Деятельность Министерства социальных отношений Челябинской области в отношении инвалидов
Министерство социальных отношений Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, основной задачей которого является выработка и реализация единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания государственной социальной помощи, социального обслуживания населения [43, п.7].
В структуру Министерства входят 4 управления:
- управление социального развития;
- управление социального обслуживания;
- управление финансового и материально-технического обеспечения;
- управление социальных гарантий и льгот.
Каждое управление включает в себя ряд отделов, занимающихся определенным направлением деятельности, работой с отдельной категорией граждан.
Реализацию социальной политики в отношении инвалидов можно проанализировать непосредственно по работе отдела организации социальной поддержки инвалидов.
Отдел организации социальной поддержки инвалидов является структурным подразделением управления социальных гарантий и льгот [45, п.1.1].
В своей работе отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, законами Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области, Положением о Министерстве социальных отношений, приказами Министра социальных отношений Челябинской области [45, п.1.2].
В отношении инвалидов на региональном уровне были приняты следующие нормативно-правовые акты:
1) закон Челябинской области от 25.12.2008 г. № 345-ЗО «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг»;
2) закон Челябинской области от 24.09.2009 г. № 465-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета»;
3) постановление Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. № 5-П «Положение о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в Челябинской области»;
4) постановление Правительства Челябинской области от 30.09.2009 г. № 246-П «О мерах по реализации Закона Челябинской области «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета».
В целях обеспечения комплексного решения проблем инвалидов и ветеранов в Челябинской области была создана Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере социальной защиты инвалидов и ветеранов [44, ст.3].
Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере социальной защиты инвалидов и ветеранов является коллегиальным совещательным органом, который рассматривает вопросы социальной защиты инвалидов и ветеранов; взаимодействует с органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления и общественными организациями и объединениями.
Анализ положения об отделе организации социальной поддержки инвалидов позволил выделить следующие задачи отдела:
- организация учета и финансового обеспечения предоставления льгот и мер социальной поддержки на территории Челябинской области в соответствии с действующим законодательством;
- организация работы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- организация работы по обеспечению инвалидов области техническими средствами реабилитации либо услугами;
- организация работы по социальной реабилитации инвалидов.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1. Участвует в разработке и исполнении областных нормативных правовых актов в сфере социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.
2. Принимает участие в работе Совета при Губернаторе Челябинской области по делам ветеранов и инвалидов.
3. Осуществляет взаимодействие со структурами:
3.1. На федеральном уровне:
- Министерством здравоохранения и социального развития РФ;
- Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Челябинской области.
3.2. На областном уровне:
- Министерством финансов Челябинской области;
- Министерством по строительству, инфраструктуре и дорожному хозяйству Челябинской области;
- Министерством здравоохранения Челябинской области;
4. Организует работу по предоставлению мер социальной поддержки федеральным категориям граждан по приобретению и оплате жилья и коммунальных услуг.
5. Организует выплаты инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения.
6. Осуществляет реализацию мер социальной поддержки в части протезно-ортопедической помощи гражданам, проживающим на территории Челябинской области, не имеющим инвалидность, но нуждающимся по медицинским показаниям.
7. Принимает участие в реализации областных целевых программ и организует контроль их выполнения на территории области.
8. Участвует в проведении проверок муниципальных органов управления.
9. Анализирует работу управлений социальной защиты населения городов и районов области по выполнению федерального и областного законодательства, приказов Министра социальных отношений Челябинской области [45, п.5].
Специалисты отдела организации социальной поддержки инвалидов используют в своей непосредственной деятельности следующие технологии: социальное консультирование и посредничество.
Технология социального консультирования выражается в том, что специалист отдела оказывает помощь специалистам районных управлений социальной защиты, и гражданам; информирует о ходе рассмотрения их письменных заявлений, предложений, жалоб и в случае необходимости направляет к узкому специалисту для получения дополнительной информации. В данном случае специалист выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
Посредническая функция представляет собой взаимодействие специалиста с другими подразделениями министерства, а также с различными ведомствами, органами государственной власти всех уровней, общественными организациями и учреждениями [36, с.24].
Деятельность отдела организации социальной поддержки инвалидов непосредственно направлена на предупреждение и своевременное решение существующих проблем инвалидов. С этой целью была разработана и принята областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов Челябинской области». Она включает в себя мероприятия различных ведомств: здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, органов социальной защиты.
Проблемы, связанные с охраной здоровья и медицинским обслуживанием инвалидов, решаются путем приобретения за счет средств федерального и областного бюджета технических средств реабилитации: противопролежневых матрасов, специальных кроватей для лежащих инвалидов, поручней, ходунков. Иногда у инвалидов возникает необходимость временного использования дорогостоящего оборудования, например, колясок, специальных кроватей. Для решения данной проблемы при комплексных центрах социального обслуживания населения в различных территориях области организованы пункты проката технических средств реабилитации. Кроме того, в санатории «Еловое» организована достаточно квалифицированная медицинская помощь и оздоровление инвалидов по зрению [1, с.23].
Немаловажной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является обеспечение доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры. В рамках данного направления Министерством социальных отношений Челябинской области выделяются средства на оборудование общественных мест пандусами, переходов – звуковыми сигналами.
В рамках муниципальной программы «Равные возможности» в городе Челябинске действует служба «Социальное такси» для инвалидов. Она бесплатно доставляет инвалидов и лиц, которые их сопровождают, к социальным объектам города и домой. Челябинцы с ограниченными возможностями могут воспользоваться социальным такси для поездки в управления соцзащиты населения, пенсионный фонд, учреждения здравоохранения, на протезно-ортопедические предприятия, в органы медико-социальной экспертизы, областную библиотеку для слепых.
Челябинская область также уделяет внимание воспитанию и образованию инвалидов. Образование является одним из важнейших способов интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Так, с 1992 года в ЧелГУ открыт специальный факультет для обучения инвалидов по 15 специальностям. В настоящее время образование получают 194 студента. Отделение получило статус окружного обучающего центра. С помощью средств областного бюджета учебные аудитории оборудованы для инвалидов, сделаны пандусы, приобретены специальные компьютеры для слепых и глухих студентов.
Одним из актуальных направлений деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области, является предоставление мер по обеспечению нуждающихся категорий граждан жилыми помещениями.
Рассмотрим более подробно процесс обеспечения жильем инвалидов.
Вопрос жилья в разные времена всегда был довольно «больным», а для инвалидов – особенно. На сегодняшний день многие граждане Российской Федерации испытывают нехватку жилья из-за его дороговизны.
Существующие строительные стандарты (ГОСТы) датируются ещё 70 -ми годами XX века, в них предусматриваются некоторые блага для инвалидов, однако ни все застройщики соблюдают ГОСТы в полном объёме. Ведь специализированный жилой фонд – прерогатива и Российской Федерации и субъекта РФ и муниципалитетов.
Обеспечение жильем инвалидов, семей, имеющих детей инвалидов регламентируется статьями 17 и 28.2 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Меры социальной поддержки по обеспечению жильем являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день, согласно статье 17 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды условно разделяются на две подкатегории:- те, кто встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005;
- те, кто встал на учет после 1 января 2005.
Первые обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии со статьей 28.2 федерального закона № 181-ФЗ. Вторые обеспечиваются жильем по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Формы и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём инвалидов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Изначально, гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а именно:
1) не являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или собственниками жилых помещений, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Постановлением Правительства Челябинской области № 149-П установлен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, вставшим на учет до 1 января 2005 года. За счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, путем предоставления жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области.
Лица, претендующие на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, должны подать заявление в органы местного самоуправления о предоставлении им субсидии. Органами местного самоуправления составляются списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ежеквартально органы местного самоуправления представляют в Министерство социальных отношений сведения об изменениях и дополнениях в списки.
В свою очередь Министерство социальных отношений Челябинской области на основании этих списков, формирует реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий по Челябинской области по состоянию на 1 февраля и 1 июля.
Исходя из размера средств федерального бюджета, предусмотренных для Челябинской области на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций, Министерство социальных отношений формирует список граждан, имеющих право на получение субсидий на соответствующий год, а также список граждан, включенных в резерв.
Областной реестр, ежегодно утверждается Комиссией по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, созданной распоряжением Губернатора Челябинской области от 11.08.2006 г. № 1220-р «О Комиссии по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями».
Министерство социальных отношений в течение месяца с момента утверждения Комиссией областного реестра информирует органы местного самоуправления о включении инвалидов, претендующих на получение субсидии в список путем направления информационных писем.
Органы местного самоуправления в 5-дневный срок после получения информационных писем представляют в Министерство социальных отношений личные дела лиц, претендующих на получение субсидии, содержащие следующие документы:
1) заявление о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность;
2) копию документа, удостоверяющего личность;
3) копии документов, удостоверяющих право на меры социальной поддержки;
4) копию свидетельства обязательного пенсионного страхования;
5) справку уполномоченного органа о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета;
6) выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
7) копию справки органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у инвалида и членов его семьи;
9) копии правоустанавливающих документов на занимаемое ранее или в настоящее время жилое помещение;
10) копию банковской сберегательной книжки и реквизиты банковского счета – для инвалидов, претендующих на получение единовременной денежной выплаты.
Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по мере получения от Министерства социальных отношений личных дел производится расчет размера субсидии, после чего эти данные направляются в Министерство социальных отношений.
Министерство социальных отношений в 10-дневный срок после утверждения списков, через органы местного самоуправления вручают инвалидам уведомления о размере выделенной субсидии.
Субсидия предоставляется инвалидам в безналичной форме путем перечисления денежных средств лицу, в чьей собственности ранее находилось жилое помещение, на счет, открытый в банковском учреждении.
В течение девяти месяцев после получения уведомления о выделении субсидии получатель субсидии вправе приобрести жилое помещение на территории Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта.
Общая площадь приобретаемого за счет средств субсидии жилого помещения в расчете на одного человека не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления в муниципальном образовании. Норматив общей площади жилого помещения, для инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, на территории Челябинской области составляет 18 кв. м.
Для оплаты за счет средств субсидии жилого помещения в Министерство социальных отношений представляются договор на жилое помещение и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
В договоре на жилое помещение должны быть указаны реквизиты уведомления о выделении субсидии (номер, дата выдачи, орган, выдавший уведомление).
Если в срок, установленный для реализации права на приобретение жилого помещения, получатель субсидии не представил в Министерство социальных отношений документы, субсидия в текущем году ему не предоставляется.
Министерство социальных отношений в течение десяти рабочих дней со дня получения договора на жилое помещение и свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, осуществляет их проверку и принимает договор на жилое помещение для оплаты.
Министерство социальных отношений, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о приеме договора на жилое помещение представляет в Министерство финансов Челябинской области, заявку на оплату расходов и реестр заявок для зачисления денежных средств на счет лица, в чьей собственности ранее находилось жилое помещение.
Министерство финансов Челябинской области, на основании представленных документов осуществляет перечисление денежных средств.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что инвалиды могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета, но и путем предоставления им жилья по договору социального найма (жилых помещений специализированного жилого фонда).
Жилищный кодекс предусматривает два варианта предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда инвалидов:
- предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания;
- предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Специальная социальная помощь инвалидам включает в себя: предоставление специализированного жилого помещения с оказанием медицинских и социально-бытовых услуг.
В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда инвалидам регламентируется Законом Челябинской области от 29 ноября 2007г. «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Челябинской области».
Согласно статье 1 предоставление жилых помещений осуществляется на основании договора безвозмездного пользования. Для предоставления жилого помещения в домах системы социально обслуживания нуждающиеся граждане (их законные представители) обращаются с заявлением в территориальное управление органа исполнительной власти в сфере социального обслуживания.
Соответствующий государственный орган в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда рассматривает представленные им документы и принимает решение о принятии его на учет в качестве нуждающегося либо об отказе в принятии на учет.
Решение выносится в письменной форме и доводится до сведения гражданину. На гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, формируется учетное дело, в котором должны содержаться все представленные им документы, являющиеся основанием для принятия на такой учет, а также решения, затрагивающие интересы гражданина. На основании решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда с гражданином заключается договор найма специализированного жилого помещения.
Анализ отчетов Министерства социальных отношений Челябинской области за 2009-2010гг. по предоставлению инвалидам безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета позволил выявить соответствующую информацию (Таблица 1).
Таблица 1
Предоставление инвалидам безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета
Год | Количество граждан, имеющих право на льготу по обеспечению жильем, вставших на учет до 01.01.2005г. | Приобретено жилых помещений в отчетный период за счет субвенций |
2009 | 2490 | 19 |
2010 | 2358 | 119 |
По данным на октябрь 2009 года, количество граждан, имеющих право на льготу по обеспечению жильем, вставших на учет до 01.01.2005г., составило 2490 человек, из них 19 человек – приобрели жилье; по данным на октябрь 2010 года, на учете по предоставлению субсидий на приобретение жилья стояло 2358 человек, из них 119 человек – приобрели жилье в собственность.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы: за 2010 год инвалидам на улучшение жилищных условий было предоставлено на 100 субсидий больше чем в 2009 году. Этот факт свидетельствует об увеличении федерального финансирования по вопросу предоставления жилья.
Говоря о специализированных жилых помещениях, предоставляемых для социальной защиты отдельных категорий граждан, в частности инвалидов нужно отметить, тот факт, что его практически нет.
В настоящее время данный жилой фонд не пополняется, так как формой предоставления мер социальной поддержки инвалидов законодатель Челябинской области выбрал предоставление субсидий на приобретение или строительство жилья.
Следовательно, всё субвенции РФ по программе предоставления жилья инвалидов инвалидам в Челябинской области идут не на приобретение и оборудование специализированного жилого фонда, а на предоставление субсидий на строительство такого жилья самими инвалидами. Данное положение существенно ухудшает положение инвалидов.
На сегодняшний день размер субсидии, предоставляемой инвалидам на приобретение жилья, составляет 450тыс. рублей. Рыночная стоимость однокомнатной квартиры (33 кв.м) в городе Челябинске стоит примерно 1 млн. 300 тыс.рублей. Проблема заключается в том, что размер субсидий, предоставляемых из федерального бюджета невелик, а собственных средств инвалидам на приобретение жилья не хватает. Поэтому наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы, на наш взгляд, является развитие сети специализированного жилого фонда путем строительства и переоборудования специальных домов, домов-интернатов, пансионатов для инвалидов.
Основная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для инвалидов могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят: из однокомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку, столовую, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих граждан [1, с.39].
При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью. Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания – соответствующими территориальными органами и службами.
В целях интеграции инвалидов в общество в Челябинской области проводятся различные конкурсы и фестивали. Ежегодно в городе Челябинске проходит фестиваль творчества для инвалидов «Смотри на меня, как на равного». Организатором данного конкурса является управление социального развития Челябинска и районные администрации. В фестивале принимают участие инвалиды старше 18 лет, желающие проявить себя по следующим номинациям: вокальное и хоровое пение, музыкально-инструментальное исполнение, художественное чтение, хореография, зримая песня, декоративно-прикладное и изобразительное творчество. В основном данные конкурсы и фестивали рассчитаны либо на детей-инвалидов, либо на молодых инвалидов. Проблема же оказания эмоционально-психологической помощи инвалидам пожилого возраста в условиях Министерства социальных отношений Челябинской области остается до конца нерешенной.
Большое значение в работе с инвалидами имеет подготовка специалистов, владеющих знаниями особенностей психики инвалидов, их материальных и духовных потребностей, способами решения социальных проблем, оказания социальных услуг.