Движение объединения Сан Мен Муна
Организацию мунитов (или мунистов) можно охарактеризовать как оккультно-синкретическую шаманистическую спиритическую мессианскую секту в оболочке из нескольких заимствованных из христианства терминов.
Мунитское движение — одно из самых заметных сейчас в России. На улицах можно увидеть юношей и девушек, собирающих пожертвования «на бедных студентов» или торгующих мелочевкой. Если вы спросите у них, что за организацию они представляют, они назовут ее вам; «Вузовская ассоциация по изучению Принципа» (или CARP — английская аббревиатура). Но на самом деле муниты придают этому слову второе, внутреннее значение: КАРП — это крупная, жирная рыба, а наша организация — это сети, через которые мелкая рыбешка уплывает, а большие карпы остаются у нас.
Эти девушки и юноши занимаются «фандрейзингом», то есть «сбором средств». Они путешествуют по стране в «передвижных фандрейзинговых командах» (mobile fundraisingteam), живут в жутких антисанитарных условиях и должны к вечеру принести определенную сумму. Не выполнившим разнарядку приходится весьма неуютно. Подстегивают высоту сборов и соревнования между группами уличных попрошаек. Ведь это считается у них духовной практикой, и количество принесенных денег свидетельствует о духовной «продвинутости» собравшего их. Кроме того, многих адептов посылают работать за символическую плату на многочисленные предприятия основателя и мессии секты корейского бизнесмена и мультимиллионера Сан Мен Муна.
Что же представляет собой «Движение Муна»? Оно было основано в 1954 г. корейцем по имени Мун Сан Мён. Во многих восточных языках фамилию называют перед именем. В западном варианте он называет себя Сан Мен Муном. Первоначальное название этой организации по-корейски — «Тонг иль до», что значит «Движение объединения». Вскоре она приобрела название «Спиритическое движение за объединение всемирного христианства». Но до сих пор члены движения называют его между собой кратко: «Тонг иль».
Это спиритическое движение с шаманистическими корнями, которое направлено на очищение человеческой расы под руководством семьи Мунов. В центре семьи находится «первый истинный человек» и «первая истинная женщина» — «первые истинные и подлинные руководители всего человечества». Сама же церковь — только часть этого движения, как бы его религиозный отдел, или центр многих концентрических кругов.
В книге «Империя «преподобного» Муна» приводится схема официальной структуры секты, разработанная самим Муном или его ближайшим окружение. Внутренний круг — это сам Мун — «Истинный человек» и «Господин (Господь) Второго пришествия», следующий круг — «Истинные Родители» (Мун со своей супругой), круг за ним — 13 их детей («Истинная семья»), затем «Клуб свояков» — 13 детей с женами и мужьями. Затем — 36 первых сосватанных и «благословленных» Муном пар (они же — «Руководящая группа»). Затем — остальные «благословленные пары», КАРП, штатные сотрудники и другие члены церкви. На этом круге «Церковь объединения» («Тонг иль кью», или «Объединенная семья») кончается, и начинается «Движение объединения», в которое входят предприятия Муна, многочисленные основанные им организации и фонды — ассоциированные члены секты. Сами муниты сортируют членов «Движения объединения» на «симпатизирующих», «участвующих» и «находящихся под влиянием». Но все равно у всех этих кругов единый центр — это их «Истинный Отец» и «новый Адам», «преподобный» Мун.
Во внешних кругах, в частности, находятся сотрудники, работающие в муновской промышленности и печатных изданиях. Совсем не обязательно, чтобы все эти люди являлись членами «Церкви объединения». Как раз наоборот — большая их часть не являются членами церкви. У Муна нет такой немедленной задачи — обратить все человечество в свою веру. Конечно, глобальная, стратегическая задача формулируется именно так, но прежде он должен добиться объединения всех мировых религий, государств, светских структур, то есть привести всех под начало единого владыки — самого себя.
Еще в 1985 г., в преддверии этого события, Мун сам короновал себя и свою жену, присвоив себе титул «Император Вселенной» (так и хочется сказать «князь мира сего»). Осталось совсем немного: когда мир признает его в качестве такового, тогда наступит царство Божие на землей Мун, который уже весьма стар (ему уже 80 лет), сможет спокойно «перейти в мир духов, где он продолжит свою искупительную работу». А дети «мессии» продолжат его правление на земле.
Действительно, Мун сделал все возможное, чтобы преемственность в секте была обеспечена. Но реальность оказалась гораздо неподатливее, чем он предполагал поначалу: мир пока никак не стремится признать престарелого бизнесмена «Императором вселенной», а его старший сын и нынешний наследник Хьё Джин Мун (по учению Муна, его дети как высшие представители «нового человечества» свободны от последствий первородного греха и абсолютно безгрешны) страдает от злоупотребления наркотиками и алкоголем. Американским судом этот наследный принц был приговорен к условному заключению за изощренные издевательства над женой (ей удалось после тринадцатилетних страданий бежать от него вместе с пятью своими детьми и добиться развода) и к другому условному наказанию за вождение машины в пьяном виде. Ему запрещено встречаться с собственными детьми до тех пор, пока он не избавится от наркозависимости. По всей видимости, пока это ему не удалось, потому что к 2001 г. — уже более шести лет — он так и не пытался увидеть своих детей. Так что интересно, как ему удастся справиться с ролью нового главы «Империи» и нового «Истинного Отца».
Движение Муна возникло на фоне спиритического возрождения после корейской войны, которая началась вскоре за второй мировой. Спиритизм имеет в Корее мощные корни. Религиозное разнообразие в стране весьма велико: почти половина корейцев принадлежит к христианским группами (большей частью протестантским, но есть там и Римо-католическая церковь). Но в этой стране и в традиционные протестантские конфессии зачастую привносится значительная доля спиритизма.
В спиритических движениях ключевую роль играет медиум — человек, получающий непосредственные «откровения» из духовного мира, которые он толкует и передает остальным. Поначалу Мун был одним из многих медиумов: в частности, он зарабатывал предсказанием улова рыбы. Позднее он стал «медиумом отца» (то есть утверждал, что через него говорил Сам Бог), а затем сам стал предметом нового откровения («Я — Отец»). Когда он стал лидером и богом основанного им движения, то перестал устраивать медиумические сеансы: теперь он предпочитал получать откровения из мира духов в одиночестве и лишь затем объявлять о них своим последователям.
Первые миссионеры мунитов начали свою проповедь в конце 50-х годов, но известность на Западе «Церковь объединения» приобрела лишь в начале 70-х годов, когда Мун серьезно начал обрабатывать США. «Промывание мозгов» у мунитов вскоре стало притчей во языках в западных странах. Эта скандальная известность достигла своего апогея в 1984 году, когда Мун за неуплату налогов сел на полтора года за решетку. Но в конечном результате эта его отсидка, четвертая по счету, скорее принесла ему выгоду — он объявил себя мучеником, жертвой религиозных преследований.
Главная книга Муна называется «Божественный Принцип» (иногда ее называют «Божественные Принципы» — это неправильно). Эта книга надписана Муном, но реальными авторами являются несколько его учеников, имевшие богословское образование (сам Мун, как известно, такового не имел). В частности, очень большую роль в написании этой книги (да и вообще в разработке мунитского «богословия») сыграла г-жа Ким Ён Он, работавшая в Калифорнии с 1959 г. и ставшая ведущим представителем движения Муна в западном мире. На ее разработках основываются первые тексты движения Муна, публикующиеся почти на всех западных языках; она пыталась «вживить» учение Муна в христианское богословие. В середине 90-х гг. она предприняла попытку разработать «мунизированную» версию ислама, но не успела. После ее смерти в движении Муна не было произведено ни одного сколько-нибудь значительного теологического текста.
«Божественный Принцип» трудно сравнивать со священными книгами других религий, например, с Библией или Кораном, — это скорее катехетический учебник, включающий в себя такие главы, как «Принцип творения», «Эсхатология», «Мессия: значение и цель его пришествия», «Периоды провиденциальной истории и определение их продолжительности» и т.д. В «Божественном Принципе» присутствуют некоторые элементы христианской протестантской теологии, но больше там даосизма, корейского народного шаманизма и спиритизма.
«Божественный Принцип» видится мунитам как последнее и окончательное новое откровение. Девочки и мальчики, которые на улицах клянчат деньги, говорят: «Мы Библию очень любим, мы ее читаем и знаем», но как только спросишь у них что-нибудь конкретное, они ответят: «А этого мы пока не проходили». А если начнешь выяснять, что же, собственно, они про Библию знают, они скажут, что есть Старый Завет, Второй Завет (то есть Новый Завет) и «Завершенный Завет», или «Божественный Принцип». Таким образом, «Божественный Принцип» — это последнее слово, которое стоит над предыдущими Заветами, являясь ключом к Новому и Ветхому Заветам; там объясняется, как нужно Библию читать и понимать. Библию муниты, как правило, не знают, кроме нескольких историй, которые их мессия излагает весьма произвольно.
На мунитской схеме ряд внешних кругов — это дети Муна, которые либо были им уже усыновлены, либо пока еще с ним сотрудничают в надежде на грядущее усыновление. Что же такое это усыновление? Наверное, многие слышали про массовые мунитские свадьбы, например, о той, которая была объявлена 25 августа 1995 г. В ней якобы приняло участие 360 тысяч пар, которые одновременно во всем мире заключили брачный союз.
На стадионах, на которых Мун предпочитает проводить свои брачные массовки, женихи и невесты стоят рядами, как солдаты: женщины в белом, мужчины в черном. Муниты называют эту церемонию «благословение супружеских пар» или запросто «блессинг» (от англ. blessing). Но на самом деле это не свадьба, а церемония усыновления и одновременно вступления в «Церковь объединения», т.е. «Истинную Семью». Супругами эти молодые люди станут лишь через три года. После церемонии, на которой они присутствуют в брачных нарядах, происходит нечто, напоминающее строки из известной песни: «Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону». Солдаты Муна отправляются проповедовать или исполнять другую работу для своего «мессии» в разные страны, и только через три года они смогут по-настоящему стать мужем и женой и вступить в супружеские отношения.
Секта Муна представляет собой очень серьезную опасность, тем более что работает она в тесном контакте с сайентологией, «Обществом сознания Кришны», «Христианской миссией «Семья»», «Свидетелями Иеговы», мормонами и др. Есть еще несколько групп, и все вместе они составляют единый фронт, который борется против Православной Церкви и России. Они постоянно обмениваются информацией, и стоит задеть кого-то из них, как в ответ на это всем скопом выступают другие. В нашей стране все они видят главного врага в Православии. Не стоит обманываться их лицемерными заверениями о том, что они уважают Православную Церковь и хотят с ней дружить. Они действуют, естественно, по принципу «разделяй и властвуй». Пишут в разные православные инстанции сочащиеся сахарным сиропом письма о том, какие они хорошие и как стремятся к установлению теплых взаимодоверительных отношений в духе христианской любви. «Просто вы на нас неправильно смотрите. У вас есть некоторые люди — узкие фанатики, которые вас настраивают против нас. Но вы должны посмотреть на нас непредвзятыми глазами».