Борьба женщин за свои права
С войны за независимость по вторую половину XIX века
Постепенно происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания.
На XVIII в. – первую половину XIX века приходится первая волна – борьба за достижение юридического равноправия полов. Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе-«Декларации прав человека и гражданина». А первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки». Первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.
В Америке вследствие войны за Независимость и политический кризис политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.
Просвещенные женщины конца XVIII столетия в своих письмах и дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная традиция, отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.
Абигайль Смит Адамс (1744 – 1818) в 1776 г. пишет письмо своему мужу, Джону Адамсу, второму президенту Америки с просьбой уделить внимание «дамам» в новом законодательстве. Тон Абигайль Адамс в письме мужу шутливо-серьезен. Несомненно, она рассчитывала таким образом смягчить шокирующее воздействие своих столь не характерных для женщины открытых высказываний. Неудивительно, однако, что она считала себя вправе просить новое правительство о предоставлении женщинам более широких возможностей. Привыкнув к частому отсутствию мужа Абигайль целиком взяла на себя и воспитание детей, и заботы по дому и ферме, преодолевая многочисленные невзгоды и беды военного времени. Письма Абигайл к мужу свидетельствуют о смелости и патриотизме этой женщины перед лицом голода, инфляций, эпидемий.
Однако ее супруг не был настроен всерьез воспринимать идеи жены: «Не мог без улыбки читать твои предложения по законодательству. Нам твердят, что наша борьба повсеместно вызывает ослабление власти, что дети и школьники отказываются повиноваться воспитателям, что в школах и колледжах неспокойно, что индейцы режут свою стражу, а негры бунтуют против своих хозяев. Из твоего письма я открываю, что взбудоражен и еще один народец, гораздо более многочисленный и могущественный».[30]
Итак, второй Президент Америки насмешливо отнесся к предложениям супруги, а его обращение к женщинам – «народец» вполне демонстрирует шовинистическое отношение мужского общества революционной, просветительской Америки к женщинам (Вот козел!)
Позже Абигайль Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом – М. Уорреном. Вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоять права женщин, и особенно замужних, Абигайль не без гордости писала: «Я изрядно послужила на благо своего пола», хотя в действительности ее ходатайство результатов не возымело. Еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.
Однако энергия женщин находила выходы в определенного рода деятельности, в частности, в миссионерской и просветительской которую было бы ошибочно недооценивать в рамках продвижения женщинами своих идей.
После Революции стал популяризироваться образ матери-республиканки, материнский долг – женская миссия и задача. Ханна Матер Крокер писала в 1818 г.: «Долг и почетная миссия женщины… зародить в сердце юноши первое семя добродетели, любовь к богу и своей родине, а также все те добродетели, которые помогут ему стать блестящим государственным деятелем, солдатом, философом и христианином».[31]
С одной стороны, это способствовало и росту консервативных начал: «Апостол Павел знал, что говорит, когда советовал женщинам заниматься домом и семьей, - писала г-жа Джон Сэнфорд. – В доме царит мир, а в делах по хозяйству есть что-то успокаивающее. Дом может не только укрыть от невзгод, но и уберечь от любых заблуждений и ошибок».[32]
С другой, вопрос о женщинах-матерях вызвал бурное обсуждение необходимости женского образования и послужил толчком к основанию женских академий, первых учреждений, где молодые девушки могли получить серьезное академическое образование. К 1840 г. 38% белых американок в возрасте от 5 до 20 лет посещали школы.[33] К 1850 году большинство белых женщин умели читать и писать, тогда как в предыдущем столетии многие из них не могли даже поставить свою подпись. Борьба за доступность образования стала важной частью борьбы женщин за равноправие с мужчинами.
В 1789 г. в трудовое законодательство штата Массачусетс впервые наравне с учителями были включены учительницы.[34] Число образованных молодых женщин росло пропорционально повсеместному массовому спросу на учителей там, где граждане хотели овладеть грамотой.[35] Дело в том, что на женщин нужны были меньше затраты. Учительнице можно было платить вдвое и втрое меньше, нежели учителю. Директорские и иные ответственные посты они, естественно, никогда не занимали.
Одной из проповедниц равного образования была Эмма Харт Вилард, которая разработала собственную методику обучения и готовила своих студентов к работе учителями. Виллард убедила городской совет города Трои в штате Нью-Йорк финансировать основание Женской семинарии Троя, открывшейся в 1821 году как первое учебное учреждение для девочек. Среди предметов, преподававшихся в семинарии, была физиология (наука о функциях частей человеческого тела), считавшаяся в то время неприемлемой для изучения девочками. С развитием методики обучения Виллард началась кампания за улучшение женского образования.
Френсис Райт, Катарин Бичер и Мэри Лайон, несмотря на различия во взглядах, также внесли свой вклад в кампанию за расширение уровня образования женщин в начале XIX века. Благодаря их совместным усилиям, был расширен круг изучаемых женщинами предметов, улучшено качество подготовки преподавателей, сняты ограничения, позволяющие получать образование лишь белым представительницам высшего класса, а также обеспечено право на образование ради образования, а не только в рамках подготовки к роли домохозяйки.
В религиозно-нравственной сфере женщины добились также немаловажных успехов, продемонстрировав даже возможность контроля над мужчинами!
Как известно, европейцы, иммигрировавшие в Северную Америку в XVII и XVIII веках, считали, что женщины менее интеллектуально развиты, чем мужчины, и что, соответственно, они не могут принимать участие во многих аспектах социальной жизни наравне с мужчинами. Такое мнение было особенно явно выражено в вопросах религии, в ограниченном доступе женщин к образованию и профессиональным карьерам, в общественных собраниях, диктовавших нормы поведения женщин, в исключении женщин из политической жизни и неравенстве женщин и мужчин перед законом.
Хотя многие колонисты, бежавшие в Новый Свет в поисках убежища от церковной кары, верили в равенство души, их религиозные убеждения, тем не менее, отводили женщине второстепенную роль.
Однако после 1800 г., когда в результате религиозного возрождения и осознания своей миссии произошла солидаризация женщин, они активизировали свои усилия по созданию разнообразных ассоциаций и институтов. Мощное движение, известное как Второе Великое пробуждение, тесно связанное с пренебрежительным отношением мужского мира к женщине и коммерческого (то есть тоже мужского) мира к религии. Когда два этих фактора соединились, получилась гремучая смесь.
В 1834 г. была создана Национальная женская организация против проституции, двойной морали и других проявлений (предположительно мужской) безнравственности. В течение 10 лет образовалось более 400 филиалов женского общества реформы морали. В своей газете «Адвокат» они обличали «хищную природу», «безрассудство», «наглость» мужчин, «погрязших во грехе».[36]
Хотя активистки и не победили проституцию, но оказали значительное влияние на нормы поведения. В первое десятилетие XIX в. Количество незаконных детей заметно сократилось.
Движение за трезвость было еще более широким шагом к установлению контроля за поведением мужчин.[37]
Однако самым политизированным из всех движений стал аболиционизм, возникший в начале 30-х гг. В 1833 г. в Филадельфии было образован Женское общество борьбы против рабства. В 1836 г. в Нью-Йорке состоялся съезд женщин-аболиционисток. «Я думаю, от негров на Юге до женщин на Севере – все толкуют о правах, и белые мужчины очень скоро попадут в переделку»,[38] - говорит современница.
Многие женщины вместе с мужчинами боролись за отмену рабства, это была одна из форм борьбы за равноправное общество. «Когда напишут правдивую историю движения противников рабства, множество ее страниц будет посвящено женщинам, поскольку борьба рабов была в большой степени и борьбой женщин», - пишет Фредерик Дуглас (1817 – 1895). Но многих из тех, кто, наконец, обнаружил, что негры обладают определенными правами точно так же как другие члены человеческого общества, еще предстояло убедить, что женщины тоже могут на что-то претендовать.
Многие женщины приняли участие в движении за отмену рабства в 30-х годах XIX века. После формирования женщинами обществ за моральные и религиозные реформы, как например запрещение проституции и против алкогольной дискриминации женщин, многие американцы начали признавать участие женщин и в борьбе за запрещение рабства. Образовывались женские отделения организаций по борьбе за отмену рабства, оказывающие поддержку тем обществам, которыми руководили мужчины. Тем не менее, некоторые из женщин, как например Сара и Анжелика Гримке, не остановились на этом уровне.
Сестры Гримке родились в семье рабовладельцев в штате Южная Каролина. Переехав на Север уже во взрослом возрасте, они приняли активное участие в движении за отмену рабства. Сестры Гримке зарекомендовали себя как яростные борцы за освобождение рабов и великолепные ораторы. Однако, лишь немногие мужчины выказывали интерес к встречам, на которых выступали Гримке.
В 1834 году «Американское Общество за Отмену Рабства» провело кампанию сбора подписей под письмом в Конгресс, демонстрируя масштаб общественной поддержки движения. Женщины также приняли участие в кампании, собирая подписи жителей окрестностей. Как писала позже Элеанора Флекснер, «От обычных домохозяек, матерей и сестер потребовалось не меньше мужества, чем от сестер Гримке, чтобы переступить через общепринятые каноны, не обращать внимание на неодобрительные взгляды со стороны и прямое вмешательство мужчин, и прийти на первое в их жизни общественное собрание, или в первый раз пройти с петицией в руках по незнакомой улице, стучась в дома и собирая подписи под тем, что одобрялось далеко не всеми».
В 1840 году в Лондоне состоялась «Всемирная Конвенция за Отмену Рабства». В делегацию от США вошли несколько женщин, включая будущих активных борцов за права женщин Лукрецию Мотт, основателя первого женского «Общества за Отмену Рабства», и Элизабет Кейди Стэнтон, посещавшую «Женскую семинарию города Трои.» По наблюдению некоторых американцев, организаторы конвенции предусмотрели места только для участников-мужчин, отведя женщинам места на галерках, позволяющие слышать выступления мужчин, но не выступать или участвовать. Результаты конвенции подтолкнула Стэнтон и Мотт на проведение в США конвенции за права женщин.
С включением женщин в работу по одному политическому вопросу, мужчинам стало сложнее удерживать их в стороне от других проблем. Одна из деятелей движения за отмену рабства писательница Лидия Мария Чайлд отмечала, что, привлекая женщин к общественной борьбе, мужчины-лидеры реформистских движений превратили семью в живущий организм, и уже невозможно вернуть женщину к роли только лишь домохозяйки. Получив доступ к инструментарию и тактике политических перемен, женщины приступили к поиску путей применения их для улучшения условий их собственной жизни.
Вторая половина XIX века
Вторая волна движения женщин за свои права охватывает вторую половину XIX в. Она характеризуется появлением многочисленных феминистских организаций в ряде стран. Об актуальности требований говорит появление во второй половине XIX в. многочисленных феминистских организаций в ряде стран. В 1888 г. был создан Международный совет женщин, к началу ХХ в. в него входили Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.
Выдвигаются требования предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.
В это время многие женщины Соединенных Штатах стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома: структурные изменения в экономике и появление новой техники изменили и сильно расширили область применения наемного женского труда. Очевидной переменной в их жизни стало увеличение количества рабочих мест: продавщиц в магазинах, служащих в конторах и учреждениях и т.п.
Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Правда, долгое время на девушку, получившую образование, смотрели как на неудачницу, которая утратила всю свою женственность и обаяние и превратилась в «синий чулок», которую вряд ли кто возьмет в жены. Тем не менее постепенно в США получение официального среднего образования женщинами среднего класса стало обычным делом, даже если оно отличалось от мужского по объему и качеству. Однако в университетах, несмотря на изменения по отношению к женскому обучению, обучалось еще очень немного женщин.
К концу XIX века активно действовали суфражистки (от англ. – suffrage – избирательное право), отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX – началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.
Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в XIX в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.
В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX – движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Сьюзен Б. Энтони (1820 – 1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего».
Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей – женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса – символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет».[39]
С 1850 года и каждый последующий год в течение десятилетия за исключением 1857 в городе Уорсестер штата Массачусетс проходила национальная конвенция за права женщин. На ранних этапах деятельности борцы за права женщин концентрировались в основном на праве контролировать собственность и заработанные средства, праве на развод, на получение образования и трудоустройство, а также праве на защиту своих интересов в суде. Юридический статус женщины в США практически не изменился с 1800 года. Замужние женщины не имели права подписывать контракты, они не могли полностью распоряжаться своими же сбережениями и собственностью, даже доставшейся по наследству, в случае развода женщина не могла оставить себе детей.
Эрнестина Роуз, иммигрантка из Польши, собрала сотни подписей под петицией с требованием гарантированных прав на собственность замужним женщинам штата Нью-Йорк. В ответ на петицию в 1848 году был принят «Акт о Собственности Замужних Женщин».[40]
Тем не менее, многие законодатели по прежнему оставляли без ответа требования женщин о праве на собственность для замужних, праве на развод и праве на содержание детей после развода. Без гарантированного права на голосование, женщины не могли оказывать достаточного влияния на тех, от кого зависело внесение изменений в законодательство. Борцы за права женщин были не в силах изменить дискриминационные законы без права на участие в голосовании, но добиться этого права можно было только путем изменения законодательства.
На время Гражданской войны движения за права женщин были приостановлены. Но женщины-активисты движения за отмену рабства все же продолжали свою деятельность, собирая подписи под петицией за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещающей рабство. В мае 1863 года Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон организовали «Национальную Ассоциацию Женщин». К августу 1864 года они собрали 400.000 подписей за принятие Тринадцатой поправки и представили их в Сенат США.
В конце Гражданской войны многие активисты борьбы за отмену рабства включились в движение за право голосовать для черных. Стэнтон добивалась включения права на участие женщин в голосовании в это движение, но многие его сторонники выступили против стратегии Стэнтон. Они считали, что, будучи объединенным с достаточно непопулярным вопросом голосования женщин, движение за право черных на участие в голосовании было бы обречено на провал.
Четырнадцатая поправка к Конституции США, впервые представленная в Конгресс в 1866 году, гарантировала равную защиту перед законом для всех американских граждан. Но тогда в тексте поправки употреблялось слово «мужчина», подразумевая, что лишь мужчины считались гражданами. До момента принятия поправки вопрос об участии в голосовании женщин рассматривался только на уровне штатов, поскольку не федеральная конституция, а именно конституции штатов конкретно указывали на право мужского населения участвовать в голосовании. Обеспечение такого права для женщин требовало принятия дополнительной поправки к конституции, фиксирующей гражданство женщин, а, соответственно, и их право на голосование.
Четырнадцатая поправка была ратифицирована в июле 1868 года, а шестью месяцами позже Конгресс представил Пятнадцатую поправку, в которой говорилось следующее: «Право граждан США на участие в голосовании не будет отрицаться или каким-то образом изменяться Правительством США или какого-либо из штатов на основе расовой принадлежности, цвета кожи или предыдущего нахождения в рабстве». Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон безуспешно пытались добиться включения в текст поправки слов «сексуальной принадлежности». Вопрос права женщин на участие в голосовании послужил темой женского движения на последующие полвека.
Стэнтон и Энтони организовали «Национальную Ассоциацию за Права Женщин», в которую могли входить только женщины. Ассоциация работала по вопросам различного вида несправедливости, с которой приходилось сталкиваться женскому населению. Главной задачей Ассоциации было добиться принятия поправки к конституции, гарантирующей право женщин на участие в голосовании, что объяснялось убеждением в том, что «введение изменений от штата к штату — процесс долгий, изнурительный и бесперспективный».
Сюзан Энтони оставалась активистом движения за права женщин вплоть до своей смерти в 1906 году. Элеанора Флекснер писала, что кончина Энтони ознаменовала конец целой эпохи. По ее словам, Энтони была последней из гигантов, положивших начало борьбе за улучшение условий жизни женщин. Когда ушла из жизни Энтони, уже немногие ставили под сомнение смысл и неизбежность приобретения женщинами права на участие в выборах. Оставался единственный вопрос, «Когда?»
С конца XIX в. по 1920 год
Поскольку большинство работниц не входили в профсоюзы, некоторые феминистки решили исправить это положение. Были созданы лиги потребителей, выявляющие те торговые и промышленные предприятия, где плохо обращались с женщинами. А в 1903 г. была образована Лига женских профсоюзов – с ее помощью представительницы среднего класса боролись за улучшение условий труда. Лига поддерживала забастовки с участием женщин, оказывала существенную помощь бастующим в защите прав арестованных, организации пикетов, бесплатных кухонь и социальных пособий.
В результате Конгресс США санкционировал проведение детального исследования, посвященного положению работающих женщин и детей. Был сделан доклад «Женщины и дети, работающие по найму в США», который изучался с 1908 по 1911 года, состоял из 19 томов. Это привело к основанию в 1920 году Женского бюро при департаменте труда США.[41]
В 1910 и 1911 годах женщины добились права на участие в голосовании в штатах Вашингтон и Калифорния. В Калифорнии женщины пристально следили за проведением выборов, начиная с будок для голосования и вплоть до работы клерков, подсчитывающих количество бюллетеней. Подсчет голосов показал тогда, что референдум за право участия женщин «выиграл со средним преимуществом в один голос по каждому избирательному участку в штате.»
Конгресс не рассматривал вопрос о принятии Поправки Энтони с 1896 года. Положение изменилось, когда Элис Пол, бывшая активистка движения за права женщин в Великобритании, возглавила кампанию за внесение изменений в конституцию. В своей деятельности Пол использовала такую тактику, как акты гражданского неповиновения и публичные голодовки, с которыми она познакомилась в Великобритании. К Пол присоединилась Люси Берне, ещё одна американка с опытом общественной борьбы в Великобритании. Одной из их первых акций был парад протеста в столице США Вашингтоне в день инаугурации президента Вудро Уилсона в марте 1913 года. К тому времени, когда президент прибыл в Вашингтон, все зрители уже ушли, чтобы увидеть парад женщин. Парад собрал 5000 участников и вылился в обширную демонстрацию, привлекшую значительное внимание к вопросу о правах женщин.
Женщины медленно, но верно отвоевывали свои права. В период I Мировой Войны 1914 – 1918гг. феминистки повсюду прекратили свою деятельность, возобновив ее ненадолго после войны. Однако война показала необходимость и ценность женского труда в то время, когда мужчины были призваны в армию. Это было повсеместной тенденцией, однако в США несколько в меньшей степени, поскольку как такового участия в войне Штаты не принимали.
В США в 1918 г. прошел закон о федеральной поправке к Конституции о женском избирательном праве в Палате представителей, но Сенат отклонил поправку. И только благодаря усилию активисток движения, спустя год, а для некоторых штатов чуть позже, 26 августа 1920 года, 19-я поправка стала частью конституции США после ратификации тридцатью шестью штатами.[3]
Получение женщинами США избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться лишь после окончания II Мировой Войны.
На конференции в декабре 1917 года «Ассоциация за Право Женщин на Участие в Голосовании» заявила, что сделает все возможное для смены большого числа сенаторов и представителей в случае, если до выборов 1918 года Конгресс не примет поправку к конституции о праве женщин на участие в голосовании. Но, хотя Палата Представителей приняла поправку Энтони в январе 1918 года, Сенату на голосовании в октябре не хватило для ее принятия двух голосов.
На этом можно было бы и завершить наше исследование, но нам кажется интересным остановиться еще на двух с трудом отвоеванных правах женщин – праве заниматься профессиональным спортом и праве на планирование рождаемости.
С позиций социального дарвинизма и позитивизма большинство представителей науки и образования единодушно противостояли попыткам женщин добиться социального равноправия. Доктор Эдвард Кларк в США и Доктор Генри Маудслей в Англии стали классиками концепции о физиологически обусловленных ограничениях физической, умственной и социальной активности женщин. Доктор Роберт Барнес (1887), разъясняя преобладающую в научных кругах точку зрения, утверждал: «Функции овуляции, беременности, лактации и менопаузы по очереди доминируют в женском организме, истощая его и не оставляя достаточных для иной деятельности энергетических ресурсов». В 1887 г. председатель Британской Медицинской Ассоциации предложил, чтобы в интересах социального прогресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности были запрещены конституцией как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровый результат. Научный подход такого рода сопровождался солидными статистическими выкладками.
В этом ученые столкнулись с мощной оппозицией в виде спортивного движения.
В конце XIX – начале XX вв. в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется и ее телесный имидж в целом (именно телесность является символом гендерной дифференциации и источником мифа об «ограниченных возможностях слабого пола»). Соответственно меняется и отношение к ее потенциальному участию в международном физкультурно-спортивном и олимпийском движении. А это в более широком смысле ассоциировалось со свободами социально-политического характера и проявлением равноправия женщин. В поствикторианскую эпоху феминистическое движение значительно расширило географические границы, организационно оформилось и потеряло значительную часть эмоциональной стихийности первого этапа. Идея улучшения индивидуального и общественного положения женщин стала захватывать сознание все более широкого круга передовых людей.[42]
На фоне этого противостояния остро проходили дискуссии об интеллектуальной и биологической состоятельности женщин. Миф об ограниченных возможностях слабого пола и традиционные представления о фемининности значительно затрудняли процесс вступления женщин на международную физкультурно-спортивную арену.
Такая точка зрения господствовала в конце XIX в., серьезно затрудняя полноценное участие женщин в международном физкультурно-спортивном движении. Наиболее активно процессы эмансипации протекали в Соединенных Штатах Америки, где к началу века существовало более 1000 женских клубов.[43]
Однако женщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международной спортивной и олимпийской арене: организовывали собственные спортивные общества и федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальные методики физического воспитания девушек. Так, в 1906 г. состоялся первый официальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе (Швейцария) по инициативе Международного Союза Конькобежцев (I.S.U.). Эти соревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытых чемпионатов по этому виду спорта, как то: чемпионаты Германии 1911, Австрии 1913, США 1914 гг.
Основанная в 1908 г. Международная Федерация Плавания (F.I.N.A.) стала одной из немногих спортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскому спорту. Наибольшее распространение этот вид спорта получил у американских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн (1884 - 1934) - известной общественной деятельнице, которая много сделала для развития женского спорта в Соединенных Штатах. Ш. Эпстейн основала в 1914 г. Национальную Женскую Лигу Спасения, и осенью того же года благодаря активным действиям Лиги Любительский Атлетический Союз (Amateur Athletic Union) официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союз организовал первый женский национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражнений вольным стилем на различные дистанции, однако в этом же году была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок в соревнованиях по плаванию со стороны этой же организации. В 1917 г. г-жа Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскую Ассоциацию Плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывести женские состязания из-под контроля агрессивно настроенных "промужских" организаций. Очень скоро клуб стал лидером женского плавания в Соединенных Штатах, и в 1918 г. его спортсменки внесли свой вклад в список мировых рекордов.
Несмотря на то что в начале века закостенелый в отношении женского спорта этикет несколько изменился, широкая общественность крайне негативно относилась к тому, чтобы женщины занимались "традиционно мужскими" и "противоречащими самой женской природе" видами спорта, например легкой атлетикой.
Женское освободительное движение выразилось, в частности, в стремлении освоить все новые виды спорта, продемонстрировав тем самым свое социальное равноправие и биологическую полноценность. Доказывая свое право и способность заниматься различными видами спортивной деятельности, спортсменки встречали непонимание не только со стороны большинства своих неспортивных сограждан, но, что самое удивительное, со стороны самих основателей современного олимпийского движения (Пьер де Кубертен, Эвери Брендедж).[44]
Особенно тяжело было отвоевать право на участие в таких видах спорта, как легкая атлетика. История легкой атлетики наглядно иллюстрирует борьбу женщин с гендерными стереотипами, неприятием нового "активного" имиджа женщины. Наиболее успешно защищали свои позиции американки - на раннем этапе современная легкая атлетика тесно связана с судьбой феминисток США. Уже в 1905 г. в США былo сообщено o 14 женских легкоатлетических рекордах.[45]
Впрочем, борьба за право участия в «неженских» видах спорта продолжилась и в 30-х гг., выйдя на очередной ивток противостояния.
Опираясь на женские клубы, FSFI во всем мире поддерживала женское спортивное движение. Национальные первенства, "женские олимпиады" вызывали растущий интерес спортсменок всего мира. Президент FSFI Элис Миллье обратилась к сессии МОКа (1935) с меморандумом, в котором просила исключить женские состязания из программы олимпиад. При этом она ссылалась на то, что проведение соревнований по женским видам спорта является исключительной задачей FSFI. К счастью, МОК с заслуживающей внимания дипломатической тонкостью отразил эту акцию, получившую широкую поддержку со стороны прессы.
Еще один вопрос, тесно связанный с физиологией и спорами ученых рубежа века – вопрос о контроле за рождаемостью.
Маргарет Сангер (1883 – 1966) считала целью своей жизни – «дать каждой женщине право распоряжаться своим телом». В 1915 г. она начала широкомасштабную компанию, цель которой – преодолеть законодательные преграды на пути распространения врачами противозачаточных средств и информации об их использовании. Она считала право на добровольное материнство «ключом к храму свободы».
М. Сангер пишет, что большинство женщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниями о противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такой быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишком многочисленными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в целом; в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и общую нищету среди рабочих.[46]
И женщина первой же страдает от голода, она хуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят на фабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровье страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы, подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми. К сверхурочному тяжелому труду женщины не относятся законы о восьмичасовом рабочем дне; никакие законы не защищают ее слабого здоровья от болезней, вызванных беременностями и родами. По статистическим данным Департамента труда Соединенных Штатов в 1913 г. в США около 15 тысяч женщин умерли от послеродовых осложнений. И эти данные, по мнению врачей сильно занижены![47]
В рассматриваемый период времени сторонницам этого подхода не удалось добиться желаемого – это дело будущего. Однако ростки права женщины на «свободное материнство» были заложены уже здесь. Однако о влиянии этого отвоеванного права споры не прекращаются по сей день: именно здесь коренится непримиримое ныне противоречие между ортодоксальными феминистскими организациями, видящими в «свободном материнстве» один из главнейших принципов женской свободы, а с другой стороны – противниками абортов, выступающих за право ребенка на жизнь начиная с момента зачатия. Наконец, для современной России актуально противостояние выросшей на идеях М. Сангер и ее последовательниц организации планирования семьи РАМП и ее противников, справедливо видящих в ней экспансию «тайного геноцида», базирующегося на озвученной выше теории «не плодить нищету», уже не среди американских рабочих, правда, а среди «развивающихся стран», в том числе и России…
Таким образом, показанный нами период в развитии женского движения за свои права в Америке имеет немаловажное значение: известные нам сегодня достижения и проблемы зародились именно в рассмотренный нами период: и право женщины на работу и спорт, и абсурд политкорректности и харресмента, и возможность свободного использования противозачаточных средств, и развитые фашизмом и некоторыми современными организациями идеи об ограничении рождаемости «неполноценных», и многое другое. Поэтому эта тема должна изучаться дальше и более глубоко.