Географические открытия, сделанные Великобританией

Одним из первых таких первооткрывателей был Джованни Кабота.

Генуэзец Джованни Кабота был моряком и купцом, ходил на Ближний Восток за индийскими товарами, побывал даже в Мекке, расспрашивал арабских купцов, откуда они получают пряности. Из неясных ответов Кабота заключил, что пряности "родятся" в каких-то странах, расположенных далеко к северо-востоку от "Индии”. А так как Кабота считал Землю шаром, то сделал логический вывод, что далекий для индийцев северо-восток - родина пряностей, является близким для итальянцев северо-западом.

Кабота переехал в Англию в 1494г., где его стали называть Джоном Каботом. Д. Кабота поставили во главе экспедиции бристольские купцы после известия об открытиях Колумба. Генрих УП письменно разрешил Каботу и его трем сыновьям "плавать по всем местам, областям и берегам Восточного, Западного и Северного морей. ”, чтобы искать, открывать, исследовать всякие острова, земли, государства.

Снаряжен был только один небольшой корабль "Мэтью", входили в экипаж только 18 человек. 20 мая 1497 г. Д. Кабот отплыл из Бристоля на запад, чуть севернее 52 с. ш. Утром Кабот достиг северной оконечности о. Нью-Фаундленд. В одной из гаваней он высадился и объявил страну владением английского короля. Затем Кабот двинулся на юго-восток. В море он увидел большие косяки сельдей и трески. Так была обнаружена Большая Ньюфаундлендская банка (более 300 тыс. кв.км) - один из самых богатых в мире районов рыболовства. И Кабот взял курс на Англию.

Кабот правильно оценил свою "рыбную” находку, объявив в Бристоле, что теперь англичане могут не ходить за рыбой в Исландию, а в Англии решили, что Кабот открыл "царство великого хана”, т.е. Китай.

В начале мая 1498 г. из Бристоля вышла вторая экспедиция под начальством Кабота - флотилия из 5 судов. Принято считать, что Д. Кабот умер в пути и начальство перешло к его сыну Себастьяну Каботу.

О второй экспедиции до нас дошло еще меньше сведений, чем о первой. Несомненно лишь то, что английские суда в 1498 г. достигли Северо-Американского материка и прошли вдоль его восточного побережья далеко на юго-запад. С. Кабот повернул обратно и вернулся в Англию в том же 1498 г.

О географических достижениях второй экспедиции Кабота мы уже знаем только из испанских источников.

Три экспедиции Фробишера.

Первым, после Каботов, поисками прохода в Китай занялся морской офицер Мартин Фробишер. Были снаряжены два барка и пинаса. В июне 1576 г., обогнув Шотландию, и 11 июля, дойдя до покрытой земли Фрисланд (Гренландии), пинаса со своей командой погибла, а один барк был дезертирован.

Но Фробишер, не смотря на это все-таки продолжил плавание с командой из 23 человек. Он обогнул южную оконечность Гренландии и взял курс на запад с уклоном к северу. 20 августа Фрошибер проник узкий залив, который назвал потом своим именем.

"Американская суша” Фробишера - это полуостров Баффиновой земли, которая называлась ранее Мета-Инкогнита. Это название придумала королева Елизавета, потому как сочла этот участок суше за подступ к Азии. А "азиатский материк" Фробишера-это выступ той же Баффиновой Земли, которая называется сейчас полуостровом Холл.

В заливе Фробишер встретил людей. Их сходство с татарами являлось доказательством того, что он достиг Азии. Моряки с берега приносили растения и камни, большинство из которых были черного цвета с желтыми вкраплениями, принятыми Фробишером за золотую руду.

Однако с заметно поредевшей командой и без лодки Фробишер не рискнул двинуться дальше и решил вернулся в Англию, чтобы сообщить две хорошие новости: открытие пролива в Тихий океан и золотой руды.

В конце августа Фробишер "поднял паруса" и 2 октября вернулся в Темзу. По прибытии корабля была образована "Китайская компания", получившая большие привилегии. Елизавета внесла наибольший пай, снарядила за казенный счет корабль 200 т. В экипаж судов из 140 чел. входили солдаты и рудокопы. Большой корабль должен был с грузом золотой руды немедленно вернуться в Англию, а Фробишер с двумя барками должен был продолжать исследования пролива и пройти в "Катай" или в крайнем случае далеко на запад, дойдя до "Американской суши”, чтобы удостовериться, что он находится в другом океане.

Под начальством Фрошибера 30 мая 1578г. вышли 15 судов - военные и грузовые для основания колони, а также медленно приступить к добыче золота и продолжить путь до "Китая".

Но у входа в пролив, забитый льдами, один большой корабль, столкнувшись с айсбергом, затонул.

Экипаж с трудом спасся. Остальные суда, рассеянные бурей и отброшенные на юг, попали в настоящий широкий пролив, за которым было видно свободное море. Далее они поплыли на северо-восток и был открыт проход между полуостровом Мета-Инкогнита на западе и группой небольших островов на востоке.

Теперь даже в его глазах Мата-Инкогнита не могла быть материком, т.к. находилась между двумя проливами: одним настоящим - на юге (Гудзонов пролив) и другим мнимым - на севере (пролив Фробишера).

У моряков возникло представление о наличии большого архипелага на северо-западе океана. Однако, хотя Фробишер действительно видел подлинную Гренландию, положил начало открытию Баффиновой Земли и входил в широкие проливы (Девисова и Гудзонова), он внес большую путаницу в карты северо-западной Атлантики и до начала XYII в. картографы называли Гренландией не один, а целых четыре острова, существующих и выдуманных.

Но Фробишер первый изучил природу айсбергов. Он заметил, что айсберги при таянии дают пресную воду, а не соленую, и правильно заключил, что они "рождаются" на суше и сползают в море как альпийские глетчеры сползают в горные долины.

Фробишер не построил крепости у "прохода”, позже он оправдывался, что во время бури погибло много строительных материалов. Трюмы были наполнены "золотой рудой" и флотилия двинулась обратно. Буря рассеяла суда и они поодиночке вернулись в разные английские порты. При разгрузке образцы руды попали во многие руки, в т. ч. и к любопытным частным специалистам. Но даже самый лучший из них не смог обнаружить в той руде ни крупинки золота. Величайшее английское заокеанское предприятие XYI в. закончилось величайшим крахом. Mета-Инкогнита оказалась не материком, а островом, "пролив” Фробишера - заливом, в "золотой" руде не было золота.

После такого провала Фробишер простился с Севером навсегда. Позднее он последовал примеру пирата Дрейка - занимался поиском драгоценных металлов в трюмах испанских королей. Был убит у берегов Франции при нападении на Брест во время войны Генриха IY Бурбона против реакционной католической лиги.

Плавания Генри Гудзона в 1607-1608 гг.

В 1607 году купцы "Московской компании" приняли на службу пожилого английского капитана Генри Гудзона, который на тот момент был еще малоизвестным. За их счет он снарядил парусник в 80 т с командой в 12 чел. и на этом судне Гудзон собирался пройти в Японию прямо через Северный полюс.

1 мая 1607 г. Гудзон вышел из устья Темзы и в июне, двигаясь при очень благоприятных ледовых условиях вдоль восточного берега Гренландии, достиг того выступа, который позднее был назван Землей Гудзона.

И в конце июня он увидел остров, принятый им за Новую Землю. На самом же деле это был западный Шпицберген, называвшийся русскими поморами Грумант. Через 4 года остров вторично открыл голландский капитан Ян Майен, который дал ему свое имя, закрепившееся на картах.

В середине сентября 1607 г. Гудзон вернулся в Лондон. Кроме больших географических достижений, его плавание имело и важное практическое значение: Гудзон подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и зверобойного промыслов в исследованной им части Северного Ледовитого Океана, теперь называемой Гренландским морем. Английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его указаниями. Но купцы "Московской компании” были недовольны, т.к. прямое задание - достичь через Северный полюс Японии - не было выполнено (но на парусном судне оно и не выполнимо).

И все-таки купцы в следующем году вторично послали Гудзона в моря Дальнего Востока северо-восточным путем, увеличив команду на 2 чел. Гудзон на этот раз взял с собой сына, как делал это и в последующих плаваниях.

22 апреля 1608 г. Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго-западного берега Новой Земли, но не смог ни обогнуть ее с севера, ни пробиться через Карские Ворота на восток в Карское море и ни с чем вернулся на родину.

17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондонского порта. От Исландии Гудзон перешел к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнув южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета-Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юги и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем закончил открытие всего северного побережья Лабрадора.

3 августа 1610 г. Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа в пролив с южной стороны я назвал Вулстенхолм”. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 км, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джемс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон якобы высадил на берег моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях.

В середине июня следующего 1611 г. судно спустили на воду и через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение.22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона с мальчиком-сыном, помощника штурмана и еще шесть человек верных капитану и оставили их на произвол судьбы - без оружия, без продовольствия.

К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: "Большая Северная река”, открытая до него, названа его именем - рекой Гудзона; пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, Гудзоновым морем.

Три экспедиции Девиса

Мечта найти северо-западный проход все еще владела английскими умами. Лондонские улицы решили на пользу отечества снарядить корабли с единственной целью - открыть морской проход в Индию. Они приобрели два судна водоизмещением в 35 и 50 т с экипажем всего в 42 человека. Во главе экспедиции был поставлен Джон Девис.

Во второй половине июля 1585 г. Девис достиг юго-восточной окраины Гренландии. Но картографическая путаница, внесенная Фробишером, была так велика, что Девис не признал Гренландии. Он повернул на юго-запад и через несколько дней потерял из виду эту "Страну Отчаяния” (Десолейшн).

В начале августа Девис повернул в море, тогда свободное ото льда, и двинулся на северо-запад. Пройдя 600 км, он пересек Девисов пролив и достиг на западе суши у 66 40 с. ш. Пройдя на северо-запад страны около 200 км, Девис видел на берегу эскимосов. Он пришел к выводу, что нашел северо-западный проход и 30 сентября 1585 г. вернулся в Англию с этой приятной вестью.

7 мая 1586 г. Девис на четырех судах отправился в залив Гилберта и на этот раз убедился, что его "Страна Отчаяния” является частью Гренландии. На широте 54 15 с. ш. он решил, что нашел вход в "пролив, ведущий прямо на запад" (залив Гамильтон), но не исследовал его из-за противного западного ветра. В сентябре после гибели двух моряков Девис повернул на родину, куда прибыл 14 октября.

В 1591-1592 гг. Девис участвовал в экспедиции Томаса Кавендиша, который вторично пытался пройти в Тихий океан. Позднее Девис совершил ряд плаваний в Ост-Индию и в конце 1605 г. был убит в районе Малакки в стычке с малайцами.