Воспитание, обучение лиц с ограниченными возможностями

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по такому признаку, как состояние здоровья.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Образование, таким образом, является одним из важнейших способов интеграции инвалидов в общество, становится важнейшей предпосылкой успешной трудовой деятельности. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон РФ «Об образовании». Закон содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме, предусмотренном государственными образовательными стандартами. К сожалению, дети-инвалиды далеко не всегда могут в полной мере реализовать гарантированное Конституцией РФ право на образование. Специфика их лечения и реабилитации, зачастую, ограничивает возможность получения ими полноценного образования. Родителям важно знать, что в этих случаях предусмотрено действующим законодательством для реализации права детей на получение полноценного образования.

Ст. 18 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержат очень важные нормы: «Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях органы образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей или лиц, их заменяющих, обучение детей по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому».

Порядок обучения детей-инвалидов Челябинской области на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размер компенсации затрат родителей на эти цели регламентируются:

        ·  Постановлением правительства РФ № 861 от 18.07.96 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

        ·  Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309 «О воспитании и обучении детей-инвалидов»;

        ·  Законом Челябинской области от 27 сентября 2007 г. № 201-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов» [1, с.23].

Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В соответствии с действующим законодательством дети-инвалиды могут получить начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в обычных государственных, негосударственных образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в специальных классах, группах, созданных в обычных или специальных образовательных учреждениях, на дому в семье.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида [71, c.45].

Федеральный закон от 4 декабря 2007г. №326-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» способствует созданию необходимых условий для интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством организации проведения физкультурных и спортивных мероприятий с использованием методов адаптивной физической культуры.