Деятельность социального работника в пенитенциарных учреждениях

Основные задачи социального работника, стремящегося установить, сохранить и развить социально полезные связи:

1) оценка полезности связи и в соответствии с полученной оценкой принятие мер к ее блокированию, изменению или развитию;

2) определение, в рамках, какой из упомянутых моделей осуществляется социально полезная связь, определение внутренних социальных и нравственных резервов заключенного в целях повышения уровня связи, наличия возможностей для развития связи у ее объекта;

3) помощь заключенному в оценке объекта связи, раскрытие перед ним возможных перспектив поддержания связи с данным объектом, предостережение его от необоснованных иллюзий и заблуждений относительно социальных перспектив данной связи;

4) оказание социально-психологической защиты заключенному при крушении социально полезных связей путем замещения ценностей, нахождения иного объекта связи или вступления в контакт с прежним объектом с целью изменить его поведение;

5) содействие в розыске или подыскании объекта (например, помощь в поиске родственника или друга, координаты которого неизвестны);  

6) оказание содействия в развитии навыков социального самоконтроля;

7) помощь в устранении препятствий к установлению и поддержанию социально-полезных связей [19, с.136].

Социальный работник в пенитенциарных учреждениях РФ выполняет следующие функции.

1. Совместно с осуждёнными и администрацией ИГУ составить план обучения и работы в период лишения свободы.

2. Помощь осуждённым в преодолении психологического кризиса в связи с нахождением их под арестом.

3. Содействие в адаптации заключенных к среде ИТУ.

4. Организация свободного времени и культурного досуга осуждённых.

5. Защита и наблюдение за соблюдением прав и свобод осуждённых.

6. Правовая и психологическая помощь родственникам заключенного в решении проблем, связанных с лишением его свободы.

7. Регулирование вопросов оплаты труда заключенных.

8. Подготовка заключенного к выходу на свободу, его ресоциализация, содействие в поиске ему жилья и работы.

9. Регулирование отношений осуждённых и персонала во избежание властного произвола со стороны последних.  

10. Помощь наиболее нуждающимся группам и категориям осуждённых: несовершеннолетние, молодёжь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды и т. д.

11. Развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенным и внешним миром.

12. Повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания с помощью установления социально-позитивных, социальных связей с другими лицами, помощь в изменении социального статуса.

13. Помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые с одной стороны соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания. С другой стороны влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические, социальные издержки для наказуемого.

14. Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания.

15. Помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его культурного развития и социальных интересов.

16. Содействие заключенному в получении помощи от специалистов.

17. Организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды).

18. Помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, сферы социального интереса (работа, семья, религия, учеба, спорт).

19. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

20. Социальное развитие и прогноз развития управления [22, с.125].

В рамках современной пенитенциарной системы существует определённая специфика в деятельности социальных работников: социальный работник должен зачастую брать на себя смежные функции работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе, упразднённых из-за финансовых трудностей.

Итак, функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала ИТУ.

В практике деятельности специалиста по социальной работе принято выделять два основных аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовая и психологическая поддержка.

Психологическая поддержка.

Оказавшись в ИТУ, любой человек переживает психологический стресс. Осужденного переполняет чувство якобы учиненной несправедливости и собственной неполноценности. Его мучит страх неизвестности. Осужденный понимает, что длительное время никто не будет интересоваться его судьбой и состоянием. Выраженный психологический дискомфорт требует разрядки. По данным статистики, треть насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, как следствие психического стресса. Именно поэтому в пенитенциарной системе необходимо создать психологическую службу с квалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников [17, с.56].

Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. Она приобрела законодательную основу. В местах лишения свободы стали создаваться психологические лаборатории. Психологическая функция социального работника состоит в диагностике личности осужденного и разработке совместно с администрацией ИТУ программы перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным.

Важнейшим компонентом психологической поддержки осужденных служит организация социальным работником осмысленного досуга в ИТУ. «Задачи воспитательного воздействия во время досуга, - отмечает немецкий криминолог Г.Й. Шнайдер, - сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не только не разрушала социально полезных связей осужденных, но и способствовала укреплению их семейных и родственных отношений [5, с.264].

Итак, основными направлениями психологической поддержки пенитенциарной социальной работы выступают:

1) изучение личности осужденного и становление его «преступной карьеры»;

2) разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным;

3) социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений;

На личность человека в условиях социальной изоляции воздействуют разного рода психогенные факторы, которые приводят к невротическим реакциям, суицидальным попыткам, психическим расстройствам. Тюремное заключение часто приводит к необратимым изменениям в психике. В исследовании В. И. Лебедева, которое посвящено анализу психогенных факторов экстремальных условий, приведено 7 групп факторов, отрицательно воздействующих на психику человека в экстремальных условиях:

1)        групповая изоляция;

2)        монотонность;

3)        изменение восприятия пространственной структуры;

4)        одиночество;

5)        информационная истощаемость;

6)        угроза для жизни и здоровья;

7)        десинхронизация ритмов сна и бодрствования [18, с.8].

Одним из примеров экстремальных условий можно считать пребывание в местах лишения свободы. Первым фактором, воздействующим на психику заключенного, является групповая изоляция. Заключенный находится в относительно небольшом коллективе таких же «страдальцев», как и он сам. Они постоянно вынуждены общаться друг с другом. Групповая изоляция сопровождается постоянной публичностью и невозможностью уединиться, поэтому через некоторое время после попадания в заключение у человека развивается состояние, которое Р. Амундсен назвал «экспедиционным бешенством», а Т. Хейердал - «острым экспедиционизмом». Последний дал такое описание: «Это психологическое состояние, когда самый покладистый человек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются». В результате в коллективе осужденных появляется напряженность во взаимоотношениях, растет количество конфликтов, в поведении усиливается открытая враждебность и, как следствие всего этого, появляются изолированные и отвергаемые члены группы. Их появление закреплено так называемым «воровским законом», и они, как правило, уже не в силах повысить свой статус в уголовной иерархии [32, с.83].

Для разрешения всех психологических проблем, имеющихся у заключенного, социальный работник в рамках своей компетенции должен разрабатывать программы перевоспитания, исправления осужденных.

Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденные нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализации осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. По исследованиям практики применения наказания в федеральной системе США, американский ученый Даниэл Глейзер установил, что продолжительное образование снижает рецидив. Следовательно, нужно использовать средства обучения в перевоспитании осужденных [9, с.7].

Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдается санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Так по результатам данными общественными организациями на 1 января 1998г. В следственных изоляторах содержалось на 58.8 % людей больше чем положено по государственному стандарту. А также 18-20 кв.м. на 38 человек, то есть 0.4 кв.м. на человека [16, с.265].

Широкое применение репрессий в значительной форме обусловлено формирование у населения своеобразного правосознания связанного с применением к осужденному жесточайших мер.

Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения осужденных и общества. Ведь наказывается человек лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о том, что никакие меры не принимаются, особенно на уровне законодательства. Было принято около 40 указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов (Федеральный закон «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс» и др.).

Одобрена концепция реорганизации уголовно - исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, которое представляет собой комплекс организационных мероприятий проводимых на основе норм уголовно-исполнительного законодательства направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Значение материально-бытового обеспечения осужденных проявляется в том, что хорошо налаженный быт способствует нравственному изменению личности осужденного, закреплению положительных привычек, приучает его к порядку и дисциплине. Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание надлежащих жилищно-коммунальных условий, организации питания, вещевого обеспечения и торгового обслуживания. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ.

Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника. Который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы, при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям. Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. Причем, необходимо отметить, что отправление религиозного культа очень важно для многих осужденных, так как из общего числа осужденных верующим считает себя каждый третий. Работа конфессиональных организаций, приобщение к вере, способствует улучшению взаимоотношений, укреплению дисциплины и порядка, расширяют контакты с внешним миром, определяют возможность покаяния за содеянное, оказывают помощь в нравственном воспитании, организации быта и досуга, трудового устройства.

Деятельность социального работника должна быть направлена на максимально эффективное сотрудничество с религиозными организациями. В обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы, обеспечение жильем и работой, или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными, не имеющими никакой специальности, получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

Труд осужденных в основном регулируется законодательством РФ о труде. В первую очередь это кодекс законов о труде, в соответствии с которым на осужденных без каких-либо ограничений и изъятий распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие рабочее время и время отдыха, нормы труда, заработную плату, гарантии и компенсации, трудовую дисциплину и охрану труда.

В соответствии с указанными нормами, осужденные к ограничению свободы, имеют право на оплачиваемый отпуск, пособия по временной нетрудоспособности, льготы предоставляемые женщинам и молодежи, в том числе связанные с обучением, на осужденных к ограничению свободы распространяется государственное социальное страхование. В соответствии с этими нормами социальный работник обязан контролировать выполнение всех этих условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потери кормильца и других оговоренных законом случаев. Без каких-либо дискриминаций в отношении к осужденным [14, с.128].

В функции социального работника также входит, контроль за медицинским обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания т обеспечивать больным необходимые условия для лечения.

В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: «Осужденным, отбывающим ограничение свободы, гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи. Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан».

Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия [24, с.62].

Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов, контролеров и социальных посредников.

Актуальной задачей общей теории социальной работы стала необходимость разработки единого теоретического обоснования пенитенциарной социальной работы. Этого настоятельно требует опыт практической деятельности пенитенциарной системы. Преобразование последней, равно как и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одних только МВД Минюста РФ невозможно. Необходимы независимые общественные институты гражданского общества, которые могли бы эффективно контролировать и регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа.