Внешнеполитические и экономические связи КНР
Свобода действий Пекина в значительной мере определяется абсолютными и относительными размерами ВВП. Опережающее наращивание ВВП, сравнительно с основными конкурентами, позволит Китаю обрести достаточный вес и возможности, чтобы попытаться реконструировать международный политический порядок в своих интересах. Превращение Китая в ведущую экономическую державу мира, превосходящую США по паритету покупательной способности национальной валюты, произойдет не ранее 2015 - 2020 г.
Рис.1 Доля крупнейших государств в мировом ВВП (по паритету покупательной способности)
Но возможность отхода от "расчетливой" политики определяют не только количественные, но и качественные параметры экономики. Лишь с превращением Китая из страны развивающейся в страну развитую, ориентирующуюся в первую очередь на внутренний рынок, на собственные ресурсы, он будет в состоянии проводить нормальную международную политику, свойственную "подлинно великим державам". Свою лепту как в сохранение "расчетливой политики", так и в возможный переход к "политике напористой" может внести и обострение нехватки природных источников сырья и энергии. Уменьшить свою зависимость от внешних поставок энергоносителей Китай сможет также не ранее 2020 г. Так что теперь перед Китаем стоит одна из глобальных проблем – переход от ресурсозатратного производства к более современным и менее затратным, технологиям.
Повышающаяся из года в год роль Китая в мировой экономике ведет к тому, что он становится экономическим ядром Восточной Азии, замещая собой Японию и США. Вливаясь в мировую экономику, Китай одновременно создает региональную политику и экономику, формирует стратегический пояс вокруг китайской экономики.
При создании региональных институтов Китай не ограничивается регионом Восточной Азии, но распространяет их на Центральную Азию и Россию. Эти связи еще не достигли уровня регионального единства, но ведущая роль Китая в создании ШОС, обеспечивающей ему безопасность на севере и северо-западе и укрепляющей экономическое сотрудничество с Центральной Азией и Россией, является, по мнению Мэнь Хунхуа, выдающимся успехом китайской стратегии создания региональных институтов.
Несмотря на провозглашаемую политику открытости, даже после вступления в ВТО Китай снизил средний уровень пошлин на импорт с 15,3% до 12% в 2002 г. и еще взял обязательства довести этот показатель до 10% только к 2005 г. В Беларуси он еще до вступления в эту организацию существенно ниже. Вместе с тем с помощью мер нетарифного регулирования там умело защищают внутренний рынок. Следует иметь ввиду, что с целью стимулирования строительства сборочных автомобильных заводов в этой стране действовали фактически запретительные пошлины на ввоз автомобилей – 80-100%, к 2005 г. они должны быть снижены до 25%. А, скажем, НДС для отечественных чипов равняется 3%, тогда как для импортных – 17%. [14]
Немалое внимание уделяется китайской стратегии регионализации и, в частности, созданию зоны свободной торговли Китай-Сянган-Япония-Республика Корея в качестве одного из первых шагов к интеграции государств Южной и Юго-Восточной Азии в единую зону свободной торговли и формированию такой зоны в рамках всего АТР.
Рис. 2 Доля импорта в потреблении нефти
По мере развития технологий производства встает острый вопрос о ресурсах. Наглядным примером может служить прогнозная оценка динамики потребления нефти (см. рис.2). К 2010 г. более половины используемой на производстве нефти будет закупаться из-за рубежа. По графику на цифры 2020-2030 гг. особо полагаться не стоит в силу того, что техника производства развивается с каждым днем.
Рис.3. 10-ка стран-экспортеров, 2006
Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.
Основные партнеры КНР в 2005 году по импорту: Япония – 15,2%, Южная Корея – 11,6%, Тайвань – 11,2%, США – 7,4%, Германия – 4,6%. Партнеры по экспорту: США – 21,4%, Гонконг – 16,3%, Япония – 11%, Южная Корея – 4,6%, Германия – 4,3%. Отсюда видно, что КНР имеет ярко выраженных торгово-экономических партнеров. [19].
На рис.3 изображена 10-ка стран по экспорту в 2006 г.: Китай в прошлом году получил от экспорта 974 млрд. долл., тогда как в 2002 г. – 405 млрд. долл. С 2002 г. Китай обошел по денежным поступлениям Японию, это свидетельствует о политике наращивания производства экспортноориентированной продукции, что также сопровождается активным поиском новых рынков сбыта.
На внешнеэкономические и политические связи КНР со многими странами окажут предстоящие Летние Олимпийские игры – 2008, которые пройдут в столице страны – Пекине. Это событие не остается без внимания иностранных инвесторов, которые вкладывают капиталовложения в строительство различных сооружений, средств размещения, реконструкцию, модернизацию предприятий сферы услуг. Однако руководству КНР также предстоит выделить значительную сумму на проведение Олимпийских игр. Данное мероприятие будет стимулировать приток иностранных гостей, а также послужит эффективной рекламой этой страны на всем земном шаре.
Возможны два сценария дальнейшего развития КНР:
Согласно первому, юань начнет постепенно расти по отношению к доллару, уровень жизни будет повышаться, внутренний рынок расширятся, а отечественные компании включатся в активную конкуренцию с иностранными фирмами в самом Китае. При этом темпы роста ВВП снизятся с 8-9 до 4,5-5,5% в год. Такой механизм развития окажется стабильным ближайшие 20-30 лет, не нарушая глобальной хозяйственной конфигурации. Как минимум до середины столетия КНР не сможет претендовать на лидирующие позиции в мировой экономике; юань станет третьей основной валютой после евро и доллара. [14]
Согласно второму сценарию, Китай продолжит свое движение по экстенсивному пути. Изменения в мировой конъюнктуре приведут к тому, что он станет менее привлекательным для инвестиций; торговые войны сократят экспорт, рассматриваемый на Западе как фактор угрозы экономической безопасности. Развитие резко замедлится, подъем уровня жизни населения прекратится, что может создать предпосылки для социальных конфликтов. В ходе такого кризиса будет невозможно воспользоваться теми методами, которые применялись в ходе кризиса 1997 года, т.к. это вызовет глобальные катаклизмы, невыгодные и самому Китаю. [14]
Проблема в том, что китайские реформаторы должны найти тот темп перемен, который позволил бы миру вновь успокоит дыхание.