассмотрению традиций филантропии в истории цивилизации, анализ которых представлен в работах А. А. Аронова, А. А. Белоусова, П. В. Власова, Н. М. Гаврилова, П. И. Георгиевского, Ю. А. Петрова, В. Л. Прохорова, Е. П. Хорьковой, Я. Н. Щапова и др.

Большое значение для исследования имели труды тех, кто занимался проблемами изучения духовных и социально-психологических мотиваций благотворительной деятельности. Это публикации А. Н. Боханова, М. Гавлина, А. Глаголева, Л. Е. Душацкого, А. Л. Свердловой, Ю. Н. Тазьмина, Л. А. Темниковой, и др. Особо следует отметить исследование Р. Г. Апресяна, в котором указывается на существование утилитарного и этического подходов к объяснению мотивации благотворительной деятельности, и работу С. В. Воронина, где дан анализ различных концепций зарубежных авторов о природе и сущности "буржуазной" филантропии.

Отечественная историография благотворительной деятельности в нашей стране насчитывает сотни наименований: от фундаментальных исследований до публицистических выступлений в периодической печати. Однако проблема сохранения и использования историко-культурных объектов, нашедшая своё выражение в деятельности благотворителей Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв., была надолго забыта и в настоящее время остаётся недостаточно изученной.

Большое значение для исследования филантропии имеют работы, посвященные истории благотворительности в Западной Сибири, авторы которых высказали немало продуктивных идей относительно её мотивов, направлений и форм.

Точкой отсчёта в историографии благотворительной деятельности Западной Сибири, видимо, следует считать справочное издание чиновника особых поручений С. Соболева "Благотворительные учреждения Томской губернии", изданное в 1895 г.

Видное место в историографии благотворительности сибирского купечества занимают работы областников А. В. Адрианова, К. Н. Евтропова, Н. М. Ядринцева. Они первыми отметили филантропическую деятельность, проявленную представителями третьего сословия (купцами). Определенный интерес представляет работа А. В. Адрианова "Томская старина", в которой автор выступает апологетом томских купцов. Придерживался положительной оценки роли купцов-предпринимателей в благотворительности Сибири К. Н. Евтропов. Сведения о влиянии представителей третьего сословия на развитие культуры удаленного от центра России сибирского региона содержатся в его труде "История Троицкого кафедрального собора в Томске". Весьма противоречиво отражена благотворительная деятельность предпринимателей в воспоминаниях Н. М. Ядринцева: острая критика часто сменялась страстной защитой. Тем не менее, в исследовании Н. М. Ядринцева "Сибирь как колония" обращено внимание на создание в Сибири музеев на частные пожертвования филантропов, что особенно важно для данного исследования.

В советский период исторический опыт благотворительности рассматривался с классовых позиций, как элемент чуждый социализму, характерный для буржуазной культуры, поэтому феномен российской благотворительности, в целом и сибирской, в частности, не изучался. Благотворительность трактовалась как "помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения, с целью обмана трудящихся и отвлечения от классовой борьбы". [1]

Исследование дореволюционного опыта благотворительной деятельности в Сибири начинается лишь в конце 80-х начале 90-х гг. XX века. В этот период выходит в четырех томах "Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири", в которой даны сведения о филантропической деятельности купеческих династий и отдельных предпринимателей Сибири.

Истории региональной благотворительности посвящен ряд работ современных авторов. Это фундаментальные труды В. П. Бойко, богатые фактологическим материалом. Исследование традиционных форм участия сибирских предпринимателей в общественной жизни и мотивов благотворительности содержатся в работах Ю. М. Гончарова, П. Н. Мешалкина, В. А. Скубневского, В. Д. Славнина, А. В. Старцева и др. Определенный интерес представляют публикации Е. Сырямкиной, которая составила галерею портретов томских меценатов, и рассмотрела направления и формы благотворительности в Сибири. Сведения о сибирских благотворительных организациях содержатся в работах А. Куприянова. Известный алтайский исследователь В. Н. Разгон в монографии "Сибирское купечество в XVIII - первой половине XIX вв." фрагментарно осветил благотворительную деятельность купеческих династий г. Тары.

Понимание благотворительности как способа сохранения культуры и одного из условий, обеспечивающих возможность появления её новых форм, привело диссертанта к изучению трудов, посвященных процессу возникновения музейного дела в Сибири. Это работы Ю. А. Абрамовой, П. Н. Мешалкина, Н. Полуниной, Д. А. Равиковича, Л. С. Рафиенко, О. Н. Труевцевой, А. Фролова, Н. В. Шалаевой, и др.

Однако специальных и, тем более, обобщающих исследований, посвященных благотворительной деятельности, направленной на поддержание и сохранение историко-культурного наследия до настоящего времени нет.

Этапы развития благотворительной деятельности

1. Нерегламентированная благотворительность античного и раннехристианских обществ: период становления государственных отношений. Благотворительность осознавалась древними обществами в Египте, Китае, Индии как одно из добродетельных качеств человека. Она рассматривалась как бескорыстие и вспомоществование нуждающимся. Благотворительность была известна древним евреям. В Талмуде благотворительность обозначается словом "цдака" (праведность или справедливость). У последователей иудаизма существовали различные формы проявления благотворительности: практика прощения долгов, расторжение долговых обязательств, благотворительные кассы, служившие для выкупа пленных и обеспечения приданного бедным невестам.

Однако как самостоятельная сфера человеческого бытия, благотворительность появляется в Древней Греции. Это было связано с тем, что греческое общество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где появляются дружеские чувства, моральные связи и отношения. Так формируется понятие "благотворительность" (филантропия), которое означает любовь к людям, благожелательное отношение одного индивида к другому, дружественность.

Истоки благотворительности в России восходят к языческим временам, когда она не являлась организованной, а простейшие формы её заключались в кормлении и одевании нищих.

Иная трактовка благотворительности как проявления сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему появляется вместе с христианством. "Агапе", или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. "Агапе" принимает форму милосердия (греч. caritas). Милосердие-это понятие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания, объединяющее жалость и сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему.

Благотворительная деятельность данного этапа была направлена на оказание помощи людям, не способным в силу объективных и субъективных причин, собственными силами обеспечить условия выживания и организации жизнедеятельности. На этом этапе благотворительность прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм филантропии.

2. Государственно-регламентированная благотворительность: XVI-XVIII вв. На данном этапе появляются законодательные подходы к регулированию бедности и нищенства в европейских государствах. Так Мартин Лютер, выступая против бесконтрольной раздачи милостыни, пришел к мысли, что помощь беднейшим слоям населения должна исходить со стороны общественного самоуправления. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия сменяется идеями социальной инженерии. Зарождаются государственные формы призрения, предпринимаются попытки создания специализированных социальных учреждений (богадельни, приюты). В России благотворительные учреждения делились на две группы - учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам (ведомство учреждений Императорского человеколюбивого общества), преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения (министерство внутренних дел, министерство юстиции).

3. Общественная и частная благотворительность: XIX-XX вв. К XIX веку в Европе и России сложились условия, когда благотворительность представляла единый процесс государственной и частной помощи. Благотворительность на данном этапе рассматривалась как проявление внимания к людям, не способным обеспечить себя хотя бы минимальными условиями существования, оказание им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержание их материально и духовно. В благотворительности, с одной стороны, несомненно, усматривали большое благо и возможность спасения для людей, потерявших надежду. Но, с другой, в благотворительности видели "самообман нечистой совести". Появляются радикальные точки зрения, согласно которым благотворительность бессмысленна и безнравственна (марксизм, философский утилитаризм).

Тем не менее, на данном этапе начинается процесс превращения филантропии в подлинно общественное дело. Складывается представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной, общественной деятельности. Создаются благотворительные фонды. Благотворительность направлена в сферу сохранения культурно - исторического наследия. Было начато систематическое выявление, учет, описание и публикации об историко-культурных объектах, построенных на средства филантропов-меценатов (меценатство-это добровольное пожертвование деньгами, состоянием на построение различных общественных сооружений).

В России, после Октября 1917 года, государство и общество изменили отношение к благотворительности. Благотворительность рассматривалась как явление, "свойственное лишь классовому обществу, и чуждое социальному строю СССР".

4. Возрождение благотворительности в России: вторая половина 80-х-начало XXI вв. На данном этапе происходит реабилитация благотворительности. В 1995 году в РФ принят закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который близок к толкованию сущности благотворительной деятельности дореволюционного периода. В современном российском обществе при слабых экономических и конфессиональных институтах благотворительность стали ассоциировать со спонсорством. Спонсорство - это финансирование какого-либо мероприятия, учреждения с целью рекламы. Благотворительность по смыслу своей деятельности бескорыстна, с её помощью средства распределяются, а прибыль расточается.

Категории разделяющие сибирских благотворителей

Важнейшие основания благотворительной деятельности, разделяющие сибирских благотворителей на четыре категории:

1. Благотворители, следовавшие религиозному мотиву.

2. Благотворители, которые, занимаясь благотворительностью, утверждали себя как личность.

3. Благотворители, ориентированные на получение определенного социального статуса.

4. Благотворители, стремящиеся оставить память о себе среди живых.

Первые из них руководствовались религиозными основаниями, их движущей силой было осознание противоречия между мотивацией трудовой деятельности благотворителей, направленной на достижение богатства, и православной трактовкой цели и смысла труда. Сибирские предприниматели, которым людская молва приписывала обманы, разорение конкурентов, достигнув благополучия, испытывали потребность искупить грех, раскаяться. Нравственным очищением для них была помощь неимущим и нуждающимся.

Вторым важнейшим побудительным основанием деятельности филантропов была психологическая мотивация. Предпринимательство давало возможность утвердить себя как личность. Стремление первенствовать, возвыситься над другими через предпринимательскую деятельность, было целью жизни. Для городских сословий и провинциального купечества эта цель была особенно притягательна. Они завоёвывали положение и статус, мобилизуя при этом свою энергию и способности, и другие качества, далеко не всегда лучшие. И это отличало их от представителей высших сословий (дворянства), получавших свои права и привилегии по праву рождения.

Третья категория сибирских благотворителей действовала, по-видимому, из желания получить социальные льготы и привилегии - чины, звания, ордена. Эти награды были, конечно, не самоцелью, они давали возможность повысить сословный статус. Общество высоко ценило благотворительную деятельность людей и удостаивало их званиями и титулом "Почетного гражданина города".

Наконец, четвертая категория благотворителей хотела оставить память среди живущих людей. Дарение денег на общественные нужды позволяло предпринимателю надеяться на то, что он оставляет о себе добрую память среди живущих, воплощенную в материальных предметах. Многие сибирские купцы в свои завещания вносили пункты о пожертвованиях в виде домов или денежных сумм в надежде на то, что после смерти, основанные таким образом школы, больницы, приюты будут названы их именами.

Историко-культурные объекты Западной Сибири XVIII - начала XX вв.

Историко-культурные объекты Западной Сибири XVIII - начала XX вв., построенные или содержавшиеся на средства благотворителей, можно объединить в два крупных вида, с последующим выделением в них подвидов:

1. Культовые объекты - соборы, церкви, часовни, костёлы, мечети, синагоги, монастыри, колокольни, звонницы, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно - прикладного и изобразительного искусства.

2. Гражданские объекты - богадельни, просветительско - административные (народный дом, казначейство, больницы, школы, училища) учреждения.