Влияние СМИ на психическое состояние подростков
Средства массовой информации (СМИ) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие, рассредоточенные аудитории. [3]
Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).
К наиболее распространенным из них относится телевидение, область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. [3]
На сегодняшний день радио (способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн) является самым доступным средством СМИ.
Один из новейших видов массовой коммуникации является компьютер (машина для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции – программе).
Интернет (всемирная ассоциация компьютерных сетей, интегрированная сетевая паутина, состоящая из различных физических неоднородных коммуникационных сетей, объединенных в единую логическую архитектуру, становится все более и более популярным, особенно среди подростков,
Газета (журнал), печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; одно из основных средств массовой информации.
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. [4]
Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее – способность донести до аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.
Но каждый из них имеет и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).
Подростковый период характерен тем, что именно в этом возрасте человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром. [7]
Одним из ведущих способов для детей и подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения, является СМИ.
Основным механизмом взросления является присвоение каких-либо ценностей, правил, образцов поведения. Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстративного варианта поведения и, что немаловажно, на легкость копирования представленных образцов.
Одним из инструментов социализации являются средством массовой информации, а особенно электронные – радио и еще в большей степени телевидение. Именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки. Все сказанное делает электронные СМИ мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм. [3]
В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в общество. Путей проникновения подобных норм насчитывается множество, и едва ли не основным являются СМИ. Тот факт, что СМИ в последнее время играют ведущую роль в формировании общественного мнения, не вызывают сомнения. Согласно закону «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 года, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Таким образом, СМИ являются основным и, зачастую, единственным источником информации для населения, не имея в этом деле конкурентов.
Для рассмотрения случая присвоения образцов поведения необходима некая совокупность условий. Во-первых, неуспешность подростка, неэффективность реализуемых им способов социального взаимодействия, психологический дискомфорт, то есть то, что побуждает его искать новых путей самореализации. Во-вторых, явная успешность демонстрируемого поведения, его неоспоримая социальная ценность, привлекательность и яркая эмоциональная окраска. В-третьих, возможность легкость копирования указанного поведения.
Важным фактором указанной проблемы является то, что реализация внешних признаков может привести к присвоению мотивов, ценностных установок и мировоззрения на которых было основано копируемое поведение.
Таким образом, СМИ существенно упрощают появление первичной преступности и, вероятно, являются одной из формирующих основ криминальной субкультуры. В свою очередь, криминальная субструктура является связующим элементом первичной и рецидивной правонарушающей деятельности. [5]
Исходя из этого, можно сделать вывод, что СМИ является одним из основных источников демонстраций различных образцов поведения (понимаемого весьма широко – от поведения непосредственно, форм и даже фигур речи до стиля жизни). Условно, но достаточно точно, все демонстрируемые образцы можно разделить на три группы: положительные, отрицательные и нейтральные. Образы первых двух групп могут быть представлены через специфичные образы, которые непосредственно навязываются зрительской аудитории. Такое навязывание возникает в случаях, когда транслируемые образы удовлетворяют трем условиям: регулярность трансляций, демонстрации высокой социальной ценности (как позитивной, так и негативной), и, наконец, однородность демонстрируемых образцов в различных передачах.
Нейтральные образы играют важную роль в формировании ценностных установок и мотивации поведения: они формируют контекст. Говоря о навязывании, имеется в виду тот факт, что реципиент начинает следовать предлагаемому образу, опираясь не на рациональные представления о тех или иных качествах этого образа, а действуя в основном бессознательно.
Такие (расщепленные) представления усугубляются тем, что на взгляд большинства числа взрослых, ребенок не способен отличить насильственные действия и жестокость во имя добра от таких же действий во имя зла. Таким образом, поддерживается и поощряется замедление взросления и формирования чувства ответственности. Представление взрослых о безусловно отрицательном влиянии электронных СМИ на подростков является одним из механизмов опосредованного влияния СМИ на формирование агрессивного поведения в подростковой среде. [8]
Это отрицательное влияние проявляется в том, что формат и содержание наиболее предпочитаемых, а также рассчитанных на молодежную аудиторию передач и фильмов, не соответствует реальному уровню взрослости подростков.
Итак, отметим, что влияние СМИ на формирование агрессивного поведения подростков проявляется в первую очередь в том, что подростки именно из них черпают свои представления о структуре и функционировании криминального мира. Эти представления весьма далеки от реальности. Более того, их осведомленность о структуре криминализованных обществ гораздо ниже, чем это принято считать.
Другим важным фактором влияния СМИ на формирование агрессивного поведения подростков является то, что эти подростковые представления о криминальном мире формируются не на основе реальных фактов (специализированных передач, криминальных хроник и т.п.), а в основном на материале художественных фильмов. [3]
Не вызывает сомнения тот факт, что художественные фильмы подают криминологический материал в специальном формате, очень отличающемся от реальности. Все это не может не вести к искажениям в формировании подростковых представлений о криминальном мире.
Цилуйко считает, что, несмотря на то, что все эти передачи основаны на реальных событиях и фактах, они, тем не менее, являются игровыми: все события и отношения их участников к ним представлены через игру актеров. Такая игра полностью меняет контекст исходного события: у подростков создается иллюзорное впечатление, что любые происшествия, сколь бы опасными они не были, всегда заканчиваются благополучно. Такое искажение контекста ведет к снижению чувства ответственности за собственные поступки, влияющие на личную безопасность.
Как сказано выше, очень часто в криминальных хрониках и иных передачах, сообщающих о преступлениях, в особенности тяжких, искажена демонстрируемая ведущими оценки этих событий.
Итак, на формирование агрессивного поведения подростков оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации среди них занимают вполне определенное место.