Государственная политика по вопросам социально-правовой защиты детей

В 90-е годы в результате проведения реформ в России проблемы социально- правовой защиты детей и подростков значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты, ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

Система социально-правовой защиты детей и подростков в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения и по целям, и по составу субъектов, и по формам, и по уровню ее материальной базы.

Значительным качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социально-правовой защиты детей и подростков. В числе наиболее важных законотворческих решений выделяются следующие:

* принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»; признание ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов - приоритетными среди потребностей общества; законодательное закрепление прав детей, в соответствии с Конвенцией, в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе и Трудовом кодексе РФ, в других федеральных и региональных нормативно-правовых актах;

* нормативно-правовые акты по вопросам материального обеспечения детей, их физического, умственного и психического развития. В их числе Федеральная программа «Дети России», утвержденная Указом Президента РФ в августе 1994 г. и пролонгированная до 2005 года Указом от 30 ноября 1999 г.;

* акты, направленные на улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения (Закон РФ «Об образовании»), на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав») и др.;

* определение системы компенсаций семьям с детьми через государственные и общественные организации (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»);

* регламентация порядка и правил устройства детей, оставшихся без попечения родителей; решение ряда вопросов усыновления (удочерения), в том числе с иностранным элементом; поддержка институтов опеки и попечительства, приемной семьи и др.;

* разработка мер по повышению рождаемости, преодолению генетически обусловленных заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями психического и физического развития (Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ») и др.;

* создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей (постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»).

Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН «О правах ребенка», Российская Федерация присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, зашиты и развития детей», а также к Плану ее реализации. Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Во исполнение рекомендаций международного сообщества в России принят ряд государственных решений - указов Президента, постановлений Правительства РФ, законов Российской Федерации. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетными, определены основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, определены группы детей, требующих особого внимания государства, утверждены конкретные программы мероприятий по социальной защите детства. Особенно детально разработана Президентская программа «Дети России», в которой названы десять категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, и сформулированы основные направления работы по реализации каждой из десяти подпрограмм. В соответствии с международными обязательствами Правительством РФ принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации (1995 г.). В нем указаны приоритетные направления по социальной защите детства, обязательные для всех государственных органов при формировании и реализации социально-экономического развития страны. План способствует координации усилий субъектов социальной защиты детства - правительственных и неправительственных организаций, образовательных учреждений и семей - в деятельности по улучшению положения детей и защите их законных прав и интересов.

В соответствии с Национальным планом действий и в целях координации усилий исполнителей этого плана образована специальная правительственная комиссия. В числе ее функций - вопросы усыновления детей, в том числе иностранными гражданами, опеки и попечительства, приемных семей, детских учреждений, летнего отдыха и оздоровления детей, занятости несовершеннолетних.

По поручению Правительства РФ в 1994 году группой ученых и сотрудников заинтересованных министерств и ведомств впервые подготовлен доклад «О положении детей в России». Цель и смысл доклада - обеспечение заинтересованных государственных органов управления, общественных организаций, ученых, специалистов, населения Российской Федерации объективной систематизированной информацией о положении детей в России и о тенденциях его изменения под воздействием проводимых в стране социально-экономических преобразований; уточнение приоритетных сфер и направлений деятельности по решению детских проблем; разработка и реализация конкретных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов детей.

Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс Российской Федерации, специалисты, государственные органы уточнили особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, усилили защиту ребенка от физического, психического и полового насилия, от жестокости взрослых и эксплуатации детей, от пренебрежения их законными интересами.

В Семейный кодекс Российской Федерации (1995 г.) впервые включена глава о правах несовершеннолетних. Ныне действующий кодекс законодательно гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные и другие права ребенка. Постоянно совершенствуется правовая база выплаты пособий на детей. Этому, в частности, посвящены указы Президента РФ «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» (1993 г.) Указ о дополнительных пособиях и выплатах. Правительством РФ установлен порядок назначения и выплат единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Заботясь о здоровье подрастающего поколения, Правительство РФ приняло постановление «О государственной поддержке медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (1994 г.), которым установило бесплатную выдачу всех лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении детей первых трех лет жизни детям из многодетных семей в возрасте до шести лет, детям инвалидам до 16 лет, детям и подросткам в возрасте до восемнадцати лет, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы. Этим же постановлением органам государственной власти субъектов Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников предложено увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для детских дошкольных учреждений, детских домов и других учреждений здравоохранения и социальной сферы.

Важным компонентом системы социальной защиты детства является, зашита прав детей в области образования. Конституция Российской Федерации гарантирует российским детям общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, то есть неполного среднего, и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми.

Конституционные положения о праве детей на образование получили дальнейшее развитие и детализацию в Законе РФ «Об образовании» (1996 г.) и многих других нормативно-правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней. После длительного перерыва, обусловленного постсоветскими реформами, Российское государство в конце девяностых годов обратилось к проблемам детского досуга.

В марте 2007 года Правительство РФ приняло постановление «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году». Постановление ориентировано на детей, нуждающихся в особой заботе государства: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей безработных граждан, детей-жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям; других категорий. Постановлением предусмотрены: инвентаризация материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей и меры по ее улучшению; подготовка педагогических, медицинских и других работников для учреждений отдыха и оздоровления детей; бесплатный проезд детей к месту отдыха и обратно, обеспечение полноценного питания, безопасности жизни и здоровья детей; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в местах отдыха и оздоровления детей. Постановлением поощряется создание палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха для старшеклассников; развитие сети оборонно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерей; расширение детского туризма и другие мероприятия. Предусмотрена также частичная оплата стоимости путевок, выделяемых работающим гражданам для детей в возрасте до 15 лет включительно в детские оздоровительные лагеря различных типов, санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного и сезонного действия, другие выплаты.

В июне 2000 рода Правительство РФ рассмотрело проекты сразу десяти целевых программ в области социальной защиты детства на 2001--2002 годы. Все вместе они составляют внушительный комплекс мер по существенному улучшению положения детей, созданию условий для их нормального физического, психического и культурного развития, адекватной интеграции в общество. Для данного постановления характерен объемный, комплексный подход к детским проблемам и стремление объединить для решения этих проблем усилия многих министерств и ведомств. На эту работу выделяется 5 миллиардов рублей, источниками денежных средств будут и федеральный, и региональные бюджеты. В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы, о которых речь пойдет в следующих главах пособия. Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, а главное - реализуются все более комплексно, все чаще - усилиями нескольких министерств и ведомств. Наиболее тесно в реализации программ социальной зашиты детства сотрудничают министерства: образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел Российской Федерации и экономического блока. Примерами таких комплексных мероприятий являются программы «Дети России» и «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан».

В целом же наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной зашиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации. Исторический обзор возникновения, становления и развития российской системы социальной защиты детства приводит к следующим выводам.

В нынешней России материальные и другие возможности социального обеспечения детей резко сократились. Соответственно значительно снизились возможности семей по реализации прав ребенка на жизнь, здоровье и разностороннее развитие. Сегодня завершается переход от социального обеспечения всех детей к социальной защите детей, попавших в неблагоприятную ситуацию. Мероприятия социальной защиты становятся все более адресными и индивидуализированными.