Государственная антикризисная социальная политика

"Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах" и "Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год", которые в наиболее концентрированном виде определяют основные направления и механизмы реализации антикризисной политики, в том числе в социальной сфере, одновременно являются целеполагающими документами государственной социальной политики по преодолению роста абсолютной бедности, вызванного текущим кризисом. В частности, согласно данным Роструда, благодаря антикризисным мерам в области содействия занятости и реализации региональных программ по стабилизации рынков труда (опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организация общественных работ, организация переезда увольняемых на работу в другую местность, поддержка мелких и средних предприятий, реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан и др.) и другим мерам удалось в период кризиса не допустить высвобождения около 3 миллионов человек, которые потенциально могли стать безработными и, тем самым, удалось не допустить резкого скачка регистрируемой безработицы. [13]

Двумя основными задачами экономической политики государства в краткосрочной перспективе являются:

1. Поиск и реализация мер по дальнейшему смягчению негативных социальных последствий кризиса в условиях, когда бюджетные ресурсы существенно ограничены, и когда, несмотря на уже реализуемые антикризисные меры, рост безработицы и бедности продолжается.

2. Оживление экономики, возобновление экономического роста. Ключевой вопрос здесь, какова будет структура этого экономического роста – на 2/3 за счет экспорта энергоресурсов (как это было в тучные годы), или за счет структурной перестройки экономики, модернизации отстающих отраслей, повышения производительности и доли сложного труда, внедрения нанотехнологий и др.

В любом случае необходимо иметь в виду, что после начала экономического роста на достижение предкризисных показателей в области занятости, реальных доходов населения, бедности может потребоваться несколько лет. Лаг от реального роста экономики до выхода показателей бедности на предкризисные значения может составить от двух до пяти лет.

Борьба с бедностью не может быть сведена к проведению "ограниченных" мер воздействия. Стратегия преодоления бедности должна основываться на комплексном подходе, предполагающем реализацию широкого спектра мер воздействия на различные формы проявления бедности.

Углубление экономического кризиса обусловливает возрастание требований к качеству рабочей силы, определяемых развитием рынка труда, структурной перестройкой экономики и переходом к инновационным технологиям. Это - уровень образования и квалификации работников, их возможность работать в конкурентной среде, быстро реагировать на происходящие на производстве технологические изменения, способность к повышению квалификации и даже переобучению на другую специальность в соответствии со складывающейся конъюнктурой и др. Стержневыми направлениями государственной социальной политики по предотвращению роста бедности является реализация следующих взаимосвязанных мер.

1. Инвестиции в человеческий капитал всего населения – как бедного, так и небедного или, другими словами, развитие сектора государственных социальных услуг (образование, здравоохранение, физическая культура, жилье), повышение доступности и охвата ими населения и совершенствование их качества. Международный опыт свидетельствует, что важная роль в сокращении бедности принадлежит таким аспектам благосостояния, которые непосредственно не измеряются уровнем доходов.

2. Активная политика на рынке труда и государственная поддержка сферы занятости [15]:

- сокращение низкооплачиваемой занятости и маргинальных рабочих мест и реализация комплекса мер по созданию новых, высокооплачиваемых и защищенных рабочих мест, обеспечивающих зарплату не ниже ПМ трудоспособного населения. Помимо создания рабочих мест, важным путем выхода из бедности является изменение структуры занятости в пользу более квалифицированного труда и связанное с этим повышение квалификации и качества рабочей силы. В этом случае размер получаемой заработной платы будет выступать как главная гарантия от бедности;

- усиление взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, приспособление профессионального образования к потребностям рынка труда, кардинальное повышение качества образования и профессионального обучения в учебных заведениях. Опережающее профессиональное обучение и переподготовка как занятых, но ищущих работу, так и безработных под создаваемые рабочие места. Многопрофильность образовательных программ, обучение и переобучение граждан так называемым интегрированным профессиям (специальностям). В системе высшего профессионального образования, наряду с получением основной специальности, следует организовать освоение рабочих профессий, близких к вузовской специальности;

- реализация превентивных мер против безработицы, особенно в отношении групп наибольшего риска стать безработными, например, работников предприятий, близких к банкротству, низкоквалифицированных работников, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и др. Участие безработных в различных программах занятости необходимо тесно увязывать с периодами их безработицы и уровнем квалификации;

- социальная защита молодежи от безработицы является одним из важнейших приоритетов государственной политики занятости и социальной политики в целом. Для обеспечения занятости молодежи необходимо определение потребности регионов и работодателей в рабочих кадрах и специалистах – выпускниках всех уровней профессионального образования, организация целевой (под пользующиеся спросом специальности) профессиональной подготовки и разработка комплекса мер по закреплению молодых рабочих кадров в трудонедостаточных сегментах экономики. Важные направления преодоления безработицы и бедности среди молодежи - разработка региональных программ по созданию рабочих мест для молодежи, заключение с работодателями договоров по трудоустройству ее на работу по приобретенной в учебном заведении профессии (специальности), пропагандирование и создание имиджа таких программ для молодежи как "Первая работа" и др. На период прохождения нижней точки экономического спада действенными могли бы стать такие меры, как "отсечение" заканчивающей обучение молодежи (школьников и студентов) от рынка труда путем продления срока их обучения в школах и вузах; организация, как было сказано выше, их целевой профессиональной подготовки под спрос на определенные специальности; [15]

- развитие малого и среднего бизнеса является очень важным для создания рабочих мест, обеспечения занятости населения, снижения уровня его бедности. Перспективными направлениями содействия занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу предпринимательства, самозанятость;

- стимулирование роста сельскохозяйственного производства, ускоренное развитие сельского хозяйства, АПК в целом, особенно предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечение занятости на несельскохозяйственных работах - основной путь создания новых рабочих мест, расширения сферы занятости и, следовательно, роста доходов и снижения бедности сельского населения. Важное значение имеет также развитие инфраструктуры услуг в сельской местности и повышение их качества;

- улучшение условий труда также является важным направлением снижения уровня бедности, так как профессиональные заболевания работающих членов семьи и травматизм на рабочем месте являются очень существенными факторами, усиливающими риски "попадания" всей семьи в состояние бедности. Для этого необходимы меры по адекватной защите здоровья и обеспечению безопасности на рабочем месте, улучшению охраны труда. [15]

В Рязанской области численность безработных граждан с 1 января по 31 марта 2010 года в среднем составляла 10,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы – 1,8%, что ниже прогнозных данных на этот период. На 1 апреля 2010 года в качестве безработных зарегистрировано 10,5 тыс. человек, что меньше, чем на начало февраля и марта текущего года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению составил 1,8%. В целях повышения занятости населения в Рязанской области реализуется долгосрочная целевая программа "О дополнительных мерах по стабилизации ситуации на рынке труда Рязанской области в 2010 году" (см. Приложение 1). [17]

3. Защита доходов населения - заработных плат, пенсий, пособий, стипендий [15]:

- увеличение размеров основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и, в более широком плане, увеличение социальных трансфертов и расходов;

- проведение ежегодной индексации большей части этих гарантий, прежде всего направленных на поддержку детей, матерей, семьи, студенчества, пенсионеров;

- установление минимального размера оплаты труда в привязке к прожиточному минимуму;

- активизация механизмов социального партнерства;

- проведение политики "зарплатного паритета, равновесия" между работниками бюджетной и небюджетной сферы (сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами зарплаты во внебюджетной сфере);

- более эффективное использование института налогообложения (переход от плоской к прогрессивной шкале налогов на заработную плату, увеличение налогов на предпринимательскую деятельность, введение налогов на покупку недвижимости, престижных и дорогих транспортных средств, введение (увеличение) налогов на собственность и доходы от нее).

В Рязанской области реальные денежные доходы населения В январе-марте 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошло года снизились на 4,8%. В расчете на душу населения денежные доходы сложились в сумме 9949,1 рубля. Это 101,5% к I кварталу предыдущего года.

Основным источником денежных доходов населения является заработная плата. В январе-феврале текущего года размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в организациях превысил значение показателя этого же периода 2009 года на 8,6% и составил 13639 рублей.

Вместе с тем размер потребительской корзины населения носит скорее символический характер и не удовлетворяет всех необходимых потребностей населения Рязанской области. (см. Приложение 2) [17]

4. Развитие института микрофинансирования, получившего широкое распространение в ряде стран мира, в том числе развитых, как особой стратегии по расширению возможностей занятости, повышению доходов населения и снижению уровня бедности, т.е. создание финансовых систем, которые обслуживают бедных, оказывают финансовые услуги для бедного населения. Его основная форма – микрокредитование, которая является первой ступенью предпринимательской деятельности, начальным шагом проявления инициативы для создания микропредприятий. Социально-экономический эффект от данной формы поддержки малого бизнеса состоит в том, что микропредприниматели становятся менее зависимыми от различных форм социальной поддержки и в силах сами прокормить себя и свою семью. Тем самым снижается нагрузка на государство по социальной поддержке "бывших бедных". В России этот институт находится на этапе становления. [15]

5. Политика "толерантности" к неформальному сектору экономики. Мировой опыт также показывает, что в условиях экономических трудностей неформальный сектор экономики может выступать как их амортизатор - "поглощает", то есть обеспечивает занятость и доходы, не только часть официально работающих (через вторичную занятость), но и значительную часть полностью и "частично" безработных (вынужденно работающих на условиях неполного рабочего времени или отправленных в административные отпуска). [15]

Неформальная занятость – это не только снижение фактической безработицы. Она способствует заполнению не престижных, не привлекательных с точки зрения условий и оплаты труда рабочих мест. Поэтому в переживаемой в настоящее время Россией нестабильной экономической ситуации неформальный сектор следует рассматривать в качестве фактора, обеспечивающего новые возможности для трудоустройства бедных и неквалифицированных людей и получения ими доходов и, следовательно, способствующего снижению уровня бедности. [3]

Основа государственной политики по отношению к данному сегменту экономики - более полный учет производимой продукции и услуг в неформальном секторе экономики, домашних предприятиях и соответствующих доходов населения. Вместе с тем, необходимы разработка и апробация методики измерения бедности, включающей в качестве неотъемлемого компонента оценку доходов от теневой экономики.

6. Социальная защиты населения - одно из ключевых направлений сокращения бедности и снижения экономического неравенства населения. Она невозможна без совершенствования функционирования систем социального страхования и социальной помощи, направленных, соответственно, на улучшение финансовой устойчивости и повышение охвата и адресности этого института. Необходимы привязка конкретных механизмов социальной защиты населения к задачам государственной социальной политики, принципу адресности предоставления, темпам инфляции, а также переход на предоставление адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта. [15]

Как показывает международный опыт, наиболее эффективно бороться с бедностью и повышать жизненный уровень населения можно путем проведения "равновесной политики" между стимулами рынка труда и социальной защитой населения.

7. Повышение адаптационных ресурсов домохозяйств, таких как уровень профессиональной подготовки и квалификации их членов, уровень и качество образования, усиление трудовой мотивации, стимулирование производительности труда, способность к самообразованию, психологическая подготовленность к смене места работы и др. [15]

8. Преодоление "социального иждивенчества", когда трудоспособные члены семьи ориентированы не на активную экономическую деятельность, связанную с получением доходов от занятости, а предпочитают не работать, получать социальную помощь и жить на пособия, если они достаточно высоки. Поэтому вовлечению бедного трудоспособного населения в программы занятости, образования, повышения квалификации необходимо уделять первостепенное значение. Для таких трудоспособных социальных иждивенцев необходимо установить принцип: обязательным условием получения определенных видов социальной помощи и льгот является их участие в программах занятости и обучения. [15]

9. Нормализация образа жизни населения в самом широком смысле. Государственная политика в этой области должна быть направлена на то, чтобы дать людям равные возможности выбирать здоровый образ жизни и помогать преодолевать такие привычки и заболевания как курение, алкоголизм, потребление наркотиков. Мотивация вести здоровый образ жизни (правильное питание, занятия физической культурой и спортом и др.) должна закладываться у людей с детства. [15]

10. Меры и инвестиции в раннее развитие детей. Развитие детей в раннем возрасте, питание и программы питания в школе, пособия многодетным семьям, политика в отношении беспризорных и безнадзорных детей, программы по противодействию маргинализации (бродяжничество, попрошайничание, наркомания, преступность и др.) являются важными инструментами социальной защиты по преодолению детской бедности.

11. Политика в отношении лиц без определенного места жительства и занятий (Бомжей) – нищих, бездомных, бродяг и др. должна строиться на признании их равноправными членами общества и их посильной интеграции в жизнь общества, охвате сетями социальной поддержки.