Внешняя политика Австралии
Отношения с КНР. В «Белой книге» по внешней политике, подготовленной МИДТ в 1997 г. и определившей международную стратегию Канберры на ближайшие 10-15 лет, говорится, что Китай является одним из ключевых партнеров Австралии. В «Белой книге» подчеркивается, что политика «одного Китая» остается основной составляющей двусторонних отношений. В то же время Австралия сохраняет экономические и торговые связи с Тайванем, что не противоречит политике «одного Китая».
Канберра удовлетворена нынешним состоянием австралийско-китайских отношений. В 1996 г., когда они резко ухудшились, Австралия оказалась единственной страной, которая полностью поддержала действия США во время «тайваньского кризиса». Однако период охлаждения длился недолго. Отношения между обоими государствами пошли на подъем и стали улучшаться после визита в КНР премьер-министра Австралии Дж. Ховарда в марте 1997 г.
Как «уникальный механизм» квалифицируют в МИДТ Австралии регулярное проведение двусторонних межправительственных консультаций по правам человека. Предложение о таком диалоге было сделано Дж. Ховардом во время визита в КНР весной 1997 г. и принято Пекином при том понимании, что Канберра откажется поддерживать антикитайскую резолюцию по правам человека. Последний раунд австралийско-китайских консультаций по правам человека на уровне зам. министров иностранных дел двух стран состоялся в Канберре в авг. 1998 г. Основным итогом переговоров стала совместная программа сотрудничества по укреплению диалога в этой сфере. Этим документом предусматривалось участие Китая в качестве наблюдателя в азиатско-тихоокеанском форуме правозащитных институтов, предоставление КНР консультационной помощи в технических вопросах подготовки документов для направления в соответствующие комитеты ООН, расширение австралийской программы технического содействия, согласованной в 1997 г. в Пекине. Китайской стороне был передан список граждан КНР, права которых, по мнению Канберры, нарушаются. В свою очередь китайская делегация обратила внимание на активизацию в Австралии националистических элементов, что выразилось, в частности, в появлении партии «Единая нация».
В последние годы развиваются связи между оборонными ведомствами обеих стран. В фев. 1998 г. состоялась поездка делегации Минобороны КНР в Австралию, в мае и ноябре имел место обмен визитами военных кораблей, в которых приняли участие по три судна с каждой стороны.
Вместе с тем в этой области отношений двух стран существует немало противоречий. В авг. 1998 г. зам. министра иностранных дел Китая, выступая после переговоров с австралийцами в Канберре, критиковал присутствие в странах региона иностранных войск и негативно отозвался о военно-политических союзах. Укрепление военно-политических союзов, подчеркнул он, после окончания периода «холодной войны» не отвечает духу времени. Эта ремарка явно относится к углублению и расширению военного сотрудничества Австралии и США, о чем была достигнута договоренность в июле 1998 г. на ежегодной встрече министров иностранных дел и обороны (АУСМИН).
Канберра в целом удовлетворена неплохими экономическими отношениями с Китаем, однако озабочена растущим дисбалансом в торговле с этой страной, которая является пятым по объему товарооборота торговым партнером Австралии.
Среднегодовые темпы роста австралийско-китайского товарооборота в два раза превышают средние показатели по всей внешней торговле. С 1987 г. по 1995 г. австралийский экспорт в Китай вырастал в среднем на 13% в год, а импорт – на 24%. За этот же период среднегодовой рост всего внешнего товарооборота Австралии составил 8%. В 1996 г. Австралия экспортировала в КНР сельхозпродукты на сумму в 1,3 млрд.ам.долл. и стала вторым после американцев экспортером агротоваров на китайский рынок. В 1997 г. австралийский экспорт в Китай составил 3,7, а импорт – 4,7 млрд.австр.долл. Доля китайского экспорта в Австралию составила в 1997 г. 1,1% (12 место среди всех торговых партнеров Китая) от всего объема экспорта, а австралийского импорта – 2,3% (9 место).
Австралия неоднократно высказывалась в поддержку членства КНР в ВТО, но при этом делала упор на «компенсацию» за подобную позицию в виде некоторых льгот для себя. Канберра настаивала прежде всего на более свободном допуске на китайский рынок австралийской шерсти, риса и пшеницы. Результатом многолетних переговоров стало согласие китайцев существенно уменьшить импортные тарифы на пшеницу и шерсть. Австралийцы полагают, что и впредь смогут использовать проблематику ВТО для получения очередных уступок от китайцев и продвижения своей продукции на рынок КНР.
В фев. 1999 г. зам. премьер-министра и министр торговли Австралии Т. Фишер в очередной раз подчеркнул важность быстрейшего принятия Китая в ВТО, заявив, что «было бы хорошо, если Китай станет членом ВТО еще до начала нового раунда торговых переговоров в рамках этой организации».
Австралия относится к числу немаловажных торговых партнеров Китая. Основные статьи китайского экспорта на 2,3 млрд.долл. в 1998 г. составляют текстиль и одежда, обувь, электроника, игрушки, продукция туризма, пластмассовые изделия.
Одновременно из Австралии импортируется на 2,6 млрд.долл. в 1998 г. преимущественно продукция машиностроения, металлургическое оборудование, железная руда, неочищенная шерсть.
Есть заинтересованность Канберры в выходе на китайский рынок газовых поставок. Речь идет о танкерной транспортировке сжиженного газа через южные ворота Китая – Гуанчжоу. Экономические преимущества данного проекта для КНР обусловлены растущими по мере хозяйственного развития потребностями в электроэнергии и дешевых энергоносителях, наиболее оптимальным из которых является природный газ.
В конструктивном ключе идет обсуждение возможностей для расширения поставок в Китай железной руды и продажи технологий по ее переработке. Китайцы проявляют неподдельный интерес к технологии «горячего спекания», что, в свою очередь, сообразуется со встречными планами австралийских производителей, для которых КНР является вторым по величине рынком сбыта железной руды. Непреодолимы пока количественные и тарифные ограничения КНР на ввоз австралийской неочищенной шерсти, предоставление по меньшей мере одному австралийскому банку лицензии на право ведения операций в нацвалюте КНР, а также дискриминационный режим в отношении австралийских страховых компаний.
Отношения с Индией. Торговый оборот между двумя странами приблизился в 1998 г. к 3 млрд.австр.долл. Было объявлено, что теперь Индия становится для Австралии более масштабным партнером, чем Индонезия, при этом сама Австралия войдет вскоре в десятку крупнейших торговых партнеров Индии. Состоялось заседание австралийско-индийского экономического совета. Было подписано соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций. Правда, на этот раз австралийцам не удалось убедить Дели в снижении таможенных тарифов, в частности, на уголь и шерсть (наряду с зерном это основные статьи австралийского экспорта в Индию).
Отношения с ЮАР. Дипотношения Австралии с ЮАР были установлены в 1947 г. Тот факт, что Канберра с середины 70-х гг. поддерживала санкции против апартеида в ЮАР, сегодня рассматривается как серьезный моральный капитал в отношениях с Преторией.
Обе страны – члены Содружества, их не разделяет языковый барьер, они имеют близкие юридические и банковские системы, наконец, фанатично преданы крикету. Между тем определенное сходство в структуре и экспортной ориентации экономик (минеральное сырье, продукция сельского хозяйства) должно было бы, на первый взгляд, не столько сближать, сколько разделять их в конкурентной борьбе за рынки. Пока фактор конкуренции присутствует лишь в немногих секторах экономики. Определенно можно указать на два экспортных продукта – золото и вино, в отношении которых партнеры внимательно следят друг за другом. В целом же экономика ЮАР рассматривается здесь как дополнение к экономике Австралии. К чести австралийцев они не теряют ни времени, ни возможностей и с максимальной интенсивностью осваивают рынок ЮАР, а через него и весь регион Южной Африки.
С 1994 г. отношения между двумя странами официально характеризуются как партнерские. Австралия входит в десятку крупнейших деловых партнеров ЮАР. В свою очередь ЮАР – крупнейший деловой партнер Австралии в Африке. С 1991 г. торговый оборот между двумя странами прирастает рекордными темпами: от 30 до 35 % ежегодно и приближается сейчас к 1,5 млрд.австр.долл. (примерно с двукратным дефицитом в пользу Австралии). Главными статьями австралийского экспорта в ЮАР являются алюминий, уголь, мясо, кожа, автомобили. Из ЮАР Австралия импортирует удобрения, бумагу и картон, чугун и ферросплавы.
В последнее время интерес к южно-африканскому рынку здесь еще более вырос. Кризис в Азии побуждает дальновидных предпринимателей искать альтернативные рынки, в том числе в Африке. Австралийские инвестиции в ЮАР, которые за последние 5 лет удвоились и превышают сейчас 110 млн.австр.долл., активно размещаются в таких отраслях, как горная, автомобильная, химическая, пищевая.
Вопросы торгово-инвестиционного сотрудничества решаются в рамках смешанной межправительственной комиссии, созданной в 1997 г., которая заседает ежегодно, поочередно в ЮАР и Австралии. Существует также соглашение о сотрудничестве между высшими экономическими ведомствами двух стран. Инициатива Австралии по заключению соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций пока не реализована. Зато в 1998 г. Канберре удалось вовлечь ЮАР в Кернскую группу.
Аспекты экономической и инвестиционной политики стран ЮЧТО. Уровень экономического развития островных государств Южной части Тихого океана сильно дифференцирован. Вместе с тем, все страны региона характеризуются рядом экономических особенностей: малочисленностью населения, ограниченностью ресурсной базы (природных ресурсов, капитала и рабочей силы), малой территорией суши. Эти страны расположены в отдалении от крупных мировых финансовых и промышленных центров, и ни одна из них не является промышленно развитой.
Экономики стран ЮЧТО находятся в высокой степени зависимости от иностранного капитала, который поступает в регион главным образом в виде гуманитарной и финансовой помощи со стороны США, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В последнее время, однако, в субрегионе все сильнее проявляется тенденция стремления стран к экономической независимости от «стран-доноров», что обусловливает потребность привлечения иностранного капитала.
Для многих островных государств ЮЧТО создание привлекательного инвестиционного климата стало сегодня первоочередной и, вместе с тем, крайне непростой задачей. Правительства, с одной стороны, стремятся сохранить без изменения основы традиционного уклада жизни, обычаи своих народов, учесть экологическую составляющую внутренней политики. С другой стороны, эти стремления необходимо сбалансировать с объемом привлечения иностранного капитала с целью увеличения занятости местного населения, развития социальной сферы и других отраслей национальной экономики.
Инвестиционная политика стран ЮЧТО сильно различается, но в целом является стимулирующей. Пожалуй, только Республика Науру не имеет специальных мер содействия для иностранных инвесторов. Это объясняется сравнительно высоким уровнем дохода на душу населения, благодаря экспорту фосфатов и доходам от инвестиций, произведенных ранее. Дальнейшее увеличение объема инвестиций в Науру затруднено в связи с чрезвычайно малой территорией этого островного государства и малочисленностью его населения.
На состоявшейся в 1997 г. в г. Кэрнсе (Австралия) встрече министров экономики стран ЮЧТО был принят региональный план мероприятий в сфере экономической политики. Этот план включает в себя комплекс мер по экономической и институциональной реформе с целью привлечения финансовых ресурсов в субрегион и стимулирования торговли как внутри ЮЧТО, так и с промышленно развитыми странами. Островные государства практикуют различные подходы к оценке привлекательности зарубежных инвестиций. В некоторых их них действуют перечни приоритетных отраслей и направлений инвестирования. В других применяется индивидуальный подход к оценке привлекательности каждого проекта.
Меры стимулирующей экономической политики в странах ЮЧТО включают в себя, в частности, освобождение инвесторов от импортных таможенных пошлин (Фиджи, Республика Маршалловы Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Самоа), налоговые льготы (Кирибати, Ниуэ, Острова Кука), беспошлинный доступ произведенных в стране товаров на рынок США (ФШМ), правительственную поддержку отдельных проектов (Кирибати). В Республике Островов Фиджи предоставляется статус свободной экономической зоны или «свободной от налогообложения фабрики», периодически проводятся «налоговые каникулы». В Королевстве Тонга предусмотрена зашита от конкуренции со стороны других иностранных инвесторов на первом этапе реализации проекта. Вануату практически является свободной экономической зоной: здесь нет подоходного налога, налога с корпораций, налога с продаж и налога на прибыль. В ПНГ льготы иностранным инвесторам предоставляются при условии обучения местного населения, исследования рынка страны и перспектив инвестирования в отдельных отраслях.
Практически все страны ЮЧТО имеют специфические предпочтения для инвестиий. Это, в частности, создание рабочих мест для местного населения, увеличение доходов от экспорта и уменьшение расходов на импорт, повышение производительности труда и навыков местного населения, всяческое содействие экономическому развитию страны, сохранение культурного наследия и защита окружающей среды.
Ограничения для иноинвестиций в странах ЮЧТО незначительны и включают сферу обслуживания, торговлю, промышленность, рыбную ловлю в прибрежных водах, а также выращивание на экспорт традиционных с/х культур. В ряде стран (Фиджи, Вануату) иноинвесторам запрещается приобретать контрольные пакеты акций местных компаний.
Важным критерием инвестиционной политики стран ЮЧТО является подход государства к вопросу собственности на землю, В таких странах, как ФШМ, Кирибати, Республика Палау, Острова Кука, зарубежным юридическим и физическим лицам запрещается иметь землю в частной собственности. Правительства Вануату, РМО, Соломоновых Островов, Тонги разработали специальные схемы долгосрочной аренды земли на 50-75 лет.
В большинстве стран ЮЧТО действуют постоянные Комиссии по иноинвестициям, которые рассматривают проекты и выносят их на утверждение правительства с соответствующими рекомендациями. Крупные инвестиционные проекты рассматриваются, как правило, непосредственно правительством. В случае положительного решения иностранной компании выдается лицензия на право инвестиционной деятельности, В Королевстве Гоша, Тувалу, на Вануату – требуется специальное разрешение минфина.
В большинстве стран ЮЧТО нет специальных законодательных актов, регулирующих конкуренцию на внутреннем рынке. Вместе с тем, для основных продуктов питания и товаров первой необходимости применяются протекционистские меры, чаще всего «потолки цен» и льготы для национальных производителей. На Кирибати, Тувалу, в Республике Соломоновы Острова государством регулируются также цены на энергоносители.
Правительства и министерства финансов строго отслеживают сделки по приобретению акций местных компаний иностранными. Для приобретения контрольного пакета в большинстве случаев требуется специальное разрешение.
Экспортно-импортная политика стран ЮЧТО имеет ряд характерных особенностей. В большинстве стран региона установлены импортные пошлины на отдельные виды товаров. В Самоа, на Соломоновых Островах, Фиджи, Кирибати, Вануату и Тонга при ввозе машин и оборудования для реализации проекта предоставляются налоговые льготы. Практика установления экспортных пошлин не распространена, и можно привести лишь отдельные примеры применения этой протекционистской меры, К примеру, на Соломоновых Островах установлена экспортная пошлина на золото, древесину и продукты питания, в ПНГ – на древесину и тунца, на Вануату – на мясо.
Уровень оплаты труда в странах ЮЧТО значительно ниже аналогичного показателя в промышленно-развитых странах, но выше, чем, например, в Китае и Индонезии. В странах региона наблюдается нехватка квалифицированной рабочей силы и иноинвесторам приходится прибегать к обучению местного населения.
Получила распространение практика минимального уровня оплаты труда. Как правило, он находится в пределах от 0,3 до 1,5 ам. долл. в час. Профсоюзное движение не существует ни в одной из стран ЮЧТО и тенденций к ее становлению и развитию не наблюдается.
Рынки капитала в странах ЮЧТО развиты крайне слабо. Лишь в некоторых странах имеется возможность получения и размещения финансовых средств в госфининститутах.
В соответствии с имеющимся соглашением все товары, произведенные в странах ЮЧТО, могут быть беспошлинно экспортированы в Австралию и Н. Зеландию. Таможенные льготы предоставляются при ввозе в Японию, США, Канаду и страны Вост. Европы, Фиджи, Кирибати, ПНГ, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Вануату и Самоа являются членами Ломейских конвенций и пользуются льготами при экспорте своих товаров в ЕС. В последнее время в ЮЧТО наметились тенденции экономической интеграции, в частности, к образованию свободных экономических зон и таможенных союзов. Вануату, ПНГ и Соломоновы Острова заключили Соглашение о преференциях в торговле, в соответствии с которым установлен беспошлинный обмен товарами.
Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры в регионе остается серьезным препятствием для экономического развития стран ЮЧТО. Как правило, транспортные барьеры устраняются только с установлением торгово-экономических связей. В других областях инфраструктура развита также недостаточно, в особенности в области энергетики и телекоммуникаций. Импорт энергоносителей обусловливает сравнительно высокую стоимость электроэнергии.
В сфере образования также наблюдаются значительные диспропорции. Только на Фиджи и Вануату установлены более или менее высокие стандарты среднего образования. Высшее образование представлено немногочисленными отделениями Южнотихоокеанского университета на Фиджи, Кирибати и в Самоа.