Деятельность Министерства социальных отношений Челябинской области по защите семей с детьми
Деятельность Министерства социальных отношений Челябинской области строится на основании Положения о Министерстве социальных отношений Челябинской области, утв. Постановлением Губернатора области от 09.08.2004 г. № 406. Положением определена структура и штатная численность Министерства. Для реализации функций Министерства в сфере социальной защиты семей с детьми создан и действует отдел социальной защиты семьи и детей. Отдел организации социальной защиты семьи и детей является структурным подразделением Министерства социальных отношений Челябинской области и осуществляет, в пределах своей компетенции, государственную политику Российской Федерации в области социальной поддержки семьи и детей на территории Челябинской области.Отдел возглавляет начальник, который подчиняется непосредственно начальнику управления социального развития, первому заместителю Министра социальных отношений Челябинской области. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом Министра социальных отношений Челябинской области. В своей работе отдел руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями и распоряжениям Правительства РФ, Указами Президента РФ, законами Челябинской области, нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Правительства области, Министерства социальных отношений Челябинской области. Для выполнения задач и осуществления функций отдел укомплектовывается специалистами в соответствии со штатным расписанием. Распределение обязанностей внутри отдела между специалистами производится начальником отдела в соответствии с должностными регламентами. Целью деятельности отдела является участие в разработке и осуществлении единой государственной политики на территории Челябинской области в отношении семьи и детей, а также социальное обслуживание семьи и детей.
Задачи отдела защиты семьи и детей:
1. Реализация федеральной (в части отнесенной к компетенции Челябинской области) и региональной политики в области социальной защиты семьи и детей.
2. Реализация федеральных законов: от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»; от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; от 24.07.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
3. Реализация законов области: от 30.11.2004 г. № 320-30 «О социальном обслуживании населения в Челябинской области»; от 28.11.2002 г. № 125-30 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области» и др.
4. Анализ и прогноз государственной политики в интересах семьи и детей; разработка предложений по её основным направлениям и приоритетам.
5. Разработка проектов областных целевых программ; внесение предложений по проектам законов и других нормативно-правовых актов по вопросам социальной поддержки семьи и детей.
6. Разработка комплексной системы социальной защиты семьи и детей.
7. Определение и реализация совместно с заинтересованными органами исполнительной власти комплекса мер, направленных на профилактику безнадзорности среди несовершеннолетних, и других категорий несовершеннолетних.
8. Обеспечение скоординированной деятельности с другими ведомствами по реализации федеральных и региональных (областных) программ в области социальной защиты семьи и детей.
9. Создание системы взаимодействия с общественными, благотворительными и иными организациями, действующими в сфере социальной защиты семьи и детей.
10. Участие в разработке и реализации кадровой политики в сфере социальной поддержки семьи и детей.
Функции отдела защиты семьи и детей:
1. Разработка, реализация, осуществление координации областной целевой программы «Дети Южного Урала», других целевых программ, принятых в Челябинской области по проблемам семьи и детства.
2. Реализация подпрограммы «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»» областной целевой программы «Дети Южного Урала».
3. Разработка предложений в федеральную целевую программу «Дети России» (программа «Дети и семья» «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направление «Семья с детьми-инвалидами») и иные программы по социальной поддержке семьи и детей.
4. Осуществление подготовки предложений по внедрению современных форм и видов социально-экономической, социально-психологической и иной социальной помощи и социальных услуг семье и детям.
5. Участие в разработке предложений по оптимизации и реорганизации сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации.
6. Взаимодействие с государственными, муниципальными органами и негосударственными общественными и иными организациями и учреждениями в решении вопросов оказания социальной помощи семье и детям.
7. Контроль и координация деятельности органов социальной защиты населения, отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения муниципальных образований области, в вопросах социальной поддержки и обслуживания семьи и детей.
8. Контроль и координация деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения в вопросах социальной поддержки и обслуживания семьи и детей (Челябинский областной центр социальной защиты «Семья», Кусинский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями).
9. Контроль и координация деятельности учреждений социального обслуживания населения в вопросах социальной поддержки и обслуживания семьи и детей, детей-инвалидов (2 муниципальных центра реабилитации детей-инвалидов г. Челябинска и г. Магнитогорска, Муниципальный центр помощи семье и детям г. Магнитогорска).
10. Контроль и координация деятельности муниципальных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в вопросах социальной поддержки и обслуживания семьи и детей (23 учреждения).
11. Контроль и координация, в пределах своей компетенции, единообразия и правильного применения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, реабилитационных учреждениях для детей-инвалидов, законодательства по вопросам социальной защиты семьи и детей.
12. Осуществление, в пределах своей компетенции, работы по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в соответствии с законодательством:
- участие в разработке законопроектов области по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оказание методической и практической помощи в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения;
- осуществление, в пределах своей компетенции, контроля за деятельностью специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- координация деятельности отделения перевозки несовершеннолетних;
- ведение банка данных по семьям и детям, находящимся в социально опасном положении;
- анализ работы органов социальной защиты населения муниципальных образований области, отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- анализ работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- внедрение новых форм работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства.
13. Оказание организационно-методической помощи в вопросах социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей:
- органам социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов области;
- отделениям помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения;
- специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
14. Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.):
- реализация средств в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- распределение путевок;
- контроль, в пределах своей компетенции, деятельности учреждений, на базе которых отдыхают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление подготовки отчетов по итогам оздоровления и отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (для Министерства здравоохранения и социального развития РФ, для Министерства образования и науки Челябинской области и др.) и пр.
15. Контроль, в пределах своей компетенции, и оказание организационно-методической помощи Челябинскому областному центру социальной защиты «Семья» по всем направлениям деятельности, в том числе:
- в организации работы по предоставлению услуг детям-инвалидам, детям, состоящим на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения;
- в организации работы по предоставлению услуг службой «Телефон доверия», другими подразделениями учреждения;
- в определении новых направлений и форм социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей;
- в апробации и внедрении новых форм и видов социального обслуживания семьи и детей на территории области;
- в формировании методических материалов по вопросам социального обслуживания семьи и детей и др.
16. Контроль, в пределах своей компетенции, деятельности и оказание организационно-методической помощи Кусинскому областному реабилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями:
- в осуществлении задач по социальной реабилитации детей-инвалидов;
- в организации и совершенствовании воспитательного процесса;
- в защите конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних.
17. Осуществление, в пределах своей компетенции, контроля за организацией социальной поддержки и социального обслуживания, защитой конституционных прав несовершеннолетних в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
18. Анализ и распространение отечественного и зарубежного опыта по вопросам социальной поддержки и социальной защиты семьи и детей.
19. Проведение областных семинаров по вопросам:
- организации работы по социальной поддержке и социальному обслуживанию семьи и детей для специалистов органов социальной защиты населения муниципальных образований области;
- организации работы по социальной поддержке и социальному обслуживанию семьи и детей, для специалистов учреждений социального обслуживания населения.
20. Участие в социологических и научных исследованиях, проводимых научно-исследовательскими и иными государственными учреждениями, а также организациями международного сотрудничества.
21. Участие в подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам применения законодательства в области социальной поддержки семьи и детей.
22. Участие в работе областных комиссий, советов, в пределах компетенции отдела.
23. Участие в подготовке ежегодного межведомственного доклада о положении детей в Челябинской области, в пределах компетенции отдела.
24. Формирование банка данных и статистической отчетности по семьям и детям, статистической отчетности по детям, находящимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
- формирование компьютерного банка данных «Надежда. Семья и дети» (на семьи, находящиеся в социально опасном положении);
- осуществление подготовки ежеквартальных и годовых отчетов по федеральным формам для Министерства здравоохранения и социального развития РФ: «Отчет территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей» по форме
№ 1-СД; 1.1 АИС «Дети» «Учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»;
№ 1-Дети (соц) «Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», об исполнении региональных целевых программ и др.;
- осуществление подготовки ежеквартальных и годовых отчетов для Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области.
25. Подготовка информационно-аналитических материалов, в пределах компетенции отдела, о работе:
- отдела; - органов социальной защиты населения муниципальных образований области;
- учреждений социального обслуживания населения по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми;
- специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации;
- отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения.
26. Организация и проведение областных праздников по тематике семьи, материнства и детства, благотворительных акций по социальной поддержке семьи и детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
27. Рассмотрение и анализ обращений граждан по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.
28. Оказание организационно-методической помощи органам социальной защиты населения муниципальных образований области и учреждениям социального обслуживания населения по вопросам повышения квалификации специалистов.
Начальник и специалисты отдела в пределах своих должностных обязанностей имеют право:
1. Вносить на рассмотрение руководства Министерства проекты предложений для вышестоящих органов по совершенствованию федерального и регионального законодательства Российской Федерации в отношении семьи и детей.
2. Запрашивать по согласованию с начальником управления, курирующим отдел, информацию по социальной поддержке и социальному обслуживанию семьи и детей и иные материалы, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач.
3. Вносить предложения руководству Министерства по созданию экспертных комиссий для консультаций, изучения, рассмотрения и решения проблем семьи и детей, с привлечением ученых и высококвалифицированных специалистов.
4. Участвовать в конференциях, собраниях, симпозиумах, в том числе международных, по проблемам социальной поддержки семьи и детей.
5. Своевременно информировать руководство Министерства о проблемах, возникших в подведомственных учреждениях, дестабилизирующих их деятельность.
6. Проводить совещания, семинары, конференции, встречи с руководителями и специалистами органов социальной защиты населения муниципальных образований области и учреждений социального обслуживания семьи и детей, организовывать конкурсы, фестивали, смотры, выставки.
Начальник и специалисты отдела несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение функций отдела в соответствии с действующим законодательством. Начальник и специалисты отдела за совершение коррупционных правонарушений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отдел осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, а также с другими ведомствами, государственными и общественными организациями в соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области, положением о Министерстве социальных отношений Челябинской области, положением об отделе защиты семьи и детей. Порядок деятельности отдела, организация контроля и проверки его работы осуществляются в соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты Челябинской области.