Внешняя торговля Канады
Внешнеэкономические связи и международные торговые соглашения
Характеризуя внешнюю торговлю Канады, можно отметить чрезвычайную важность внешнеэкономических связей для развития страны. По уровню вовлеченности в международную торговлю Канада стоит в Большой семерке на первой позиции.
Внешнеторговая стратегия Канады построена на участии страны как в процессе глобализации мировой экономики (участие в Большой семерке, ВТО), так и на региональной ориентации развития (большая часть внешней торговли приходится на США).
17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г.
Целями в чисто экономической сфере явились следующие задачи:
повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба»,
снижение трансакционных издержек,
стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран,
усиление позиций на мировом рынке,
1. формирование благоприятной внешнеполитической среды,
2. совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.
Структура экспорта и импорта Канады
Канада относится к числу ведущих торговых государств мира. По обороту внешней торговли она занимает шестое место в мире, а по обороту на душу населения опережает все другие крупные страны мира. 25% товарной продукции Канады экспортируется, а в таких отраслях как целлюлозно-бумажная промышленность, лесопиление и алюминиевая промышленность, объем вывоза превышает половину объема производства. Особенности географического положения Канады определили ориентацию ее внешней торговли на две страны: США, как рынок сбыта сырья и полуфабрикатов, и Великобританию, как основной потребитель сельскохозяйственных продуктов и некоторых видов промышленного сырья. По масштабам внешних экономических связей с США Канада не знает себе равных, в импорте США она занимает первое место. Ввоз в США многих канадских товаров производится по специальным двусторонним соглашениям о беспошлинной торговле, а некоторые виды сырья и топлива вывозятся из Канады в США по ограниченным квотам. Помимо США Канада развивает торговлю и с другими партнерами, особенно странами Общего рынка и Японией.
Табл. №3 Экспорт и импорт по основным торговым партнерам Канады
Экспорт | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
США | 328,9833 | 350,5763 | 368,2789 | 361,4421 | 355,743 | 369,8911 |
Япония | 9,7995 | 9,8464 | 10,1728 | 10,2805 | 10,027 | 11,872 |
Великобритания | 7,6953 | 9,364 | 9,3605 | 11,2849 | 14,1579 | 14,2069 |
ЕС | 16,4234 | 17,5338 | 18,6438 | 20,9088 | 24,3805 | 25,3904 |
ОЭСР | 12,7541 | 14,1891 | 14,5456 | 16,8079 | 19,7462 | 21,0787 |
Др.страны | 23,4664 | 27,4962 | 29,2085 | 33,2268 | 39,0721 | 47,4177 |
Импорт | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
США | 240,3563 | 250,0383 | 259,3329 | 265,0202 | 269,8287 | 280,7731 |
Япония | 10,6455 | 10,0945 | 11,2131 | 11,8578 | 11,9752 | 11,6694 |
Великобритания | 9,183 | 9,46 | 9,0665 | 9,5543 | 10,0172 | 11,3212 |
ЕС | 26,001 | 27,007 | 29,4873 | 32,5706 | 32,4094 | 35,3779 |
ОЭСР | 19,6969 | 22,2836 | 24,2821 | 23,7067 | 25,0593 | 27,4069 |
Др.страны | 36,8268 | 44,2744 | 54,4559 | 61,636 | 65,939 | 76,4395 |
Balance | 56,412.6 | 65,848.0 | 62,372.2 | 49,605.5 | 47,898.0 | 46,868.9 |
США | 88,627.0 | 100,538.0 | 108,946.0 | 96,421.9 | 85,914.3 | 89,118.0 |
Япония | -846.0 | -248.1 | -1,040.3 | -1,577.3 | -1,948.2 | 202.6 |
Великобритания | -1,487.7 | -96.0 | 294.0 | 1,730.6 | 4,140.7 | 2,885.7 |
ЕС | -9,577.6 | -9,473.2 | -10,843.5 | -11,661.8 | -8,028.9 | -9,987.5 |
ОЭСР | -6,942.8 | -8,094.5 | -9,736.5 | -6,898.8 | -5,313.1 | -6,328.2 |
Др.страны | -13,360.4 | -16,778.2 | -25,247.4 | -28,409.2 | -26,866.9 | -29,021.8 |
Экспорт
Структура канадского экспорта такова:
Как показано в диаграмме большую роль в экспорте товаров занимает энергия – 26%, что составляет 125,79 млн. дол., промышленные товары – 23% – 111,5 мил. дол., машины и оборудование – 19% – 92,99 мил. дол., автомобильная продукция – 12% – 61,08 мил. дол. Не смотря на то, что Канада занимает первое место в экспорте леса и второе место в экспорте пшеницы. только 8% всего экспорта приходится на сельскохозяйственную продукцию, что составляет 40,85 мил. дол.
Диаграмма №3 Товарная структура экспорта
Табл. №4 Изменение товарной структуры экспорта с 2004 по 2008 гг.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Экспорт | 429,0058 | 450,1499 | 453,7324 | 463,0514 | 489,8568 |
Сельскохозяйственная и рыбная продукция | 30,6745 | 30,0968 | 31,2103 | 34,3703 | 40,8575 |
Энергия | 68,1058 | 86,9624 | 86,7889 | 91,6473 | 125,7922 |
Лес | 39,4174 | 36,4478 | 33,3314 | 29,2632 | 25,6592 |
Промышленные товары | 77,9533 | 83,9636 | 93,9055 | 104,4209 | 111,5115 |
Машины и оборудование | 91,1061 | 93,0051 | 93,2715 | 93,4283 | 92,9944 |
Автомобильная продукция | 90,3887 | 87,9945 | 82,2983 | 77,3044 | 61,0826 |
Запчасти для оборудования и машин | 17,2674 | 17,1477 | 17,8105 | 18,7367 | 18,1702 |
Торговля специальными операциями | 7,985 | 8,2882 | 8,7324 | 8,1759 | 8,1927 |
Нераспределенные показатели | 6,1076 | 6,2436 | 6,3836 | 5,7044 | 5,5967 |
Диаграмма №4. Изменение экспорта с 2004 по 2008 гг
Как видно из диаграммы №4, экспорт товаров и услуг с каждым годом рос. Так с 2004 года по 2008 он вырос на 60 миллионов дол. Средний темп роста составил – 4,5%. Самый большой темп роста был в 2008 году и составил 5,7%.
На сегодняшний день США являются крупнейшим внешнеторговым партнером Канады. За период действия НАФТА рост взаимной торговли отмечался практически постоянно. Исключение составляет лишь период 2001–2002 гг. из-за экономических потрясений, возникших в США после 11 сентября. Таким образом, для Канады внешнеэкономические связи с США являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает именно рынок США. В связи с этим важно отметить, что НАФТА стимулировало значительный прогресс в производительности и специализации в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентоспособности цены. Результатом стало повышение общей конкурентоспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.
Главным результатом этого стал бум во внешней торговле Канады. Объем канадского экспорта за период, прошедший с 1989 г., удвоился. При этом темпы его роста в год составляли 10% – в среднем вчетверо больше, чем темп роста ВВП страны. (Для сравнения – общий объем экспортной торговли в мире в сравниваемый период рос примерно вдвое быстрее суммарного объема производимого в странах мира ВВП.)
Более того, важно заметить, что в середине 1990-х гг. рост экспорта был основным двигателем деловой активности, а при подъеме внутреннего спроса в 1997–2000 гг. он позволил Канаде занять вместе с США лидирующие позиции по темпам экономического развития в «Группе семи».
Так, в 2001 г. доля готовой продукции в экспорте Канады составила 71%, а в импорте – 85,7%. В целом же за прошедший период доля машин и оборудования повысилась с 28% до 45%. В то же время доля сырьевых товаров упала с 60 до 35%.
Канада экспортирует в США:
Около 80% производимых автомобилей.
65% продукции легкой промышленности,
55% резины;
50% электрооборудования;
50% стали и промышленного оборудования:
около половины продукции целлюлозно-бумажной промышленности.
Канада – также крупнейший поставщик сырой нефти в США, около половины всей канадской нефти и газа поступает в Соединенные Штаты
Как следствие данных обстоятельств, многие отмечают, что после подписания НАФТА Канада стала более уязвимой, а не устойчивой. Кроме того, ускорение и углубление экономической интеграции Канады и США всё настойчивее ставит вопрос и о перспективе их политической интеграции, иначе говоря – о возможности поглощения Канады Соединенными Штатами. Однако в обозримом будущем такое развитие событий представляется маловероятным.
Так же экспорт распределяется на следующие страны Великобритания – 2,6%, Китай – 2,2%, Япония – 2,1%, Мексика – 1,2% и на остальные страны – 13,6%
Из данной диаграммы также видно, что США – основной торговый парнер.
По оценочным данным Статистического агентства Канады, российско-канадский товарооборот в 2008 г. составил 3665,9 млн. долл. Здесь и далее доллары США., в том числе экспорт – 2160,0 млн. долл., импорт – 1505,9 млн. долл. Положительное сальдо – 654,1 млн. долл.
По сравнению с 2007 г. товарооборот между двумя странами повысился на 49,0%, при этом экспорт увеличился на 54,8%, а импорт – на 41,5%.
Импорт
Импорт товаров в 2008 году составил 442,98 мил. дол. США.
Товарная структура импорта распределилась следующим образом: 28% всего импорта приходится на машины и оборудование, что составляет 122,6 мил. дол, 21% на промышленные товары – 91,6 мил. дол, 16% автомобильную продукцию – 71,96 мил дол, 21% – на энергию – 53,07 мил. дол.
Табл. №5 Изменение товарной структуры импорта с 2004 по 2008 гг
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Импорт | 363,1578 | 387,804 | 404,2526 | 415,0057 | 442,9879 |
Сельскохозяйственная и рыбная продукция | 21,3987 | 22,0401 | 23,4541 | 25,4962 | 28,511 |
Энергия | 24,7817 | 33,6688 | 34,6284 | 36,5689 | 53,0719 |
Лес | 3,1718 | 3,134 | 3,0839 | 2,995 | 2,8693 |
Промышленные товары (металлы) | 73,5109 | 78,5784 | 84,0156 | 85,1323 | 91,5738 |
Машины и оборудование | 104,0914 | 110,9216 | 114,6557 | 116,6321 | 122,6283 |
Автомобильная продукция | 77,3678 | 78,3837 | 79,8498 | 80,002 | 71,959 |
Другие потребительские товары (одежда, обувь) | 47,7191 | 49,488 | 52,0217 | 54,7939 | 57,5223 |
Торговля специальными операциями | 4,9671 | 4,6496 | 4,7713 | 5,1921 | 6,0007 |
Нераспределенные показатели | 6,1494 | 6,9399 | 7,7722 | 8,1929 | 8,8516 |
Импорт с 2004 года до 2008 года вырос с 363,18 до 442, 98 мил долларов, то есть на 60 мил. дол. Средний темп роста импорта составляет 5%. С 2004 по 2005 год и 2007 по 2008 был самый большой темп роста около 6%.
В импорте товаров, так же США занимает первое место 53%, так же Канада закупает продукцию в Китае – 9%, Мексике – 4%, Великобритании – 3%, Японии – 3%. И на остальные страны 28%, Россия в импорте Канады играет не значительную роль.