Воспитание, обучение лиц с ограниченными возможностями
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по такому признаку, как состояние здоровья.
Образование, таким образом, является одним из важнейших способов интеграции инвалидов в общество, становится важнейшей предпосылкой успешной трудовой деятельности. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Ст. 18 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержат очень важные нормы: «Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Порядок обучения детей-инвалидов Челябинской области на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размер компенсации затрат родителей на эти цели регламентируются:
· Постановлением правительства РФ № 861 от 18.07.96 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
· Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309 «О воспитании и обучении детей-инвалидов»;
· Законом Челябинской области от 27 сентября 2007 г. № 201-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов» [1, с.23].
Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В соответствии с действующим законодательством дети-инвалиды могут получить начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в обычных государственных, негосударственных образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в специальных классах, группах, созданных в обычных или специальных образовательных учреждениях, на дому в семье.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида [71, c.45].
Федеральный закон от 4 декабря 2007г. №326-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» способствует созданию необходимых условий для интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством организации проведения физкультурных и спортивных мероприятий с использованием методов адаптивной физической культуры.