Государственное финансирование развития социальной политики в Казахстане
Государственная бюджетная система финансирования образования, здравоохранения и социальной защиты населения формируется из средств республиканского и местных бюджетов.
На период с 2004 года доля государственных расходов на социальные сферы сократилась (таблица 1)
Таблица 1 – Распределение государственных расходов по отраслям (2004-2008 гг.)
Отрасль | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Общегосударственные услуги | 4,7 | 6,1 | 6,5 | 5,3 | 5,8 |
Оборона | 3,9 | 4,5 | 4,5 | 4,0 | 4,6 |
Общественный порядок и безопасность | 8,1 | 8,7 | 9,2 | 7,9 | 8,4 |
Образование | 12,6 | 14,1 | 14,8 | 13,2 | 15,2 |
Здравоохранение | 7,4 | 8,5 | 10,2 | 9,5 | 10,4 |
Социальное обеспечение и социальная помощь | 20,9 | 22,7 | 21,1 | 17,1 | 19,6 |
Жилье и коммунальные услуги | 2,6 | 3,2 | 5,4 | 6,1 | 6,3 |
Культура, спорт, туризм и информация | 2,4 | 3,2 | 3,4 | 2,9 | 3,8 |
Топливно-энергетический комплекс | 0,8 | 0,8 | 2,0 | 1,3 | 1,7 |
Сельское, лесное, водное хозяйство и окружающая среда | 3,0 | 4,3 | 5,6 | 3,3 | 3,6 |
Промышленность, строительство и горная добыча | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Транспорт и связь | 6,0 | 7,7 | 8,1 | 6,1 | 7,5 |
Прочие услуги | 5,4 | 7,5 | 5,6 | 1,7 | 2,3 |
Обслуживание долга | 4,1 | 3,4 | 2,7 | 1,6 | 1,3 |
Официальные трансферты | 13,9 | 1,2 | 0,7 | 19,0 | 9,2 |
Кредиты (без учета погашения) | 3,9 | 3,9 | 2,7 | 0,0 | 0,0 |
Рассмотрим теперь государственное финансирование образования, здравоохранения и системы социальной защиты в отдельности.
Хоть доля расходов на образование в государственном бюджете падает, но постепенно растет доля расходов на образование в ВВП РК.
В целом по отрасли, используя данные Министерства финансов РК и Министерства экономики и бюджетного планирования РК, в период с 2004 по 2008 г. в среднем на образование было направлено 83 % средств местного бюджета и 17% республиканского.
Таблица 2 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на образование (млн. тенге)
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Итого государственный бюджет | 121 145 | 154 218 | 201 935 | 279 783 | 361 129 |
Республиканский бюджет | 16 447 | 23 241 | 34 571 | 66249 | 101405 |
Всего местные бюджеты | 104 698 | 130 977 | 167 364 | 213534 | 259724 |
Как видно из предыдущего анализа, к сожалению, Правительством Казахстана выделяется недостаточно средств на образование. Общие расходы на образование не превышают 3,4% ВВП. В документах Дакарского форума содержится призыв к правительствам всех стран обеспечить выделение не менее 6% ВВП на нужды образования. Однако в Казахстане бюджеты всех уровней едва покрывают расходы на социальную сферу - 80% бюджетов составляют расходы на заработную плату. На такие статьи, как содержание школ, приобретение учебного оборудования и материалов, капитальный ремонт, замена зданий школ, не подлежащих ремонту, новое строительство, выделяемых средств недостаточно.
В системе финансирования здравоохранения в последнее время достигнуты положительные результаты, основанные на принятии важных решений в рамках проведенного в течение 2004-2006 годов разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления.
В последние годы объем государственных расходов на систему здравоохранения, включая медицинское образование, увеличился не только в абсолютном исчислении (таблица 3).
Таблица 3 - Общий объем государственного бюджета на здравоохранение
Область | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Итого государственный бюджет | 71 119 | 89 781 | 131 184 | 185 456 | 223 373 |
Республиканский бюджет | 12 018 | 19 105 | 29 224 | 56 283 | 80 012 |
Всего местные бюджеты | 59 102 | 74 112 | 107 074 | 150 316 | 185 783 |
Но и, что важно, увеличилась доля в процентах к ВВП, несмотря на значительные темпы его роста. При этом самый низкий процент к ВВП отмечается в 2008 году – 2,29%. Возможно, понижение уровня вызвано значительным ростом объема ВВП при незначительном росте расходов.
Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников.
Не должным образом налажен учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.
На социальную защиту ежегодно происходит увеличение расходов государственного бюджета в абсолютном выражение (таблица 5).
Таблица 5 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на социальную помощь и социальное обеспечение (млн. тенге).
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Итого государственный бюджет | 201415 | 239229 | 272333 | 345356 | 422423 |
Республиканский бюджет | 165389 | 202043 | 232998 | 314709 | 390209 |
Всего местные бюджеты | 36026 | 37186 | 39335 | 30647 | 32214 |
Рассматривая же соотношения между расходами республиканского и местных бюджетов, то можно ясно увидеть, что в основном концентрация на социальные расходы происходит в центре, т.е. являются основными бюджетными программами Министерства труда и социальной защиты.
При этом больше половины, около 66% средств всего республиканского бюджета направляются на пенсионные программы, вызванное тем, что ежегодно растет число получателей пенсионных отчислений из республиканского бюджета.