Виды диагностики воспитанности социальным педагогом
Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.
1. Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Диагностический минимум:
7 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.
8-9 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р. Кеттела), психологический климат класса.
10-11 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).
Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:
· низкая познавательная активность и личностная незрелость;
· низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
· повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
· немотивированность, неадекватность поведения;
· отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
· сохранение инфантильности, слабоволие;
· раннее половое развитие.
2. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т.е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
· Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
· Существуют ли проблемы среди членов семьи?
· Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
· Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
· Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
· Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
3. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
· изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
· диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
· изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
· личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
· нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
4. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов:
Методы исследования:
1) Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.
2) Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
3) Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
4) Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
5) Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
6) Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
7) Метод анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
8) Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
Алгоритм проведения диагностик:
1. Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: - выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
3. Выбор методик изучения.
4. Подготовка диагностического инструментария.
5. Исследование испытуемых.
6. Обработка и интерпретация результатов исследования.
В работе социальный педагог использует диагностические методики:
1. Опросник А. Басса и А. Дарк. Качества: все виды агрессии.
2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
7. Шкала одиночества (Д. Рассе, Л. Пепо, М. Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука и др.