Возможности социометрии в социальной диагностики

В принципе для изучения малых групп можно использовать четыре вида показателей [55]:

а) характеристики, измерение которых не требует специальных инструментов: цели деятельности групп и коллективов, их соответствие требованиям данной социальной организации, содержание социальных норм, действующих в коллективах и группах. Эти показатели могут быть получены путем качественного анализа существа дела, хота возможно применение и формализованных методик, например, контент-анализа соответствующих документов, регламентирующих деятельность коллектива, стандартизованного наблюдения за его работой;

б) характеристики, получаемые путем усреднения данных относительно членов группы или организации, например, социально-демографические (средний возраст разряд, соотношение по представительству различных профессий и т.п.), производственно-результативные (производительность труда, объем итоговой продукции, показатели ее качества на группу, прибыль и другие стоимостные показатели);

в) показатели групповых норм и ценностей, один из которых – индекс ценностной ориентацией единства группы (ЦОЕ), разработанный А. И. Донцовым;

г) структурные показатели, к числу которых относятся рассматриваемые ниже социометрические индексы.

Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Дж. Л. Морено [37, стр. 103].

Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп;

во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений;

в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода.

Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и 3. Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии.

«Микросоциология, – писал Морено, – фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятий этой теории – теле, – термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). [45]

Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни.

Предметная область социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о:

    ·   социально-психологических отношениях в группе;

    ·   статусе людей в группе;

    ·   психологической совместимости и сплочённости в группе.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Основные положения теории Морено [37, стр. 110]

1.  Социальный атом общества – это не отдельный индивид, а их сосуществование;

2.  Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;

3.  Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;

4.  Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

Внедрение этого метода в исследования в отечественной психологии связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Метод социометрии позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Основоположником этого метода является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и групповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы.

Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.

Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Анализ и интерпретацию данных опроса начинают с построения социоматрицы. [43]

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социоматрица – способ обобщения и обработки данных, полученных в результате социометрического опроса. Полученные от членов группы листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке (можно алфавитном). В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

Взаимные выборы или отказы отмечаются заключением цифр в кружки. Обычно, если взаимные выборы, то соответствующий факт отмечается синим цвета, а если взаимные отказы, то красным цветом. Нижние строки матрицы и крайние правые столбцы – итоговые, куда заносятся итоговые данные о количестве выборов по каждому из членов группы.

Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе – члена группы, получившего наибольшее число выборов. По наибольшему числу отклонений устанавливаются члены группы, вызывающие к себе наибольшие антипатии.

Социометрический статус члена группы определяется по формуле [49]:

 (1)

где Сi – социометрический статус i-члена,

R+ и R – полученные i-членом выборы,

Z – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена,

N – число членов группы.

Результаты расчета статуса каждого члена группы занесем в табл. 2.

Таблица 2. Социальный статус члена группы

Статусная шкала – 1,00 ― 0 0,1 – 0,25 0,26 – 0,50 0,51 – 0,75 0,76 –, 0,99 1
Критерий отверженный положительный принятый предпочитаемый лидер звезда

На основе социоматрицы рассчитывают социометрические индексы, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и статус отдельных членов группы. Различают два вида социометрических индексов – персональные (индивидуальные) и групповые (коллективные). Среди индивидуальных чаще всего используются индексы социометрического статуса члена группы, потребности в общении, психологической совместимости.

Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов [47]:

1)        Разницы между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.

2)        Разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений. Это – оценка отношения группы к данному человеку.

3)        Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это – индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.

4)        Количество полученных взаимных отклонений. Это – индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы.

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе [49]:

Куд =сумма полученных выборов / сумма произведённых выборов (2)

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.

В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ).

Уровень благополучия считается:

высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отверженных»;

средним, если эти показатели равны;

низким, если «звезд» и «предпочитаемых» меньше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отверженных». [54]

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивают с понятием лидера группы. При этом не учитывают, что «звездность» – показатель эмоциональной притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. Лидерство же – это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера человеку нужны различные качества личности, например лидер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.

Кроме выше перечисленных в практике используются более 30 индексов. Наиболее актуальные приведены в таблице 3. [58]

Таблица 3. Индивидуальные социометрические индексы (по А. Я. Каплану)

Наименование и номер индекса Вычисление
1. Востребованность, В В = Сум (Вб+)/n – 1
2. Изолированность, И И = Сум (Вб–)/n – 1
3. Удовлетворенность, У У = (ВВб+)/n-1
4. Напряженность, Н Н = (ВВб–)/n-1
5. Фрустрированность, Ф Ф = (ПВб–)/n-1
6. Эгоцентричность, Э Э = (НВб+)/n-1

Для целей нашего исследования выберем индекс фрустрированности, так как фрустрация (лат. frustratio – «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») – психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается. [59]

Надёжность полученных данных проверяют с помощью следующих коэффициентов [46]:

1. Индекс эмоциональной экспансивности:

Еi = Σ xij / (N –1) (3)

где xij – число выборов, не зависимо от балльной оценки, сделанных i – м членом группы.

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

2. Индекс объема взаимодействия

Vi =1/2 * (Сj + Ei ) (4)

Эти индексы можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «–» (если дело касается взаимных отклонений).

Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида – – – – о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различный подсистемах системы групповых отношений. [57]

Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуникативных связей в группе, и это не может не вызвать к ним настороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора.

Также следует иметь в виде некоторые ограничения, присущие социометрической процедуре.

Прежде всего – это определение исследуемой группы. Группа, выбранная для исследования, должна быть достаточной для подтверждения гипотезы. То есть она должна быть качественно однородной, быть способной предоставить необходимое количество индивидов, обладающих исследуемым качеством, и иметь срок существования, достаточных для формирования неформальных отношений.

Далее, выбор вопросов необходимо основывать на данных антропологии. Часто в критерии «Досуг» советуют включать вопрос о дне рождении. Однако для ребёнка (да и не только) день рождения является самым важным событием года. Это не просто досуг. Приглашение является выражением высокой степени доверия, поэтому такой вопрос можно по праву отнести к критерию «Личное отношение».

Другая проблемная область связана с применением теории вероятности и математической статистики. Подчас вероятность случайного выбора является фиксированной и находится в таком диапазоне, что социометрическое ограничение равно 3. Что принципиально не верно. Вероятность случайного выбора выражает степень надёжности исследования, т.е. сколько выборов из 100 будут обусловлены не объективными причинами, а желанием заполнить карточку полностью.

Проводя социометрическое исследование, важно быть аккуратным с выводами. Необходимо понимать, что параметрическая процедура может дать лишь самое общее описание взаимоотношений в группе. И её нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Невозможно осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе общественно определенных норм, ценностных ориентацией и оценок, все сводится к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и её членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.

Может показаться, что для работы с социометрическим методом необходимо быть социальным психологом. Это не совсем так. Конечно, социометрия предполагает наличие знаний в области психологии у специалиста, обращающегося к ней. Но специфика социоматрицы такова, что она лишь предоставляет информацию о взаимоотношениях внутри группы, а специалист самостоятельно интерпретирует её. Интерпретация может быть проведена с позиции нескольких наук. В этом раскрываются принципиальные возможности социометрии. Так объяснить результаты социометрического опроса можно в ключе социальной психологии (как личность реагирует на группу), социальной педагогики (какие отношения сложились внутри группы) и собственно социальной работы. Последнее раскроем отдельно.

Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно были определены факторы, влияющие на эти задачи или проблемы. Социометрия в этом отношении позволяет выделить те факторы, которые связаны с эмоциональным окружением клиента социальной службы:

– эмоционально-положительное отношение к группе. В этом случае группа может быть референтной для диагностируемого и являться элементом профессионального воздействия социального работника;

– высокая социальная активность. В общении со сверстниками студент, испытывающий те или иные социальные проблемы, сможет увидеть разные модели поведения в его ситуации и образцы успешного преодоления социальных проблем;

– включённость в ядро группы. Высока вероятность, что другие члены ядра будут стараться помочь студенту – клиенту социальной службы преодолеть социальную проблему.

Таким образом, социометрические процедуры обеспечат социального работника актуальной информацией в отношении предупреждения и разрешения межличностных внутригрупповых проблем, повышения самооценки, снижения уровня тревожности студентов, стимулирования творческого потенциала студента, улучшения психологической грамотности студентов, профилактики девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации.